Консультация для воспитателей: «Развитие познавательно-исследовательской дошкольников: организация экспериментирования в детском саду»
консультация

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_vospitatelyam.docx642.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение "Детский сад «Колобок»

городского округа Рефтинский

Консультация для воспитателей:

«Развитие познавательно-исследовательской дошкольников: организация экспериментирования

в детском саду»

C:\Users\Ирина Погиба\Pictures\depositphotos_30306297-stock-photo-mad-scientist-or-professor-holding.jpg

Выполнила: Погиба Ирина

Александровна 1 КК

2023г

По ФГОС образовательная  область «Познавательное развитие»  предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации; формирования познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии сран и народов. Основным видом  деятельности  по реализации данной области является познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирование с ними).

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений.

Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ребенку материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности необходимо начать работу с построения предметно-развивающей среды. То есть должен быть наполненный центр экспериментирования, который содержит различные предметы и объекты для экспериментальной деятельности.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления и познавательные процессы, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, делать элементарные выводы.

Работа с детьми в младшей группе направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира.

В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагоги решают задачу: Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы.

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

  • О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
  • О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение).
  • О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов).
  • О способах исследования объекта (как заварить чай, как сделать салат).
  • О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее).

Работа с детьми в средней группе направлена на расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира. Основными задачами, решаемыми педагогами в процессе экспериментирования, являются:

Развивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.

Поддерживать свободный разговор ребёнка со взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений, обращение с вопросами и предложениями по проверке суждений и предположений в ходе экспериментирования.

Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:

  • О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса).
  • О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками).
  • О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты, условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло).
  • О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т. д.).
  • О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма).
  • О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т. д.).

Работа с детьми в старшем дошкольном возрасте направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

  • Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
  • О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон).
  • О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
  • Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т. п.).
  • О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений).
  • О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.).
  • О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

Наблюдающееся снижение исследовательской активности у старших дошкольников в значительной степени обусловлено недостаточным опытом успешного самостоятельного экспериментирования, а также боязнью совершить ошибку или нарушить установленный воспитателем порядок (разлить воду, рассыпать песок, испачкать руки, что влечёт за собой негативную оценку воспитателя.

Многие дети могут отказаться от проведения собственного исследования, утверждая: «У меня не получится!», «А вдруг у меня вода разольётся?».

В данных случаях задача педагога – снять скованность детей, боязнь «неправильных действий, дать им ощущения радости открытий, возможность свободного, комбинаторного перебора разных вариантов решения проблемы. Необходимо вовремя поддержать усилия ребёнка, учитывая, что переживание неуверенности и сомнения является естественным эмоциональным состоянием в исследовании, в новой для ребёнка ситуации.

Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру:

Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира

Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно-следственных связей и отношений

Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах

Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать"

Средства: язык, речь, поисковые действия

Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты

Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций

Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований.

Последовательность детского экспериментирования:

 Проблемная ситуация.

 Целеполагание (что нужно сделать)

 Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)

 Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)

 Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)

 Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось)

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на

следующие вопросы:

 Как я это делаю?

 Почему я это делаю именно так, а не иначе?

 Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Очень важно поощрять и воспитывать привычку учиться, которая, безусловно, станет залогом его дальнейших успехов.

Хочу продемонстрировать вам отрывок из занятия на конкурс «Воспитатель года».

Теперь мы с вами попробуем сделать любимый эксперимент детей «Вулкан».

Спасибо за внимание!

IMG_20230425_141833_067.jpgIMG_20230425_143055_904.jpg

IMG_20230425_141857_734.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая консультация для педагогов «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Дети,  по природе своей,  исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о ми...

Консультация для воспитателей "Развитие познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования "

Консультация "Развитие позавательно- исследовательской деятельности дошкольников в процессе зкспериментирования "...

Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? ». Исследова...

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования

Предметно-развивающая среда для экспериментирования в детском садуЭкспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность....

консультация для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей раннего возраста через организацию детского экспериментирования в группе раннего возраста....

Консультация для воспитателей .Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, вос...