15.02.2023г Мастер-класс для педагогов "Играя,развиваем речь"
материал (младшая группа)

Сныцарь Галина Михайловна

Речь формируется в деятельности, а так как игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             

Февраль 2023г

                              Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

                                   Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

Е. Щукина.

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства в сфере речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи: 
1. Повысить уровень компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей.
2. Познакомить воспитателей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей

Материал: Цветок - «Цветик-семицветик», картинки-эмоции, кубики - азбука, презентация в видео и аудио заданиями.

Оборудование: мультимедийный  экран (для показа слайдов по тексту презентации)

Вступительная часть:

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

 Речь формируется в деятельности, а так как  игра является ведущим видом деятельности, через нее дети отражают полученные знания, впечатления. Игра – естественное состояние ребенка и она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях.    А. М. Горький писал: «Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

В речевой игре от ребенка требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию, развитию зрительного восприятия, образных представлений, усвоению лексико-грамматических категорий родного языка.

Мы с вами знаем, как трудно научить ребёнка чему - то, что не вызывает у него интереса, а заинтересовать мы можем его с помощью игры.  И сегодня, уважаемые коллеги  с помощью игровых приемов,  я хотела бы вам показать, как можно заинтересовать и побудить ребенка к речевой деятельности.

И в соответствии с этим, я подобрала игры, направленные на активизацию речевой деятельности.

Ведущая:  Скажите, пожалуйста, вы любите сказки, рассказы, мультипликационные фильмы? Замечательно!

А поможет, нам с вами выполнять игровые задания, волшебный цветок  «Цветик-семицветик». На  лепестках, которого, находятся игры.  Мы будем с вами играть и речь развивать.

Песня:  Лети, лети, лепесток,
            Через запад на восток,
            Через север, через юг,
            Возвращайся, сделав круг.

1-й лепесток игра  «Эмоции и чувства ».

Движения мимики тесно связаны с артикуляцией, поэтому, стимулируя, ребенка изображать на лице различные эмоции, мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики в частности развитию подвижности мышц губ и щек.

На столике лежат перевернутые карточки с изображение «Лиц» с разными эмоциями.

Один из  участников  по очереди  берет карточку, изображает выражение лица и произносит фразу соответствующую данной эмоции, присутствующие должны догадаться и назвать эмоцию (радость, злость, испуг, удивление ит.д.)

Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

2-й лепесток игра «Полслова за вами».

Участники игры становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом, бросающий громко говорит половину какого- нибудь  слова, тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину.

Филиппок за окуньком

В речку лезет босиком.

Очень хочет Филиппок

Окунька загнать в са (чок).

На большие расстоянья

Мчится он без ожиданья.

Пишется в конце 2 «С»

Называется экс (пресс).  Вил-ка, теле-фон, ва-гон, паро-воз, ке-фир, кол-пак.

Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

3-й лепесток игра «Алфавит вокруг нас»

Ведущий предлагает воспитателям на одну из букв алфавита (кубики) назвать как можно больше предметов. Победит тот, кто больше всех назовет слов.

Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

4-й лепесток игра «Слово наоборот»

Ведущий называет быстро слова. Участники  должны в уме или на листочке переставить буквы этого слова и назвать его. Начнем с самых простых вариантов, то есть слов, состоящих из трёх букв:

Кот –ток;  нос – сон; год – дог; лес-сел

Усложняем задачу, увеличиваем количество букв в словах:

Город – дорог; мираж – жарим; хорош – шорох; голод – долог

А сейчас я Вам усложню игру, раздам вам листочки на которых запутаны слова, а вы пожалуйста, распутайте их и поставьте буквы правильно, чтоб получилось слово.

• апалот – лопата

• рукинос — рисунок

• отаткел – котлета

• корсиба — абрикос

.шандакар - карандаш

• ленапись — апельсин

• родингав — виноград

Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав кру

5-й лепесток игра «Добавь словечко»

На скамейке у ворот Лена горько слезы… (льет)

Серый волк в густом лесу встретил рыжую … (лису)

У себя в саду Андрейка поливал цветы из …(лейки)

Заставил плакать всё вокруг,  хоть он и не драчун…(лук)

Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь.

Это зверь лесной …(медведь)

Песня: Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

6-й лепесток игра «Придумай рассказ»

Правила: Придумать рассказ, в котором все слова начинались бы на определенный звук. Например, на звук (П).

Папа пришел поздно. Поцеловал Павлика, погладил по плечу Петю. Подумал, попробовал пирог. Поужинал. Поднялся, постелил постель, потянулся. Присел, поправил подушку. Прилег.

7-й лепесток  Игра «Забавные превращения».

Назовите, в кого превратится человек, если окажется:

В театре – (зритель)

На собственных именинах – (именинник)

В школе – (ученик)

В магазине – (покупатель)

В седле – (наездник)

В бассейне – (пловец)

На ринге – (борец)

На катке – (фигурист)

На лыжах – (лыжник)

Рефлексия:  Давайте мы вернёмся в наше с вами детство. Вы помните своё детство? Во что вы верили в детстве?

     Но мы знаем, что волшебниками не рождаются, а волшебниками становятся. А для этого у ребенка есть все: он уже умеет видеть то, что не видно взрослым. Слышать волшебные звуки, понятные только ему. Но все, же он нуждается в помощи. А помочь ему может только тот взрослый, – который не потерял в себе волшебника!

     Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, а, следовательно, и его личность в целом.

 «Вся наша жизнь – игра»
Б. Грасиан

Спасибо за внимание!

Игра «Любопытный»

На любой вопрос нужно отвечать быстро, только словами, начинающими со звука (К)

• Как вас зовут? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)

• Как называется город, в котором  вы отдыхали? (Калининград, Кстово и т. д.)

• Кем вы работаете? (кондитер, кладовщик и т. д.)

• Какое у вас хобби? (квиллинг, коллекционер и т. д.)

• Назовите ваше любимое блюдо? (каша, котлеты, кекс и т. д.)

• Какой у вас любимый напиток? (кофе, какао, коктейль и т. д.)

• Какие вывески на звук (К) вы встречали на улице? (кондитерская, крыши,и т. д.). Ведущий говорит. Следующий звук, а участники сами задают друг другу вопросы и отвечают на них. (На звук Т)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Буклет для родителей по развитию речи детей 5-6 лет "Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых"

Данный буклет содержит краткий практический материал по формированию и становлению речи в период старшего дошкольного возраста....

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения). Учитель-логопед Рогулева И.Н. Этап шёпотной речи.

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности по теме «Овощи» в подготовительной группе для детей с тяжёлым нарушением речи, заиканием, общим недоразвитием речи (второй год обучения...