Аналитический отчет за межаттестационный период. "Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"
учебно-методический материал

Нэля Николаевна Клеткина

данный документ является отчетом по деятельности воспитателя за 5 лет перед очередной аттестацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл аналитиеский отчет воспитателя105.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №51 «Вишенка» комбинированного вида

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

по результатам педагогической деятельности

ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

(2018 - 2023 гг.)

Аттестующийся:

Клеткина Нэля Николаевна

                                                       Должность: воспитатель

Заявленная квалификационная

 категория: первая

                                               

                                                 Верхняя Салда

                                                           2023

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1. Аналитическая часть…………………………………………………5

1.1. Актуальность  развития  интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста…………………………………………………...5

1.2. Анализ педагогической деятельности при организации  развития интеллектуальных и творческих способностей детей посредством  нетрадиционных  техник рисования ………………………………………….6

1.3. Анализ эффективности педагогического процесса по  развитию интеллектуальных и творческих способностей детей  через нетрадиционные техники рисования………………………………………………………………9

1.4.  Мониторинг образовательной деятельности………………..……………10

1.5. Взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ ……….....................13

1.6.Результаты моей  профессиональной деятельности за межаттестационный период……………………………………………………………………………17

Глава 2. Проектная часть………………………………………………….........20

Заключение ……………………………………………………………………..23

Список литературы………………………………………………………………23

Введение.

Занятие рисованием способствует

разностороннему развитию ребёнка.

Аристотель  

Общеизвестно, что художественно-творческие способности, умения и навыки детей необходимо начинать развивать как можно раньше, поскольку занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию не только творческих способностей, но и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.

Необычные подходы в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста формируют изменения традиционных форм работы, которые ориентированы на личность ребёнка, предоставляют ему свободу самореализации, но не исключают обучение.

В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Многие педагоги отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Это говорит о том, что способности, проявляющиеся в одном виде деятельности, качественно влияют на развитие других.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особое место принадлежит образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», содержание которой направлено на достижение целей развития детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

 Многие учёные считают, что большие возможности для раскрытия творчества дошкольников заключены именно в детском рисовании. В процессе рисования создаются особые предпосылки для формирования социально активной, творческой личности, способной изменять мир.

 В настоящее время увеличился круг инновационных программ развития ребенка в ДОУ. Тем не менее, вопрос об обеспечении условий развития творческих способностей детей остается актуальным и сеодня. Современный образовательный процесс содержит комплекс проблем, затрудняющих эффективность решения вопросов художественно-эстетического  развития личности. Среди  них можно назвать следующие:

-  переход к личностно-ориентированной модели воспитания еще полностью не завершен, при этом признаки учебно-дисциплинарной модели сохраняются в педагогических традициях, например, обучать, ориентируясь на «среднего» ребенка и качество исполнительской деятельности, ограничивать проявление самостоятельности и неординарности в пределах педагогических задач и пр.;

- недостаточное владение технологией развития творческих способностей и, как результат, оценка преимущественно продукта детского творчества, а не динамики его развития. 

Рисование – один из видов творческой деятельности  ребёнка, это увлекательное и полезное занятие, так как развивает не только воображение, но и мелкую моторику, а, следовательно, способствует развитию речи дошкольника.

Моя задача, как воспитателя состоит в том, чтобы  помочь каждому ребёнку почувствовать себя самодостаточным, способным к творчеству, счастливым от своей успешности.

Тема моей педагогической деятельности в течение межаттестационного периода: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.

Цель: создание педагогических условий, способствующих  развитию творческих способностей у детей  дошкольного возраста посредством рисования нетрадиционными техниками

 Объект: процесс развития творческих способностей у детей  дошкольного возраста

Предмет анализа: нетрадиционные способы рисования, как средство развития творческих способностей дошкольников.

В целях реализации приоритетного направления деятельности в межаттестационный период были поставлены и решались следующие задачи:

  • развивать устойчивый интерес к художественному творчеству;
  • развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
  • побуждать к творчеству с использованием нетрадиционных способов рисования, доступных для детей дошкольного возраста
  • совершенствовать художественные навыки и самостоятельность через творческие задания, развивающие творческие и интеллектуальные способности дошкольников;
  • развивать индивидуальные личностные качества дошкольника.

Глава 1. Аналитическая часть

  1. Актуальность развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Проблема развития детского творчества становится все более и более актуальной на современном этапе развития дошкольного образовании.  В дошкольных образовательных учреждениях  методика работы с детьми  ориентирована  в основном только на формирование основных изобразительных умений, навыков. И очень мало внимания уделяется обучению технике рисования, что отражается на развитии творческих способностей детей.

Изменение современной системы образования, переход на новые образовательные стандарты ориентирует педагогов на развивающее обучение и предполагает создание условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка.

Известно, что психологической основой творческой деятельности является воображение — психический процесс, заключающийся в создании образов и предметов, основанных на результатах их восприятия и осмысления. Первые проявления воображения относятся ко второй половине третьего года жизни, когда ребенок начинает действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами. Это первый этап развития. В дошкольном возрасте, начиная с четвертого года жизни, развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленным. В среднем и в начале старшего дошкольного возраста воображение проходит свой второй этап развития, для которого характерно ступенчатое планирование. На третьем этапе  ребенок овладевает способностью к целостному планированию своей деятельности, что предполагает достаточно высокий уровень развития воображения. В процессе создания образов дошкольник пользуется разными приемами, в том числе комбинированием ранее полученных представлений, а также их преобразованием.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, необычного произведения искусства.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Кроме этого, нетрадиционные техники рисования расширяют изобразительные возможности детей.

По исследованиям Н.А.Ветлугиной, деятельность детей основывается на тех знаниях и умениях, которые приобретаются в повседневной жизни в процессе воспитания и обучения, осуществляемого в детском саду под руководством педагога.

Она отмечает, что исполнительская деятельность детей требует творческой интерпретации, проявления творческой активности. Творческая интерпретация находится в известной зависимости от степени владения художественными умениями и навыками.

По ее мнению, творчество - это важное условие и средство развития способности образного видения.

Некоторые ученые считают, что в развитии творческих способностей существуют определенные этапы:

- накопление впечатлений;

- выражение творческого начала в зрительных, сенсомоторных, речевых направлениях;

- двигательные, речевые, музыкальные импровизации, иллюстративность в рисовании;

- создание собственных композиций, которые являются отражением художественного впечатления;

        Что же считается основным в обучении детей творчеству? Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

        Таким образом, нетрадиционные техники рисования могут быть средством развития творческих способностей детей.

        Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детского изобразительного творчества в последнее время стал актуальным для многих педагогов и психологов, изучающих детский рисунок.

1.2. Анализ педагогической деятельности при организации  развития интеллектуальных и творческих способностей детей  посредством нетрадиционных техник рисования.

В своей работе использую следующие педагогические методы:

-  создание проблемных ситуаций, вопросов;

- беседа и диалог, расширение и активизация словаря;

- игровые ситуации, введение сказочных и мультипликационных героев;

В процессе своей работы опираюсь на следующие принципы:

- принцип сезонности: построение  познавательного  содержания с учётом  природных  особенностей  в данный момент времени;

- принцип последовательности: от простого к более сложному;

- принцип личностно-ориентированного подхода  к каждому ребёнку;

- принцип наглядности: построение образовательной деятельности с опорой на  показ; 

Работа по ознакомлению с нетрадиционными техниками рисования осуществлялась поэтапно. Алгоритм работы с детьми по овладению любой художественной техникой включал в себя следующие этапы:

I этап - знакомство с нетрадиционной техникой рисования;

II этап – показ действий и результата в данной технике;

III этап – самостоятельная творческая деятельность детей в данной технике.

На первом этапе проходило знакомство с новой техникой, детям сообщались новые знания о материалах, инструментах и способах изображения. Здесь же ребенку предоставлялась возможность экспериментировать с материалом, самостоятельно изучить его качества.

На втором этапе детям показывается способ творческой деятельности посредством нетрадиционного материала, дается возможность понять суть данной техники, попробовать самим рисовать этим способом.

Третий этап включает в себя творческие занятия, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов на основе полученных знаний.  

Начали работу в данном направлении с овладения техники  рисование мятой бумагой, ладошками, «тычком». Были проведены занятия по темам:  «Красивые цветы»,  «Платье для куклы» «Букет для мам», «Плюшевый медвежонок»

На занятиях с использованием нетрадиционных техник, я стараюсь учитывать желание, интерес и настроение каждого ребёнка. Так же часто использую в работе коллективные творческие задания, чтобы у детей развивались навыки культуры общения, возникали эмоционально теплые отношения друг с другом.

 На занятиях также использовали ватные палочки.  Тема: «Дождик лей…». После этого использовали технику оттиска (печати): поролоном по трафарету - «Веселый зайка», листьями – «Осень». Кроме этого детям было интересно создавать узоры с помощью пластилина на бумаге – «Барельеф».

Овладев этими простейшими нетрадиционными техниками, рисования мы с ребятами перешли на более сложный уровень:

- техника «кляксография», с использованием трубочек для коктейля - «На что похожа клякса?», «Солнышко», «Весенние цветы»;

- техника «монотипия»: «Бабочка», «Ёлка – колючая иголка»;

- техника «набрызг»: «Зимний пейзаж», «Зайка беленький сидит». Попробовав эти техники, ребята стали более заинтересованы в знакомстве с новыми нетрадиционными техниками рисования, так как чем сложнее техника, тем её процесс  интересней. 

Благодаря такой творческой деятельности дети стали чаще замечать красивое рядом, необычные оттенки цветов, яркие крылышки бабочек.

 Самое главное, у них появился интерес к изобразительному творчеству, желание рисовать карандашом, красками, овладевать разными инструментами рисования, в том числе собственными пальчиками и  ладошками.

По ходу данной деятельности я  старалась расширять свои педагогические знания, повышать  свою культуру и училась вместе со своими воспитанниками получать удовольствие от совместной творческой деятельности. 

 В группе была создана комфортная развивающая среда, которая позволила детям самостоятельно заниматься игровой деятельностью и  творчеством по их желаниям и выбору.  Для художественно – эстетического развития детей в группе оборудован «Уголок творчества», в котором находятся в свободном доступе различные материалы для изобразительной деятельности, что даёт возможность детям проявлять свои способности: стол,  различные виды бумаги, карандаши, краски, пластилин, трафареты, восковые мелки, фломастеры, кисти разной величины и разной жёсткости, раскраски.   Были приобретены и изготовлены  дидактические игры для развития сенсорных качеств: «Цвет и форма», «Сенсорные пазлы», «На что похоже»,  «Составь узор», мозаики разных размеров и форм.

За межаттестационный  период  были проведены открытые занятия по рисованию: «Плюшевый медвежонок», в нетрадиционной технике «тычком»,  «Весенние цветы», с использованием нетрадиционной техники рисования «кляксография», «Космический пейзаж» в нетрадиционной технике рисования «граттаж».

Для повышения эффективности работы с детьми была создана картотека нетрадиционных способов рисования, она была представлена на консультации-практикуме для родителей воспитанников «Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционные техники рисования», так же для родителей была проведена консультация «Зачем и почему рисуют наши дети?»

1.3. Анализ эффективности педагогического процесса по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования.

        В результате моей педагогической деятельности воспитанники научились воплощать свои творческие идеи на практике, активно взаимодействовать на основе изобразительной деятельности, научились более свободно выражать свои мысли.  Дети  научились помогать друг другу, научились просить помощи у других, перестали стесняться и комплексовать.

        Мои воспитанники познакомились с новыми терминами, понятиями, научились использовать их в своей речи и в своей продуктивной деятельности.

        Исходя из результатов своей работы, я сделала вывод, что успешное развитие творческих способностей детей возможно при осуществлении следующих условий:

1. Систематическая работа с использованием новых методик обучения рисованию;

2. Создание условий для самостоятельной деятельности воспитанников, возможности проявить свою индивидуальность каждому ребенку;

3. Взаимодействие и взаимопонимание воспитателя и родителей.

     Если сравнить результаты педагогического мониторинга в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в начале моей работы по этой теме и по окончании, то заметен очевидный прогресс в развитии детей.

Образовательная область – художественно-эстетическое развитие.

На диаграмме синим цветом показано процентное соотношение количества воспитанников, развитие которых в данной образовательной области пока не соответствует возрастным требованиям. Красным цветом показано количество детей в группе, чье развитие в данной образовательной области находится в стадии становления. И, наконец, зеленым цветом указано количество воспитанников, развитие которых в данной образовательной области соответствует возрастным особенностям.

Так, на конец учебного года 2019-2020 г.г., когда работа по теме была только начата, количество воспитанников, развитие которых соответствовало возрастным требованиям, составило  31% от общего числа детей в группе. Еще через год, 2020-2021 г.г., количество воспитанников, развитие которых стало соответствовать возрастным особенностям, составило 50%. При проведении итогового мониторинга в данной группе, 2021-2022 г.г., количество детей, чье развитие соответствует возрастным особенностям, составило 80%.

Диагностические данные показали, что использование нетрадиционных техник рисования в педагогической деятельности с дошкольниками  необходимо, так как помогает детям проявлять себя в большей мере и приводит к более высокому уровню их художественно-эстетического развития.

1.4.  Мониторинг образовательной деятельности.

С целью определения степени освоения детьми основной образовательной программы и влияния образовательного процесса, организованного в дошкольном учреждении, на развитие детей, в группе  проводился педагогический  мониторинг не только в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Объектом мониторинга являлись физические, интеллектуальные и личностные качества воспитанников. Предметом мониторингового исследования стали навыки и умения детей во всех пяти образовательных областях.

  • «Познавательное развитие»
  • «Речевое развитие»
  • «Социально-коммуникативное»
  • «Физическое развитие»
  • «Художественно-эстетическое развитие»

Субъект мониторинга – дети дошкольного возраста.

Сбор информации основывался на использовании следующих методик:

  • систематические наблюдения;
  • организация специальной игровой деятельности;
  • получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации;
  • анализ продуктов детского творчества.

Данные о результатах мониторинга отражались в специальных таблицах развития ребенка и  представлены в диаграммах.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Сравнительный анализ результатов мониторинга показывает положительную динамику развития воспитанников в данной образовательной области. Количество детей, чье развитие соответствует возрастным особенностям, выросло с 34% до 83% от общего количества детей в группе. Количество воспитанников, чье развитие не соответствовало возрастным особенностям, наоборот уменьшилось с 23 % до 0%.

Образовательная область «Речевое развитие».

Сравнительный анализ результатов мониторинга в области  «Речевое развитие» так же показал положительную динамику. С 2020 года  по 2022 год, заметно выросло количество детей, чье развитие соответствует возрастным особенностям.  В 2020 году – 35% от общего количества детей в группе, в 2022 – 70%.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Сравнительный анализ результатов мониторинга в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» показал очень хорошую положительную динамику. Количество воспитанников, чей уровень развития соответствует возрастным особенностям, вырос за последние три года с 42% до 85%. Количество детей, чьи социально-коммуникативные навыки не соответствовали возрастным особенностям, сократилось с 20% до 0%.

Образовательная область «Физическое развитие»

Сравнительный анализ результатов мониторинга по физическому развитию так же выявил положительную динамику. Количество воспитанников, чье развитие соответствует возрастным требованиям выросло за три года на 40%, количество детей, чье развитие не соответствовало возрастным особенностям, уменьшилось до 0%.

         Вывод: сравнительный анализ результатов показывает рост усвоения детьми основной образовательной программы, то есть прослеживается положительная динамика развития воспитанников по всем видам деятельности. В основном показатели  усвоения  детьми примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой соответствует возрастным особенностям дошкольников.

1.5. Взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ.

Взаимодействие с семьями воспитанников является важным условием для формирования художественно-эстетического развития детей. Именно родители могут помочь своему ребенку увидеть прекрасное рядом с ним.

В работе с родителями я использую следующие формы взаимодействия: индивидуальные  беседы, консультации, родительские собрания, «круглые столы», анкетирование.

Для привлечения родителей к теме своей педагогической деятельности, я провела анкетирование «Изобразительная деятельность в ДОУ», «Что такое художественно-эстетическое развитие», консультацию-практикум «Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционные техники рисования», консультацию «Зачем и почему рисуют наши дети?».  Большинство родителей воспользовались советами и улучшили домашние условия для развития творчества детей.

При активном участии родителей были осуществлены следующие проекты:

  • «Цветик-семицветик» - познавательно-исследовательский, творческий;
  • «Космическое путешествие» - познавательный, творческий;
  • «Цветочное лето» - познавательно-исследовательский, творческий;
  • «Перелетные птицы» - познавательный, творческий.

Родители вместе со своими детьми активно принимали участие в различных творческих и интеллектуальных конкурсах, которые проходили в нашем ДОУ, а так же дистанционно.

Участие воспитанников в конкурсном движении

дата

Название конкурса

Статус  конкурса

Результаты

2018

Международный творческий конкурс «Осенние фантазии»

Дистанционный, портал MAAM.RU

2 диплома участника

2019

Международная икторина по ПДД для дошкольников

 дистанционный, портал «ФГОС онлайн»

Диплом 1 место

2019

Всероссийская викторина «Библиотека русских народных сказок»

Дистанционный, сайт «ПЕДРАЗВИТИЕ»

Диплом 1 место

2019

Всероссийская викторина «Путешествие по русским народным сказкам»

Дистанционный, «Портал педагога»

Диплом 1 место

2019

Всероссийская викторина «Весёлая ферма»

Дистанционный, портал «Время знаний»

Диплом 2 место

2019

Международный творческий конкурс «Любимая сказка»

Дистанционный, портал MAAM.RU

Диплом 2 место

2019

Региональный творческий конкурс «Цветочная полянка»

Дистанционный, «Портал педагога»

Диплом 2 место

2019

Всероссийская олимпиада «Хочу всё знать!». Олимпиадная работа «Всезнайка»

Дистанционный, сайт «АПРель»

Диплом 3 место

2019

Всероссийский творческий конкурс «Огонь - друг. Огонь – враг», конкурсная работа «От маленькой спички – большая беда»

Дистанционный, сайт «АПРель»

Диплом 3 место

2020

Всероссийский конкурс, блиц-олимпиада «Большой или высокий?»

Дистанционный, сайт «Доутесса»

Диплом 1 место

2020

Всероссийская викторина «Азбука дорожного движения»

Дистанционный, сайт «Время знаний»

Диплом 1 место

2020

Всероссийский творческий конкурс «Снежинка своими руками», работа «Чудесная снежинка»

Дистанционный, сайт «Время знаний»

Диплом 1 место

2020

Региональный творческий конкурс «Портрет мамы», работа «Любимая мама»

Дистанционный, сайт «АПРель»

Диплом 3 место

2020

Областной творческий конкурс «Краски осени», работа «Осенняя фантазия»

Дистанционный, сайт «АПРель»

Диплом 3 место

2020

Открытый Всероссийский интеллектуальный турнир способностей «РостОК»

Проводится на базе ДОУ, результаты оцениваются комиссией и отправляются онлайн.

Приняли участие 9 детей, из них дипломы 1-3 степени - 6 человек

2021

Всероссийский конкурс, блиц-олимпиада «Наша дружная семья»

Дистанционный, сайт «Доутесса»

Дипломы 1, 2 места

2021

Всероссийская викторина «Путаница в сказках К.Чуковского»

Дистанционный, сайт «Время знаний»

Диплом 1 место

2021

Всероссийский конкурс, блиц-олимпиада «Времена года»

Дистанционный, сайт «Доутесса»

Диплом 1 место

2021

Всероссийская викторина «Зимние виды спорта»

Дистанционный, сайт «Время знаний»

Диплом 1 место

2021

Всероссийский творческий конкурс «Подарки своими руками»

Работа «Цветок для мамы»

Работа «Открытка с 8 марта»

Дистанционный, сайт «АПРель»

Диплом 3 место

Диплом участника

2021

Всероссийский творческий конкурс «Мир цветов»

Дистанционный, ВШДА

6 призовых дипломов

2021

Всероссийский творческий конкурс «Семейная мастерская»

Дистанционный, ВШДА

5 призовых дипломов

2022

Открытый онлайн конкурс чтецов «Май.Весна.Победа»

Дистанционный, открытый патриотический форум «Свободный»

Диплом участника

2022

Малые Олимпийские игры

Очный, на базе ДОУ

Почетная грамота за участие

2022

Всероссийский творческий конкурс «Зимние забавы»

Дистанционный, ВШДА

6 дипломов

2022

Открытый Всероссийский интеллектуальный турнир способностей «РостОК»

Проводится на базе ДОУ, результаты оцениваются комиссией и отправляются онлайн.

15 дипломов, 12 из них 1-3 степени

2022

Всероссийский творческий конкурс «ЛегоБУМ»

Дистанционный, ВШДА

5 дипломов

2023

Всероссиский творческий конкурс «Фантазия осени»

Дистанционный, ВШДА

2 диплома

2023

Всероссийская олимпиада для дошкольников «Малышарики»

Дистанционный, ДОЦ «Академия нескучных наук»

2 диплома 1 степени

2023

Творческий конкурс на лучшую новогоднюю игрушку

Очный, на базе ДОУ

7 дипломов, из них 1 – первое место

2023

Творческий смотр-конкурс «LEGO Бум»

Очный, на базе ДОУ

6 участников, 1 диплом 2 место

1.6. Результаты моей профессиональной деятельности за межаттестационный период.

В межаттестационный период я активно участвовала в различных конкурсах, публиковала свои методические разработки, готовила воспитанников для участия в конкурсах. Кроме этого посещала различные вебинары, видео лекции, повышала свою квалификацию, о чем свидетельствуют приведенные ниже данные.

Имею награды:

  1. Почетная грамота от ДОУ за значительный вклад в интеллектуальное развитие детей;
  2. Почетная грамота Управления образования администрации Верхнесалдинского городского округа за значительные успехи в профессиональной деятельности.

Участие в конкурсах

дата

Название мероприятия, конкурса

Результат

11.2018

Всероссийское тестирование «Радуга Талантов»

Диплом 1 степени

11.2018

Всероссийский конкурс «Доутесса»,  блиц-олимпиада «СанПин в детском саду»

Диплом 2 место

07.2018

06.2019

Публикации  методичеких  разработок  на портале MAAM.RU

Свидетельства о публикациях

03.2019

Всероссийский конкурс «Доутесса», блиц-олимпиада «Взаимодействие ДОО с родителями»

Диплом 2 место

04.2019

«ПЕДРАЗВИТИЕ», всероссийский конкурс «Совместная деятельность педагогов и родителей»

Диплом 1 место

05.2019

«ФГОСОБРазование», всероссийский конкурс, тестирование «Педагогическая компетентность воспитателя ДОУ в соответствии с ФГОС»

Диплом 2 место

10.2019

Всероссийский конкурс «Доутесса», блиц-олимпиада «Проблемы детей среднего дошкольного возраста»

Диплом 3 место

12.2019

«АПРель», всероссийский педагогический конкурс «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний», работа «Круглый стол с родителями»

Диплом 3 место

12.2019

«АПРель», публикация консультации для родителей «Антиигрушка. Как играют наши дети?»

свидетельство

01.2020

«ВПО Доверие», всероссийский конкурс «Образовательный ресурс»

Диплом участника

С 2020 по 2022

Открытый Всероссийский интеллектуальный турнир способностей «РостОК»

Дипломы за подготовку призёров, сертификат за участие в работе экспертного совета, благодарность за организацию и проведение

10.2020

«ПЕДСОВЕТ», международный конкурс цифровых фотографий

Диплом 2 место

11.20020

Всероссийский конкурс «Доутесса», блиц-олимпиада «Занятия по образовательной деятельности. Рисование»

Диплом 3 место

2021

Всероссийский конкурс «Доутесса», блиц-олимпиады:

«Развитие речи детей: от рождения до школы»

«Экологическое воспитание в ДОУ»

«Как достичь взаимопонимания с ребенком?»

Дипломы

3 место

2 место

2 место

2022

Конкурс ДОУ на лучшую методическую разработку «9 мая – день Великой Победы»

Диплом участника

2022

Смотр-конкурс ДОУ на лучшую развивающую предметную среду группы

Диплом 3 место

2022

Всероссийский педагогический конкурс «Творческий воспитатель - 2022»

Диплом участника

Повышение квалификации

дата

Название курсов

результат

2018

Курсы «ФГОС ДО: содержание и технологии введения», 72 часа

Удостоверение

2018

Курсы «Технологии инклюзивного образования в ДОО», 72 часа

Удостоверение

2020

«Воспитатели России», курс вебинаров по реализации образовательных областей, 30 часов

Сертификат

2020

«Мерсибо», вебинар «Игровые приёмы в работе над звуко-буквенным анализом», 3 часа

Сертификат

2020

«Инфоурок», видеолекция «Развитие творческих способностей детей в условиях ДОУ», 2 часа

Свидетельство

2020

«Мерсибо», вебинар «Эффективное развитие лексической базы у детей с ЗПР и ОНР», 3 часа

сертификат

2021

Курсы «Основы робототехники и LEGO-конструирования для детей дошкольного возраста», 72 часа

Удостоверение

2021

Обучающий курс по вопросам здорового питания

Сертификат

2021

Курсы «Навыки оказания первой помощи в образовательной организации» - 36 ч.

Удостоверение

2021

Курсы  «Обеспечение санитарно-эпидемиологических требований к образовательным организациям согласно СП 2.4.3648-20» - 36 ч.

Удостоверение

2022

Вебинар «Формирование инженерного мышления у дошкольников средствами конструирования», 4 часа

Сертификат

2022

Семинар «Создание условий в образовательной организации для реализации адаптированных основных образовательных программ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - 10 часов, ВШДА

Сертификат

2022

«ПЕДСОВЕТ»,  мастер-класс «Обучение дошкольников грамоте», 4 часа

Сертификат

2023

«Мерсибо», вебинар «Формирование собственной базы дидактических пособий», 3 часа

Сертификат

2023

«Мерсибо», вебинар «Интерактивные методы запуска речи у «неговорящих» детей», 2 часа

Сертификат

2023

«ПЕДСОВЕТ»,  мастер-класс   «Приобщение детей к ценностям «Родина», «Семья», «Добро», 4 часа

Сертификат

Глава 2. Проектная часть.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Поэтому  в работе с дошкольниками в ДОУ становится актуальным такой продуктивный вид деятельности, как LEGO конструирование.

         LEGO конструирование  - это новая педагогическая технология, которая является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей.

         Конструирование, как вид продуктивной деятельности, является одним из самых естественных для ребенка. Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.

         Отличительная особенность этой деятельности – самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову и руки. При этом работает два полушария головного мозга. Это очень хорошо сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок играет и не замечает, что он осваивает счет, состав числа, запоминает форму и цвет деталей, рассказывает о том, что он увлеченно строит.  

          Исходя из этого, я решила для своего дальнейшего профессионального самообразования изучить и применить на практике следующую тему: Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования.

           Актуальность: обучение конструированию  в дошкольном возрасте помимо развития творческих, умственных способностей детей поможет развивать мелкую моторику, следовательно, будет благотворно влиять на развитие речи детей.

         Это является важным фактором, так как в данный период я осуществляю свою педагогическую деятельность в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: приобщать дошкольников к детскому техническому творчеству посредством конструирования в целом, и LEGO конструирования в частности.

Задачи:

  • способствовать развитию познавательного интереса к конструированию.
  • формировать умения и навыки конструирования, содействовать приобретению первоначального опыта по решению простейших конструкторских задач.
  • развивать творческую активность, воображение, желание творить и строить, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях.
  • Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, оперативную память, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  • воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения.

Работу по данной теме планирую провести в несколько этапов.

Этапы и сроки

Пути реализации

Прогнозируемый результат

Прогностический

(март 2023 – май 2023)

Актуализировать выявленные проблемы, цели, задачи, провести анализ программно-методического обеспечения, пополнить предметно-пространственную среду

Формулировка противоречий, проблем. Выбор форм, методов и средств  для работы с детьми.

Теоретический

(июнь 2023 -сентябрь 2023)

Изучить методико-педагогическую литературу по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей посредством конструирования

Перспективное планирование.

Подбор диагностического инструментария.

Технологически-проектировочный

1.Сентябрь – октябрь 2023 – 2026 г.г.

2. Октябрь – ноябрь 2023 – 2026 г.г.

3. Август – сентябрь 2023 – 2026 г.г.

4. Май 2024 – 2027 г.г.

1.Разработать перспективное планирование по работе с детьми, составить конспекты НОД по конструированию

2.Разработать перспективное планирование по взаимодействию с родителями, провести анкетирование.

3.Обновить развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с возрастом.

4.Провести педагогический мониторинг развития воспитанников в образовательной области «Познавательное развитие»

Достаточность дидактического и методического обеспечения.

Активное участие воспитанников и их родителей в мероприятиях группы и ДОУ

Индивидуальные карты развития воспитанников.

Деятельностный

(ноябрь – апрель 2023 – 2027 г.г.)

Внедрить перспективное планирование по работе с детьми.

Внедрить новые формы работы с детьми.

Внедрить перспективный план взаимодействия с родителями.

Провести семинары-практикумы, мастер-классы, консультации для родителей с целью повышения психолого-педагогической компетенции.

Распространять свой педагогический опыт посредством публикаций на интернет рессурсах.

Положительная динамика развития интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.

Повышение интереса родителей и их воспитанников к конструкторской деятельности.

Повышение компетенции родителей воспитанников в данной области.

Публикации в группе ДОУ ВК, на сайте ДОУ.

Контрольно-аналитический

(май 2027 – февраль 2028 г.г.)

Провести итоговую диагностику.

Обработать результаты реализации педагогической деятельности в данном направлении.

Оформить методические рекомендации для коллег.

Обобщить опыт работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей посредством конструирования.

Оформить выставку дидактических пособий и методических материалов. 

Оценка педагогической деятельности.

Выступление перед коллегами на педсовете с рекомендациями.

Представление аналитического отчета за межаттестационный период.

Планируемые результаты

Для воспитанников:

- Повысится уровень интеллектуальных  и творческих способностей, наблюдательности, воображения, ассоциативного мышления и любознательности;

- Сформируются конструктивные  навыки и умения, эстетический вкус.  

Для родителей:

- Повысится уровень компетентности в вопросах организации конструктивной деятельности в домашних условиях;

- Проявится интерес к деятельности детей в детском саду;

- Повысится уровень активности участия мероприятих ДОУ.

Для педагогов:

- повысится уровень компетентности в организации образовательной деятельности по конструированию;

- расширится круг знаний в области применения конструирования для успешного развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.

Заключение.

      Опыт моей педагогической деятельности  показывает, что овладение нетрадиционными техниками рисования доставляет дошкольникам настоящее удовольствие.

      Детей очень привлекают нетрадиционные приёмы деятельности, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому овладение дошкольниками  нетрадиционных техник рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует художественно-эстетическому  развитию воспитанников в целом.

       К настоящему времени мои воспитанники овладели  такими техниками: рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски мятой бумагой, набрызг, монотипия, кляксография, граттаж. Им  очень понравилось рисовать разными способами, детские работы стали более интересными, разнообразными. Надеюсь, что данный опыт принесёт пользу моим выпускникам и в школе.

Образовательная деятельность в данном направлении  показала, что чувства и эмоции, которые мы ощущаем, занимаясь творчеством, способны творить чудеса. Они  помогают прививать детям  духовные ценности,  развивают их  творческие и интеллектуальные способности.

Литература.

1. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.; Мозаика-Синтез, 2008г.

2.  «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 2-е изд., М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.

3.  Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ.» - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

4.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. КАРО, 2007г.

5. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие

дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.

6. Лыкова И.А. « Цветные ладошки».  Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности». М.: Цветной мир. 2019 г.

7. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2013 г.

8. Утробина К. К.  «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-5 лет». Демонстрационные картинки и конспекты занятий. М.: Гном. 2020 г.

9.Фатеева А. А.«Рисуем без кисточки». М.: Издательство АСТ. 2009 г.

10. Комарова Т.С. «Обучение детей техническим навыкам в рисовании». М.: МаРТ. 2009 г.

11. Кислинская Т.А. «Гениальность на кончиках пальцев». Питер. 2012 г.

12. Изучение интернет – ресурсов по теме самообразования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие одаренности и творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования

Детский возраст – период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике. Всем детям присуща умственная активность,  свойственны интерес к новизне, стремление попроб...

Статья по теме "Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования"

    Рисование – это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: выбирай, чем рисовать, на чем рисовать и как рисоват...

РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Дети становятся одаренными не столько потому, что им больше, чем другим, дала природа, сколько потому что они в большей мере сумели реализовать себя.О.А. Куревина...

Проект"Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования"

Рисование для ребенка – радостная и увлекательная деятельность, к которой не надо принуждать, но очень важно стимулировать, открывать новые возможности изобразительного творчества. Работая в дет...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ.

ldquo;Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...

Программа «Развитие творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования».

Рисование – очень интересный и в то же время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительно...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования

Все дети очень любят рисовать. Особенно, если это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кстями требует высокого  уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, при...