Конспект познавательно-исследовательской деятельности на тему «Космос».
план-конспект занятия (старшая группа)

Конспект познавательно-исследовательской деятельности на тему «Космос».

Цель: расширить и углубить представления детей о космосе, планетах; ознакомить детей с историей возникновения праздника – День космонавтики.

Задачи:

1. Закреплять и систематизировать знания о Космосе (звездах, созвездиях, солнечной системе, планетах), о первом космонавте Ю. Гагарине.

2. Развивать внимание, память и наблюдательность.

3.Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

4. Активизировать словарь детей: созвездия, Вселенная, Солнечная система, название планет, название созвездий, космонавт.

5.Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь.

Материал: мяч, девять планет из картона разного размера и цвета, карточки с цифрами от 1 до 9, схема Солнечной системы, шнуры для выкладывания орбит.

Ход занятия.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.

Эй, друг, не зевай

Быстро руку мне давай.

Круг сомкнулся,

Ну дела!

Получился,

 Хоть куда!

Всем, всем, всем, добрый день!     

 

Воспитатель: у меня для вас сегодня очень интересная тема. А вот о чем мы будем говорить вы узнаете, когда соберете картинку.

(Дети собирают картинку космоса)

Воспитатель: ребята, что получилось на картинке?

Дети: космос

Воспитатель: Все верно. Сегодня мы поговорим про бескрайние просторы космоса.

Но сначала подготовим наше дыхание для путешествия в космос.

  Дыхательная гимнастика «Покорители космоса». 

Дети сидят «по-турецки», расслабляются, готовятся к полету:
а) «Полет на Луну» - на выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно ее опускают;
б) «Полет на Солнце» - также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся;
в) «Полет к инопланетянам» - на выдохе дети произносят звук «а», который нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно всплеск.

 

Воспитатель: А теперь проходим на борт нашего космического корабля. (дети садятся на стульчики)

 

Воспитатель: ребята, скажите пожалуйста, как называется планета, на которой мы живем?

Дети: Земля

Воспитатель: правильно, ребята! Мы с вами живем на планете Земля.

Воспитатель: ребята, а скажите, вы любите смотреть на ночное небо? Что можно увидеть на нем? 

Дети: звезды, луну, кометы

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете можно посчитать количество на небе звезд?

(ответы детей)

Воспитатель: Их бесконечное множество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано маленькими сверкающими точками.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у самых ярких звезд есть имена?

Им дали имена для того, чтобы ориентироваться в звездном небе, а так же объединили звезды в созвездия, которые можно сравнить с изображением предметов и животных.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.

Воспитатель: Кто же был первым космонавтом планеты?

Дети: первым космонавтом планеты был Ю. А. Гагарин.

Воспитатель: Правильно. С тех пор 12 апреля – день первого полета человека в космос, стал днем космонавтики.

Юрий Гагарин – настоящий герой не только нашей страны, но всей планеты Земля!

Воспитатель: А как имя первой женщины-космонавта?

Дети: Валентина Владимировна Терешкова

Воспитатель: Ребята, а кто самым первым полетел в космос?

Дети: в космос самыми первыми полетели собаки Белка и Стрелка.

Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть в игру с мячом «Какая, какой?»

Ребята я вам предлагаю, поиграть в одну космическую игру я вам буду задавать вопрос, а вы будете отвечать мне полным ответом.

1) Земля какая (красивая, круглая, голубая)?

2) Космос какой (огромный, интересный, загадочный, холодный, с планетами)?

3)Космонавт какой (смелый, отважный, умный, храбрый)?

4) Ракета какая (быстрая, реактивная)?

Воспитатель: Молодцы ребята, из вас получаться хорошие космонавты.

Физкультминутка «На ракете мы летим»

На ракете мы летим,
(Руки вверх домиком).
В невесомости парим.
(Наклоны в стороны).
Смотрим все в иллюминатор,
(Руки ко лбу).
Ищем для посадки кратер.
(Повороты влево, вправо).
Вдруг пошёл метеоритный
Дождь космический магнитный.
(Резко машем кулаками в стороны).
Мы на кнопку нажимаем
(Имитация нажимания пальцами на кнопки).
И ракету опускаем.
(Присели).
Повреждений вроде нету,
(Руки на пояс, повороты туловища).
Мы выходим на планету!
(Маршируем).

Воспитатель: Ребята, как называется явление, когда много метеоритов падает на Землю? 

Дети: Метеоритный дождь

Воспитатель: как называется окно в космическом   корабле? 

Дети: Иллюминатор

Воспитатель: Давайте посмотрим в иллюминатор. Что мы видим? (Планеты, Солнце, Луну, хвостатую комету, астероид, метеорит, звезды).

Воспитатель: А пока мы летим, я прочитаю вам стихотворение и загадаю загадки.

В космосе так здорово

В космосе так здорово!

Звёзды и планеты

В чёрной невесомости

Медленно плывут!

В космосе так здорово!

Острые ракеты

На огромной скорости

Мчатся там и тут!

 

Загадки о космосе

1.В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его — полоска света,

А зовут объект…

Ответ: Комета

 

2. На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на…

Ответ: Ракете

 

3.Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в …

Ответ: Телескоп

4. Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный …

Ответ: Спутник

 

5. Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам …

Ответ: Луна

6. В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый —

Знаю, то — не круг, а шар,

Сильно раскаленный.

Ответ: Солнце

7. Объект есть во Вселенной

Коварный, не простой,

Он звезды пожирает

Как бутерброд с икрой.

Опасно незаметная

И глазом не видна,

Такая темно-темная … 

Ответ: Черная дыра

Воспитатель: Молодцы! А теперь предлагаю размять наши ручки

Пальчиковая гимнастика «Космос»

В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Космонавт летит в ракете.

(Потираем ладонь о ладонь.)
День летит и ночь летит.

(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
И на землю вниз глядит.

(Имитируем бинокль.)

Видит сверху он поля,

(Разводим руки в стороны ладонями вниз.)
Горы, реки и моря.

(Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.)
Видит он весь шар земной,

(Соединяем руки над головой.)
Шар земной – наш дом родной. 
(Попеременно пожимаем руки.)

 

Воспитатель: Ребята, а давайте с вами разложим планеты на орбитах.

Дидактическая игра «Разложи планеты на орбитах»

Варианты игры:

Вариант №1

Дети шнурами выкладывают орбиты планет вокруг солнца на столе и затем размещают планеты с цифрами по своим «дорожкам», орбитам.

Вариант №2

Дети выкладывают планеты на схему солнечной системы при помощи стихотворения без карточек.

«Раз – Меркурий,

 Два – Венера,

 Три – Земля,

 Четыре – Марс,

 Пять – Юпитер,

 Шесть – Сатурн,

 Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету

А за ним уже потом

И девятая планета

Под названием Плутон»

Вариант №3

Дети шнурами на полу выкладывают орбиты вокруг солнца и с изображением планет встают на свои «орбиты» в соответствии с расположением планет Солнечной системы.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня совершили увлекательное и познавательное большое космическое путешествие и узнали много интересного о космосе.

Воспитатель: Ребята, расскажите, что вам на занятии понравилось больше всего?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kosmos.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности на тему «Космос».

Цель: расширить и углубить представления детей о космосе, планетах; ознакомить детей с историей возникновения праздника – День космонавтики.

Задачи:

1. Закреплять и систематизировать знания о Космосе (звездах, созвездиях, солнечной системе, планетах), о первом космонавте Ю. Гагарине.

2. Развивать внимание, память и наблюдательность.

3.Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

4. Активизировать словарь детей: созвездия, Вселенная, Солнечная система, название планет, название созвездий, космонавт.

5.Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь.

Материал: мяч, девять планет из картона разного размера и цвета, карточки с цифрами от 1 до 9, схема Солнечной системы, шнуры для выкладывания орбит.

Ход занятия.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.

Эй, друг, не зевай

Быстро руку мне давай.

Круг сомкнулся,

Ну дела!

Получился,

 Хоть куда!

Всем, всем, всем, добрый день!     

Воспитатель: у меня для вас сегодня очень интересная тема. А вот о чем мы будем говорить вы узнаете, когда соберете картинку.

(Дети собирают картинку космоса)

Воспитатель: ребята, что получилось на картинке?

Дети: космос

Воспитатель: Все верно. Сегодня мы поговорим про бескрайние просторы космоса.

Но сначала подготовим наше дыхание для путешествия в космос.

  Дыхательная гимнастика «Покорители космоса». 

Дети сидят «по-турецки», расслабляются, готовятся к полету:
а) «Полет на Луну» - на выдохе дети тянут звук «а», медленно поднимая левую руку вверх, достигая Луны, и медленно ее опускают;
б) «Полет на Солнце» - также на выдохе, но звук громче и длиннее. Достигаем Солнца и возвращаемся;
в) «Полет к инопланетянам» - на выдохе дети произносят звук «а», который нарастает по высоте и громкости. Громкость доходит до предела, словно всплеск.

Воспитатель: А теперь проходим на борт нашего космического корабля. (дети садятся на стульчики)

Воспитатель: ребята, скажите пожалуйста, как называется планета, на которой мы живем?

Дети: Земля

Воспитатель: правильно, ребята! Мы с вами живем на планете Земля.

Воспитатель: ребята, а скажите, вы любите смотреть на ночное небо? Что можно увидеть на нем? 

Дети: звезды, луну, кометы

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете можно посчитать количество на небе звезд?

(ответы детей)

Воспитатель: Их бесконечное множество. В безоблачный ясный вечер небо над нашей головой усыпано маленькими сверкающими точками.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у самых ярких звезд есть имена?

Им дали имена для того, чтобы ориентироваться в звездном небе, а так же объединили звезды в созвездия, которые можно сравнить с изображением предметов и животных.

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.

Воспитатель: Кто же был первым космонавтом планеты?

Дети: первым космонавтом планеты был Ю. А. Гагарин.

Воспитатель: Правильно. С тех пор 12 апреля – день первого полета человека в космос, стал днем космонавтики.

Юрий Гагарин – настоящий герой не только нашей страны, но всей планеты Земля!

Воспитатель: А как имя первой женщины-космонавта?

Дети: Валентина Владимировна Терешкова

Воспитатель: Ребята, а кто самым первым полетел в космос?

Дети: в космос самыми первыми полетели собаки Белка и Стрелка.

Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть в игру с мячом «Какая, какой?»

Ребята я вам предлагаю, поиграть в одну космическую игру я вам буду задавать вопрос, а вы будете отвечать мне полным ответом.

1) Земля какая (красивая, круглая, голубая)?

2) Космос какой (огромный, интересный, загадочный, холодный, с планетами)?

3)Космонавт какой (смелый, отважный, умный, храбрый)?

4) Ракета какая (быстрая, реактивная)?

Воспитатель: Молодцы ребята, из вас получаться хорошие космонавты.

Физкультминутка «На ракете мы летим»

На ракете мы летим,
(Руки вверх домиком).
В невесомости парим.
(Наклоны в стороны).
Смотрим все в иллюминатор,
(Руки ко лбу).
Ищем для посадки кратер.
(Повороты влево, вправо).
Вдруг пошёл метеоритный
Дождь космический магнитный.
(Резко машем кулаками в стороны).
Мы на кнопку нажимаем
(Имитация нажимания пальцами на кнопки).
И ракету опускаем.
(Присели).
Повреждений вроде нету,
(Руки на пояс, повороты туловища).
Мы выходим на планету!
(Маршируем).

Воспитатель: Ребята, как называется явление, когда много метеоритов падает на Землю? 

Дети: Метеоритный дождь

Воспитатель: как называется окно в космическом   корабле? 

Дети: Иллюминатор

Воспитатель: Давайте посмотрим в иллюминатор. Что мы видим? (Планеты, Солнце, Луну, хвостатую комету, астероид, метеорит, звезды).

Воспитатель: А пока мы летим, я прочитаю вам стихотворение и загадаю загадки.

В космосе так здорово

В космосе так здорово!

Звёзды и планеты

В чёрной невесомости

Медленно плывут!

В космосе так здорово!

Острые ракеты

На огромной скорости

Мчатся там и тут!

Загадки о космосе

1.В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его — полоска света,

А зовут объект…

Ответ: Комета

2. На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на…

Ответ: Ракете

3.Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в …

Ответ: Телескоп

4.
Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный …

Ответ: Спутник

5. Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам …

Ответ: Луна

6.
В небе виден желтый круг

И лучи, как нити.

Вертится Земля вокруг,

Словно на магните.

Хоть пока я и не стар,

Но уже ученый —

Знаю, то — не круг, а шар,

Сильно раскаленный.

Ответ: Солнце

7.
Объект есть во Вселенной

Коварный, не простой,

Он звезды пожирает

Как бутерброд с икрой.

Опасно незаметная

И глазом не видна,

Такая темно-темная …  

Ответ: Черная дыра

Воспитатель: Молодцы! А теперь предлагаю размять наши ручки

Пальчиковая гимнастика «Космос»

В тёмном небе звёзды светят, (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Космонавт летит в ракете.

(Потираем ладонь о ладонь.)
День летит и ночь летит.

(Сжимаем и разжимаем кулачки.)
И на землю вниз глядит.

(Имитируем бинокль.)

Видит сверху он поля,

(Разводим руки в стороны ладонями вниз.)
Горы, реки и моря.

(Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.)
Видит он весь шар земной,

(Соединяем руки над головой.)
Шар земной – наш дом родной. 
(Попеременно пожимаем руки.)

Воспитатель: Ребята, а давайте с вами разложим планеты на орбитах.

Дидактическая игра «Разложи планеты на орбитах»

Варианты игры:

Вариант №1

Дети шнурами выкладывают орбиты планет вокруг солнца на столе и затем размещают планеты с цифрами по своим «дорожкам», орбитам.

Вариант №2

Дети выкладывают планеты на схему солнечной системы при помощи стихотворения без карточек.

«Раз – Меркурий,

 Два – Венера,

 Три – Земля,

 Четыре – Марс,

 Пять – Юпитер,

 Шесть – Сатурн,

 Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмым идет по счету

А за ним уже потом

И девятая планета

Под названием Плутон»

Вариант №3

Дети шнурами на полу выкладывают орбиты вокруг солнца и с изображением планет встают на свои «орбиты» в соответствии с расположением планет Солнечной системы.

Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня совершили увлекательное и познавательное большое космическое путешествие и узнали много интересного о космосе.

Воспитатель: Ребята, расскажите, что вам на занятии понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности на тему "Космос"

Материал по окружающему миру для старшей группы...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему "Космос"

Конспект Непосредственно-образовательной  деятельности на тему: «Космос»(круговая тренировка) Интеграция образовательных областей :  «Физическая культура», «Здоровье», «Позн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Космос. Подготовка к полёту"

Загадки, игры и конструктивная деятельность для подготовительной группы по теме "Космос"....

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет "Собаки-спасатели"

Конспект познавательно-исследовательской проектной деятельности с детьми 6-7 лет Собаки-спасатели...

Конспект познавательно - исследовательской образовательной деятельности "Умные капельки".

Исследовательская активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет всё знать, исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное....