Досуг по теме «В мире вещей: зонтик»
план-конспект занятия

Евгения Викторовна Залуцкая

 Познакомить детей с историей появления зонта, с ее развитием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dosug.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

 Досуг по теме «В мире вещей: зонтик»

Цель: познакомить детей с историей появления зонта, с ее развитием.

Задачи:

Развивающие - развивать творческие способности с учетом возможностей каждого ребенка, память, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук; способность детей к самовыражению, самоорганизации через познавательно - исследовательскую деятельность и моделирование.

Воспитательные – воспитывать интерес к познанию окружающего мира, прошлому; аккуратность при выполнении работы, сотрудничество, взаимопомощь.

Образовательные – расширить представления детей о мире вещей: удивительном зонте, закрепить навыки пользования зонтом; познакомить с историей возникновения зонта; совершенствовать умения работать с ножницами в процессе практической деятельности.

Планируемые результаты: расширяться представление детей о зонте, научаться пользоваться схемами, изготавливать зонтик в технике оригами.

Предварительная работа: рассматривание зонта из каких частей он состоит,

Ход образовательной деятельности

1. Организационный момент.  Создание эмоционально значимой и проблемно интересной  ситуации.

Дети здороваются с воспитателем и заходят в группу, видят на столе таинственный ящик.
Воспитатель: ребята, посмотрите какой красивый ящик? Как вы думает, что в этом ящике? Не хотите узнать, что же там?

Дети по очереди засовывают руку в ящик и на ощупь пытаются определить, что же там, если дети не догадываются, то воспитатель загадывает загадку:

Если в руку меня взять

И на кнопочку нажать,

Сразу превращусь в грибок,

Чтоб под дождем ты не промок!

Дети: зонт

Воспитатель: правильно, зонт. Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир вещей. Узнаем много нового, интересного об удивительном зонте. Ребята, что вы знаете о нем? Зонт - это…?

Дети: предмет, вещь и т.д.

Воспитатель: на что он похож?

Дети: на гриб, на крышу и т.д.

Воспитатель: что он может делать?

Дети: он может раскрываться и собираться.

Воспитатель: как вы думаете какой величины может быть зонт?

Дети: разной, маленький, большой, средний.

Воспитатель: а какого цвета зонт?

Дети: зеленого, желтого, красного, синего, белого и т.д.

Воспитатель: а для чего нам нужен зонт?

Дети: он прячет нас от тдождя.

Воспитатель: вот какой удивиельный этот предмет – зонт! Давайте составим рассказ про него. «Зонт это вещь, который похож на гриб. Он может раскрываться и собираться. Зонт бывает разной величины и разного цвета. Он укрывает нас от дождя».

Воспитатель: а вспомните, какие сказочные герои и персонажи литературных произведений носили зонт? (показ слайдов №1,2,3- сказочных персонажей из мультфильмов и из литературных произведений)

Дети: бараш и нюша из «смешариков», мышата из «Кото Леопольда», Мэри Поппинс, Винни пух и пяточек.

Воспитатель: ребята, зонт – очень полезная вещь. А хотите узнать историю возникновения зонта?

Дети: Да.

2. История возникновения зонта (видео презентация)

Воспитатель: Первое предположение, что зонт произошел от древесных листьев. Как вы думаете, почему?

Дети: листьями можно укрыться.

Воспитатель: Действительно, листья изначально служили в качестве навеса. (показ слайда№4) 

По мнению некоторых ученных первый настоящий зонт появился в Китае, где обыкновенный рабочий-плотник изготовил из бамбука и листьев «крышу» для своей жены. Эта крыша защищала ее от солнца, т.к. в той стране Китая было очень жарко. (показ слайда № 5) Затем зонты стали появляться и в других странах.

Считается, что имя зонтику дали голландские моряки - зондек (зонт) - значит «навес от солнца» (слайд № 6) Первые зонты применялись только для защиты от солнца. Вскоре зонты от солнца стали делать из рисовой бумаги и деревянной палочки-трости, после этого - из шелка, вышивать золотом.  (показ слайда №7)

Зонт для защиты от дождя появился позже, его «первооткрывателем» считается англичанин Джон Ханвэй. Он первым додумался защититься от неожиданно обрушившихся на голову осадков обычным зонтом от солнца.  Первое время над ним все подшучивали, смеялись, ведь благородные люди в дождь из дома не выходили.  (показ слайда №8)

В те времена зонты были достаточно тяжелыми и неуклюжими. Их покрывали водонепроницаемой смазкой или воском. (показ слайда №9) Затем зонт стал более легким и изящным, вскоре «родился» современный зонт складной, который мы с вами можем увидеть сегодня. (слайд №10)

В нашей стране зонты появились благодаря царю – Петру I.. (слайд №11)

Воспитатель: Вот так зонтик из приспособления, сделанного из птичьих перьев, превратился в современный зонт. Вот такой он удивительный зонт! (слайд №12)

3. Физкультминутка

«Дождик» (слайд №13)

Капля раз, капля два.

Очень медленно сперва.                  (Хлопки руками на каждое слово) 

А потом, потом, потом        

Все бегом, бегом, бегом.                 (бег.) 

Стали капли поспевать,   (Топаем  ногами на каждое слово)
Капля каплю догонять.                    (
Прыжки на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап.                             (Изображение капель руками)

Мы зонты свои раскрыли.              (Руки развести в стороны.)

От дождя себя  укрыли.                   (Руки полукругом над головой)

4.Оле Лукойе и его цветной зонтик.

Воспитатель: Пока мы с вами делали разминку к нам пришло письмо от  Оле Лукойе, поздоровайтесь ребята!

Воспитатель: никто на свете не знает столько сказок, сколько знает их Оле-Лукойе… Под мышками у него по зонтику: один с картинками, а другой совсем простой, гладкий, которые он раскрывает над детьми.

Многие ребята знают про этого гнома и всегда, всегда ложатся спать, ждут, что гном - волшебник раскроет над ними цветной зонтик, и они увидят во сне интересную сказку. Но Оле Лукойе не успевает ночью побывать у всех детей, поэтому он попросил других гномов помочь ему. Они согласились, только у них нет зонтиков. Оле Лукойе просит вас, ребята, сделать много цветных зонтиков для гномов».

Воспитатель:  поможем гномикам соорудить для них яркие зонты?

Дети: да.

Воспитатель: но прежде, чем начать работу, давайте выберем из какого материала будем их изготавливать.

4.1 Опытническая деятельность.

 Опыт с зонтом

Воспитатель: наша с вами задача ребята, выбрать ткань для изготовления зонтов: для защиты от солнца и для защиты от дождя. Но как нам это сделать, чтобы быстрее выполнить задание?

Дети: разделится на 2 группы.

Воспитатель: первая группа должна выбрать ткань для защиты от солнца, а вторая группа для защиты от дождя. А помогут вам – ваши бейджики. Займите свои места согласно бейджикам и литеру на столе.

Воспитатель: рассмотрите ткань, потрогайте ее руками. Какая ткань на ощупь?

Дети: гладкая, прозрачная, мягкая…

Воспитатель: может вы знаете как она называется?

Дети: болонья, бязь, атлас, вуаль.        

Воспитатель:  не забыли ребята еще наше задание? Ваш стол (обращается к столу «солнышка»)какую ткань должен выбрать?

Дети: для зашиты от солнца.

Воспитатель: а ваш стол…?(обращается к столу «тучка»)

Дети: для защиты от дождя.

Воспитатель: а поможет ребята, нам в этом опыт. У вас на столе лежит схема работы. Первая схема показывает нам, что мы должны взять пустой стакан и положить в нее воронку, вторая схема – взять кусочек ткани и сложить ее пополам, затем еще раз пополам. Третья схема – поместить ткань в воронку как можно плотнее. А четвертая схема показывает, что нужно взять стакан с водой и налить в воронку. Ну а теперь я предлагаю вам начать наш опыт. (дети выполняют работу по схеме, где требуется помощь воспитателя, она индивидуально помогает)    

Воспитатель: ну а теперь понаблюдаем, у кого ткань пропускает воду, а у кого нет. (Дети отбирают ткань) И так ребята сделаем вывод, что же  у нас получилось, если ткань промокает и пропускает воду, значит эта ткань подходит для какого зонта?

Дети: для защиты от солнца

Воспитатель:  а, если ткань не промокает и не пропускает воду, значит эта ткань подходит для какого зонта?

Дети: для защиты от дождя.

4.2 Изготовление зонтиков с использованием моделирования

Воспитатель:  ребята а как вы думаете, из бумаги можно сделать какой зонт?

Дети: из бумаги можно сделать зонт для защиты от солнца.

Воспитатель: а теперь давайте перейдем за другие столы и сделаем много цветных зонтиков.

Воспитатель: ребята, скажите мне из скольких самых главных частей состоит зонтик? (слайд №15 - зонт)

Дети: из двух – крыши и ручки.

Воспитатель зонтики мы с вами будем изготавливать в технике оригами. Внимательно посмотрите на схемы, которые лежат у вас на столах, что мы будем делать сначала, что потом и что должно получиться в результате.

Воспитатель: (воспитатель показывает и объясняет схемы) Сначала под цифрой 1 мы сгибаем листочек, под цифрой 2 что мы делаем, кто мне поможет? (снова сгибаем). Под цифрой 3 разворачиваем листочек и …? (сгибаем по диагонали). А под цифрой 4 мы сгибаем по полам треугольник. Под цифрой 5 снова разворачиваем листочек и сгибаем уголки у квадрата. Затем под цифрой 6 мы переворачиваем листочек и соединяем линии сгиба в виде «гармошки». Под цифрой 7 складываем оставшуюся часть изделия. И под цифрой 8 немного отрезаем макушку. И в итоге получается крыша, к этой крыше приделываем ручку. А теперь закройте глаза и представьте, что мы с вами должны сделать. А теперь приступаем к работе.

Дети изготавливают зонтик.

Воспитатель: ребята подойдите ко мне со своими зонтиками. Давайте мы ими полюбуемся, порадуемся какие они у нас красивые получились. Посмотрите на гномиков, (слайд 16) они очень довольны, что вы для них изготовили такие яркие, цветные зонтики. Им понравилось, как вы выполнили работу в технике оригами. Теперь Они смогут помочь Оле Лукойе побывать у всех деток, чтоб им снились яркие, цветные сны. Дети рассказывают, у кого как получилось, кому, чей зонтик понравился. Затем они складывают свои зонтики в корзину.


5. Рефлексия.

Воспитатель: посмотри, Оле Лукое (слайд 17), какие чудесные зонтики мы сделали! А вам, ребята понравилось занятие?

Дети: да
Воспитатель: чем понравилось? что нового узнали?

Дети: я узнал об истории зонта, я узнал какие бывают разные зонтики и т.д.

Воспитатель:  кто к нам сегодня приходил? кому вы помогли сегодня?    

Дети: Оле Лукойе

Воспитатель: а как вы помогли Оле Лукойе? что вы сделали?

Дети: мы помогли его друзьям гномам сделать для них зонты.
Воспитатель: давайте мы с вами корзину с цветными зонтиками отнесем в спальню. А когда наступит ночь, гномики придут за зонтиками и заберут их.

Воспитатель: На этом наше занятие заканчивается, спасибо вам ребята.  И на прощание я предлагаю станцевать с зонтиками.

Дети танцуют танец с зонтиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы Тема «История обыкновенных вещей»

Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием (зубная щетка, мыло, ручка, карандаш, ножницы, игла)....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»...

НОД с использованием ИКТ на тему: "В мире опасных вещей"

Обобщить представления детей об опасных предметах окружающего их мира, которые могут угрожать жизни и здоровью людей.Предостеречь детей от несчастных случаев в быту....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема занятия: «Мир вещей вокруг нас».

Цели; закрепить знания  о назначении  предметов и материалов, из которых они сделаны, продолжить знакомство со свойствами металла, стекла, керамики, пластмассы. Систематизировать знания дете...

Календарно-тематическое планирование во второй младшей группе по теме "В мире вещей (одежда, обувь, головные уборы)".

Планирование на неделю (2 младшая группа) по теме "Одежда, обувь и головные уборы"...

Средняя группа календарно-тематическое планирование на тему "В мире вещей (бытовые приборы, мебель)"

Календарно - тематическое планирование в средней группе на неделю на тему "В мире вещей (бытовые приборы, мебель)"...

Физкультурно – игровой досуг на тему: «В мире животных"

Программное содержание: формировать экологическое воспитание детей старшего возраста;в  процессе дидактических игр  уточнить, закрепить, расширить имеющиеся у них представления о явлениях пр...