«Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии М.В. Крулехта «Лесенка трудового процесса»
материал (старшая группа)

Подолянская Татьяна Анатольевна

Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности маленького человека. В дошкольном возрасте у ребенка насыщенный эмоциональный фон, он особенно чувствителен к различным культурным проявлениям. Воспитание эстетически-художественных компетенций является важным условием приобщения ребенка к культуре. Цель эстетического развития дошкольника направлена на общее развитие, духовное, нравственное, интеллектуальное. Для достижения цели, необходимым условием является реализация задач, через которые ребенок овладеет знаниями художественно-эстетической культуры, получит условия для развития способностей к художественно-эстетическому творчеству и эстетическому воспитанию.

Художественно-эстетическое развитие ребенка, предполагает создание следующих условий:

  • обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
  • организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры;
  • предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;
  • поддержка детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podolyanskaya_t.a.lesenka_trudovogo_protsessa.doc252.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии М.В. Крулехта

«Лесенка трудового процесса»

МАДОУ ДС №68 «Ромашка»

Подолянская Татьяна Владимировна,

воспитатель

«Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному Творчеству».

Н.А. Ветлугина

Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности маленького человека. В дошкольном возрасте у ребенка насыщенный эмоциональный фон, он особенно чувствителен к различным культурным проявлениям. Воспитание эстетически-художественных компетенций является важным условием приобщения ребенка к культуре. Цель эстетического развития дошкольника направлена на общее развитие, духовное, нравственное, интеллектуальное. Для достижения цели, необходимым условием является реализация задач, через которые ребенок овладеет знаниями художественно-эстетической культуры, получит условия для развития способностей к художественно-эстетическому творчеству и эстетическому воспитанию.

Художественно-эстетическое развитие ребенка, предполагает создание следующих условий:

  • обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;
  • организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры;
  • предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;
  • поддержка детской непосредственности, поощрения, стимуляция фантазии и воображения ребенка.

В основе ФГОС ДО заложены следующие основные принципы:

  • поддержка специфики и разнообразия детства;
  • сохранения уникальности и самооценки детства, как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребенка как обязательное требование ко всем взрослым участникам образовательной деятельности;
  • осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В реализации художественно-эстетического направления, в рамках ФГОС ДО, создаются широкие возможности для творческого самовыражения детей: поддерживающие инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов. Происходит вовлечение детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, освоение различных средств, материалов, способов реализации замыслов (в том числе и в совместной детской деятельности).

В изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, художественном конструировании:

  • экспериментирование с цветом, составление композиции;
  • осваивание различных художественных техник (таких как оригами, папье –маше, разрывная аппликация);
  • использование разнообразных материалов (разные виды конструкторов, пластилин, глину, бумагу, ткань, природный материал) и средства (кисточки, карандаши, ножницы и др.).

Для того чтобы реализовать в полной мере требования федерального

стандарта по художественно-эстетическому развитию, необходимо создать

систему работы по данному направлению, обеспечивающую эмоциональное

благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного,

творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Система работы по художественно-эстетическому развитию включает в себя следующие компоненты, тесно взаимосвязанные между собой:

  • создание развивающей предметно-пространственной среды;
  • работа с педагогами;
  • работа с детьми;
  • работа с родителями;
  • взаимодействие с социальными партнерами.

Как сделать процесс рисования оригинальным, интересным, даже удивительным? Можно использовать необычные техники рисования, привлекать самые нетрадиционные материалы и красители.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

Для того чтобы ребенок смог выполнить без ошибочно заданную работу, мы используем технологию М.В. Крулехта «Лесенка трудового процесса». Актуальность технологии М.В. Крулехт заключается в том, что данная технология позволяет решать задачи, определённые стандартами дошкольного образования. Дети дошкольного возраста к окончанию ДОО учатся планировать свою деятельность, подводить итоги работы, проявляют самостоятельность и инициативность, не испытывают проблем во время обучения в образовательных учреждениях.

На магнитной  доске прикрепляются обозначения  этапов трудового процесса и набор карточек с условными обозначениями, которые выстраиваются в определенной последовательности по принципу лесенки.

С помощью данной лесенки ребенок может контролировать последовательность трудового процесса, что в итоге приведет к достижению поставленной цели. Знакомство с лесенкой следует начинать в совместной деятельности.

Первая ступенька- это наша цель, т.е. то, что мы хотим изготовить.

Вторая ступенька, – какие материалы нужны для работы.

Третья ступенька – инструменты

Четвертая – пошаговая инструкция, что за чем идет.

Пятая ступенька – итог нашей работы.

Использование лесенки трудового процесса перед занятием можно обсудить с детьми, что они будут делать, какие инструменты и материалы им для этого понадобятся. Все выше сказанное зарисовывается в произвольном порядке. Но некоторые карточки, постоянно используемые в работе, могут быть сделаны качественно. Например, ножницы, клей, кисточка, бумага и т.д. Это делается для того, чтобы на занятии не тратить время на обсуждение и зарисовку. Единственное, что предлагается детям, это расставить на лесенку уже готовые картинки в правильной последовательности. В процессе работы периодически  нужно обращать внимание детей на лесенку. Напоминая им последовательность действий.

На сегодня известно много видов техник прикладного творчества. Я

хочу рассказать вам об одной из них – «Айрис Фолдинг». Эту технику называют также "радужным складыванием".

Техника айрис фолдинг не требует специальных инструментов, что

позволяет сделать её доступной для всех и каждого.

Достоинств айрис фолдинга в развитии ребенка довольно много. Занятия айрис фолдингом помогают развивать внимание, наблюдательность,

творческое воображение конструктивное мышление ребят, их художественный вкус. Позволяет развивать у детей умение логически

мыслить: находить сходства и различия, выделять существенное,

устанавливать причинно – следственные связи. Активизируется вся

мыслительная деятельность. Параллельно с этим происходит сенсорное

развитие детей в процессе знакомства с цветом, формой и величиной

предмета.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Эстетическое воспитание – необходимое условие развития человека высокой культуры.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этот период у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, формируется личная активность, происходят качественные изменения в творческой деятельности.

Эстетическое воспитание призвано активизировать деятельность самого дошкольника, поскольку важно научить его не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер, развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает к эстетическим ценностям.

Литература:

  1. Баранова, Е. В., Савельева, А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2–7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 288 с.]
  2. Бутенко, Н. В. Теоретико-методологический регулятив художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста: теоретико-методологический аспект: монография. — М.: ВЛАДОС, [2012. — 410 с.]
  3. Веракса, Н. Е., Комарова, Т. С., Васильева, М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант). — М.: Мзаика-Синтез, [2014. — 368 с.]
  4. Голоменникова, О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5–7 лет с народным искусством. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 205 с.]
  5. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 315 с.]
  6. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 264 с.]
  7. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, [2010. — 296 с.]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе сказки»

Одним из самых действенных средств социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, их повед...

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...

Пособие по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возрастав процессе декоративно–прикладной деятельности

Ах! Чуть жив от восхищенья!Чудо всем на удивленье:Расписные медвежата,Барыни, коньки, утята,Расписные даже хрюшки –Царство дымковской игрушки!Удивительному чудуМы поклонимся не разИ о дымковской...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии критического мышления в образовательном процессе ДОУ

Сегодня основным направлением педагогики  является новое качество образования, ориентированное на формирование у детей способностей развиваться всю жизнь. Технология критического мышления являетс...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования («Ниткография») в группе Ягодка» Кружок «Цветные фантазии».

Программное содержание:Программное содержание: - вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы;- развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание о...