ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (ПРИНАДЛЕЖНОСТИ) ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация (подготовительная группа)

Налейкина Наталья Анатольевна

Формирование гражданской идентичности связано с такими качествами . которые связаны с приобщением к общественным ценностям, духовно-нравственным идеалам роднго народа: ответственность, честность, бережливость, самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grazhdanskoy_prinadlezhnosti.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (ПРИНАДЛЕЖНОСТИ) ДОШКОЛЬНИКОВ

Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности у детей связана с задачами укрепления социальной солидарности в обществе, с необходимостью сплочения перед лицом внешних и внутренних вызовов. Считаем необходимым и возможным  формирование  патриотического  мышления  и  гражданской  идентичности  в дошкольном возрасте.

Под гражданской  идентичностью понимают  характерную  черту  общности  граждан,  осознание    принадлежности  некоторой  социальной  группе  вместе  с  эмоциональным  смыслом  группового  членства.

Дошкольный  возраст  очень  восприимчив  к  внешним  проявлениям.  Пластичность  детей  максимально  высока,  поэтому  именно  в  этом  возрасте  необходимо  транслировать  базовые  истины  о  единении  общества,  духовно-нравственных  ценностях,  любви  к  близким,  Родине,  природе. Воспитание  нравственно-патриотических  чувств  и  гражданской  идентичности  является традиционной задачей образования, в том числе дошкольного образования. Образование представляет  ведущую  социальную  деятельность,  участвующую  в  порождении  таких  системных  социальных  и  ментальных  эффектах  в  жизни  общества,  как  формирование  гражданской,  этнокультурной  и  общечеловеческой  идентичности  [1, с.25]. 

                Формирование гражданской идентичности связано с такими  качествами,  которые связаны с  приобщением  к  общественным  ценностям,  духовно-нравственным идеалам родного народа:  ответственность,  бережливость,  честность,  самостоятельность.

        Родители  являются  полноценными  участниками  образовательного  процесса,  способные  своим  примером,  конструктивными  беседами  и  действиями  воспитывать  патриотический  дух  и  экономическую  грамотность  детей. Образовательное  учреждение  выступает  как  среда,  в  которой  ребенок  растет  и  развивается.  Объединив  усилия  семьи  и  педагогов  дошкольного  образовательного  учреждения,  создается  возможность,  осуществляя  экономическую  деятельность  формировать  предпосылки  гражданской  идентичности. 

        Дошкольник  воспринимает  окружающую  его  действительность  эмоционально,  и  патриотические  чувства  у  него  проявляются  в  восхищении  своей  страной. Учитывая  то,  что  игра  является  наиболее  близким,  доступным  и  интересным  для  ребенка  видом  деятельности,  мы  можем  применять  ее  в  формировании  гражданской  идентичности,  внося  элементы  экономических  категорий  в  деятельность  дошкольника. 

        Большие  возможности  открываются  в  непосредственно  образовательной  деятельности.  В  ней  существует  возможность  интеграции  задач  познавательного и социально-коммуникативного развития, а также формирования  социально  значимых  качеств,  необходимых  для  жизни  в  современном  обществе. 

        Огромный  потенциал  представляет  собой  художественная  литература,  где  в  эмоционально-образной  форме  раскрываются  духовно-нравственные  ценности.

         Таким  образом, познавательная и игровая деятельность дошкольников являются инструментами  формирования  качеств личности ребёнка,  в которых проявляется  гражданская идентичность. Через эмоциональную взаимосвязь семьи,  страны,  общества  ребёнок приобщается  к  социальной  действительности.     

        Очевидно, необходимо объединить усилия детского сада и семьи по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников. Традиционно в современных программах нового поколения данной теме уделяется внимание, но, как показывает практика, часто работа проводится поверхностно и эпизодически, без системного включения материала в привычные для дошкольника виды детской деятельности.

       Необходимо создание четкой стратегии взаимодействия педагогов с родителями, вовлеченных непосредственно в образовательную деятельность, целью которой является развитие у детей старшего дошкольного возраста основ гражданской принадлежности и патриотизма в процессе ознакомления с военными событиями прошлого и настоящего России через различные виды детской деятельности.

Основные задачами:

- воспитать уважительное отношение дошкольников к истории Отечества, Вооруженным силам России, подвигу народа-освободителя, воинов по защите Родины; желание окружить заботой ветеранов войны и тыла; стремление стать защитником своей страны, быть смелым и отважным, полезным и совершать добрые поступки для окружающих;

- приобщать детей к прошлому и настоящему Отечества; уточнить и расширять представления об исторических событиях Великой Отечественной войны, современной армии, рода войск, боевой техник; познакомить с памятниками и мемориальными досками, находящимися на территории города; раскрыть образ защитника Отечества, качества бойца, подвести к пониманию, что во все времена народ защищал Родину, проявлял мужество и героизм;

- развивать у старших дошкольников гражданственность, чувство любви и гордости к Родине.          

Литература:

  1. Асмолов, А. Г.  Стратегия социокультурной модернизации образования: на  пути  преодоления  кризиса  идентичности  и  построению  гражданского  общества  / А. Г. Асмолов //  Вопросы образования. – 2008. – №1. – С.65-87. 
  2. Баранникова, О. Н.  Уроки  гражданственности  и  патриотизма  в  детском  саду:  Практическое  пособие / О. Н. Банникова.  М.:  АРКТИ,  2007.  – 144 с.
  3. Гаджиев, К. С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования / К. С. Гаджиев  // Вопросы философии. – 2010. – №3.
  4. Галкина, Л. Н.  Развитие  экономических  способностей  у  детей  старшего  дошкольного  возраста  /  Л.Н.  Галкина  //  Одаренный  ребенок. – 2010. – №4. – С.42-49.
  5. Захарова, И. В. Основы социального управления / И. В. Захарова. – Ульяновск: УлГТУ, 2006. – 152 с.
  6. Идентичность: Хрестоматия : учебно-методическое пособие / Сост. Л. Б. Шнейдер. – МОДЭК, МПСИ, 2003. – 272 с.
  7. Логинова, Н. В. Гражданское воспитание как объект педагогического исследования / Л. Н. Галкина // Человек и образование. – 2009. –  №1.
  8. Мулько, И. Ф.  Социально-нравственное  воспитание  дошкольников          5-7 лет / И. Ф. Мулько. –  М. : Изд-во «Сфера»,  2007. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ

Компьютерная презентация на тему: "Формирование гендерной идентичности старших дошкольников средствами народной культуры в условиях ДОУ...

Особенности формирования полоролевой идентичности у дошкольников.

В настоящее время незаслуженно мало уделяется внимания вопросам формирования гендерной идентичности у  дошкольников в условиях ДОУ. Многие полагают, что дети внутренне мотивированы к то...

Формирование гендерной идентичности у дошкольников в условиях детского сада (из опыта работы)

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Всё больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подх...

МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МУЗЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Проектный метод как средство формирования гражданской идентичности в период дошкольного детства

Формирование гражданской идентичности в качестве базовой предпосылки для укрепления российской государственности осознаётся основной миссией образования в современном обществе и закладывает основу для...

12.12.22 Презентация "Формирование гражданской идентичности у дошкольников"

Презентация "Формирование гражданской идентичности у дошкольников"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Формирование гражданской идентичности, уважения к историческому и культурному наследию России через сказки Александра Сергеевича Пушкина"

Одной из характеристик сказок является их роль и значимость в процессе воспитания подрастающего поколения. В сказках представлены ситуации из жизни, содержится глубокая нравственная мораль; они дают з...