Конспект занятия с детьми подготовительной группы по экспериментированию Тема: «Извержение вулкана»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Одним из эффективных методов познания закономерностей  и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_izverzhenie_vulkana.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия с детьми подготовительной группы по экспериментированию

Тема: «Извержение вулкана»


Цель: Познакомить детей с природным явлением — вулканами, их строением, причиной извержения.

Задачи:

Обучающие: расширять представление детей об окружающем мире - об объектах (вулканах) и явлениях неживой природы (извержение вулкана). Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей представлений о вулканах, активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, кратер, спящий вулкан, действующий вулкан, жерло, магма, очаг и т.д. Познакомить детей с профессией вулканолога.

Развивающие: развивать у детей активность, инициативность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Здоровье», «Безопасность».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок о вулканах, заучивание физкультминутки, изготовление макета вулкана.

Методические приемы: игровой - сюрпризный момент, словесный - вопросы к детям, беседа, практический - исследование предмета, опыты и экспериментирование.

Материалы: 3 конверта с заданиями, конверт с ответом, сода, уксус, макет вулкана, жидкое мыло, красная краска, вода, картинки капельки, колонка для воспроизведение аудиосообщения.

Ход занятия

Звонок телефона

«Ало! Ало! Здравствуйте! Меня зовут Елена. Это детский сад? Ало! Меня слышно? Это детский сад? Вам отправили письмо, но его по ошибке доставили мне. Я живу в Москве и не могу его доставить вам. Но вы можете его послушать. Будете слушать?»

Голосовое сообщение

«Здравствуйте, ребята. Меня зовут Константин. Я вулканолог. Я изучаю разные вулканы. Вулканы это очень интересно. Есть три вида вулканов. Действующие. Спящие. Потухшие. Сейчас я нахожусь на изучении одного из вулканов в России. Называется он Шивелуч. Я прислал вам вулкан. Но он спящий. Попробуйте разбудить его. Для этого нужно постараться. Сначала вам надо разгадать мои задания. Потом вы узнаете, как сделать настоящее извержение вулкана»

Воспитатель:  Давайте рассмотрим макет вулкана, который нам прислал вулканолог. Он спящий, и нам с вами надо его разбудить. А что мы с вами помним про вулканы.

Ответ детей

Воспитатель: Посмотрите, это на вид, обычная гора, как сказал вулканолог, это спящий вулкан. А если мы его разбудим то, как он будет называться?

Дети: Действующий.

Воспитатель: Правильно. Вулкан с извергающейся из него лавой, огнем и дымом – это действующий.

На нашей планете очень много вулканов. Большая часть из них потухла, и, казалось бы навсегда. Но они только спят и в любую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются очень редко, один раз в 100, а может быть и в 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают претворяться спящими, они дымят не переставая и время от времени из них вылетают камни, пепел и вытекает лава.

Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас, но они всегда жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут спать очень долго. За жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи. У них есть специальные приборы, которые определяют, когда проснется вулкан. И тогда ученые предупреждают людей об опасности, а люди запасаются продуктами и одеждой, покидают свои жилища и уходят как можно дальше от вулкана. Извержение вулкана очень опасно для жизни людей, раскаленная лава разрушает здания и сжигает все на своем пути, перекрывает дороги. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.

Воспитатель: Для начала, давайте сделаем физкультминутку, чтобы работалось лучше

Физминутка:

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1, 2, 3».)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот вулкан и скажите, на что он похож, какой он формы.

Дети: Треугольник, конус

Воспитатель:  Правильно, вулкан конусообразной формы. Давайте рассмотрим вершину вулкана, на что она похожа?

Дети: Яму

Воспитатель:  Верно, вершина вулкана похожа на большую яму, воронку. Эта часть вулкана называется кратер. В кратере вулкана имеется жерло, которое уходит глубоко под землю. Огненная масса, выходящая из вулкана, называется лавой.

Воспитатель: Ребята,  чтобы нам хоть одним глазком взглянуть на извержение вулкана, нужно выполнить задание от вулканолога, которые он прислал. Давайте разделимся на команды.

Задание: Собрать картинки из частей.

Воспитатель: Молодцы, все собрали верно, но что нужно, с чем смешать, чтобы получилось извержение. Может ответ кроется в конверте «Ответ». Давайте посмотрим.

Воспитатель: Приступим к приготовлению раствора, который поможет оживить вулкан. В конверте лежала формула его приготовления. Внимательно следите за моими действиями.  Я помещаю в банку одну чайную ложку соды, немного красной сухой краски и несколько капель моющей жидкости. А теперь внимание! Следующей жидкостью самостоятельно пользоваться нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому. Я добавляю немного уксуса. Посмотрите что происходит.

 Дети с удивлением наблюдают за происходящим.

Воспитатель: Сейчас мы провели с вами эксперимент, у каждого из вас есть капелька с веселой и грустной эмоцией (раздается после экспериментирования). Давайте, каждый из вас выберет ту эмоцию ,которая сейчас у него и покажет всем.

Воспитатель: Вот какой интересный опыт  мы с вами провели. У нас есть еще сообщение от вулканолога.

Голосовое сообщение

«Я знал, что вы справитесь. Обязательно отправьте мне фотографии с вулканом. Я продолжу дальше изучать вулканы.  А если кто-то из вас, когда вырастит, захочет стать вулканологом, я буду рад видеть вас. Вместе будем изучать вулканы»

Воспитатель: Ребята, а вам понравилось занятие?

Что понравилось больше всего?

Какую фигуру напоминает вулкан?

Что извергается из вулкана?

Чем опасны вулканы?

Как называют людей, которые изучают вулканы?

Для чего они это делают?

Молодцы, все запомнили, а сейчас я предлагаю вам выбрать капельку с эмоцией, которая осталась у вас после эксперимента с вулканом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Защитники Привольной».

данного занятия вы не встретите нигде, т.к. оно было разработано мной специально для расширения, углубления и закрепления знаний детей о родной станице Привольной, ее истории и героях. Авторы Ксенз В....

Конспект занятия с детьми подготовительной группы, составление рассказов разных видов по сюжетной картине «Кошка с котятами»

Программное содержание: Совершенствовать умение детей строить разные типы высказываний (описание, повествование), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предлож...

Поможем звездным человечкам: конспект занятия с детьми подготовительной группы

Нравственное  воспитание, дружба, этикет. Образовательная область «Познание»....

Лес – великая страна: конспект занятия с детьми подготовительной группы

Экологическое воспитание детей. Уточнить и расширить представления детей о лесе – сообществе животных и растений, о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Обр...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Реки города большие и малые»

Конспект занятияс детьми подготовительной группы«Реки города большие и малые»...

Конспект занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Лексическая тема: «Животные Африки» (Презентация к занятию)

К конспекту занятия с детьми подготовительной группы с логопедическим заключением «ОНР 3 уровень речевого развития» Лексическая тема: «Животные Африки» добавлю некоторые слайды...

План- конспект занятия с детьми подготовительной группы «Вулканы»

Конспект занятия в подготовительной группе...