Консультация "Использование игровых методов и приемов при обучении детей элементарным математическим представлениям"
консультация (старшая группа)

Мазур Елена Владимировна

Консультация "Использование игровых методов и приемов при обучении детей элементарным математическим представлениям".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_metody_i_priemy.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых методов  и приемов при обучении детей элементарным математическим представлениям.                                                                         

Работа по формированию у дошкольников элементарных математических представлений - важнейшая часть их общей подготовки к школе. Воспитатель заботится и о прочном усвоении детьми знаний, предусмотренных программой, и что особенно важно, о развитии у них интереса к математическим знаниям, самостоятельности и гибкости мышления, смекалки и сообразительности, умения делать простейшие обобщения. Дети учатся кратко и точно отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.

Для того чтобы обеспечить активную работу детей на занятии, широко используются игровые приемы и дидактические игры. Игры организуют так, чтобы по возможности в действии участвовали одновременно все дети, и им не приходилось ждать очереди. Используя игровые приемы, воспитатель следит за тем, чтобы дети не отвлекались от главного в работе (пусть еще и элементарной, но математической).

Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный разговор с детьми, который ведется в неторопливом темпе, привлекательность наглядных пособий, широкое использование игровых упражнений и дидактических игр - все это создает у детей хороший эмоциональный настрой. Используются игры, в которых игровое действие является в тоже время элементарным математическим действием: «Найди столько же», «разложи по порядку» и др.

Поддержать активность и предупредить утомление детей на занятии помогает смена характера их деятельности: дети слушают воспитателя, следят за его деятельностью, сами действуют с раздаточным материалом, участвуют в общей игре. Используются игры и задания, позволяющие детям сменить позу, подвигаться.

Чтобы поддержать интерес к занятиям по математике, воспитатель хвалит ребят за правильные действия и ответы, как в ходе, так и в конце занятия. В конце занятия могут проводиться подвижные игры, включающие ходьбу и бег: «найди свой домик», «автомобили и гаражи». Они дают детям двигательную разрядку. В заключении организуется игра детей с игрушками и другим наглядным материалом, который использовался на занятии. В другой раз дети с радостью соглашаются заниматься. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в разных видах деятельности.

Изучение нового начинают с повторения материала, который позволяет ввести новые знания в систему ранее усвоенных. Повторение чаще всего организуется в форме игровых упражнений, решения задач («найдите ошибку Незнайки», «кого больше?»). с игровых упражнений начинают и занятия посвященные закреплению знаний. Стимулируя проявление смекалки и сообразительности, эти упражнения позволяют сосредоточить внимание детей, активизировать их мышление, создать хороший эмоциональный настрой. Для закрепления знаний в конце занятия проводят так же игровые упражнения и дидактические игры. С возрастом у детей повышается устойчивость внимания. Однако, длительно выполнять однообразную работу, сохраняя одну и туже позу они не могут и нуждаются в частой смене деятельности, в двигательной разрядке.

Работу, требующую произвольного внимания воспитатель чередует с элементами игры.

В старшей группе начинают использовать словесные игры и игровые упражнения, в основе которых лежат действия по представлению: «скажи наоборот», «кто быстрее назовет», «что длиннее (короче)».

Усложнения и вариантность приемов работы, смена пособий и ситуаций стимулирует проявление детьми самостоятельности, активизирует их мышление. Для поддержания интереса к занятиям воспитатель постоянно вносит в них элементы игры (поиск, угадывание) и соревнования, возможность выиграть: «кто быстрее найдет (принесет и т. д)»

В старшей группе детям часто дают задания которые наряду с решением учебной задачи тренируют произвольное внимание и память, например игровые упражнения «что изменилось», «молчанка» и др.

В обучении детей подготовительной группы возрастает роль словесных приемов обучения. Словесным указаниям, упражнениям, словесным играм («кто знает, тот дальше считает», « назови соседей», «наоборот») уделяется на занятиях по развитию элементарных математических представлений все большее внимание.

Учение должно доставлять детям радость. Заданиям нужно придавать игровой характер, включать элементы соревнования, возможность выиграть: «кто больше назовет вопросов со словом «сколько», «у кого столько же», «что больше, что меньше», «какие фигуры заблудились» и т.п.

Большое оживление в работу вносят занимательные задачи, «замысловатые» вопросы, загадки, стихотворения, считалки, веселые картинки математической направленности.

Знания, полученные детьми на занятиях постоянно должны использоваться ими в повседневной жизни. Важно создавать условия в играх, труде, быту, побуждающие детей считать, измерять, сравнивать размер предметов, определять их форму, пространственное положение и т.д.

Использование на занятиях игровых методов и приемов помогает детям овладеть способами и приемами познания, умением применять полученные знания и умения на практике.

Предложенная система занятий создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Активизация мыслительной самостоятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.

Игровые ситуации с элементами соревнований, используемые на занятиях, мотивируют деятельность детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

Объем занятий позволяет воспитателям реализовать свой творческий потенциал и учитывать особенности конкретной группы детей.

Важное место занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, воображение и др. ) вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.

В дидактических играх детей привлекает необычность постановки задачи (догадайся, найди и т. д. ) и способ ее подачи (помоги Незнайке определить, кто его соседи и т. д.). любая дидактическая игра решает определенную задачу, направленную на совершенствование математических (количественных, временных, пространственных) представлений детей.

Знания, полученные на занятиях по формированию элементарных математических представлений , необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделять сюжетно -ролевым играм, в которых создаются условия для применения математических знаний и способов действия.

Одним из условий успешной реализации программы по ФЭМП является создание развивающей среды, что позволяет воспитателю предлагать детям интересные задания для самостоятельной работы.

В группах можно организовать уголок занимательной математики. При организации развивающей среды необходимо исходить из принципа доступности игр детям. В уголок занимательной математики рекомендуется помещать такие игры и игровые материалы, которые могут освоить дети с разным уровнем подготовки.

Хороших результатов можно достигнуть только при условии, если занятия по математике и дидактические игры, игровые методы и приемы будут звеньями единой системы работы по формированию математических представлений.

Дидактические игры и игровые упражнения.

Дидактические игры и упражнения рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений у детей как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Средний возраст.

Количество и счет.

Совершенствование умения считать в пределах 5: «Рики-тики», «Найди свой домик», «Найди пару», «Чудесный мешочек», «Отсчитай столько же», «Не смотри»(счет на ощупь), «Угадай, сколько», «Динь- динь».

Закрепление навыков порядкового счета в пределах 5: «Петрушкины гости», «Который по счету», «Что изменилось», «Исправь ошибку», «Чего не стало», «На котором (на каком) месте стоит предмет».

Величина.

Совершенствование умения сравнивать несколько предметов по величине и раскладывать их в убывающем или возрастающем порядке: «Наведем порядок», «Сломанная лесенка», «Кто скорее соберет», «Какая игрушка спрятана», «Матрешки», «Три медведя».

Закрепление умения сравнивать предметы по двум признакам величины (длине и ширине): «Найди пару», «Завяжем куклам бантики».

Форма.

Совершенствование умения различать и называть круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр: «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Найди похожее», «Найди различия», «Найди такой же (предмет)», «Найди свой домик», «Найди ключик к замочку», «Что изменилось», «Спрячь мышку», «Собери гирлянду», «Составь узор», «Гаражи», «Чего не стало», «Дорисуй фигуру».

Ориентировка в пространстве.

Закрепление умения определять местоположения предметов относительно себя: «Что изменилось», «Что где находится», «Где звенит колокольчик», «Расставим игрушки».

Упражнение в умении двигаться в заданном направлении: «Куда пойдешь, секрет найдешь», «Где спрятались игрушки», «Поможем Зайке найти дорожку к домику».

Ориентировка во времени.

Знакомство с понятиями вчера, сегодня, завтра: «Закончи предложение», «Наоборот», «Когда это было».

Расширение представлений о частях суток и их последовательности (утро, день, вечер, ночь) : «Наш день», «Поможем Мишке разложить картинки», «Назови соседей», «Утро, день, вечер, ночь- сутки прочь».

Старший возраст.

Количество и счет.

Совершенствование умения считать в пределах 10: «Считай дальше», «Игры с пальчиками», «Рыбаки и рыбки», «Отсчитай столько же», «Найди пару», (счет по образцу), «Найди свой аэродром» (счет по образцу), «Наведи порядок» (счет по образцу), «Динь- динь» (счет на слух), «Посчитай, сколько»(счет на слух), «Больше- меньше», «У кого больше пуговиц», «Сделай столько же»(счет движений), «Исправь ошибку».

Закрепление навыков порядкового счета: «Который по счету», «Угадай, что изменилось», «Исправь ошибку», «На котором месте стояла», «Стройся по порядку», «Кто ушел и на котором месте стоял».

Формирование понимания отношений между рядом стоящими числами (в пределах 10) :»Найди на один меньше (больше)», (лото), «Нади соседей числа» (лото), «Найди пропущенное число» ; игры с мячом: «Назови число на один меньше (больше)», «Назови следующее число», «Назови соседей».

Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 5: «Составь число», «Подбери столько же разных предметов», «Я знаю пять названий цветов» (игра с мячом).

Величина.

Совершенствование умения сравнивать до 10 предметов по длине (ширине, высоте) и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке: «Наведи порядок», «Сломанная лестница», «Исправь ошибку», «Найди недостающее», «Матрешки» (лото), «Расставь по порядку».

Развитие глазомера: «Сколько шагов», «Дополни предложение», «Найди такой же по величине».

  Форма.

Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: «Найди пару», «Найди (назови) предмет такой же формы», «Подбери предмет», «Дорисуй предмет», «Кто больше увидит предметов такой же формы», «Не ошибись»(составление плоских и пространственных фигур).

Ориентировка в пространстве

упражнения в умении двигаться в заданном направлении: «Правильно пойдешь, секрет найдешь», «Поручение», «Где спрятались игрушки».

Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги: «Найди пару», «Найди такую же картинку», «Запомни и повтори», «Что изменилось», «Художники», «Расскажи про свой узор», «Составь узор».

Ориентировка во времени.

Расширение представлений о частях суток и уточнение понятия «сутки» : «Наш день», «Назови соседей», «Когда это бывает», «Утро, день, вечер, ночь- сутки прочь», «Наоборот».

Формирование представлений о последовательности дней недели: «Живая неделя», «Дни недели, стройтесь», «Исправь ошибку», «Вчера, сегодня, завтра...»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Использование игровых методов и приемов при обучении детей элементарным математическим представлениям»

Консультация «Использование игровых методов и приемов при обучении детей элементарным математическим представлениям»...

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей  дошкольного возраста...

Консультация на тему: «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста....

Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

В последние  десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы , методы, иногда и содержан...

Игровые методы и приемы, как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических п...

Консультация для педагогов «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов«Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»...