Мастер-класс для педагогов «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
методическая разработка

Горячева Ольга Викторовна

Вовлечение педагогов в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx204.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс«Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста».                                                             

   

                                                                                     Подготовила: воспитатель  

                                                                                                             Горячева О.В.

Цель: Вовлечение педагогов в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников.

                                                                        Слайд2  «Если хочешь быть богатым,
                                                                                      нужно быть финансово грамотным»

                                                                                                      Роберт Кийсаки                              

Слайд3

Что такое финансовая грамотность?
Финансовая грамотность - способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.

Все мы хотим для своих детей лучшего. Мы стараемся передать им весь свой опыт и знания, чтобы они достигли успеха в жизни. Выбираем хорошую школу и учителей, помогаем поступить в институт, направляем вначале карьеры, радуемся, когда ребенок начинает зарабатывать свои первые деньги.

Но учим ли мы грамотно распоряжаться деньгами? Ведь каким бы ни было наше состояние большим или не очень, мы всегда можем научиться извлекать из него максимальную пользу, стремясь к своей мечте.

Слайд 4

Зачем вам нужна финансовая  грамотность?

D:\012341900-1529665393.jpg

Слайд5

Дети – это будущие налогоплательщики, вкладчики и заемщики, участники финансового рынка.
Формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

Слайд6

Дошкольный возраст
является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей, как:
- ответственность
- бережливость,
- сила воли,
которые необходимы для формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.

Слайд7

Методы и приёмы работы с детьми по финансовой грамотности:

- непосредственная образовательная деятельность,

-сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры,

-особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения, где дети решают познавательные, практические, игровые задачи.

-логические задачи, задачи-шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемы и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений;

- экскурсии и беседы, с целью знакомства с людьми разных профессий.

- проектная деятельность.

- чтения художественной литературы. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

Слайд8

Эффективным  метод является проектная деятельность. С целью поддержки детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Этот метод позволяет  развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиции «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.

Слайд9

Формы работы 

  • театрализованные, дидактические, сюжетно-ролевые игры;
  • тематические занятия;
  • экскурсия в магазин;
  • просмотр мультфильмов и презентаций;
  • квест – игры;
  • лэпбук.

Слайд10

Сюжетно –ролеве игры в обучении финансовой грамоте. Пример

В них дети производят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей свои собственные.

 «Банк».

Первый этап – знакомство с банком и его назначением, финансовыми операциями, рассматривание фотографий о работниках банка.

Второй этап – совместно с детьми придумывание и проигрывание отдельных сюжетов, включающие в себя ролевые диалоги: «Я хочу открыть счет в вашем банке», «Нам нужен кредит», «Расскажите об услугах вашего банка» и т.д. Была организована сюжетно-ролевая игра «Открытие нового банка». Были введены в игру банкоматы, выдача кредитов.

Третий этап – непосредственно игровая деятельность с введением новых игровых сюжетов.

Взаимодействие с семьёй.

На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.

К ним относятся:

-Информационные методы (папки-передвижки, тематические стенды, памятки, информационные альбомы, фотовыставки),

  • -Изучение и обобщение семейного опыта (анкетирование, опросы, тестирование, личные беседы и т.д.)
  • Проведение лекций, семинаров, практикумов
  • Проведение маршрутов выходного дня – организация совместных мероприятий  (досугов, праздников, развлечений, экскурсий).
  • Проведение встреч с интересными людьми
  • Конкурсы
  • Изготовление семейных газет
  • Детско-родительские проекты
  • Образовательный веб-квест.
  • создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.

Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

 «А можно ли увлечь детей рассказами об экономике в столь юном возрасте и развить у них зачатки финансовой грамотности?» Это задача трудная, но решаемая и я, уважаемые коллеги, предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в страну Экономики.

Практическая часть. 

1.Игра «Груша, яблоко».

2. Деньги стран мира.

3.Инсценировка сказок на новый лад.

Сказка «Золотое яйцо».

АВТОР:Жили-были дед и баба. И была у них курочка Ряба. Снесла Курочка яичко да не простое, а самое что ни на есть настоящие яйцо Фаберже. Ой, до чего же красивое!

Блестит, огнями переливается. Дед и баба, как дети малые, радуются, целый день глядят на него, налюбоваться не могут.

Приехала к ним из города внучка. Стали совет держать, как яйцо сберечь.

ДЕД:– Ты, внученька, у нас умная, – сказал дед, – в институте учишься, помоги нам старикам, посоветуй, как сберечь достояние семейное. В прошлый раз осрамились мы, не углядели – разбилось яичко золотое. На тебя вся надежда, милая.

ВНУЧКА:– Ой, дедуля и бабуля, не простое это дело, экономическая безопасность, – важно ответила внучка, – не простое. Для начала, чтобы Мышка опять яйцо не разбила, надо накупить мышеловок и расставить их повсюду.

БАБА:– Да что ты, внученька, что ты, – робко возразила баба. – Зачем ты так нашу Мышку обижаешь? Она же хорошая и не нарочно яичко разбила. Живёт у нас в доме давно, помогает нам с дедом. Дегустатором работает.

ДЕД– Может, Мурку посадим яйцо охранять? – спросил дед.

ВНУЧКА:– Мурку? – рассмеялась внучка. – Так это ж лучшая Мышкина подруга! Да и

растолстела она от «Вискаса» так, что еле передвигается.

ДЕД– Пусть тогда Жучка яйцо сторожит, – не успокаивался дед.

ВНУЧКА:– Ой, не могу! Жучка! Эта крохотная болонка! Вы лучше смотрите, чтоб её саму мыши не утащили! С её родословной только мышей ловить! Да нас же все соседи засмеют!

ДЕД– Так что же нам делать, внученька? Подсоби, – взмолился дед.

ВНУЧКА:– Ладно, не хотите мышеловки ставить – не надо! Есть средство и понадёжнее. Положим яйцо на хранение в банковскую ячейку. Как раз недавно в нашем районе новый банк открылся.

АВТОР:Как решили, так и поступили. Продали дед и баба репку. Сняли на эти деньги ячейку в банке. Крепкую такую ячейку, добротную. Проверили её хорошенько. Баба била-била – не разбила. Дед бил-бил – не разбил. А компьютерная мышка бежала, хвостиком махнула, и все денежки из банка исчезли. А вслед за ними исчез и сам банк вместе с ячейкой. Как будто и не было никогда.

ДЕД:Плачет дед, баба плачет, а внучка больше всех голосит:

– Ой, беда-то какая! И что же это я, глупая-то, наделала! Своими же руками семейную реликвию ворам отдала-а-а.

КУРОЧКА РЯБА:Прибежала Курочка Ряба и говорит:

– Не плачь, дед, не плачь, баба. Пропала-то китайская подделка. А настоящее яйцо мы с Мышкой давно уже подменили. Чуяло мое сердце неладное.

АВТОР:Тут и Мышка из норки вышла и яйцо принесла. Обрадовались все, веселятся, Мышку и Рябу благодарят. А внучке так стыдно стало, что она Мышке не доверяла.

Продали дед и баба яйцо. Купили себе на эти деньги фермерское хозяйство. Стали весело жить-поживать да огромные репы выращивать.

Сказка «Хранители бюджета»

АВТОР: Жил да был Кошелёк. Он любил, когда его бережно открывали, доставая денежные купюры. Их он хранил в разных своих кармашках. Крупные купюры лежали в особом отделе и под замочком. Их использовали для покупок крупных вещей, продуктов, игрушек, приобретения мебели, оплаты за квартиру, свет, газ. Те, что были меньшего достоинства, лежали в другом отделе. Их использовали для покупки билета на проезд, газет, пирожков и

другой мелочи.

Чаще всего Кошелёк был не очень толстый. Но бывали особые дни, когда купюры наполняли его так, что он боялся, что его кнопочки и замочки не выдержат и кожа лопнет.

Как он любил такие мгновения! В такие дни его открывали часто.

Но бывали и грустные дни. Тогда казалось, что хозяин забыл о нём, потому что у него внутри было почти пусто. И его перебрасывали с одного места на другое.

Однажды рядом с Кошельком появилась красивая, яркая, блестящая Карточка.

Кошелёк насторожился:

Кошелёк — Привет, — сказал он. — Я — Кошелёк. Я — хранитель семейного бюджета.

Карточка — А я — пластиковая карточка. Теперь я буду хранительницей денежных средств семьи.

Кошелёк — Но где же ты хранишь купюры?

Карточка — Они во мне, — гордо ответила Карточка.

Кошелёк — Но ты такая тонкая и маленькая, — изумился Кошелёк, — и у тебя совсем нет карманчиков. Где же они помещаются?

Карточка — А мне не нужны карманчики, — загадочно улыбнулась Карточка. — Я храню секрет волшебных цифр, которые знает только хозяин. Используя их, он может купить всё, что необходимо, и даже немного купюр положить в твой карманчик.

Кошелёк «Значит, обо мне не забудут», — подумал Кошелёк и очень обрадовался. А потом с восторгом предложил Карточке:

Кошелёк — А давай я буду о тебе заботиться. У меня же много карманчиков, и среди них найдётся надёжное местечко для тебя. И ты будешь долго оставаться такой красивой и яркой.

АВТОР:Карточка хотела отказаться, но, подумав, забралась в карманчик Кошелька. Кошелёк думал: «Теперь хозяин никогда про меня не забудет, и Карточка будет в порядке». А Карточка подумала: «Как тепло и уютно в карманчике Кошелька и ему всегда будет весело».

И тут они поняли, как хорошо, когда ты кому-то нужен.

     4.Изготовление кошелька техникой оригами. 

D:\kak-sdelat-koshelek-iz-bumagi.jpg

5. «Рекламное агенство»

Проблемно-игровая ситуация: мы работаем в рекламном агенстве и от рекламодателя поступил заказ на рекламу товара. Ведущий предлагает придумать рекламу товара .

План рекламного рассказа:

1-ый ребенок: Обратите внимание на наш товар, это ___

(название товара в соответствии с классификацией, название товара)

2-ой ребенок: Какой он ___

(перечисление признаков товара, лучших его качеств)

3-ий ребенок: уточняет характерные предмету качества (где растет, из чего сделан, какой запах и т. д.)

4-ый ребенок: ___ очень полезен и необходим каждому из вас,(название товара)потому что___

(уточнение причины необходимости товара)

5-ый ребенок: Приобретайте только сегодня и только у нас ___

(название товара) и вы не пожалеете!

6-ой ребенок: подытоживает все сказанное детьми и повторяет полностью весь рассказ эмоционально и выразительно (поощряется творческая инициатива, если ребенок добавляет еще что-либо к общему рассказу).

Забавное увлечение ребенка позволяет решить и целый ряд образовательных задач:

1. Формирование элементарных экономических представлений.

2. Возрастание познавательного интереса при знакомстве ребенка с предметами окружающей его действительности, поскольку пока ребенок не изучит объект своей рекламы он не сможет качественно и точно прорекламировать его.

3. Развитие связной речи ребенка посредством составления описательных рассказов.

4. Развитие творческих способностей ребенка посредством элементарных инсценировок и сочинительства.

5. Развитие коммуникативных навыков у детей.

Если вам было интересно – похлопайте, а если нет- потопайте. Я вам желаю стабильного финансового благополучия!

Играйте с детьми в экономику!

И я благодарю всех! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Основы воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

laquo; Основы воспитание финансовой грамотности детей дошкольного возраста»....

Консультация для педагогов «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста».

В данной публикации опубликованы советы для педагогов по воспитанию финансовой грамотности у дошкольников....

Консультации для воспитателей "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста".

В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, - когда детьми приобретается первичный...

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: “Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста”

Консультация для педагогов ДОУ. Тема: "Основы воситания финансовой грамотности детей дошкольного возраста"...

Консультации для педагогов ДОО «Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста»

Консультации для педагогов ДОУ«Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста»...