Консультация "Реализация эколого-краеведческого направления работы ДОУ"
консультация (средняя группа)

Бекмамбетова Сияра Шевкетовна

Клнсультация на тему: "Реализация эколого-краеведческого направления работы ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult._nado_opublik.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

 МБОУ « Кольцовская средняя школа»

Структурное подразделение « Детский сад « Капитошка»

 Консультация                                                                                                                                Реализация эколого-краеведческого направления работы ДОУ

Воспитатель:

Бекмамбетова Сияра Шевкетовна

с. Кольцово 2022 г

Начиная работу по воспитанию у дошкольников любви к родному городу, краю, педагог, прежде всего, должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чём рассказать детям, особо выделив то, что характерно, только для данной местности, города, что есть только здесь.

 Краеведение в ДОУ является одним из источников обогащения детей знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирование нравственных качеств, раскрывает связи родного края с Родиной.

 Краеведение разнообразно, многолико и охватывает все отрасли знаний. Чувство патриотизма начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям, это корни, связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Воспитывая любовь к семье, мы уже прививаем любовь к Родине у детей. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился.

Поэтому большое значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно – экологическим своеобразием своего родного региона.

Формы и методы краеведческой работы

Реализацию задач по краеведению осуществляю двумя путями: выделением предмета "Краеведение", который входит в структуру познавательных занятий, и вкраплением регионального содержания в традиционные занятия. Успех зависит от форм и методов обучения и воспитания. Предпочтение при их выборе отдают  тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и их самореализации, органически вписываются в современный воспитательно-образовательный процесс. К таким формам относятся:

. Циклы занятий, включающие разные виды деятельности на основе единого содержания.

В зависимости от темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Занятия по ознакомлению детей с историей города, края проводятся в краеведческом музее, детской библиотеке. Ознакомление с растительным миром происходит в путешествии.

. Беседы используются в качестве словесного метода на занятиях и как самостоятельная форма работы с детьми на разные темы: "Почему в городе болеют растения?", "Как узнать, что человек любит свой город?", "Что бы ты сделал, если был бы Главой города?" и др.

. Экскурсии обеспечивают знакомство детей с социальным и культурным разнообразием города.

. Праздники, развлечения - народные, обрядовые, посиделки, день рождения города, края.

Дети знакомятся с культурой и традициями нашего народа, города.

. Прогулки, путешествия, походы, экологическая тропинка - эти формы незаменимы в краеведческой работе. Воспитание любви к родному краю невозможно без общения с природой, погружения в ее мир. Данная форма организации занятия дает образец гуманного отношения ко всему живому.

Вовлечение дошкольников в самостоятельную поисковую деятельность повышает познавательную и эмоциональную активность детей. Наибольший эффект дает такой метод, как постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Занятие, начатое с проблемной ситуации, взятой из реальной жизни, требует от детей умение использовать имеющие знания для ее решения.

Значимым в работе методом является метод проектов. Используя его, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, направленной на сбор, изучение, анализ, а затем презентацию материалов по взятой теме. Тему дети могут выбрать сами: "Я и моя семья", "Сделаем город лучше", "Помоги растениям" и др.

Общеизвестно огромное значение игровых методов и приемов. Их достоинство заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, содействуют концентрации внимания на учебной задаче. Игровая мотивация присутствует на каждом занятии. Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. (Методическое пособие Л.И. Соловьева "Краеведческие игры для школьников" разработано с учетом возрастных и интеллектуальных возможностей краеведческие игры для детей 6-7 лет)

 Итогом любой игры будет активная познавательная и увлеченная деятельность.

Краеведческие игры можно использовать как форму проверки знаний детей по данной теме или на итоговых занятиях.

Ознакомление с родным краем - это стержень, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Помогает связать некоторые виды деятельности перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по краеведению, разработанный на два года для старшей и подготовительной группы. Перспектива, направленная на последующую деятельность, может иметь и обратную связь не только от занятия к игре, труду, но и обратно. Полученные новые знания сделают игру интереснее, а трудовую деятельность целенаправленной и увлекательной.ПРИМЕРНОЕ планирование

Первый год (старшая группа)

1. «Осень в родном селе» Экскурсия
2. Знакомство с картой – схемой «Наше – село»
3 «История в названиях улиц» презентация исследовательских семейных проектов                                                                                                                                     4.  «Памятные места села» Экскурсии
5. «Природа вокруг нас»
6.. «Как растения дают нам кислород» (опыты, эксперименты)
7. Мы живем в Крыму
8. «Символика Крыма, района (герб, флаг, гимн)» Игра
9.Составление кроссвордов о животных, растениях степи: «Что это? Кто это?».
10. Конкурс «Герб моей семьи»

11. «Кто живет с нами рядом» знакомство с народами Крыма
12. «Традиции народов  Крыма» праздники, развлечения.
13. «Зеленые ладошки земли» Десант чистоты и порядка в детском саду
14. Творческая деятельность «Пусть цветы радуют глаз»
14. «Наше село Кольцово» путешествие по страницам журнала.
15 . «С чего начинается Родина?» КВН

Второй год (подготовительная группа)

1.Как живут наши друзья (целевая прогулка по территории детского сада, условия для жизни растений)
2. «Село, в котором я живу» Конкурс рисунков.
3. «История Крыма» Беседа с презентацией
4. «Кто живет в степях Крыма»- виртуальная экскурсия по степи
5. «Спешите творить добро!» Ситуативный практикум
6 «Города и села Крыма на карте» исследовательская деятельность
7. «Из истории крымских городов и сел» рассказы детей, подготовленные с родителями.
 8. «Флаги и гербы» Беседа с творческим заданием.
9. Д/и «Растения  вокруг нас » составление альбома
10. «Полезные богатства  Крыма» -экспериментирование
11. «Животные Крыма» изготовление макетов природных зон
12. Животные из Красной книги Крыма. Просмотр видеофильма
13. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края.
14. «День птиц» Викторина.

Краеведческая культурно-образовательная среда ДОУ.

Организация условий  для самостоятельной деятельности  детей по их выбору занимает особое место в педагогической процессе. Наличие соответствующей культурно-образовательной макро- и микросреды является непременным условием организации краеведческой работы. Формирует макросреду детского сада выставки семейного творчества, выставки детского творчества, фотовыставки, конкурсы среди педагогов, конкурсы семейного творчества, проектная деятельность, методическая библиотека, библиотека научно-популярной литературы, дидактических пособий, наглядного материала.

Активная позиция детей обеспечивается созданием в группе микросреды - уголка краеведения, в котором ребенку предоставляется возможность действовать рисовать, рассматривать книги и иллюстрации,  играть в дидактические игры, создавать коллажи и макеты, играть с использованием макетов, играть в подвижные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка дополнительного образования эколого-краеведческой направленности.

Программа рапсчитана на три года. Программа содержит пояснительную записку, состоит из 4 блоков, имеется тематический план на 2 года....

Проект по формированию эколого - краеведческих знаний у детей с ОНР в ходе реализации инновационной направленности детского сада «Хлеб – всему голова»

Цель проекта:Формирование у детей старшего дошкольного возраста научно-экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской и художественно-творческой  деятельности....

Проект по эколого-краеведческому направлению "Заповедными тропами"

Проект по эколого-краеведческому направлению "Заповедными тропами"...

Реализация эколого-краеведческого направления работы ДОУ

Формы и методы краеведческой работы ДОУ  Краеведческая культурно-образовательная среда ДОУ....

«Инновационные подходы в реализации эколого – краеведческого направления в воспитании детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» (из опыта работы)

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «в...

Консультация "Реализация эколого-краеведческого направления работы ДОУ"

Консультация для педагогов на тему: " релизация эколого-краеведческого направления работы ДОУ"...