ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья (младшая группа)

Грушева Наталья Николаевна

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Ребёнок раннего возраста, усваивает знания при условии многократного повторения. Изучение материала проходит от простого к сложному, поскольку мышление ребёнка раннего возраста наглядно-действенное. Играя, он постоянно производит какие-то действия: трогает, ощупывает, нюхает, стучит и прислушивается. У ребенка существенно усиливается желание узнавать что- то новое, в играх с песком, экспериментировать  и работать самостоятельно. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа « ручного интеллекта». Поэтому работа педагогов строится  на основном виде экспериментирования с детьми двух-трёх лет – элементарный опыт с песком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ  КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

         Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях, человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться.  Продолжительные исследования учёных последних лет доказывают, что дети способны к обучению с раннего возраста. Новые стандарты образования побуждают педагогов к поиску инновационных, интересных методов и технологий в работе с детьми. Система воспитания в детских садах все больше развивается в области интеллектуального развития ребенка. Эмоциональная сфера плавно перетекла на второй план, что негативно отразилось на духовной и чувствительной сфере детей. Чтобы помочь всестороннему развитию личности, воспитатели все чаще стали использовать терапию с песком.

Относительно новая методика раскрывает у малыша способность к самовыражению и творческому познанию мира. Это не просто «копание в песочнице», а применение для этих целей различных развивающих приспособлений. Среди них могут быть фигурки, бусины, кубики, миниатюрные автомобили, камешки, листочки деревьев, монетки,  герои сказок, люди различных профессий, животные и птицы, транспорт, мебель и многое другое. Другими словами – это мир малыша в миниатюре, который живет по его законам. С помощью различных мелких фигурок ребенок инсценирует ситуации, которые его волнуют, освобождается от внутреннего напряжения или раздражения. Методика позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, сблизить его к общению со сверстниками и развить мелкую моторику. Кроме этого, песочная терапия прекрасно развивает воображение, образное мышление и позволяет раскрыть творческий потенциал малыша. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно- кинестетическую чувствительность, фонематический слух, а также производить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету. [2, с.14]

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Ребёнок раннего возраста, усваивает знания при условии многократного повторения. Изучение материала проходит от простого к сложному, поскольку мышление ребёнка раннего возраста наглядно-действенное. Играя, он постоянно производит какие-то действия: трогает, ощупывает, нюхает, стучит и прислушивается. У ребенка существенно усиливается желание узнавать что- то новое, в играх с песком, экспериментировать  и работать самостоятельно. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа « ручного интеллекта». Поэтому работа педагогов строится  на основном виде экспериментирования с детьми двух-трёх лет – элементарный опыт с песком. [1, с..28].

        Необходимо отметить, что сами опыты и эксперименты с песком, с детьми двух-трёх лет, должны проводиться после предварительной работы по заданной тематике. На досуге, мы - воспитатели, читаем сказки и стихотворения, проводим подвижные игры. Во время лепки детям даем  задания с пластилином, таким образом, чтобы тема последующего эксперимента понемногу раскрывалась для ребят, появлялся бы интерес к ней. Исследовательский вид опытно-экспериментальной деятельности предполагает проблемную ситуацию и её решение, которая чаще всего строится в игровой форме. В ходе организованной- образовательной деятельности во второй группе раннего возраста, в гости к малышам приходил зайчик, который рассказывал им ,что по дороге в детский сад он нашел баночку, в которой что-то насыпано и что с этим делать он не знает. Дети рассказывали зайчику, что он принёс песок и у них в группе тоже есть такой. Воспитатель предложил зайчику вместе с ребятами принять участие в исследовательской деятельности. Прежде чем приступить к работе с песком воспитанники вместе с педагогом вспомнили  правила обращения с этим объектом. Экспериментальная деятельность с песком  детей раннего возраста осуществлялась под непрерывным контролем педагога, который показывает, каким способом лучше исследовать предмет, как правильно использовать простые приборы и формы. С этой целью во время игры-эксперимента задавались вопросы: «Можно ли лепить песок, ребята? «А кушать его можно?», «Получится руками слепить пирожок из песка? А попробовать такой пирожок хочется?». Педагог рассматривает с детьми подручный материал для опытов: формочки и лопаточки, какой они формы и цвета, тем самым способствует развитию речевых и сенсорных навыков. В процессе экспериментирования дети проводят исследования с сухим и мокрым песком, лепят куличики. Воспитатель помогает воспитанникам в процессе экспериментальной деятельности усвоить свойства песка, что сухой песок – теплый, светлый, сыпучий, из него делать куличики не получится. А мокрый песок – холодный, темный, из него можно делать куличики. Песок – это природный и поэтому очень приятный материал, податливый, способный принимать разнообразные формы. Таким образом, образовательная деятельность эмоционально окрашена и вызывает у детей положительные эмоции, желание действовать  и способствует интеллектуальному развитию детей.

Игры с песком для детей раннего возраста:

1. Песочные прятки.  Ребенку предлагается закопать игрушку в песок. После этого требуется отыскать ее и рассказать о том, почему именно эта фигурка оказалась запрятанной. Через игру развивается логическое мышление и выявляются страхи бессознательного характера.

2. «Кто к нам приходил?». Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовали взрослый. Через игру развивается зрительное восприятие, логическое мышление.

3. Ливень из песка. С помощью рук ребенок должен формировать небольшой поток дождя, затем в ладони должно поместиться еще больше песчинок. С помощью этой техники у детей снижается психологическая напряженность, агрессия, уходят страхи и появляется понимание сопричастности к происходящим действиям.

4.Узоры на песке. Цель: закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности Взрослый пальцем, ребром ладони или щеточкой рисует разнообразные знакомые ребенку геометрические фигуры, простые или более сложные узоры - прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступеньки и т.д.. После чего предлагает ребенку нарисовать такой же рисунок чуть ниже или продолжить уже имеющийся рисунок взрослого. Так же узоры на песке дети могут выкладывать в определенной последовательности из разнообразных предметов - камешков, ракушек, монеток и прочее.

5.«Волшебное исчезновение» Цель: развитие памяти и внимательности.

Взрослый выставляет на песке фигурки (этот процесс также можно обыграть каким-либо образом в зависимости от того, какие предметы у вас имеются. Например :"А сейчас на сказочной полянке появляется волшебная принцесса Жасмин со своим другом Алладином. У принцессы Жасмин есть много сокровищ - красивых морских ракушек и камешков. К ним в гости часто приходят друзья - зайка, котенок, тигренок и так далее). Достаточно 3-4 предмета. Ребенок рассматривает предметы, а затем его просят закрыть глаза и произнести волшебные слова. Пока ребенок это делает взрослый прячет несколько фигурок в песок. Ребенок открывает глаза и отгадывает каких фигурок нет. После чего ищет их в песке и сверяет свои ответы с найденными фигурками. Со временем задание можно усложнять увеличивая количество фигурок.

6.«Следы на песке» Цель: развитие левого и правого полушарий мозга и мелкой моторики рук.

Взрослый просит ребенка поставить ладошки на песок. Затем провести 2-мя ладошками по песку вверх, затем - вниз, затем - одной ладошкой вверх, а одной вниз, затем наоборот. То же самое делаем влево и вправо. То есть,  обеими ладошками влево, затем вправо, затем одной влево, а другой - вправо, затем наоборот. Далее можно усложнять задание. Одной ладошкой вверх, а другой вправо или одной влево, а другой вниз и так перебрать все возможные комбинации. Сначала не спеша, затем темп можно ускорить.Когда упражнение с ладошками выполняется легко, то можно перейти к рисованию кругов на песке. Попросить ребенка нарисовать круги обеими руками начиная движение слева на право, затем справа налево, после чего попросить нарисовать одной рукой круг слева направо, а другой справа налево одновременно [4, с.45].

7. «Кто в домике живет» Цель: закрепить знания про пространственные фигуры и формы, развить слуховую и зрительную память;

Это упражнение делается на мокром песке. Взрослый просит ребенка помочь ему построить домик для разных животных. Например: бегемотик хочет жить только в квадратном домике, а жираф - в прямоугольном, зайчонок - в круглом и так далее. Теперь взрослый говорит: "Помоги мне расселить жителей по их домам. Пусть вот здесь живет бегемотик (ребенок в этот момент выбирает пасечки нужной формы и строит домик из песка), а вот тут живет зайчик (ребенок строит следующий домик), ну а здесь мы поселим жирафа". Задание можно усложнять, вводя все большее количество предметов.

8.«Найди шарик» Цель: знакомство с качеством предметов – размером, формой. Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы онне мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.

9. Игра «Найди пару» Нужно приготовить по паре предметов. Это могут быть два карандаша, два небольших шарика, две счетных палочки, две монеты и другие.

По одному предмету из каждой пары нужно спрятать в песке. Оставшиеся предметы из каждой пары нужно показать ребенку, чтобы он познакомился с ними поближе, ощупал их.Предложить ребенку найти к этим предметам пару, но только на ощупь. От малыша можно прятать как один предмет, так и все сразу, опираясь на его возраст и уровень навыков и умений. [3, с.112].

Таким образом, игры с песком занимают особое место в ряду развивающих занятий для малышей. Возможно, ни один другой материал не сможет сравниться с песком по силе влияния на умственное и физическое развитие ребенка: самостоятельные игры и занятия с педагогами с использованием песка способствуют развитию мелкой моторики, произвольного внимания, координации и мышления ребенка, а игры с другими детьми развивают коммуникативные навыки малыша.

Литература:

1.Денисенкова, Н., Маврина, И. Ваш ребенок познает мир (Как знакомить малышей с природой) / Н. Денисенкова, И. Маврина // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 2.

2. Семенова, Н. Опыт использования игры с песком / Н. Семенова // Школьный психолог. - 2011. - ноябрь.

3.  Грабенко Т.М., Зенкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Речь, 2010.

4.  Стебенева Н. Город на песке. Игры с песком для детей дошкольного возраста./ Н. Стебенева//Школьный психолог. – 2001. - №11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СЕНСОРИКИ - ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его знакомства с окружающим миром, общения и освоения общественного опыта...

Презентация. Интеллектуальное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры

Дидактическая игра :удовлетворяет потребность детей в общении со взрослымиподдерживает познавательную активность детейактивизирует разнообразныеумственные (познавательные) процессыдоставляет эмоционал...

«Палочки Кюизенера-полифункциональное средство для интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Формирование представлений о палочках Кюизенера. Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по испо...

Семинар - практикум для воспитателей групп раннего возраста ДОО «Влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие детей раннего возраста»

В материале раскрывается проблема формирования интереса к конструированию у детей раннего возраста, которая занимает значимое место в дошкольной педагогике, так как разнообразное конструктивное творче...