Инструментарий педагогической диагностики в первой группе раннего возраста (с 2 до 3 лет)
материал

Скустова Татьяна Анатольевна

Инструментарий педагогической диагностики в первой группе раннего возраста (с 2 до 3 лет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика педагогического процесса в первой группе раннего возраста (с 2 до 3 лет)

Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизации работы с группой детей.

Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», Художественно-эстетическое развитие», «Физическое  развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости  индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребёнком содержания образовательной программы  ДО. В ходе образовательной деятельности педагоги  создают диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения индивидуально каждым ребёнком необходимыми знаниями пообразовательным областям:

  • Высокий уровень - 2 балла, ребёнок выполняет все параметры оценки самостоятельно (нормативные варианты развития).
  • Средний уровень - 1 балл, ребёнок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого (имеются проблемы в развитии ребёнка, а также незначительные трудности  организации педагогического процесса в группе).
  • Низкий уровень - 0 баллов – ребёнок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает или выполняет некоторые параметры (несоответствие  развития ребёнка возрасту, а также необходимость корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру / данной образовательной области).

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования принимают участие в обсуждении детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.

Таблицы  педагогической диагностики во 2 группе раннего возраста заполняются 1 раза в год –  в конце учебного года, так как  в начале учебного года у малышей протекает адаптационный период.

Технология работы с таблицами следующая:

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребёнка проставляются баллы (уровни) в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается и выставляется  итоговый  бальный показатель по каждому ребёнку, который соответствует высокому, среднему или низкому уровню.  Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребёнка и проведения индивидуальной работы по результатам стартовой диагностики по улучшению качества освоения основной образовательной программы ДО.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, высчитывается итоговый показатель в % по группе.  Подсчитывается количество детей в %  с высоким, средним, низким уровнями (количество детей с высоким, средним, низким уровнем делится на общее количество детей в группе). Этот показатель необходим для  ведения учёта общегрупповых  промежуточных результатов освоения основной образовательной программы ДО.

Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов.

Инструментарий педагогической диагностики в 1 группе раннего возраста (2-3 года). Н.В. Верещагина

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений,  ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня  сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки. В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно. Когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация ожжет быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы:

  • наблюдение;
  • проблемная (диагностическая) ситуация;
  • беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;
  • подгрупповая;
  • групповая.

Описание инструментария по образовательным областям

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  • Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника и взрослого. Проявляет интерес к совместным играм со сверстниками и взрослым.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.

Форма проведения: подгрупповая.

Задание: фиксировать характер игровых действий ребёнка.

  • Проявляет отрицательное отношение к порицаемым личностным качествам сверстников. Проявляет элементарные правила   вежливости.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Материал: сказка «Колобок».

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Что случилось с колобком?». Кто его обхитрил? Какая лиса?»

Метод: наблюдение.

Материал: ситуация встречи / прощания со взрослым.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Посмотри, к нам пришёл гость. Что нужно сказать?».

Образовательная область «Познавательное развитие»

  • Узнаёт и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных, некоторые овощи и фрукты.

Методы: беседа.

Материал: игрушки-муляжи животных, овощей, фруктов.

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Что / Кто это?».

  • Группирует однородные предметы, выделяет один и много.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, одного разного цвета, но одного размера, муляжи яблок и бананов.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Найди всё красное, всё круглое, всё большое. Сколько яблок?»

Образовательная область «Речевое развитие»

  • Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»).

Методы: проблемная ситуация.

Материал: сюжетные картинки (кот спит, птичка летит, конфета на столе).

Форма проведения: индивидуальная.

Задание: «Скажи, кто спит? Что делает кот? Что лежит на столе?».

  • Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Методы: наблюдение.

Материал: сказки для восприятия детьми.

Форма проведения: подгрупповая, групповая.

Задание: «Слушайте внимательно сказку «Колобок».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

  • Знает назначение карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: выбор карандашей, фломастеров, красок и кисти, клея, пластилина.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: «Нарисуй / приклей / слепи».

Образовательная область «Физическое развитие»

  • Умеет брать, держать, переносить, класть,  бросать, катать мяч.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.

Материал: мячи.

Форма проведения: групповая, подгрупповая.

Задание: «Сейчас мы будем играть с мячом».

Диагностическая карта наблюденийиндивидуального развития детей

(Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)

Возрастная группа: ________________________________                                                                Воспитатели:___________________________

п/

Разделы

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Ребенок в семье и сообществе

Формирование основ безопасности

ФИО

ребёнка

Проявляет отрицательное

отношение  к

порицаемым личностным качествам сверстников

Проявляет элементарные навыки вежливого обращения, поведения: здоровается, прощается, обращается с просьбой спокойно, употребляя слова

«спасибо» и «пожалуйста».

Самостоятельно надевает одежду и обувается, застегивает застежки, исправляет непорядок в одежде, пользуется ложкой,

носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком

Выполняет простейшие трудовые действия, элементарные поручения воспитателя, связанные с подготовкой какой-либо деятельности, приемом пищи или уборкой группового помещения, в уголке природы

Знает своё имя

Знает  имена членов своей семьи

Ориентируется в помещении группы, на участке

Имеет элементарные представления о правилах  безопасного поведения в природе, на дороге, знаком с некоторыми видами транспортных средств, с понятиями «можно — нельзя», «опасно»

Знаком с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами,

в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться)

Итоговый показатель по каждому ребёнку

(среднее значение)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1.

2.

3.

Всего детей:

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Всего %

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Уровневые показатели: Высокий уровень – 18-13 баллов     Средний уровень – 12-6 баллов   Низкий уровень -  5-0 баллов

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей

(Образовательная область «Познавательное развитие»)

Возрастная группа: ________________________________

п/п

Разделы

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

Ознакомление

с миром природы

Формирование элементарных

математических представлений

Ознакомление с предметным окружением, социальным миром

ФИО

ребёнка

Развит сенсорный опыт в игре с дидактическим материалом

Умеет   сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных

предметов по одному из сенсорных признаков — цвету, форме, величине

Узнаёт и называет игрушки, некоторых домашних и диких животных,их детёнышей,  некоторые овощи и фрукты

Имеет элементарные представления о сезонных явлениях в природе

Умеет ориентироваться в частях собственного тела, в помещениях группы и участка

Умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по назначению, цвету, форме, размеру

Различает обобщающие понятия:

игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.

Узнаёт и называет некоторые трудовые действия, знает название села

Итоговый показатель по каждому ребёнку

(среднее значение)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1.

2.

3.

Всего детей:

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Всего %

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Уровневые показатели: Высокий уровень – 16-14 баллов     Средний уровень – 13-6 баллов   Низкий уровень -  5-0 баллов. Воспитатели:

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей

(Образовательная область «Речевое развитие»)

Возрастная группа: ________________________________

п/п

Разделы

Развитие речи

Приобщение к художественной литературе

ФИО

ребёнка

Сопровождают речью игровые и бытовые действия

По просьбе взрослого проговаривает слова, небольшие фразы из 2–4 слов

Отвечает на простейшие вопросы («Кто?», «Что?», «Что делает?»)  и более сложные («Во что одет?», «Что

везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»).

Отчетливо произносит изолированные гласные и согласные звуки (кроме свистящих, шипящих и сонорных)

Может рассказать об изображённом  на картинке, об игрушке, о событии из личного опыта, отвечать на вопросы (Кто, что это?Что делает?)

Может прочитать наизусть стихотворение при помощи взрослого,

договаривать слова, фразы при

чтении воспитателем знакомых стихотворений

Принимает участие в драматизации сказок, потешек, стихотворений

Слушает стихи, сказки, небольшие рассказы без наглядного и с наглядным сопровождением

Итоговый показатель по каждому ребёнку

(среднее значение)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1.

2.

3.

Всего детей:

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Всего %

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Уровневые показатели: Высокий уровень – 16-14 баллов     Средний уровень – 13-6 баллов   Низкий уровень -  5-0 баллов.

Воспитатели:

Диагностическая карта наблюдений  индивидуального развития детей

(Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

Возрастная группа: ________________________________

п/п

Разделы

Приобщение к искусству

Изобразительная

деятельность

Музыкальная

деятельность

Конструктивно-модельная деятельность

ФИО

ребёнка

Знаком с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими

Знает назначение карандашей, фломастеров, красок, кисти, клея, пластилина

Умеет рисовать предметы округлой формы, разные линии, штрихи, различать и называть основные цвета

Использует разные приемы лепки (раскатывает прямыми, круговыми движениями, сплющивать)

Проявляет активность при подпевании, выполнении танцевальных движений

Умеет выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук,

бегать на носочках, галопом; выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, передавать образы

Умеет извлекать звуки из музыкальных инструментов:

погремушки, бубна, металлофона

Узнаёт знакомые мелодии, вместе со взрослым подпевает в песне музыкальные фразы, различает звуки по высоте

Различает основные формы конструктора (кубик, кирпичик, трехгран-ная призма, пластина, цилиндр)

Со  взрослыми сооружает постройки по образцу

Итоговый показатель по каждому ребёнку

(среднее значение)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1.

2.

3.

Всего детей:

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Всего %

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Уровневые показатели: Высокий уровень – 20-15 баллов     Средний уровень – 14-7 баллов   Низкий уровень -  6-0 баллов. Воспитатели:

Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей

(Образовательная область «Физическое  развитие»)

Возрастная группа: ________________________________

п/п

Разделы

Формирование начальных представлений

о здоровом образе жизни

Физическая

культура

ФИО

ребёнка

Умеет рассказать о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности

( уши слышать, рот кушать,,.)

Умеет ходить, бегать, прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперёд не наталкиваясь на других детей

Умеет менять направление и характер движения по инструкции

Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч

Умеет ползать, подлезать под натянутую верёвку,  ползать на четвереньках,

прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места

Проявляет желание играть в подвижные игры,передавая простейшие действия некоторых пepcoнажей

Итоговый показатель по каждому ребёнку

(среднее значение)

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

н/г

к/г

1.

2.

3.

Всего детей:

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Всего %

высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Итоговый показатель по группе (среднее значение)

Уровневые показатели: Высокий уровень – 12-9 баллов     Средний уровень – 8-5 баллов   Низкий уровень -  4-0 баллов

Воспитатели:

Педагогический мониторинг образовательного процесса

Фамилия, имя ребенка

Уровни  по образовательным областям

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Итоговый результат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Всего детей: высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Всего %: высокий уровень

средний уровень

низкий уровень

Уровень освоения ООП

Воспитатели:

Заполненные таблицы позволяют сделать качественный и количественный анализ развития конкретного ребёнка и  определить общегрупповую тенденцию развития детей, что регламентировано п.3.2.2. ФГОС ДО.

Литература

1.ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки  № 1155 от 17 октября 2013г. (вступил в силу 01. января 2014г.).

2.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»  под редакцией Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой; Мозаика – Синтез, 2014.

Приложение 11

Мониторинг адаптации детей раннего возраста к условиям дома ребенка

При проведении мониторинга учитываются следующие критерии степеней адаптации:

1.Легкая адаптация

Нормализуется в течение месяца. Временное нарушение сна, аппетита нормализуется в течение 7-10 дней. Неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние, изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности) приходят в норму за 20-30 дней. Характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не меняются. Функциональные нарушения не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает.

2. Средняя адаптация.

Данный этап растягивается до 30-40 дней. Он характерен для детей до 1,5 лет. У более старших детей – при условии слабого здоровья, неустойчивости нервной системы, ошибок семейного воспитания, все нарушения выражены более ярко и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность за 20 дней, речевая активность за 30-40 дней, эмоциональное состояние за 30 дней, двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходят в норму за 30-35 дней. Взаимодействия со взрослыми и сверстниками не нарушаются. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).

3. Тяжелая адаптация.

Тяжелая адаптация может длиться от 2 до 6 месяцев. Сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации отмечается у 8-9% детей: характеризуется снижением аппетита, иногда возникает рвота при кормлении, резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечаются проявления агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени. Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников. Тесное сотрудничество воспитателей с семьей позволят облегчить адаптационный период таких детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструментарий к диагностике. Физическое развитие. Ранний возраст.

Инструментарий к диагностике. Физическое развитие. Ранний возраст....

Инструментарий к диагностике. Речевое развитие. Ранний возраст.

Инструментарий к диагностике. Речевое развитие. Ранний возраст....

Инструментарий к диагностике. Познавательное развитие. Ранний возраст.

Инструментарий к диагностике. Познавательное развитие. Ранний возраст....

Педагогические достижения в первой группе раннего возраста «Утята» за 2018-2019 учебный год

Педагогические достижения в первой группе раннего возраста «Утята» 2018-2019 учебный год...

Педагогическая диагностика развития детей раннего возраста. ФГОС ДО Белькович В.Ю.

Диагностический лист уровня развития воспитанников 1 младшей группы «Социально-коммуникативное развитие»   № п/п  ФИ ребёнкаОвладение коммунникативной деятель...

Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики второй группы раннего возраста.

В аналитической справке представлен результам промежуточной педагогической диагностики детей второй группы раннего возраста, по пяти образовательным областям....