Проект «Покормите птиц зимой»
проект (средняя группа)

Ишкильдина Кадрия Равиловна

Методическая разработка экологического проекта для детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_ishkildinoy.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

 «Экологическое образование и воспитание»;

Номинация: методическая разработка.

Проект для средней группы «Покормите птиц зимой»

Автор:  Воспитатель первой категории , Ишкильдина Кадрия Равиловна, МАДОУ «Детский сад «Родничок», п.Тюльган, Оренбургская обл.

Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Вид: фронтальный, информационный, познавательно-исследовательский, долгосрочный .
Срок реализации:  ноябрь- февраль                                                                           Возраст детей: 4-5лет.
Форма проведения: групповая

Актуальность:  Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Особенно во время снегопадов, метелей, морозов и после оттепелей, когда ветки и стволы покрыты тонким слоем льда. Холод птицам не страшен, им страшен голод. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, а помочь птицам выжить могут только люди.   Привлечение детей к оказанию помощи зимующим птицам является мощным воспитательным фактором в развитии экологического сознания, таких человеческих качеств, как забота о братьях наших меньших, сопереживание, сочувствие.

Участие об областном конкурсе кормушек «Не щелкай клювом!» (в рамках проведения Всероссийской эколого-культурной акции «Покормите птиц!») способствует созданию условия для общения ребенка с миром природы, развитию умения обобщать наблюдаемые явления, делать выводы, анализировать, классифицировать, аргументировать свою точку зрения. Взаимодействие с родителями в процессе реализации проекта  (изготовление кормушек, приобретение корма для птиц) способствует укреплению детско-взрослого сообщества (педагоги – дети – родители). Такие акции способствует укреплению внутрисемейных связей, формированию добрых семейных традиций.  

 В ходе проекта «Покормите птиц зимой» дети больше узнают о птицах нашего региона, выяснят, чем питаются птицы зимой и как правильно их подкармливать,  какие существуют кормушки для птиц.

Проблема:

1.Формирование экологических знаний о птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Цель:

Формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни,  характерных признаках и  повадках.

Изготовление кормушек для поддержания жизнедеятельности зимующих птиц и формирование представления роли человека в жизни птиц.

 

Задачи:                                                                                                                

 - Расширять знания об окружающем, о пользе птиц в природе;  

 -Учить узнавать пернатых по внешнему виду;                                  

-Обогатить словарный  запас детей;                    

 -Активизировать познавательную деятельность;                                          

 -Развивать конструктивные умения, художественно-творческие навыки;

- Воспитание ответственного и бережного отношения к природным объектам.

- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях. Научить детей правильно их подкармливать.

  1. Подготовительный этап                                                                     

Постановка цели, задач. Изучение методической литературы. Разработка проекта. Подбор пособий для работы с детьми. Выбор форм работы с родителями. Привлечение родителей к участию данного проекта (корм, кормушки). Подбор литературы, картинок, энциклопедий о зимующих птицах.

 Выбор основных мероприятий. Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

  1. Основной (практический)

Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах и помощи

Работа с родителями:

  • Наблюдение на прогулках (внешний вид, среда обитания и т.д.).
  • Изготовить совместно с ребенком кормушку.
  • Подобрать корм, подходящий для птиц.
  • Выучить стихотворение о зимующих птицах.
  • Подобрать загадки о зимующих птицах.
  • Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Работа с детьми:

  1. Игровая деятельность:

Дидактические игры:

  • «Летает – не летает» Цель: побуждать детей определять действия словами, обогащать словарный запас, закреплять знания о птицах, насекомых, зверях;
  • «Назови птицу»  Цель: расширить у детей знания о птицах, научить их правильно называть, продолжать развивать умение слушать и слышать собеседника, развивать речь, память;
  • «Назови лишнюю птицу» Цель: учить детей отличать перелётных птиц от зимующих, закреплять в речи их названия;
  • Н/и «Сложи птицу»  (из разрезных картинок) Цель: обогащать представления о птицах,  развивать мелкую моторику; активизировать словарный запас по теме;
  • «Лото», «Кто, где живёт?», «Чей детёныш?»,
  • Подвижные игры: «Поймай птичку» Цель: развивать ловкость, умение прыгать на заданную высоту;  
  • «Летает - бегает»   Цель:  совершенствовать умение быстро реагировать на сигнал, развивать координацию движений, внимание;
  • «Воробушки и автомобиль» , Цель: упражнять в беге, действовать по сигналу.
  • « Вороны и собачка» Цель: упражнять в беге с увертыванием, имитация движения птиц.
  • « Птицы в гнездышке», Цель: упражнять в беге на носочках, прыжках на 2х ногах, по сигналу занимать пустующие гнезда.

  1. Познавательная деятельность:
  • ООД  Тема: «Синичкин день»

Цель: Познакомить с народным праздником – 12 ноября «Синичкин день». Закрепить знание детей о зимующих птицах региона, умении их различать, описывать внешний облик, особенности  птиц их поведение. Расширять знание детей о роли птиц в природе и жизни людей.

ООД Тема: Что мы знаем о птицах?»

Цель: Формировать обобщающие представления о зимующих и перелетных птицах. Воспитывать любовь и желание помогать пернатым в холодное время года.

Беседы: «Перелётные и зимующие птицы». Цель:  Формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в корме. Углублять представления о причинах отлёта и прилёта птиц ;

 «Как мы сможем, позаботятся о птицах зимой?».

  • Наблюдения на прогулке

 за голубем  Цель: познакомить детей с птицей, рассказать о том, что эти птицы остаются зимовать у нас. Обогащать словарный запас детей, развивать связную речь. 

«Какая ворона и какой воробей?»  Цель: учить замечать характерные особенности строения птиц;

«Как птицы кормятся на кормушке?»  Цель: учить замечать особенности поведения птиц на кормушке (одни уверенно кормятся, другие, схватив корм, отлетают и т.д.)

«Какие звуки издают птицы?»  Цель: учить различать голоса разных птиц (вороны каркают, воробьи чирикают и т.д.)

«Птичьи следы на снегу» Цель: развивать интерес детей , умение определять следы птиц, читать по следам события.

  1. Коммуникация:
  • Чтение сказки М. Горький «Воробьишко». Цель: познакомить детей с литературной сказкой, формировать способность сопереживать героям, доброжелательно к ним относиться;  упражнять в произношении звука «ч»; воспитывать интерес к художественной литературе;
  • Заучивание стихотворения В.Приходько «Скачет, скачет воробей…»; 

В. Звягинцевой  «Воробышки»;

  • разучивание пальчиковой игры « Десять птичек – стайка, этот пальчик  - воробей, этот пальчик – скворушка, серенькое перышко…»
  • Театрализованная игра «Где обедал воробей?». Цель: поддерживать у детей интерес к театрализованной деятельности, учить передавать образ воробья и других обитателей зоопарка.
  • просмотр презентаций: «Зимующие птицы», «Синичкин день».
  • Отгадывание загадок,
  • Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
  • Выставка в книжном уголке по теме проекта.

  1. Художественное творчество:
  • Рисование птиц по трафаретам « Синичка». Цель: упражнять детей в   умении отгадывать загадки по описанию, побуждать нарисовать отгадку на листе бумаги, развивать мелкую моторику, навыки раскрашивания.
  • Рисование «Стайка снегирей на ветке». Цель: Рисование тычками ягод рябины для снегирей.
  • Лепка «Птички зернышки клюют». Цель: учить детей лепить птичку, передавая форму тела (овальная), из частей.
  • Аппликация « Птицы на ветке». Цель: Расширить представление детей о зимующих птицах. Учить «видеть» и составлять из прямоугольных полосок ветки и кисти  рябины, «видеть» в обрывках  и комочках красной бумаги – ягодки. Сминать пальцами, скатывать желтую и красную салфетки для грудок синицы и снегиря. Развивать согласованность в действиях детей в работе парами. Обогащать словарь ( кисти рябины, красногрудый, грудка, узкий ,широкий, стайка).
  • Конструирование из бумаги в стили оригами «Воробей»              Цель: продолжать учить складыванию из квадрата поделок, следовать словесным указаниям и наглядной демонстрации.
  • Поделки из природного материала «Птички». Цель: Увлечь детей поделками из шишек и семян. Воспитывать аккуратность, заботливое отношение к окружающему миру.
  1. Консультация
  • «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
  • « Правила кормления птиц»

III этап – заключительный.

  • Выставка детского творчества.
  • Участие родителей  в проекте «Покормите птиц зимой», в рамках областного конкурса «Не щелкай клювом».
  •  Организация дежурства детей по уходу за кормушками.

  •  Результат реализации проекта
  • У детей расширились знания о зимующих птицах, о том, какую помощь мы можем оказать  птицам, чтобы  пережить зиму;
  • Обогатился словарный запас дошкольников;
  • Развивающая среда группы пополнена дидактическими играми, иллюстрациями, книгами.
  • Повысилась активность родителей, укрепились внутрисемейные связи и добрые традиции.

Список используемой литературы:

  1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М. Мозаика-Синтез, 2014г.
  2. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». Система работы     в средней группе детского сада. – М. Мозаика-Синтез, 2017
  3. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду.              /издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва, 2014г.
  4. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва, 2005.
  5. Ушакова .С. Развитие речи детей 3-5 лет. Творческий центр Сфера. 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Покормите птиц зимой"

Большое количество птиц гибнет в холодный перид года. Человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность....

Проект "Покормим птиц зимой"

Экологический проект «Покормите птиц зимой» Разработчик проекта:  Минникеева Елена Геннадьевна,воспитатель высшей квалификационной категории,МДОУ «Детский сад №112», г.Саратов Тип...

Экологический проект «Покормите птиц зимой»

Тип проекта: познавательно- практико- исследовательский. Проект реализован в подготовительной группе Сроки реализации: декабрь- апрель 2011-2012гг. Самое лучшее...

проект "покормим птиц зимой"

составлен проект для детей первой младшей группы....

Описание образовательного проекта «Покорми птицу. Зимующие птицы нашего края"

В данном материале представлена работа по реализации образовательного проекта "Покорми птицу.Зимующие птицы нашего края" для детей старшего дошкольного возраста.Данный проект реализовывался ...

«Изготовление кормушек для птиц из бросового материала в домашних условиях» в рамках проекта «Покормите птиц зимой»

Мир природы богат и разнообразен. Важное место занимают в нем птицы – единственные из живущих ныне животных, умеющих летать. Благодаря этому совершенному способу передвижения птиц...

Методическая разработка.Проект "Покормите птиц зимой... или кормушки для птиц в зимний период"

Проектная деятельность с детьми средней группы.Есть индивидуальный план работы с детьми и индивидуальная работа с родителями по проекту....