Системно-деятельностный подход в дополнительном образовании
статья

Улевич Елена Вацлавовна

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а дети должны «открывать» их сами в процессе самостоятельной практической деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Системно-деятельностный подход в дополнительном образовании»

Слайд 1

Меня зовут Елена Вацлавовна Улевич. Я воспитатель Детского сада № 1 комбинированного вида.  И веду кружок дополнительного образования «Волшебная кисточка».

Образование сегодня стремительно меняется, старается идти в ногу со временем. Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности обучающегося, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

В основу разработки новых стандартов положен системно-деятельностный подход. Он нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Переход к модели обучения на основе деятельностного подхода предполагает изменение самой методики обучения, где педагог является организатором деятельности детей.

Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а дети должны «открывать» их сами в процессе самостоятельной практической деятельности. 

Дополнительное образование направлено на развитие природных задатков у детей, их творческих способностей. Достижение обучающимися определенного уровня знаний, умений, навыков должно быть средством развития ребёнка и его способностей.  Поэтому должна преобладать продуктивная, поисковая деятельность, а это и есть системно – деятельностный подход.

Слайд 2

Китайская народная мудрость гласит: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система.

Что значит "деятельность"? Деятельность - это всегда целеустремлённая система, которая нацелена на результат. С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности (стандарты нацеливают на результат – развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий (УУД).

Цель  системно – деятельностного  подхода:                                                                                                                                     - создание  установки  на  самостоятельность;                                                                                                                                          - свобода  выбора;                                                                                                                                                          - подготовка  к  жизни;                                                                                                                                                                                         - достижение  личностных и метопредметных результатов.                                                                                              

Слайд 3

Реализация деятельностного подхода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов. Вы можете увидеть их на экране.

1). Принцип деятельности заключается в том, что обучающийся получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, что способствует формированию его общекультурных и деятельностных способностей, обще учебных умений. Самое главное то, что обучающимся становятся интересны и содержание занятия, и результаты собственной деятельности.  

2). Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3). Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса.  

4) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

5) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.                                                                                                                             

И они перекликаются с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Волшебная кисточка», художественной направленности. Которая реализуется в нашем детском саду с 2020 года.

     В дошкольном возрасте творческая деятельность только начинает формироваться. Использование стандартных методик рисования не всегда является эффективным.

        Меня заинтересовала технология  правополушарного рисования.

        Правополушарное рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Но это не просто способ создания удивительной красоты картин, а сложная система из простых приёмов. Занятия правополушарным рисованием позволяют раскрыть творческий потенциал любого человека.

        Слайд 4

Автором данного метода рисования является преподаватель Калифорнийского государственного университета Бетти Эдвардс.        

       Методика правополушарного рисования основана на теории американского учёного, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри, доказавшего, что правое и левое полушария человеческого мозга используют разные способы обработки информации. Отделы левого полушария отвечают - за логику и аналитическое мышление, а правого – за творчество, интуицию, восприятие формы и цвета.

        Суть методики в том, чтобы во время рисования избавить человека от анализа своих действий, чтобы активировать способности правого полушария и раскрыть его творческий потенциал.

Человек не должен задумываться о том, как нарисовать предмет, с чего начать, какие кисти и цвета подходят. В итоге он создает рисунки, на которые прежде не был способен.

        Правополушарное рисование - спонтанное, интуитивное. Нет чётких правил - человек рисует так, как чувствует. Этому рисованию не нужно обучаться долгие годы, каждый способен сразу начать рисовать и получать положительные эмоции. Также правополушарное рисование можно отнести к методикам арт-терапии - оно даёт огромный заряд энергии, воодушевления, подъём настроения, развивается креативное мышление - способность принимать нестандартные решения, генерировать идеи.

У вас, наверное, возникнет вопрос: Какая связь между правополушарным рисованием и системно-деятельностным подходом?

Да, правополушарное рисование специфическая техника, необычная. Но при планировании занятий есть темы, где можно и нужно применить системно-деятельностный подход.

Например:

Слайд 5  Тема «Грибы – дары Осени»

Задача - закрепить умение детей смешивать краски для получения задуманного цвета.

Проблема: для рисования детям понадобились коричневый и оранжевый цвета. Таких красок в наборе нет. Что будем делать? Предложить гуашь красного цвета от разных производителей.

Предложения детей: Детей вспомнили, что можно смешать красный и зелёный цвета и получить коричневый. Но у некоторых детей не получился искомый цвет. Сделали заключение, что красная краска при смешивании с зелёной иногда не может дать коричневый цвет. Внимательно рассмотрели наборы гуаши и обратили внимание, что они разные. Некоторые дети прочитали названия «Гамма», «Ютландия», т.е. краски сделаны на разных фабриках (Разные фирмы, производители. Они по-разному сделали краски). Был сделан вывод, что надо пробовать делать небольшой замес, чтобы не расходовать лишние материалы.

Слайд 6 Тема: «Зимнее дерево»

Задача - учить детей различать, узнавать и называть цвета холодной и тёплой гаммы. Самостоятельно выбирать и использовать в своих работах соответственно заданию.

Проблема:

- Как вы думаете какие цвета красок из ваших наборов очень понравятся Зимушке?

Решения детей: при выполнении работы, дети выбирали белую, синюю, фиолетовую краски. 

Рассуждали так: синяя и фиолетовая краска тёмные и слишком яркие, поэтому их можно развести белой краской, или белой пастой. Зимнее небо, когда солнышко всходит или заходит можно нарисовать, если добавить немного розового в голубой.

Слайд 7 Тема: «Бабочки на лугу»

Проблема «Художник пришёл писать поляну цветов, а у него оказалось только три основные краски (красная, жёлтая, синяя).. Как ему нарисовать 3 красками разноцветный луг?

Решения детей: можно смешать краски. Вспоминают как получить оранжевый, салатовый, розовый, коричневый, зелёный, фиолетовый и др. цвета.

В ходе экспериментирования с цветами получают различные оттенки.

В итоге дети пришли к пониманию, что не обязательно покупать дорогие наборы с большим количеством красок.

Слайд 8 

Есть и другие интересные темы.

С программой «Волшебная кисточка» можно ознакомиться на сайте Детского сада №1 комбинированного вида.

В окружном конкурсе дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ «Поколение Z выбирает» программа заняла 3 место в номинации художественной направленности.

Цель программы: развитие творческих способностей детей через погружение их в мир изобразительного искусства, посредством правополушарного рисования.

Целевая группа - дети старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

Уровень реализации: ознакомительный.

Сроки реализации: 1 год.

Объём программы – 60 часов

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут (академический час).

Наполняемость группы: до 10 человек.

Отличительными особенностями программы «Волшебная кисточка» являются:

- учёт возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребёнка;

- динамичность и увлекательность занятий, создание атмосферы «мастерской художника»;

- отсутствие сдерживающих факторов, негативно влияющих на развитие творческих способностей ребёнка;

- можно все трогать, рисовать кистями, руками, с разрешения соседа можно рисовать и у него….

- использование нестандартных слов «плюшечки», «ляпушки», «точечки», «вжик», «тенька», «светка».

        Содержание программы обеспечивает развитие творческого потенциала личности, образного мышления, формирование коммуникативных навыков, возможность профессионального самоопределения обучающихся.

        Воспитанники вооружаются одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения.

        При выполнении  нестандартных работ, сочетая традиционные и нетрадиционные техники изобразительной деятельности, юные художники начинают с увлечением заниматься рисованием, стремятся выполнять свои работы на высоком уровне, творчески подходить к выполнению задачи. В результате повышается мотивация, качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству, обучающиеся становятся более активными и стремятся к самостоятельным творческим работам и достижениям. 

        Данная программа может рассматриваться, как подготовительный курс для более углубленного изучения изобразительного искусства, которое ребёнок при желании может продолжить в творческом объединении или в художественной школе.

Слайд 9

Виды  деятельности  при  системно – деятельностном  подходе:

- игровая;                                                                                                                                                                                                  - исследовательская;                                                                                                                                              - творческая;                                                                                                                                                                                     - практическая.                                                                                                                                                              

Формы  деятельности:                                                                                                                                  - групповая;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   - индивидуальная;                                                                                                                                                                                        

- очная, обучение с применением дистанционных технологий.

Слайд 10 Базовые упражнения:

- Перевернутый рисунок;

- Зеркальное рисование;

- Рисование двумя руками одновременно;

- Упражнения «Рисование вслепую»;

- Кинезеологические упражнения;

- Музыкотерапия — воздействие через восприятие музыки.

Слайд 11 ВИДЕО

Слайд 12 Приёмы,  которые  я использую  для  того, чтобы  дети  самостоятельно  научились получать  знания:  

- метод стимулирования познавательного интереса, экскурсии;

- нестандартн0ый  вход  в  занятие ( создание проблемы, использование загадок);

- практический – позволяет применить полученные знания при выполнении заданий.

Задача педагога при введении нового материала заключается не в том, чтобы всё наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог должен организовать практическую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы и объяснили, как надо действовать в новых условиях. Функция педагога заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности обучающихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки.

Слайд 13 Например, тема занятия «Морской пейзаж».

Проблема: Русалочка Ариэль пришла в гости к детям и хочет научить их рисовать море. Но шалунишка осьминог спрятал все кисточки, кроме самой маленькой. Как быть? У нас есть большой лист бумаги, есть краски, а кисточек рисовать на большом листе нет. Чем будем рисовать?

Предложения детей: Дети заметили, что маленькой кисточкой они будут долго создавать фон. Рассмотрев предложенный разнообразный нетрадиционный материал, юные художники решили, что быстро грунтовать лист можно при помощи губки для мытья посуды. Потом они вспомнили, что у каждого художника всегда есть рядом кисточка – рука с пальчиками. 

Кто-то из ребят предложил облака нарисовать пальчиками или ватными палочками. А мелкие детали можно нарисовать маленькой кисточкой.

Структура занятия с позиции системно - деятельностного подхода на занятиях кружка:

  1. организационный момент, актуализация знаний, создание педагогом проблемной ситуации; 
  2. восприятие обучающимися данной проблемной ситуации; 
  3. совместная самостоятельная работа обучающихся над проблемой;
  4. управление педагогом поисковой деятельностью; 
  5. рефлексия - обсуждение результатов, защита мини - проектов.

Сегодня каждый педагог может использовать системно-деятельностный подход в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно.

   

Правильное использование деятельностного метода обучения на занятиях позволит оптимизировать образовательный процесс, устранить перегрузку детей, предотвратить стрессы.

Системно-деятельностный подход предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к жизни. Данный подход приносит свои плоды не сразу, но непременно ведёт к достижениям в области воспитания и обучения.

Через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой.

Я хочу пригласить Вас на виртуальный вернисаж.

Слайд 14 ВИДЕО

Спасибо за внимание. Если вопросы задавайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ДОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования»

Содержание материалов освещает опыт деятельностного подхода в практике работы  с детьми 6-7 лет при обучении грамоте и подготовке к школе  на этапе введения ФГОС дошкольного образования при ...

Методическая разработка "Реализация системно-деятельностного подхода в практике работы ГБОУ на этапе введения ФГОС дошкольного образования"

Реализация системно – деятельностного подхода в практике комплексноготематического планирования познавательно – речевого развития детей раннего возраста (2-3 лет)...

«Компетентностный подход в дополнительном образовании»

«Компетентностный подход в дополнительном образовании»«Компетентностный подход в дополнительном образовании»...

Деятельностный подход в дополнительном образовании старших дошкольников.

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования. работающих с дошкольниками....

Тема самообразования:  « Развитие творческой одарённости на занятиях журналистики и хореографии через использование личностно ориентированных подходов в дополнительном образовании». 

laquo;Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились,сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов»....