План работы по самообразованию 2021-2026 гг.
материал

Баданина (Галкина) Наталья Станиславовна

план работы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx40.98 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСК ДЕТСКИЙ САД № 38 «ДОМОВЕНОК»

План работы по  самообразованию по теме:

 «Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

через дидактические игры»

Воспитатель:

Баданина  Наталья Станиславовна

на 2021 – 2026 учебный год.

г. НИЖНЕВАРТОВСК, 2021

План самообразования

ДОУ работает над проблемой: "Формирование экологической культуры детей через ознакомление с родным краем"

Тема самообразования: «Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста  через дидактические игры»

Цель:  Формирование экологической культуры детей  старшего дошкольного возраста, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:

1.Формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы.

2.Развитие способностей детей к познанию мира природы.

3.Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни.

4.Воспитание гуманного отношения к живым организмам.

Перечень вопросов по самообразованию:

- изучение психолого-педагогической литературы;

- разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

- проектная и исследовательская деятельность;

- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности детей;

- продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;

- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно – воспитательного процесса.

Форма самообразования: индивидуальная.

Актуальность:

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего мир

 Природы с безграничным богатством явлений,

 с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский.

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду.

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка), что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни.

Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их нужно учить, не рвать красивые цветы, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Не должны употребляться в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».

У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону (начать с малого: не бросать мусор на улице). Дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребёнок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.

Хочется отметить тот факт, что мало кто из ребят любовался распустившимися цветами. Иногда возникало ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевлённым объектам. Порой они восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут раздавить бегущего по тропинке муравья. Это говорит о слабых, поверхностных знаниях детей о природе, к её объектам.

Откуда у эмоционально отзывчивого ребёнка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологической неграмотности: папа сломал ветку и отмахивается от комаров; видит, что дети качаются на деревьях и равнодушно отворачивается. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в быту и природе.

Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого необходимо знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

И как говорилось выше, дошкольное детство благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, учить играя.

Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра.

Экологические игры- это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Знания о природе полученные детьми при помощи дидактической игры, влияют на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы.

Перспективный план самообразования

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов)

2021-2022

Изучение научно-методической и учебно-методической литературы.

Изучение периодической печати.

Посещение библиотек.

Знакомство с работами других педагогов.

Ведение собственной картотеки литературы и периодической печати по теме.

Прогностический

Определение целей и задач темы.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

Прогнозирование результатов

Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы)

2022-2023

Участие в тренинге личностного роста и семинарах.

Публикация «Из опыта работы» (статья, доклад) на сайте.

Практический

Внедрение опыта работы.

Формирование методического комплекса.

Корректировка работы.

Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе)

2023-2024

Составление перспективно-тематического планирования в соответствии с ФГОС.

Выступления на педсоветах, заседаниях МО, показ открытых занятий, участие в семинарах, участие в заочных всероссийских и международных конференциях, вебинарах, публикации в сборниках научных статей, журналах, газетах, участие в городских, региональных, республиканских, всероссийских и международных конкурсах профессионального мастерства, участие воспитанников в разнообразных конкурсах.

Обобщающий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта своей работы

2024-2025

Участие в работе городского МО педагогов, в городских семинарах.

Участие и результаты в муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсах.

Консультативная помощь воспитанникам и родителям.

Ведение профессионального портфолио.

Оформление результатов работы.

Итогово -контрольный

Внедренческий

Подведение итогов.

Оформление результатов работы.

Распространение опыта своей работы.

2025-2026

Участие во всероссийских конкурсах на лучшую методическую разработку.


Реализация данной темы рассчитана на пять лет

2021-2022 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Проанализировать свои профессиональные затруднения.

Планирование работы по самообразованию.

• определение содержания работы по самообразованию;
• выбор вопросов для самостоятельного углублённого изучения.

Изучить ФГОС дошкольного образования.

Сентябрь

2.

Провести вводную диагностику детей с учетом темы по самообразованию.

Сентябрь-октябрь

3.

Изучение научно-методической литературы:

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.

Октябрь

4.

Создание экологического уголка.

Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала)

Ноябрь

5.

Создание предметно-развивающей среды.

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы.

Декабрь

6.

Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице

Январь

7.

Анкетирование родителей.

Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем».

Февраль

.

8.

Изготовление дидактических игр, пособий  по экологии.

Март

9.

Выступление на педсовете «Экологическое воспитание детей в детском саду».

Апрель

10.

Проведение районной экологической олимпиады "Природа вокруг нас" для детей дошкольного возраста.

Май

11.

Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме

самообразования

Май

12.

Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой.

В течение года

13.

Изучение работы педагогов региона: (через публикации в периодической печати, сайты).

В течение года

14.

Собрать банк данных по теме «Формирование основ экологической культуры в процессе дидактических игр»: презентации, статьи.

В течение года

15.

Систематизировать накопленные и последующие материалы по теме «Формирование основ экологической культуры в процессе дидактических игр»

В течение года

16.

Разработать игровые занятия с учетом ФГОС

В течение года

2022-2023 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Изучить литературу «Сюжетно – дидактические игры с экологическим содержанием»

Сентябрь

3.

Проведение и заполнение карты наблюдения за детьми, и выявление индивидуального уровня экологического развития детей на начало и конец учебного года.

Сентябрь, май

4.

Пополнение предметно-развивающей среды в группе.

Сентябрь-октябрь

5.

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива

Октябрь

6.

Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей.

Ноябрь

7.

Медиатека познавательно-экологического содержания «Звуки природы». Подбор DVD дисков по изучаемым темам.

Декабрь

8.

Разработать конспекты этических бесед по экологии «Ключи природы».

Дидактические игры по экологическому развитию

Январь

9.

Подбор материала для оформления картотеки по теме: «Деревья», «Растения», «Птицы», «Насекомые», «Цветы»

Февраль

10.

Создание презентации: "Формирование экологической культуры дошкольника"

Март

11.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.

Апрель

12.

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка.

Май

13.

Диагностика динамики за два года по своей теме:

- входной контроль;

- промежуточный контроль;

- итоговый контроль.

Октябрь

Февраль

Май

14.

Составление картотеки публикаций по теме.

В течение года

15.

Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций.

В течение года

16.

Участие в конкурсах, в т.ч. участие воспитанников.

В течение года

17.

Подготовка консультации для родителей по теме самообразования.

В течение года

2023-2024 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Изучение опыта работы педагогов региона (через публикации в периодической печати, сайты).

В течение года

3.

Разработка конспектов занятий по экологии.

Сентябрь-октябрь

4.

Открытое занятие для педагогов ДОУ.

Октябрь

5.

Изучить статьи по теме самообразования.

Ноябрь

6.

Консультация для молодых специалистов "Дидактические игры и их влияние на экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Декабрь

7.

Оформление выставки "Выставка дидактических игр и пособий по экологическому образованию дошкольников."

Январь

8.

Анкетирование родителей на тему «Совместная игра с членами семьи в домашних условиях»

Февраль

9.

Итоговое занятие по экологии с использованием дидактических игр.

Март

10.

Соотнесение полученных результатов с запланированными. Самоанализ.

Май

11.

Подготовка статей для публикации в педагогических изданиях.

В течение года

12.

Публикации в Социальной сети работников образования разработок занятий и внеклассных мероприятий, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников

В течение года

13.

Выступление на педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

В течение года

14.

Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками.

В течение года

15.

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

В течение года

2024-2025 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме.

Октябрь

3.

Коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы.

Ноябрь

4.

Подвести сравнительный итог по теме реализации плана за 2 года.

Май

5.

Посещение с обсуждением открытых занятий.

В течение года

6.

Творческие отчеты о ходе самообразования на МО.

В течение года

7.

Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.

В течение года

8.

Участие в конкурсах: районных, городских всероссийских.

В течение года

9.

Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.

В течение года

10.

Принимать активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждение.

В течение года

11.

Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

В течение года

12.

Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

В течение года

2025-2026 учебный год

Содержание работы

Сроки

1.

Корректировка плана работы по теме.

Сентябрь

2.

Пройти курсы повышения квалификации.

Декабрь

3.

Подготовка к аттестации. Изучение нормативной базы.

Изучение «Положения о порядке педагогической аттестации»

Сентябрь-

Январь

4.

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей).

Ноябрь-

Март.

5.

Открытое занятие, организованное для педагогов дошкольного учреждения.

Декабрь

6.

Оформление папки с результатами новых разработок.

Апрель - май

7.

Распространение педагогического опыта работы через интернет.

В течение года

8.

Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме самообразования: «Формирование основ экологической культуры в процессе дидактических игр"

Май

9.

Продолжить работу над выбранной методической темой.

В течение года

10.

Изучать опыт работы лучших воспитателей района, города, по результатам конкурсов «Воспитатель года», через Интернет

В течение года

11.

Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании обучении детей  дошкольного возраста в соответствии с методической темой.

В течение года


Пути, способы решения проблемы

сроки выполнения

Результат, форма отчетности

Отметка о выполнении

Работа с документами (нормативно-правовая база по теме самообразования):

Методическая работа (работа с педагогами):

Формы работы

Название месяца

Выход темы

Выполнено или нет

1.

Выступление на педсовете «Экологическое воспитание детей в детском саду».

Апрель

2022 г.

Педсовет

2.

Отчет о проделанной работе на совете педагогов по теме самообразования.

Май

2022г.

Педсовет

3.

Посетить занятия опытных педагогов, занимающихся данной проблемой.

В течении

2021-2022 г.

4.

Открытое занятие для педагогов ДОУ.

Октябрь

2022 г.

МАДОУ

5.

Консультация для молодых специалистов "Дидактические игры и их влияние на экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Декабрь

2022 г.

МАДОУ

6.

Оформление выставки "Выставка дидактических игр и пособий по экологическому образованию дошкольников."

Январь

2022 г.

МАДОУ

7.

Итоговое занятие по экологии с использованием дидактических игр.

Март

2022 г.

МАДОУ

8.

Выступление на педагогических советах, семинарах, педагогическом часе, проведение мастер-классов по теме.

В течение

2022-2023 г.

Педсовет, семинар

9.

Коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы.

Ноябрь

2023 г.

МАДОУ

10.

Посещение с обсуждением открытых занятий.

В течение

2023-2024 г.

МАДОУ

11.

Творческие отчеты о ходе самообразования на МО.

В течение

2023-2024 г.

МАДОУ

12.

Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.

В течение

2023-2024 г.

13.

Отчет о проделанной работе на педагогическом совете по теме  самообразования: «Формирование основ экологической культуры в процессе дидактических игр"

Май

2024 г.

Педсовет

Работа с родителями:

Формы работы

Название месяца

Выход темы

Выполнено или нет

1.

Подготовка и организация выставки: «Дары природы» (использование природного и бросового материала)

Октябрь

2021 г.

МАДОУ

2.

Дать родителям информацию о прогулках в детском саду, мероприятиях и видах деятельности на улице, подвижных играх. Воспитывать желание активно с детьми проводить время на улице

Январь

2022 г

МАДОУ

3.

Анкетирование родителей.

Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем».

Февраль

2022 г.

МАДОУ

4.

Советы и рекомендации для родителей о важности активного отдыха на улице, участии родителей в играх, воспитывать заинтересованность к нуждам и потребностям ребёнка.

Май

2022г.

МАДОУ

5.

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива.

Октябрь

2023 г.

МАДОУ

6.

Приобщать семьи к сотрудничеству с детским садом, обучить родителей совместной продуктивной деятельности с детьми. Развивать творческие способности детей и родителей.

Ноябрь

2023 г.

МАДОУ

7.

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.

Апрель

2023 г.

МАДОУ

8.

Привлечь родителей к подготовке группы, участка к летнему периоду работы.

Май

2023 г.

МАДОУ

9.

Организация для родителей дней открытых дверей, посещение игровых занятий, консультаций.

В течении

2022-2023 г.

МАДОУ

10.

Подготовка консультации для родителей по теме самообразования.

В течении

2023-2024 г.

МАДОУ

11.

Анкетирование родителей на тему «Совместная игра с членами семьи в домашних условиях»

Февраль

2024 г.

МАДОУ

12.

Проведение тематических родительских собраний, консультаций, оформление уголков для родителей.

В течение

2024-2025г г.

МАДОУ

13.

Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых занятий, круглого стола для родителей).

В течение

2025-2026 г.

МАДОУ

Работа с литературой:

Прописывается перечень литературы изучаемой в течении года

Название месяца

Выход темы

Выполнено или нет

Изучение научно-методической литературы:

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей.

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию.

Октябрь

2021 г.

МАДОУ

Изучить литературу «Сюжетно – дидактические игры с экологическим содержанием»

Сентябрь 2022г.

МАДОУ

Изучить статьи по теме самообразования.

Ноябрь

2022 г.

МАДОУ

Изучение методической литературы и новинок методической литературы по данной теме.

Октябрь

2022 г.

МАДОУ

Коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы.

Ноябрь

2023г.

МАДОУ

Литература:

  1. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 20142.Журнал
  2. Журнал «Ребенок в детском саду».
  3. Журнал «Воспитатель ДОУ»
  4. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. С-П.: «Детство — пресс» — 2006г.
  5. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. — 116 с.
  6. Лучич М. В. Детям о природе. М., Просвещение, 1990.
  7. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения. - М.: Просвещения, 2002.- 144с.
  8. Новоселова С. Л. Игра дошкольника. — М.: Просвещение, 1989. — 188 с.
  9. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. — М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. — 432с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

План повышения квалификации на 2021-2026 гг

План повышения квалификации педагога...

План профессионального развития на 2021-2026

Индивидуальный план профессионального развития на 2021-2026 г.г.воспитателя МАДОУ «Детский сад «Гусельки»Васильевой Татьяны Алексеевны...

План профессионального развития на 2021-2026

Индивидуальный план профессионального развития на 2021-2026 г.г.воспитателя МАДОУ «Детский сад «Гусельки»Сулаймановой Назиры Артанбековны...

План по самообразованию План работы по самообразованию Тема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

План по самообразованию План работы по самообразованиюТема: « Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»...

План самообразования 2021-2026

План самообразования учителя-дефектолога...