Проект "Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и быту народа эвенк-хамниганов"
проект (средняя группа)

Ринчинова Аюна Васильевна

Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях эвенкийского народа и народов Сибири; приобщение детей к музейной среде, понимание человеческого опыта в прошлом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_evenkiyskaya_nedelya_muchun.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  «Чебурашка»
МБДОУ Мылинский  детский сад «Чебурашка»

671934, Республика Бурятия, Закаменский район, у.Мыла, ул.Профсоюзная,21.

Тел.: 89516272205, e-mail: mila8249@mail.ru

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и быту народа эвенк-хамниганов»

Воспитатель:

Ринчинова Аюна Васильевна

Улус Мыла 2023г.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и быту народа эвенк-хамниганов»

 

Актуальность проекта.

     В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.

     Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

      Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.). Исследование реальных предметов быта (например, ухват, чугун, рубель, прялка, самопрялка, коромысло и т.д.) чрезвычайно эффективно для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, народными традициями.

     Включение мини-музея народного быта в образовательное пространство обогащает развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в музее расширяются возможности подачи информации посредством игры (можно потрогать, поиграть, увидеть предмет в действии).

Тип проекта: творческий, информационный.

По составу участников: групповой.

По срокам реализации: долгосрочный.

Состав участников:

- педагоги

- музыкальный руководитель

- воспитанники и их родители (законные представители)

Цель проекта: Формирование у дошкольников патриотических чувств, знакомство с народной культурой прошлого, формирование представлений об истории и традициях эвенкийского народа и народов Сибири; приобщение детей к музейной среде, понимание человеческого опыта в прошлом.

Задачи:

- создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;

- познакомить детей с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой;

- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством, искусством; развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность;

- воспитывать чувство уважения к предкам, гордость за Малую Родину;

- повысить уровень знаний воспитателей;

- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа и народов Сибири.

Направление деятельности:

- пополнять развивающую среду путем налаживания контактов с родителями, бабушками, дедушками и различными организациями;

- проводить       сбор       необходимых       материалов       на       основании предварительного изучения литературы и других источников;

- изучать собранный материал и обеспечивать его учет и хранение;

- осуществлять   создание   экспозиций, стационарных   и   передвижных выставок;

Формы и методы работы:

дидактические игры;

викторины;

художественная мастерская;

презентации;

беседы;

праздники, развлечения, досуги.

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

Изучается методическая литература, подбирается материал для развивающих уголков, проводится его систематизация, определяется структура.

разработка идейного замысла экспозиций: - «Мылинский мучум»

- Подбор информации, иллюстраций, детской литературы, предметов быта  эвенков.

- Составление картотеки пословиц, поговорок, потешек.

Чтение русских народных сказок и фольклорных произведений

Знакомство детей с устным народным творчеством.

2 этап – основной

Организуются и проводятся различные мероприятия с педагогами, детьми, родителями.

Познавательная беседа «Эвенкийская народная игрушка»

Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством; показать, как разнообразны материалы для изделия народной игрушки; дать детям знания о том, что образы и узоры взяты человеком из природы, окружающего мира.

«Знакомство с домашней утварью старины»

Познакомить детей с бытом и кухонной утварью эвенков.

Развлечение «День жаворонка или день сорока птиц»

Познакомить детей с народными праздниками. Пополнить знания о зимующих и перелетных птицах.

Побудить чувство любви к родному краю.

Беседа «Светит, да не греет»

Познакомить детей с различными источниками освещения, начиная с далекого прошлого.

Викторина «С волшебным клубочком в сказку войдем»

Знакомство детей с устным народным творчеством.

Беседа «Что прячется в старинном сундуке»

Познакомить детей с национальной эвенкийской одеждой.

Дидактическая игра «Покажи, что назову»

Развивать умение различать и называть предметы быта, используемые в древности.

Презентация «Картины старины»

Познакомить детей с убранством жилища эвенков, эстетикой быта; традиционными эвенкийскими празднествами; развивать словарь.

Вечер - «Эвенкийские подвижные игры».

Приобщать детей к эвенкийским народным играм.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН проекта:

Тема занятия

Содержание

Понедельник

Вторник

Знакомство с жизнью эвенков.

Обновление пополнение предметно-развивающей среды.

Рассматривание плаката «Литэ», «Костюмы эвенков»,

Прослушивание детских эвенкийских песен.

Консультация для родителей «Сохранение этно-культурного наследия малочисленного народа  эвенк-хамниганов».

Среда

Четверг

Пятница

Игры: Мы едем на оленях, Хариус, Перетягивание палки.

Художественно-эстетическое творчество: рисование узоров на эвенкийском костюме, аппликация украшение коврика, лепка

Подведение итогов конкурсных мероприятий, награждение. Закрытие эвенкийской культуры.

Результатами проведенной работы являются:

Умеют играть в эвенкийские народные подвижные игры. Используя считалки.

Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

Знание истории эвенкийского народного костюма, творчества, быта.

Используют атрибуты эвенкийской народной культуры в самостоятельной деятельности.

Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста через традиции, обычаи и культуру татарского народа

ГЛАВА I. Теоретические основы приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре. Сущность понятий «культура» (народная, этническая, национальная), субкультура, детская субкультура. ...

"Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"

Цель: продолжать формировать представление у детей о малой Родине, в которой живут русские, украинцы, татары с их обычаями и традициям.Задачи: формировать толерантное отношение к людям разных национал...

«Использование национальных подвижных игр в приобщении детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края»

Выступление на педагогическом совете на тему :"Использование  национальных подвижных игр  в приобщении детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"...

Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью и бытом народов Югры

Методическая разработка по ознакомлению детей дошкольного возраста с жизнью и бытом народов Югры...

Доклад тема Приобщение детей дошкольного возраста к традициями и культуре народов мордовии

В дошкольном возрасте важно приобщение к истории и национальному культурному наследию. В этот период начинает развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим нар...

Проект «Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и быту народной культуры»

=Актуальность проекта.В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национ...