Семинар – практикум «Игротерапия, как одно из направлений работы с детьми в ДОУ по ЗОЖ»
материал

Семинар – практикум

«Игротерапия, как одно из направлений работы с детьми

в ДОУ по ЗОЖ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroterapiya_vystuplenie_na_pedsovete_2020.docx52.51 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Игротерапия, как одно из направлений работы с детьми

в ДОУ по ЗОЖ»

Пукова Г.В.

        Главное для каждого педагога  детского сада - создание благоприятных условий для обеспечения оптимального физического, психического развития детей, эмоционального благополучия, повышение их познавательной активности в процессе воспитания и оздоровления. Одним из эффективных способов оптимизации процесса оздоровления является внедрение в воспитательно - образовательный процесс современных программ и технологий, в том числе арт – терапевтических технологий: изотерапии, игротерапии, сказкотерапии, цветотерапии, музыкотерапии, песочной терапии.

        Игровая терапия - метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра.

        Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. В процессе игротерапии происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.

        При помощи рисования, ролевой игры, ребенок может выразить те страхи, эмоциональные состояния и психологические травмы, о которых не может рассказать. Воспитатель, используя игровые ситуации, определяет причину проблемы и пути ее решения.

Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

        Все помнят такие хорошо знакомые с детства игры как «Прятки», «Жмурки», «Догонялки». Оказывается, они помогают детям избавляться от внутренних страхов, а также позволяют снять эмоциональное напряжение. Самой доступной в игровой терапии и самой показательной считается игра в куклы. Наблюдая за игрой в «Дочки – матери», можно узнать об эмоциональном мире малыша. " Мама " с " папой " дружно пьют чай и вместе ходят гулять - ситуация в семье благополучная; куклы устраивают драки или ребенок отворачивает их от себя - малыша тревожит обстановка в доме. Благоустраивая свой кукольный домик, ребенок высказывает подсознательно все свои страхи и комплексы. Нужно только внимательно наблюдать за процессом игры.

Одной из самых полезных игр считается игра с песком. В песочнице малыши начинают дружить со сверстниками, там происходят первые ссоры из-за совочков и ведерок, там непоседа чувствует себя спокойно и комфортно. Очень важно дать ребенку возможность пересыпать этот терапевтический материал, который успокаивает и расслабляет, лепить из него всевозможные фигуры, здания, города, что пробуждает неимоверную фантазию, развивает мелкую моторику рук; отыскивать зарытые сокровища и тем самым создает заинтересованность, и просто сочинять сказки и рисовать их, способствуя творческому выходу существующей проблемы, эмоциональной разрядке, развитию речи. Песок привлекает маленьких " строителей " своей необычной структурой и новыми ощущениями, которые они испытывают при касании песка. А если песок еще и запечатлевает все следы, оставленные малышом, то его вряд ли оторвешь от важных занятий в течение долгого времени. Песочная игротерапия - рекорд усидчивости для любого крохи.

Отправная точка начала игротерапии - это полное принятие индивидуальности ребенка. Следует уважать желания ребенка, не заставлять его играть насильно и сделать так, чтобы игра приносила радость. Педагогу необходимо дозировать эмоциональную нагрузку на ребенка, наблюдать за его самочувствием.

Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Посмотрим, в чем могут помочь эти игры:

1) обеспечить эмоциональную разрядку - снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;

2) уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества;

3) улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения;

4) освоить групповые правила поведения;

5) наладить контакт между родителями и детьми;

6) развивать ловкость и координацию движений.

В работе с детьми педагоги нашего дошкольного учреждения используют игровой массаж по авторской методике Сергея и Елены Железновых (аудиопособия из серии "Музыка с мамой") .Такой массаж можно проводить с с детьми уже с 2-х лет. Игровой массаж обеспечивает сенсорное развитие, хорошо развивает крупную и мелкую моторику, способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора, способствует развитию речи - стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению. Игровой массаж снимает у детей напряжение: улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется, что положительно влияет на центральную нервную систему.

Педагогический коллектив широко использует в работе с детьми развивающие игры А.С. Галанова. Они предназначены для детей дошкольного возраста с целью работы по профилактике различных заболеваний: дыхательной и сердечно-сосудистой систем, нарушения осанки, плоскостопия, ожирения и других. Автор данной оздоровительной технологии называет эти игры оздоровительными. В результате использования лечебных игр мы не только укрепляем здоровье детей, но и способствуем гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.

Лечебные развивающие игры были придуманы с целью формирования у ребёнка интереса, повышения его эмоционального фона, и выступают в качестве альтернативы различным лечебно-профилактическим упражнениям, которые дети не всегда готовы выполнять целенаправленно и беспрекословно, даже если эти упражнения считаются самыми полезными.

Виды лечебных игр и их характеристика

Любая лечебная игра подбирается индивидуально в зависимости от заболевания. Для того чтобы в таких играх было легче ориентироваться специалисты разбили их на несколько групп:

игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата;

игры при заболеваниях дыхательной системы;

игры при ДЦП;

профилактические и восстанавливающие игры;

игры, развивающие речь (логопедические игры);

игры при различных нарушениях.

Требования к лечебным играм.

Применяя игротерапию, следует учитывать следующие моменты:

- игры должны соответствовать возрасту и состоянию здоровья ребёнка, т.е. они должны быть простыми и доступными для него;

- игры должны пробуждать в ребёнке интерес и желание быть здоровым;

- игры должны стимулировать ребёнка к активным действиям;

- игры должны стимулировать ребёнка к самостоятельным действиям;

- игры должны отвечать определённым эстетическим требованиям.

Игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Особое значение эти игры имеют для тех, кому скоро в школу. Ведь ребёнку придётся подолгу находиться в сидячей позе. Тут идеальным решением будет использование всевозможных подвижных игр и разминок.

Например :

«Выкрутасы» (5 – 7 лет)

image002

Цель. Улучшение подвижности плечевых суставов.

Описание. Для игры нужна будет верёвка. Ребёнок держит в руках верёвку, расставив руки по ширине плеч. Затем начинает переступать через верёвку, не выпуская её из рук, заводит за спину, переносит через голову и снова опускает перед собой. Далее из раза в раз расстояние между руками уменьшается и упражнение повторяется.

Для добавления в игру элемента соревнования взрослый может играть вместе с ребёнком или организовать игру с несколькими детьми.

Победителем в игре считается тот, кому с минимальным расстоянием между руками удастся переступить через верёвку.

Игры при заболеваниях дыхательной системы

Правильное дыхание тренирует лёгкие и является достойной профилактикой различных заболеваний дыхательных путей. Закалять организм и формировать правильное дыхание необходимо с раннего детства.

 «Пузырьки» (3 – 6 лет)

Цель. Тренировка дыхательных мышц, обучение правильному ритмичному выдоху, улучшение носового дыхания (при заболеваниях верхних дыхательных путей).image003

Описание. Для игры понадобятся стакан, наполненный водой и соломинка для коктейля. Ребёнку предварительно нужно показать правильное выполнение действий. Для начала надо поставить на стол стакан с водой и опустить в него соломинку. После этого через нос делается глубокий вдох, а потом такой же глубокий выдох, только через соломинку. Чем продолжительнее бульканье, тем лучше.

При участии в игре нескольких детей можно организовать соревнование с призами.

        Опыт педагогического коллектива по использованию терапевтических технологий  показывает, что эта работа эффективно влияет на улучшение эмоционального состояния детей и в целом на создание положительного климата в группе, что в свою очередь является одним из компонентов оздоровительной работы с дошкольниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики, как одно из направлений работы по развитию речи детей.

Развитие мелкой моторики рук - это основа для всестороннего развития личности ребенка....

«Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи».

Обучение дошкольников рассказыванию по картинке является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и приро...

Мастер-класс для педагогов«Пластилинография, как одно из направлений работы с дошкольниками, способствующее развитию тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук»

Все мы знаем, делать что-то своими руками всегда приятно и интересно. Сколько радости получает ребенок, когда с помощью его рук на обычном листе картона расцветают сказочные цветы, оживают насекомые, ...

Обобщение педагогического опыта учителя-логопеда «Развитие пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточно...

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"

   Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...

Семинар-практикум "Игротерапия как средство развития познавательных процессов детей дошкольного возраста"

Игротерапия является отличным средством развития познавательных процессов детей дошкольного возраста. Правильно мотивируя и организуя для  ребенка  увлекательные игры и задания, мо...

Семинар-практикум «Утренний круг, как одна из форм работы с детьми»

Семинар-практикум «Утренний круг, как одна из форм работы с детьми»Цель: развитие представлений у наставляемых об особенностях проведения утреннего и вечернего круга через проведение семин...