План работы по самообразованию на тему: "Театрализованная деятельность как средство развития речи для детей младшего, среднего дошкольного возраста"
материал

План работы по самообразованию на тему:

«Театрализованная деятельность как средство развития речи для детей младшего, среднего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_zhuldikova.docx113.28 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

администрации Ханты-Мансийского района

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Ханты-Мансийского района «Детский сад «Сказка»

п. Горноправдинск»

План работы по самообразованию на тему:

«Театрализованная деятельность как средство развития речи для детей младшего, среднего дошкольного возраста»

Выполнила: воспитатель

Жульдикова А.В

2020 – 2023

Пояснительная записка

Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей в детском саду. Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научите ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Актуальность

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость).

        Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей.

Театрализованная игра на занятиях: во время занятий педагог включает

театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В

занятие вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные

знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует

раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

Цель: Создание условий, способствующих развитию речи детей  посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

  • Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  • Обогащать словарь детей, активизировать его;
  • Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;
  • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.
  • Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;
  • Создать в группе центр театрализации с различными видами театров по разным сказкам.
  • Осуществить взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка. Совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки, музыку, а умело, поставленные вопросы взрослого побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся формирования выразительной речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. 

В процессе реализации темы по самообразованию используются следующие формы работы с детьми:

  • Чтение и совместный анализ сказок.
  • Проигрывание отрывка из сказок.
  • Прослушивание сказок, потешек, стихотворений с использованием компьютера.
  • ​Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
  • Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
  • Словесные, настольные и подвижные игры.
  • Пантомимические этюды и упражнения.
  • Дыхательная гимнастика.
  • Артикуляционная гимнастика.
  • Пальчиковые игры со словами.
  • Разучивание чистоговорок.

Ожидаемые результаты

  • повышение качества собственной профессиональной, научно - практической подготовки и уровня компетентности воспитателя в вопросах развития речи детей посредством использования театрализованной деятельности. 
  • пополнение информационно-методической и нормативно-правовой базы по исследуемой теме.
  •  приобщение детей к театрализованной деятельности.
  •  обогащение активного и пассивного словаря и активизирование речи детей.
  •  совершенствование развивающей предметно-пространственной среды группы.
  •  повышение уровня знаний родителей по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей».

Перспективный план на 2020-2021г.

Месяц

2020-2021 учебный год 

Сентябрь

1. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи»: постановка целей и задач по данной теме.

2. Консультация для родителей:  

Октябрь

1.Беседа: «Что такое театр?».

2.Театральная минутка «В гостях у сказки».

3.Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей».

4. Пополнение центра театрализации разными видами театров.

Ноябрь

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

2.Показ пальчикового театра «Колобок».

3.Рассматривание игрушек и иллюстраций к сказке.

4.Дидактическая игра: «Угадай сказку».

5. Включение элементов театральных упражнений в утреннюю гимнастику

6.Консультация: «Развитие у детей сценического искусства». 

Декабрь

1.Двигательные этюды.

Мимические этюды с жестами (радость, огорчение, гнев).

2. Игры с (элементами театрализованной деятельности) «Солнышко и дождик».

3.Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк».

4.Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?».

5.Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

6.В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Тема:  «Как и когда рассказывать сказки».

Выставка работ (дети и родители) «Любимые сказки».

Итоговое комплексное занятие «В гостях у сказок»

Январь

1.Показ настольного театра «Репка».

Чтение сказки «Репка», рассматривание иллюстраций, обыгрывание игровых моментов, разучивание игр.

2. Игра – импровизация (в кругу) «Веселись детвора».

3.Музыкально – игровые упражнения для развития мимики, жестов

4.Д/и «Угадай из какой сказки герой?».

5.Игры (с элементами театрализованной деятельности) «Кот и мыши».

6.Консультация для родителей: «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству».

Февраль

1. Просмотр мультфильма «Волк и семеро козлят», рассматривание иллюстраций.

2.Настольный театр «Колобок» (дети самостоятельно показывают сказку). –

3.Чтение сказки «Муха - Цокотуха» К. Чуковского

4.Мини-викторина по сказкам К.Чуковского «Сказки дедушки Корнея».

5. Пантомимика «Покажи кто как ходит»

6. Рекомендации «Театрализованные игры дома».

Март

1.Игра с разными видами театров «Придумай сказку».

2.Работа по сюжетным картинкам «Составляем сказку».

3.Разучивание песен и закличек про Масленицу.

4.Развлечение «Широкая Масленица».

5.Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке».

6.Постановка сказки «Репка» с привлечением родителей.

Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» - о пользе домашнего чтения.

Апрель

1.Показ театра на фланелеграфе «Маша и медведь».

2.Чтение и пересказ сказки «Маша и медведь», рассматривание иллюстрации.

3.Настольно-печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезанные картинки).

4.Игры с детьми «Изобрази какое-нибудь животное».

5. Учить детей обыгрывать знакомые сказки.

6. Буклет «Как поддержать интерес к театру».

Добавить материал в театральный уголок.

Май

1. Самоанализ плана по самообразованию.

2.Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

3.Итоговое родительское собрание «Какая прелесть – эти сказки».

4.Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки».

Месяц

2021-2022 учебный год  

Сентябрь

1.Подбор материала, необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи».

Постановка целей и задач по данной теме.

2. Общее родительское собрание: «Сказка ложь – да в ней намек» (цель: познакомить с предметно-развивающей средой группы, познакомить с развлечениями, утренниками, проводимые в течение года).

3.Презентация «Мы артисты».

4. Консультация для родителей: «Театрализованные игры – путь к детскому творчеству».

Октябрь

1.Пополнение центра театрализации разными видами театров.

2.Чтение детям и пересказ сказки: «Петушок и бобовое зернышко», рассматривание иллюстрации.

3. Включение элементов театральных упражнений в утреннюю гимнастику.

4. Жесты – этюды на выразительность жестов.

5.Консультация для родителей: «Роль сказок в развитии детей».

Ноябрь

1.Создание картотеки сказок для работы с детьми.

2.Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

3.Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок». 4.Дидактическая игра: «Угадай сказку».

5. Консультация для родителей: «Особенности чтения сказок о животных».

Декабрь

1.Мимика – «Подбери маску».

2. Дидактическая игра: «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?», Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

3.Инсценировка сказки «Рукавичка»

4.Чтение зимних стихотворений наизусть – основа актёрского мастерства.

5.Выставка рисунков (дети) «Зимние сказки».

6. Консультации для родителей: «Личная библиотека вашего ребенка».

Январь

1. Игры «Камушки на песке», «Подарки для куклы», «На что это похоже».

2. Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко»

3.Этюды «Зеркало»

4.Чтение сказки «Зимовье зверей», рассматривание иллюстраций.

5.Проект «Театрализованная деятельность как средство развития речи». 6.Беседа с родителями: «Как подружить ребенка с книгой» — о пользе домашнего чтения.

Февраль

1.Театрализованные этюды «Зимушка, зима!»

2. Чтение и пересказ детям сказки: «Бычок, смоляной бочок».

3. Пантомимика – игра «Кто как ходит»

4. Игры с разными видами театров «Придумай сказку».

5. Создание дидактической игры: «В гостях у сказки».

6. Консультация для родителей: «Как поддержать интерес к театру». 

Март

1.Чтение сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций.

2.Моделирование сказки «Три медведя». Работа над оценками характера и мотивы поступков героев, передавать диалоги героев с интонацией.

3.Литературная викторина с детьми: «Петрушка со сказками».

4.Приобрести в группу раскраски по народным сказкам.

5.Консультация для родителей: «Как выбрать полезную сказку для малыша».

Апрель

1.Театрализованные этюды «Весна!»

2.Выражение основных эмоций: этюды «Тили-тили, тили бом»

3.Учить детей обыгрывать знакомые сказки («Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка»).

4. Придумывание своих сказок. Изготовление книг «Сочиняем сами».

5. Консультации для родителей: «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».

Май

1. Самоанализ плана по самообразованию.

2.Продолжать учить детей обыгрывать знакомые сказки.

3. Выставка рисунков детей: «Наши любимые сказки».

4. Отчёт по теме самообразования в виде презентации проекта «Театрализованная деятельность как средство развития речи». 

Месяц

2022-2023 учебный год  

Сентябрь

1.Составить перспективный план работы по самообразованию 

2.Подобрать методическую литературу 

3.Провести анкетирование родителей. 

4.Диагностика детей. 

5.Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития речи».

Октябрь

1. Беседы «Что такое театр». «Театральные профессии».

2.Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко», просмотр иллюстраций.

3. Создание картотеки сказок для работы с детьми.  

4.Консультация для родителей «Сказка помогает говорить правильно».

5.Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками, дисками.

Ноябрь

1.Этюды на пластику «Медведь рассердился», «Кошка просит молока», «Мышонок радуется».

2. Чтение сказки «Под грибом», рассматривание иллюстраций.

3.Драматизация русской народной сказки с использованием театра Би-Ба-Бо.

4. Игра на интонирование вежливых и  ласковых слов «Лисичка», «Зайчик», «Птичка».

5. Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

6.Папка – передвижка «Какие бывают театры».

Декабрь

1.Чтение сказки Корнея Чуковского «Федорино горе».

2. Дидактическая игра «Угадай сказку»

3.Игра на имитацию голоса «Кто как кричит?».

4.Игра с кубиками «Собери сказку».

5.Советы родителям «Пальчиковая гимнастика дома».

6.Выставка работ (дети и родители) «Зимние сказки»

Январь

1.Чтение сказки «Рукавичка», рассматривание иллюстраций.

2.Инсценирование сказки «Колобок».

3. Театрализованная игра «Что ты видишь, покажи».

4. Изготовление театра из ложек.

5. Консультация: «Особенности чтения сказок о животных».

Февраль

1.Дидактическая игра: «Из какой книги прочитан отрывок»

2.Игра-викторина «Сказки дедушки Корнея»

3. Чтение сказки «Чудо дерево» К. Чуковского.

4.Коллективная работа аппликация «Чудо- дерево».

5. Обыгрывание детьми знакомых сказок «Репка», «Курочка ряба» с помощью настольного театра.

6.Папка – передвижка «Домашний театр».

Март

1.Театрализованные игры «Угадай по звуку», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

2. Чтение сказки «Заюшкина избушка».

3. Дидактическая игра «Расскажи сказку по картинке». 4.Постановка сказки «Репка» с привлечением родителей.

5.Изготовление театра из фетра.

6.Рекомендации родителям «Как можно сделать театр своими руками».

Апрель

1.Чтение и пересказ сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстрации.

2.Просмотр мультфильмов по русским народным сказкам: «Колобок», «Теремок», «Зимовье зверей».

3.Настольно-печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезанные картинки).

4. Разучивание и постановка сказки «Три медведя».

5. Привлечение родителей к созданию театрального уголка.

Май

1.Драматизация русских народных сказок с использованием различных видов театра: настольного, теневого, пальчикового, конусного.

2.Презентация о проделанной работе.

3.Показ презентации на родительском собрании.

4.Выставка «Театр своими руками» дома совместно с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме «Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Актуальность проблемы:На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность...

« Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей младшего возраста» Отчет по самообразованию.

Актуальность выбранной темы по самообразованию «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей младшего возраста» обусловлена тем, что в группе многие дети с нарушением р...

План по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего возраста»

Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи ...

План самообразования Тема: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что свя...

«Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра....