АОП для ребёнка с ТНР 6-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа)
Адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе «Комплексной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 4 до 7 лет» (автор Н.В.Нищева). Рабочая программа рассчитана на один учебный год. Адаптированная образовательная программа спроектирована для ребёнка, 21.02.2014 г.р., ребенка с ОВЗ (тяжелым нарушением речи (далее ТНР). Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования в подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_.2020-2021_podgotovit._gruppa.doc | 314.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста
Согласовано на заседании
Управляющего совета
протокол от __________ № ______
УТВЕРЖДЕНО
Приказ директора МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №5
от ____________ № ________
Адаптированная образовательная программа
для ребенка с тяжёлыми нарушениями речи
с 6 до 7 лет
на 2020-2021 учебный год
Разработали:
Иванова Е.Г. - воспитатель
Канева Н.С. - воспитатель
Никитина Я.В. - педагог-психолог
Киреева Н.А -учитель-логопед
Югорск, мкр. Югорск-2
Содержание программы
I .ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.............................................................................................................................. 3
1.1. Пояснительная записка ................................................................................................................. 3
1.2. Цели и задачи реализации Программы ....................................................................................... 3
1.3. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником адаптированной образовательной программы ....................................................................................................................... 5
1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации программы.
Характеристика воспитанника ........................................................................................................... 6
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ........................................................................................................... 6
2.1. Коррекционно-образовательная деятельность, осуществляемая учителем-логопедом, педагогом-психологом ................................................................................................................................ 7
2.2. Тематическое планирование организованной образовательной деятельности ...................... 14
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ...................................................................................................... 14
3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка ....................................14
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды ........................................... 14
3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания .................................................................................................................................................. 15
I . ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Данная адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе «Комплексной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 4 до 7 лет» (автор Н.В.Нищева). Рабочая программа рассчитана на один учебный год.
Адаптированная образовательная программа спроектирована для Ф.И ребёнка, 21.02.2014 г.р., ребенка с ОВЗ (тяжелым нарушением речи (далее ТНР). Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования в подготовительной к школе группе.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон.
Основанием для разработки Программы явились следующие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность дошкольного образования:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
- Приказ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2-13 №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций”.
Данная программа представляет собой систему коррекционно-развивающей работы, обеспечивающую полноценное овладение фонетической стороной речи, развитие фонематического восприятия, формирование и совершенствование лексико - грамматических средств языка, развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи, что, в целом, позволяет преодолеть тяжелое нарушение речи у дошкольников в условиях группы.
1.2. Цели и задачи реализации Программы
Целью Программы является развитие личности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в различных видах деятельности и общения с учетом её возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена на:
- создание условий сохранения и укрепления здоровья ребенка, разностороннего развития с учётом возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому;
- своевременное выявление и преодоление недостатков в развитии, обеспечение квалифицированной коррекции недостатков в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- создание развивающей коррекционной образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе его эмоционального благополучия.
- Воспитание интереса к окружающему миру, потребности в общении, расширение круга увлечений.
- Развитие и обогащение эмоционального опыта ребенка.
- Формирование коммуникативных умений и сенсорного развития.
- Повышение двигательной активности ребенка.
- Формирование эмоционально-волевых, личностных качеств, навыков социально-адаптивного поведения.
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- Создание условий для устранения речевых недостатков у ребенка и выравнивания речевого и психофизического развития, всестороннего гармоничного развития.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Программа построена на следующих принципах:
Общедидактические принципы:
Принцип доступности — задания подбираются с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
Принцип активности и сознательности в обучении - активность ребенка в познании снижена, поэтому особое внимание уделяется обеспечению мотивации и формированию саморегуляции деятельности.
Принцип последовательности и системности - ребенку дается система знаний, усваиваемая в определенной логике и последовательности.
Принцип наглядности - обучение возможно только при опоре на все органы восприятия (полисенсорная основа обучения).
Принцип индивидуального подхода - весь образовательный процесс строится с учетом особенностей и потребностей ребенка.
Специальные принципы:
Этиопатогенетический принцип учитывает причины и механизмы нарушения для правильного построения коррекционной работы.
Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции обеспечивается возможностью взаимодействия всех специалистов, работающих с ребенком (воспитатели, психолог, логопед, инструктор по ФИЗО, муз. работник и т.д.)
Принцип коррекционной направленности обучения и воспитания обеспечивается адаптацией всех образовательных направлений, режимных моментов и созданием специальной предметно-пространственной среды.
Такой подход обеспечивает: «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности; поддержание эмоционально-положительного настроя в течение всего периода освоения Программы; многообразие форм подготовки и проведения мероприятий; возможность реализации принципа построения программы по спирали (от простого к сложному); выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в совместную образовательную деятельность родителей воспитанников).
1.3. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником адаптированной образовательной программы
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров – характеристик возможных достижений ребенка, которые зависят от ряда факторов, в том числе: от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений; от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств ребенка.
К целевым ориентирам освоения "Программы" относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
- сформирована способность зрительного контакта во время общения;
- способна к подражанию движений и звуков;
- выполняет простую артикуляционную гимнастику с помощью взрослого: улыбается, вытягивает губы трубочкой;
- подражает разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого;
- повторяет действия взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр;
- понимает простые речевые инструкции (дай, возьми, покажи) и выполняет их;
- понимает свое имя и соотносит с самим собой, называет свое имя;
- соотносит предметы с их изображением на картинках (предметы, часто используемые ребенком в быту);
- звукоподражает.
- имеет первичные представления о себе (узнает и показывает себя в зеркале), близких людей (узнает и показывает мать, отца), узнает и показывает 2-3 игрушки (мяч, кукла, пирамидка, машинка или др.), узнает и показывает кошку, собаку;
- реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной поверхностями;
- выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.п.);
- выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого;
- соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением;
- находит и приносит заданный хорошо знакомый предмет;
- умеет различать цвета по насыщенности; находит и показывает оттенки цветов;
- проявляет интерес к художественной литературе, слушает художественные произведения, рассматривает иллюстрации;
- собирает разрезные картинки (4—12 частей со всеми видами разрезов), пазлы, кубики с картинками; - сооружает постройки по образцу, схеме (из кубиков, брусков, цилиндров, конусов, пластин);
- умеет работать с бумагой, складывает лист бумаги вчетверо, создает объемные фигуры (корзинка, кубик, лодочка);
- использует различные изобразительные материалы: гуашь, акварель, цветные карандаши, цветные мелки; смешивает краски для получения новых цветов и оттенков;
- проявляет интерес к лепке, умеет лепить мелкие детали, пользуется стекой;
- умеет работать с ножницами, разрезает бумагу на полоски, вырезает круги из квадратов, овалы из прямоугольников;
- проявляет интерес к пению, выполняет движения под музыку, играет на детских музыкальных инструментах, слушает музыкальные произведения (песня, танец, марш), поет с музыкальным сопровождением, выполняет танцевальные движения под музыку (кружение, «ковырялочка», приставной шаг с приседанием, дробный шаг);
- умеет ходить на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, в полуприседе, перекатом с пятки на носок, мелким и широким шагом, приставным шагом влево и вправо, ползать на четвереньках с опорой на колени и ладони; выполняет прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед; умеет подбрасывать мяч вверх и ловить его двумя руками; бросать мяч об землю и ловить его двумя руками, отбивать мяч об пол на месте, бросать вдаль мешочки с песком и мячи, метать предметы в горизонтальную и вертикальную цель (расстояние до мишени 3—5 м).
1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализации программы
Характеристика воспитанника
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей ребенка в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы Программы, представляющие определенные направления развития и образования.
Основная задача коррекционно-развивающей работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
2.1. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы
Направление | Разделы, цели и задачи |
Познавательное развитие | Сенсорное развитие Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус). Совершенствовать умение воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе сравнивать предметы. Закрепить знание основных цветов и оттенков, обогатить представления о них. Развитие психических функций Продолжать развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств. Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать. Развивать все виды внимания, памяти, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления. Ознакомление с окружающей действительностью Расширить и обобщить представления об окружающем предметном мире, о свойствах и качествах материалов, из которых сделаны предметы. Воспитывать уважение к людям труда и результатам их деятельности. Обобщить знания о членах семьи, профессиях родителей, бабушек и дедушек. Сформировать умение называть свое имя и отчество, имена и отчества родителей, бабушек и дедушек; свою дату рождения, домашний адрес и телефон. Расширить и обобщить представления о школе, об учебе. Сформировать интерес к учебе, желания учиться в школе. Расширить представления о бытовой технике; о технических приспособлениях, орудиях труда и инструментах, используемых представителями разных профессий. Углубить представления о транспорте, видах транспорта, труде людей на транспорте. Углубить знание основ безопасности жизнедеятельности. Закрепить знание правил техники безопасности, правил дорожного движения и навык соблюдения правил поведения на улице. Познакомить с адресом детского сада, научить находить детский сад и свой дом на плане (схеме) микрорайона. Закрепить навыки ориентировки в помещении детского сада и на участке. Научить пользоваться планом детского сада и участка. Расширить, углубить и систематизировать представления о родном городе и его достопримечательностях. Систематизировать знания о смене времен года, сезонных изменениях в природе; о жизнедеятельности растений и животных. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Закладывать основы экологических знаний, экологической культуры, экологического поведения. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений Количество и счет. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в прямом и обратном порядке. Упражнять в Величина. Упражнять в измерениях с помощью условной меры и сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их в множество по трем-четырем признакам. Развивать глазомер. Совершенствовать навык деления целого на 2, 4, 8 равных частей, правильно называть части целого; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части. Форма. Закрепить в речи названия геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал; названия объемных геометрических форм: куб, шар, цилиндр. Научить делить квадрат и круг на равные части. Ориентировка в пространстве. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве. Учить активно использовать слова: вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее. Ориентировка во времени. Уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова: месяц, неделя. Совершенствовать умение называть дни недели и месяцы года. Закрепить представления об отношениях во времени (минута — час, неделя — месяц, месяц — год). Учить определять время по часам. Развивать чувство времени. Сформировать умение устанавливать возрастные различия между людьми. |
Речевое развитие | Развитие словаря Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем. Учить практическому овладению существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами; существительными, образованными от глаголов. Обогащать экспрессивную речь сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами. Обогащать экспрессивную речь прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными; прилагательными, обозначающими моральные качества людей. Способствовать практическому овладению всеми простыми и основными сложными предлогами. Обогащать экспрессивную речь за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий. Закрепить понятие слово и умение оперировать им. Совершенствование грамматического строя речи Совершенствовать умение употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже и в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами. Совершенствовать умение образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами. Формировать умение образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами и суффиксами единичности. Закрепить умение согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным. Сформировать умение образовывать и использовать в активной речи сравнительную степень имен прилагательных. Закрепить умение образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах, в том числе в форме будущего простого и будущего сложного времени. Совершенствовать навыки составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами. Совершенствовать навыки составления и использования сложносочиненных предложений с противопоставлением и сложноподчиненных предложений с придаточными времени, следствия, причины. Закрепить навыки анализа простых двусоставных распространенных предложений без предлогов. Сформировать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений. Развитие просодической стороны речи Продолжить работу по развитию речевого дыхания. Учить соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика. Учить произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, умеренно громко, тихо, шепотом. Развивать тембровую окраску голоса, совершенствовать умение изменять высоту тона в играх. Учить говорить в спокойном темпе. Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. Коррекция произносительной стороны речи
Работа над слоговой структурой слова Продолжить работу над трехсложными словами со стечением согласных и закрытыми слогами (абрикос, апельсин) и введением их в предложения. Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов {слон, мост) и над двусложными словами с двумя стечениями согласных {планка) и введением их в предложения. Работать над трех-, четырех-, и пятисложными словами со сложной звукослоговой структурой {динозавр, градусник, перекресток, температура) и введением их в предложения. Закрепить навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из одного, двух, трех слогов. Совершенствование фонематического восприятия, развитие навыков звукового анализа и синтеза Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках. Упражнять в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки. Закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по акустическим признакам и по месту образования. Познакомить со звуками [ц], [ч], [щ], [л], [л'], [р], [р']. Сформировать умение выделять эти звуки на фоне слова, подбирать слова с этими звуками. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов из трех-пяти звуков. Обучение грамоте Познакомить с буквами Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ. Сформировать умение правильно называть буквы русского алфавита. Развивать навыки выкладывания букв из палочек, кубиков, мозаики; «печатания»; лепки их из пластилина. Закрепить умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «допечатывать» незаконченные буквы. Совершенствовать навык осознанного чтения слов, предложений, небольших текстов. Познакомить детей с некоторыми правилами правописания (написание ча—ща с буквой А, чу—щу с буквой У). Научить разгадывать ребусы, решать кроссворды, читать изографы. Закрепить знание некоторых правил правописания, с которыми дети были ознакомлены в предыдущей группе. Развитие связной речи и речевого общения Развивать стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения. Совершенствовать навыки ведения диалога, умение задавать вопросы, отвечать на них полно или кратко. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану. Совершенствовать навыки пересказа знакомых сказок и небольших рассказов. Сформировать навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. Совершенствовать навык составления рассказов по серии картин и по картине, в том числе с описанием событий, предшествующих изображенному или последующих за изображенным событием. |
Креативное развитие | Конструирование. Формировать умение рассматривать и анализировать сооружения, здания; определять функции, назначение отдельных частей; предавать особенности сооружений в конструктивной деятельности, самостоятельно находить конструктивные решения. Совершенствовать навыки работы с пластмассовыми, деревянными и металлическими конструкторами по схеме и инструкции. Развивать творческое воображение, фантазию при изготовлении поделок из природных материалов. Учить создавать коллективные композиции из природного материала. Рисование. Совершенствовать умение рисовать предметы с натуры и по памяти, передавать форму, величину, цвет в рисунке. Формировать умение изображать линию горизонта, линейную перспективу в сюжетном рисовании. Совершенствовать умение передавать движения людей и животных. Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. Расширять представления о декоративном рисовании. Учить применять полученные знания при украшении предметов с помощью узоров и орнаментов. Сформировать навык работы карандашом при выполнении линейного рисунка. Совершенствовать навыки сюжетного рисования. Сформировать навык создания коллективных сюжетных рисунков. Лепка. Учить создавать объемные и рельефные изображения, используя освоенные ранее разнообразные материалы и разные приемы лепки. Развивать пластичность в лепке. Совершенствовать умение передавать в лепке движения изображаемых объектов. Формировать умение создавать композиции и скульптурные группы из нескольких фигурок. Аппликация. Совершенствовать умение использовать разные приемы вырезывания и наклеивания, умение составлять узоры и композиции из растительных элементов и геометрических фигур. Обучить технике обрывания в сюжетной аппликации. Научить создавать аппликацию по мотивам народного искусства. Развивать композиционные навыки, чувство цвета, чувство ритма. Формировать умение создавать мозаичные изображения. Музыкальное развитие Формировать музыкальный вкус, знакомить с классической, народной и современной музыкой. Воспитывать любовь и интерес к музыке, развивая музыкальную восприимчивость, музыкальный слух. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, звуковысотный, тембровый и динамический слух, чувство ритма. Формировать певческий голос и выразительность движений. Развивать умение музицировать на детских музыкальных инструментах. Продолжать формировать творческую активность, самостоятельность и стремление применять в жизни знакомый музыкальный репертуар. Слушание. Формировать умение вслушиваться, осмысливать музыку и собственные чувства и переживания в процессе восприятия музыки, определять средства музыкальной выразительности, создающие образ. Продолжать учить различать и правильно называть песню, танец, марш; определять части произведения. Знакомить детей с вокальной, инструментальной, оркестровой музыкой. Прививать любовь к слушанию произведений русских, советских и зарубежных композиторов-классиков (М.Глинка, П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков, С. Рахманинов, В. Моцарт, Р. Шуман, Л. Бетховен, Д. Шостакович, С. Прокофьев, Д. Кабалевский). Пение. Совершенствовать сформированные ранее певческие навыки (навыки звукообразования, певческого дыхания, дикции, чистоты вокального интонирования, сольного и ансамблевого пения). Добиваться выразительного исполнения песен различного характера в диапазоне от «до» первой октавы до «ре» второй октавы. Развивать умение самостоятельно начинать и заканчивать песню. Учить самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный и самостоятельно придуманный текст. Музыкально-ритмические движения. Учить самостоятельно придумывать и находить интересные танцевальные движения на предложенную музыку, импровизировать под музыку различного характера, передавать в движении образы животных. Игра на детских музыкальных инструментах. Воспитывать потребность в музицировании и чувство радости и удовлетворения от исполнения на слух знакомой мелодии. Продолжать развивать умение играть в ансамбле небольшие попевки, русские народные песни, произведения композиторов-классиков. Игровая и театрализованная деятельность Подвижные игры. Совершенствовать умение самостоятельно организовывать подвижные игры и игры с элементами соревнования, устанавливать правила и следовать им, справедливо оценивать результаты. Развивать навыки ориентировки в пространстве, координацию движений, подвижность, ловкость. Настольно-печатные дидактические игры. Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные игры, проявлять самостоятельность в организации игр, установлении правил, разрешении споров, оценке результатов. Развивать концентрацию внимания, наблюдательность, память, интеллектуальное мышление. Сюжетно-ролевая игра. Совершенствовать умение организовывать сюжетно-ролевую игру, устанавливать и сознательно соблюдать установленные правила, творчески выполнять роли в ходе игры, организовывать взаимодействие с другими участниками игры, самостоятельно выбирать атрибуты, необходимые для проведения игры. Театрализованные игры. Развивать духовный потенциал, мотивацию успешности, умение перевоплощаться, импровизировать в играх-драматизациях и театрализованных представлениях по русским народным сказкам «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». |
Физическое развитие | Совершенствовать жизненно необходимые виды двигательных действий (ходьбу, бег, лазание, прыжки, ползание, бросание, ловлю и метание) с учетом этапности развития нервной системы, психики и моторики. Добиваться развития физических качеств (быстроты, ловкости, гибкости, координации движений, хорошей ориентировки в пространстве, чувства равновесия, умения проявлять силу и выносливость). Формировать правильную осанку и свод стопы. Продолжать закаливание организма, совершенствовать адаптационные способности организма детей, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Воспитывать выдержку, смелость, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, фантазию, творческие способности, интерес к активной двигательной деятельности и потребности в ней. Способствовать формированию широкого круга игровых действий. Основные движения Ходьба и бег. Совершенствовать навыки ходьбы, сформированные в предыдущих группах (обычная ходьба; ходьба на носках, пятках, наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена; широким и мелким шагом; приставным шагом вправо и влево; гимнастическим шагом; в полуприседе; в колонне по одному, двое, трое, четверо, в шеренге; по кругу, с поворотом, «змейкой», врассыпную, с выполнением заданий). Обучать ходьбе приставным шагом вперед и назад, скрестным шагом, выпадами вперед, спиной вперед, притоптывающим шагом. Развивать навыки бега, сформированные в предыдущих группах (бег обычный, на носках; бег с выбрасыванием прямых ног вперед; бег мелким и широким шагом; в колонне по одному, по двое, с заданиями, с преодолением препятствий; с мячом, по доске, по бревну, в чередовании с прыжками, с подлезанием, ходьбой, с изменением темпа, с различной скоростью). Формировать навыки бега на скорость и на выносливость. Учить бегать, сильно сгибая ноги в коленях, широкими шагами (прыжками), спиной вперед; из разных исходных положений; бегать наперегонки парами и группами, со скакалкой; бегать на скорость в играх-эстафетах. Упражнения в равновесии. Формировать навыки ходьбы по гимнастической скамейке приставным шагом, поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок; с остановкой посередине и перешагиванием через предмет, с поворотом; с мешочком с песком на голове; по узкой стороне гимнастической скамейки прямо и боком; продвигаясь вперед прыжками на двух ногах по гимнастической скамейке, наклонной доске; спиной вперед. Совершенствовать навыки ходьбы по веревке (d=2—3 см) прямо и боком, по канату (d=5—6 см) прямо и боком; кружения с закрытыми глазами с остановкой, принятием заданной позы. Формировать умение стоять на одной ноге (руки на пояс, руки в стороны; с закрытыми глазами), стоять на носках; то же на повышенной опоре — кубе (h=30—40 см), гимнастической скамейке, большом набивном мяче (3 кг) со страховкой педагога. Ползание, лазание. Совершенствовать и закреплять навыки разнообразных способов ползания и лазания. Совершенствовать навыки ползания на четвереньках по гимнастической скамейке и по бревну; ползания на животе и скольжению на спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами, держа ноги неподвижными. Закрепить навыки пролезания в обруч и подлезания под дугу разными способами, подлезания под гимнастическую скамейку, подлезания под несколькими дугами подряд. Продолжать развивать умение лазать по вертикальным и наклонным лестницам, используя одноименные и разноименные движения рук и ног. Закреплять умение переходить с пролета на пролет гимнастической стенки, поднимаясь и спускаясь по диагонали. Формировать умение лазания и спуска по канату индивидуально со страховкой педагога. Прыжки. Совершенствовать навыки выполнения всех видов прыжков, сформированные в предыдущих группах (на двух ногах разными способами, на одной ноге, с чередованием с ходьбой, с поворотом кругом). Формировать умение выполнять прыжки с зажатым между ног мешочком с песком, прыжки через набивные мячи (5—6 последовательно). Совершенствовать навыки выполнения прыжков на одной ноге (на месте, с продвижением вперед, через веревку вперед и назад). Формировать навыки выполнения прыжков вверх из глубокого приседа, вверх с места; на мягкое покрытие с разбега, в длину с места и разбега, в высоту с разбега. Совершенствовать умение спрыгивать в упражнениях с другими видами движений (высота предметов не более 30—40 см). Совершенствовать навыки выполнения прыжков через короткую и длинную скакалки, через большой обруч. Бросание, метание. Совершенствовать и закреплять навыки всех способов катания, бросания и ловли, метания вдаль и в цель. Совершенствовать навыки перебрасывания мяча друг другу из-за головы, снизу, от груди, сверху, из положения сидя, на месте и во время передвижения в парах, через сетку; бросания мяча об землю и ловли его двумя руками, одной рукой, с хлопком, с поворотами; отбивания мяча на месте и с продвижением вперед, змейкой между предметами. Формировать навыки ведения мяча в разных направлениях, перебрасывания набивных мячей; метания из разных положений в вертикальную, горизонтальную, движущуюся цель, вдаль. Строевые упражнения. Совершенствовать сформированные ранее навыки выполнения построений и перестроений (в колонну по одному, по двое, по трое, по четыре, в полукруг, в круг, в шеренгу, врассыпную; из одного круга в несколько) на месте и в движении. Совершенствовать умение рассчитываться «по порядку», на «первый-второй», равняться в колонне, в шеренге; размыкаться и смыкаться в колонне, в шеренге приставным шагом, прыжком, бегом; выполнять повороты направо, налево, кругом на месте и в движении переступанием, прыжком, по разделениям. Ритмическая гимнастика. Совершенствовать умение выполнять упражнения под музыку. Содействовать развитию пластичности, выразительности, плавности, ритмичности движений. Развивать творчество и воображение. Общеразвивающие упражнения. Продолжать разучивать и совершенствовать упражнения, развивающие мелкие и крупные мышцы (кистей, пальцев рук, шеи, спины, стопы и др.), связки и суставы разных отдельных частей тела (шеи, рук и плечевого пояса, туловища, ног). Упражнения для кистей рук и плечевого пояса. Совершенствовать умение поднимать руки вверх, вперед, в стороны, вставая на носки, отставляя ногу назад на носок; поднимать и опускать плечи; отводить локти назад; выполнять круговые движения согнутыми в локтях руками. Формировать умение вращать обруч одной рукой вокруг вертикальной оси; на предплечье и кисти руки; разводить и сводить пальцы, поочередно соединять все пальцы с большими (упражнение «Пальчики здороваются»). Упражнения для укрепления туловища и ног. Совершенствовать умение поворачивать туловище в стороны, наклоняться вперед с поднятыми вверх руками или держа руки в стороны. Формировать умение поднимать обе ноги из упора сидя; садиться из положения лежа на спине и снова ложиться, закрепив ноги; поднимать ноги из положения лежа на спине и стараться коснуться лежащего за головой предмета; прогибаться, лежа на спине; из упора присев переходить в упор на одной ноге. Совершенствовать умение приседать, держа руки за головой; из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую; выполнять выпад вперед, в сторону; свободно размахивать ногой вперед-назад, держась за опору. Спортивные упражнения. Совершенствовать сформированные ранее и развивать навыки езды на двухколесном велосипеде, самокате, санках; игры в хоккей (элементы). Сформировать навык скольжения по ледяной дорожке на одной ноге; навык скольжения с невысокой горки на двух ногах. Подвижные игры. Совершенствовать навыки игры в разнообразные подвижные игры, в игры с элементами соревнования. |
Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития ребенка в рамках педагогического мониторинга (диагностики). Также диагностическое обследование проводится педагогом-психологом и учителем-логопедом с помощью методики Е.А. Стребелевой.
Интересующие сведения можно получить при использовании таких методов, как непосредственная беседа с родителями ребёнка, педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение должно быть специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Оно позволяет оценить степень сформированности деятельности в целом — ее целенаправленность, организованность, произвольность, способность к планированию действий. Особенно важно наблюдение за познавательной активностью ребенка, в процессе которого может отмечаться мотивационный аспект деятельности.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения ребенка.
2.2. Тематическое планирование организованной образовательной деятельности.
Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности строится на основе тематического планирования «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 4 до 7 лет» для подготовительной к школе группе, Н.В. Нищева (стр.130-137). Приложение 1
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка
Основной формой организации коррекционно-развивающей деятельности для ребенка являются индивидуальные занятия с учителем-логопедом, педагогом-психологом продолжительностью 25-30 минут, на которых осуществляется формирование, коррекция и компенсация психических процессов и развитие языковой системы. Коррекционно-развивающая работа предполагает четкую организацию, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе учителя-логопеда, психолога, воспитателей, инструктора по ФИЗО и музыкального работника.
Цель коррекционной работы – это максимальная коррекция и компенсация психических процессов и познавательных способностей ребенка; речевого развития и развитие социально-коммуникативных навыков.
В соответствии с поставленными целями в ходе реализации программы решаются следующие задачи:
- системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;
- сочетание изучения развития ребенка с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;
- систематическая регистрация результатов обследования, позволяющая проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия, помогающая определить перспективу развития ребенка и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению;
- интеграция полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия;
- использование новейших методик и технологий для оказания комплексной дифференцированной помощи ребенку, испытывающих затруднения в различных видах деятельности.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
1. Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и согласных раннего онтогенеза.
2. Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики.
3. Игрушки и тренажеры для развития дыхания.
- Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.
- Настольно-печатные дидактические игры, лото, домино по изучаемым лексическим темам.
- Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков.
- Настольно-печатные игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
- Картотека словесных игр.
- Парные картинки.
Центр сенсорного развития
- Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубен, звучащие мячики и волчки).
- Звучащие игрушки-заместители (маленькие коробочки с различными наполнителями — горохом, фасолью, камушками и т. п.).
- Кинетический песок.
- Крупные предметные картинки с изображениями животных и птиц.
- Игра «Раскрась картинку».
- Палочки Кюизенера.
- Доски Сегена.
- Занимательные игрушки для развития тактильных ощущений.
- Белая магнитная доска с комплектом фломастеров.
- Деревянная доска и цветные мелки.
- Мягкие цветные карандаши.
- Восковые мелки.
- Белая и цветная бумага для рисования.
- Массажные мячики разных цветов и размеров (су-джок).
3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания
Перечень программ и технологий | Н.В. Нищева. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). |
Перечень пособий | 1. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. 2. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей: методические разработки. 2015 3. Методика Новиковой - Иванцовой Т.Н. для неговорящих детей. 4. Саломатина И.В. Программа сенсорного развития с грубыми множественными нарушениями. //Дефектология – №2, 1998. 5. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75 6. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие / Стребелева Е.А. – 3-е издание М.: Просвещение, 2007. 7. С.В. Ихсанова, Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. 8. Елена Янушко, Игры с аутичным ребенком. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ООД
Календарно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности с
Тымченко Елизаветой, ребенок с ТНР
на 2018-2019 учебный год
Дата | №п/п ООД | Тема ООД | Лексика | Грамматический строй речи | Мелкая моторика, физминутка | Формы, методы работы | Оборудование | |||||
СЕНТЯБРЬ | ||||||||||||
1 10-14 | 1 | Сад. Фрукты. Ягоды. | Существительные: фрукты, яблоко, груша, слива, апельсин, сок, мандарин, дерево, косточка, кожура, варенье, повидло, клубника, смородина, крыжовник, ягоды, лимон. Прилагательные: сочный, вкусный, яблочное, румяное (яблоко), лимонный, вишневый, сладкий клубничное, кислый, садовод. Глагол: собирать, варить, расти, поспевать, сушить, срывать, наливаться, краснеть, поспевать. | 1. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. 3. Развитие общего внимания и понимания речи. 4. Развитие мелкой моторики. | П/и «Ёжик и барабан» | 1. Игра «Поможем клоуну Роме». 2. Игра «Телефон». 3. Игра «Послушай-повтори». | Предметные картинки по теме «Фрукты», «Ягоды». Игра «Поможем клоуну Роме». | |||||
2 17-21 | 2 | Огород. Овощи. | Существительные: редис, баклажан, свекла, бобы, помидор, горох, тыква, кочан, редька, ботва, стручок, урожай, огород, грядка, лопата, овощи. Прилагательные: сочный, круглый, овощной, горький, сладкий, мелкий, жёлтый, красный, полезный. Глагол: копать, рвать, таскать, выкапывать, заготавливать. | 1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики. 3. Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы. | П/и «Урожай» | 1. Игра «Назови ласково». 2. Игра «Разноцветные флажки». 3. Игра «Разрезные картинки». | Предметные картинки по теме «Овощи». Разрезные картинки овощей. | |||||
3 24-28 | 3 | Лес. Грибы. Ягоды. | Существительные: гриб, ножка, шляпка, лисичка, подосиновик, масленок, мухомор, белый гриб, малина, корзина, брусника, клюква, черника, голубика. Прилагательные: съедобный, несъедобный, кислая, сладкая, красная, чёрная, вкусная. Глагол: расти, краснеть, прятаться, искать, находить, срезать. | 1. Образование формы родительного падежа имён существительных мужского и женского рода. 2. Употребление предлогов на. 3. Развитие мелкой моторики. 4. Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы. | П\г «За ягодами» | 1. Игра «Чего не стало?». 2. Игра «Прятки». 3. Игра «Разноцветные флажки». | Предметные картинки по теме «Грибы. Ягоды». Игрушки ёжик, белочка. | |||||
ОКТЯБРЬ | ||||||||||||
4 1-5 | 4 | Деревья | Существительные: лист, дуб, листопад, дерево, берёза, рябина, тополь, сосна, осина, ствол. Прилагательные: жёлтый, красный, зелёный. Глагол: опадать, желтеть, краснеть, шелестеть, вянуть. | 1. Развитие длительного направленного плавного выдоха. 2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 3. Развитие мелкой моторики. | П/и «Листья» Обвести листья по точкам. | 1. Упражнение «Осенние листочки». 2. Игра «Разноцветные листья». 3. Игра «Назови ласково». | Предметные картинки по теме «Деревья». Мяч. Изображения деревьев. Цв. карандаши. | |||||
5 8-12 | 5 | Осень. Признаки осени. | Существительные: осень, погода, дождь, грязь, земля, сырость, ветер. Прилагательные: хмурый, сильный, осенний, пасмурный, проливной. Глагол: лить, дуть, моросить, срывать (листья), хмуриться. Наречия: сыро, пасмурно. | 1. Активизация глагольного словаря. 2. Образование формы множественного числа существительных. 3. Развитие мелкой моторики. 4. Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы. | П/и «Дождик» Обвести капельку по точкам. | 1. Игра «Подбери слово». 2. «Один-много». 3. Игра « Капелька». | Сюжетная картина «Ранняя осень». Тетрадь Н. В. Нищева №1 (капелька). Цветные карандаши. | |||||
6 15-19 | 6 | Птицы. | Существительные: клюв, голова, крылья, лапки, перья, хвост, туловище, ласточка, утки, гуси, лебеди, утенок, гнездо. Прилагательные: серый, белый, маленький, высокая, желторотый. Глагол: кормить, выводить, улетать, поет, клевать, порхает, планирует, кружит, прыгать. | 1. Употребление предлогов на, под, над. 2. Развитие диалогической речи. 3. Образование существительных в форме единственного и множественного числа 4. Развитие мелкой моторики. | П/и «Ласточки летели» | 1. Игра «Подбери слово». 2. Игра «У кормушки». 3.Игра «Один- два». | Предметные картинки по теме «Птицы». Кормушка. Схема-описание. | |||||
7 22-26 | 7 | Одежда. Обувь. Головные уборы. | Существительные: одежда, кеды, платье, брюки, юбка, кофта, колготки, косынка, шляпа, пояс, рукав, обувь, сандалии, валенки, чешки, шорты. Прилагательные: осенняя, летняя, теплая, вязаная, меховая, зимняя, мятый, глаженый, резиновый, нарядный, шерстяной. Глагол: одевать, надевать, снимать, вешать, завязывать, развязывать, застегивать, расстегивать, обуваться, разуваться. | 1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве. 3. Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, тонкой моторики. | П/г «Гномики-прачки». | 1. Игра «Большой-маленький». 2. Игра «В магазине». 3. Игра «У меня нет…». 4. Игра «Сложить картинку». | Предметные картинки по теме «Одежда, обувь, головные уборы». Разрезные картинки. Сюжетная игра «Магазин одежды». | |||||
8 29-2 | 8 | Моя семья. | Существительные: бабушка, прабабушка, мама, папа, брат, дедушка, сестра, прадед, внук, внучка, дядя, тетя, племянник, сын, дочь. Прилагательные: родная, любимая, заботливая, взрослая, маленькая, добрая, строгая трудолюбивая, вежливая, старая, молодая. Глагол: заботиться, любить, уважать, стараться, помогать, убирать, стирать, мыть, работать, растить. | 1. Согласование существительных с прилагательными. 2. Образование существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа и глаголов в форме единственного и множественного числа изъявительного наклонения. 3. Развитие мелкой моторики. | П/и «Маму я свою люблю..» | 1. Игра «Мама». 2. Игра «Один-два». | Предметные картинки по теме «Моя семья». Фотографии семьи. | |||||
НОЯБРЬ | ||||||||||||
9 5-9 | 9 | Домашние птицы. | Существительные: доярка, петух, курица, утка, гусь, индюк, крыло – крылья, перо – перья, пух, яйцо – яйца, гребешок, голова, шея, туловище, цыпленок.. Прилагательные: домашний, пушистый, красивый. Глагол: кукарекает, крякать, гоготать, плавать, нырять, переплывать, взлетать (на забор), садиться. | 1. Активизация глагольного словаря. 2. Употребление существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят. 3. Образование формы множественного числа существительных. 4. Развитие зрительного гнозиса, тонкой моторики. | П/и «Домашние птицы» Обвести по точкам. | 1. Игра «Подбери слово». 2. Игра «Найди маму». 3. Игра «Один-много». | Предметные картинки по теме «Домашние птицы». Тетрадь Н. В. Нищева №1. Цветные карандаши. | |||||
10 12-16 | 10 | Дикие животные. | Существительные: нора, заяц, берлога, лиса, белка, бельчонок, зайчонок, медведица, голова, шея, туловище, хвост. Прилагательные: мохнатый, рыжий, серый, голодный, коричневый. Глагол: рычать, мычать, грызть, выть, прыгать. | 1. Употребление существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят. 2. Подготовка к составлению описательных рассказов о животных. 3. Развитие речевого слуха, мышления, памяти. 4. Развитие мелкой моторики. | П/г «Сидит белка на тележке» | 1. «Назови семью». 2. Игра «Расскажи о животном». 3. Игра «Кто лишний?». 4. Раскрасить кошку с котёнком. | Предметные картинки по теме «Дикие животные». Схема-описание. | |||||
11 19-23 | 11 | Наземный транспорт. | Существительные: машина, автобус, остановка, кузов, руль, колесо, фары, дверь, велосипед, мопед, мотоцикл, самосвал. Прилагательные: грузовой, легковой, наземный. Глагол: ехать, заводить, чинить, заправлять, ремонтировать. Наречия: далеко, близко, высоко, низко. | 1. Называть части целого предмета. 2. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 3. Развитие зрительного восприятия и внимания, тонкой моторики. | П/и «Мчится поезд» | 1. Игра «Назови одним словом». 2. Игра «Один-много». 3. Игра «Что перепутал художник?» | Игрушки по теме «Наземный транспорт», мост, гараж. Разрезные картинки. | |||||
12 26-30 | 12 | Детский сад. | Существительные: воспитатель, повар, психолог, прачка логопед, методист, медсестра, помощник воспитателя. Прилагательные: вежливый, добрый, заботливый, внимательный. Глагол: воспитывать, заниматься, учить, писать, считать, мыть, подметать, готовить, лечить, шить, кормить, рисовать. | 1. Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах. Р.п.: В детском саду есть машинки, куклы, много игрушек, карандашей. Т.п.: Дети рисуют карандашом, мелками. П.п.: Рассказывать о празднике, о занятиях. 2. Совершенствование навыков ориентировки в пространстве. 3. Развитие внимания, зрительного гнозиса, тонкой моторики. | П/и «Мы делаем зарядку» | 1. Игра «Подбери слово». 2. Игра «Послушай и повтори». 3. Игра «Сложить картинку». | Предметные картинки с изображениями людей, работающих в детском саду. Разрезные картинки. | |||||
ДЕКАБРЬ | ||||||||||||
13 3-7 | 13 | Зима. Зимующие птицы. | Существительные: зима, снег, лед, сугробы, снегопад, воробей, клюв, ворона, сорока, дятел, снегирь, синица, голубь, лапы, хвост, сало, зерно, кормушка, крупа. Прилагательные: чистый, липкий, пушистый, мягкий, холодный, ледяной, вьюжный, зимний, скользкий, зимующие (птицы). Глагол: летать, прыгать, зимовать, клевать, чирикать, каркать, замерзать, кружиться, блестеть, дуть, покрывать, скользить. | 1. Образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа. 2. Работа над слоговой структурой слова. 3. Развитие внимания, зрительного гнозиса, тонкой моторики. | П/и «Снегири» | 1. Игра «У кормушки». 2. Игра «Телефон». 3. Игра «Найди птицу». | Предметные картинки по теме «Зимующие птицы». Цветные карандаши. Картинка-наложение зимующих птиц. | |||||
14 10-14 | 14 | Наш город. | Существительные: северный край, магазины, бассейны, банки, музеи, аэропорт, аптеки, школа, железнодорожный вокзал, детский сад, улица, дом. Прилагательные: чистый, большой, снежный, холодный, северный, красивый, широкий, старинный. Глагол: строить, убирать, украшать, ремонтировать, любоваться, отдыхать. | 1. Антонимы (широкий – узкий, далеко – близко, вверху – внизу, старый – новый). 2. Образование существительных единственного и множественного числа. 3. Развитие тонкой моторики. | П/и «Летний сад» Обвести по точкам. | 1. Игра «Скажи наоборот». 2. Игра «Один-много». | Фотографии города Советский. Изображение отдельных зданий. Цветные карандаши. | |||||
15 17-21 | 15 | Воздушный транспорт. | Существительные: самолёт, вертолёт, лётчик, пассажир, корпус, крылья, пропеллер, кабина, пилот. Прилагательные: воздушный, большой, маленький. Глагол: управлять, взлетать, лететь, приземляться. Наречия: далеко, близко, высоко, низко. | 1. Называть части целого предмета. 2. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 3. Работа над слоговой структурой слова. 4. Развитие зрительного восприятия и внимания, тонкой моторики. | П/и «Самолёт» | 1. Игра «Назови одним словом». 2. Игра «Один-много». 3. Игра «Телефон». 4. Игра «Что здесь нарисовано?». | Предметные картинки по теме «Воздушный транспорт». Цветные карандаши | |||||
16 24-28 | 16 | Новогодний праздник. | Существительные: ель, игрушки: бусы, маска, фонарик, мишура, карнавал, гирлянды, хоровод, утренник, подарок, танец, костюм, Дед Мороз, Снегурочка. Прилагательные: стройная, зеленая, пушистая, душистая, колючие (иголки), веселые, бумажные, стеклянные, семейный (праздник). Глагол: наряжать, развешивать, встречать, сиять, выступать, рассказывать, петь, танцевать. | 1. Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы. 2. Употребление существительных единственного числа в косвенных падежах. 3. Согласование числительных с существительными в роде и числе. 4. Развитие зрительного восприятия и внимания, тонкой моторики. | П/и «Снежная баба» Обвести и украсить ёлку. | 1. Рассматривание картины «У ёлки», беседа. 2. Игра «Украсим ёлочку». 3. Игра «Посчитаем». 4. Игра «Выполни поручение». | Сюжетная картина «У ёлки». Новогодние игрушки. Тетрадь Н. В. Нищева №1. Цветные карандаши. | |||||
ЯНВАРЬ | ||||||||||||
17 8-11 | 17 | Посуда. | Существительные: посуда, блюдце, вилка, сковорода, сахарница, ложка, хлебница, ручка, донышко, дно, стенка (кастрюля), стакан, чашка, тарелка. Прилагательные: глубокая, мелкая, железная, деревянная, фарфоровая, пластмассовая, новая, красивая. Глагол: наливать, выливать, пить, класть, жарить, вытирать, варить, сушить, ставить, складывать, разбивать. | 1. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости. 2. Развитие внимания, зрительного гнозиса, тонкой моторики. 3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | П/и «Посуда» | 1. Игра «Послушай и выполни». 2. Игра «У белочки в гостях». 3. Игра «Разбитая чашка». 4. Игра «Назови ласково». | Игрушки по теме «Посуда». Разрезные картинки. | |||||
18 14-18 | 18 | Продукты. | Существительные: щи, борщ, бутерброд, сироп, гуляш, завтрак, обед, полдник, ужин, меню, кухня, продукты, пирог, пирожки, кисель, творог, повар. Прилагательные: вкусный, сладкий, ржаной, мясной, пшенная молочный, рыбный, жирный, грибной, манная. Глагол: готовить, варить, жарить, печь, солить, пробовать, резать, наливать. | 1. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 2. Образование относительных прилагательных. 3. Развитие зрительного восприятия и внимания. | П/г «Мы месим тесто» | 1. Игра «Поварёнок». 2. Игра «Маленькая хозяйка». 3. Игра «В гости к мышке». | Предметные картинки по теме «Продукты». | |||||
19 21-25 | 19 | Мебель. | Существительные: мебель, шкаф, полка, спинка, сиденье (стула), стол, стул, кровать, диван, кресло, ножка. Прилагательные: детская, игрушечная, круглый, квадратный, прямоугольный, обеденный, деревянный, пластмассовая. Глагол: сидеть, лежать, спать, задвигать, раздвигать (диван). | 1. Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы. 2. Употребление предложно-падежных конструкций с простыми предлогами. 3. Развитие внимания, зрительного гнозиса, тонкой моторики. | П/г «Много мебели в квартире» | 1. Игра «Послушай и назови». 2. Игра «Помоги мне». 3. Игра «Сложить картинку». | Предметные картинки по теме «Мебель». Кукольная мебель. Разрезные картинки. Мяч. | |||||
20 28-01 | 20 | Спорт. | Существительные: бег, лыжи, фигурное катание, боксер, лыжник, пловец, тяжелоатлет, конькобежец, велосипедист, велосипед, мяч, штанга, обруч, боксерские перчатки. Прилагательные: сильный, смелый, отважный, быстрый. Глагол: бегать, прыгать, бросать, метать, плавать. | 1. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже. 2. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 3. Развитие внимания, зрительного гнозиса, тонкой моторики. | П/и « Мы делаем зарядку » Обвести спортивный инвентарь. | 1. Игра «Расскажи». 2. Игра «Посчитаем». 3. Игра «Один-много». | Предметные картинки по теме «Спорт». Цветные карандаши. Картинки спортивного инвентаря. | |||||
ФЕВРАЛЬ | ||||||||||||
21 4-8 | 21 | Животные Севера. | Существительные: северный олень, тюлень, морж, белый медведь. Части тела: туловище, голова, копыта, рога, морда, хвост, уши. Прилагательные: белый, мохнатый, пушистая, толстый, сильный, хищный, быстрый. Глагол: ходить, грызть, прятать, выть, рычать, прятаться. | 1. Образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детенышей. 2. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 3. Работа над слоговой структурой слова. | П/и «Белый медведь» | 1. Игра «Назови семью». 2. Игра «Один-много». 3. Игра «Что здесь нарисовано?». | Предметные картинки по теме «Животные Севера». Цветные карандаши. | |||||
22 11-15 | 22 | День Защитника Отечества | Существительные: солдат, моряк, матрос, капитан, мир, война, герой, фуражка, автомат, пулемет, танк, граница, подводная лодка, летчик. Прилагательные: военный, смелый, храбрый, сильный, закаленный, отважный. Глагол: охранять, защищать, прыгать с парашютом, стоять на посту. | 1. Согласование существительных с прилагательными. 2. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже. 3. Развитие зрительного восприятия и внимания. 4. Работа над слоговой структурой слова. | П/и «Пограничники» | 1. Игра «Какой герой?». 2. Игра «Армия». 3. Игра «Назови военную технику». 4. Игра «Телефон». | Предметные картинки по теме «Армия». Цветные карандаши. Картинка-наложение животных. | |||||
23 18-22 | 23 | Мужские профессии. | Существительные: строитель, водитель, дворник, садовник, сапожник, художник, маляр, доктор. Прилагательные: вежливый, строгий, добросовестный, заботливый. Глагол: строить, ремонтировать, водить, красить, чинить, водить, подметать, охранять. | 1. Образование названий профессий с помощью суффиксов –чик, -ист. 2. Согласование существительных с прилагательными. 3. Развитие зрительного восприятия и внимания. 4. Работа над слоговой структурой слова. | П/и «Пограничники» | 1. Игра «Кто кем работает?». 2. Игра «Кому что нужно?». 3. Игра «Телефон». | Предметные картинки по теме «Мужские профессии». Цветные карандаши. | |||||
24 25-1 | 24 | Женские профессии. | Существительные: воспитатель, учительница, доярка, тренер, врач, логопед, повар, медсестра, продавец, профессия, парикмахер. Прилагательные: аккуратная, добрая, строгая, старательная. Глагол: воспитывать, учить, шить, доить, кормить, лечить, продавать. | 1. Развитие связного высказывания о профессиях мам. 2. Употребление имён существительных в косвенных падежах. 3. Развитие творческого воображения, подражательности, общей моторики. | П/и «Наперсток » | 1. Игра «Расскажи». 2. Игра «Кому что нужно?». 3. Игра «Профессии». | Предметные картинки по теме «Женские профессии».
| |||||
МАРТ | ||||||||||||
25 4-8 | 25 | Весна. Признаки весны. | Существительные: весна, природа, капель, сосулька, ручей, почка, лужа, льдина. Прилагательные: весенний, прохладный, яркий, солнечный, ясное (небо), рыхлый, липкий. Глагол: пришла, капать, оживает, припекает (солнце), сходит (снег), журчат, бегут, звенят (ручьи), пригревать. Наречия: высоко, тепло, холодно. | 1. Уточнение глагольного словаря. 2. Развитие зрительного восприятия и внимания. 3. Антонимы. 4. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. | П/и «Веснянка» | 1. Беседа по сюжетной картине «Приметы весны». 2. Игра «Солнышко». 3. Игра «Что делает?». 4. Игра «Скажи наоборот». | Сюжетная картина «Приметы весны». Тетрадь Н. В. Нищева №1. Цветные карандаши. | |||||
26 11-15 | 26 | Животные жарких стран. | Существительные: Африка, жираф, бегемот, лев, леопард, слон, кенгуру, черепаха, антилопа, носорог. Прилагательные: огромный, пятнистый, лохматый, быстрый, неуклюжий, медлительный, выносливый. Глагол: прыгает, гоняется, рычит, охотиться, скрываться, убегать, подкрадываться, защищаться, нападать. | 1. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 2. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. 3. Развитие зрительного восприятия и внимания, слухового внимания. | П/и « Жираф » | 1. Игра «Один-много». 2. Игра «Назови ласково». 3. Игра «Назови животных». | Предметные картинки по теме «Животные жарких стран». Картинка-наложение животных. Цв.карандаши. | |||||
27 18-22 | 27 | Комнатные растения. | Существительные: фиалка, лист, кактусы, лейка, земля, стебель, бутон, герань, запах, букет, горшок, лепесток. Прилагательные: красивый, приятный, нежный, колючий. Глагол: расти, расцветать, ухаживать, сажать, протирать, поливать. | 1. Развитие связной речи. 2. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. 3. Согласование имени существительных с прилагательными. 4. Развитие тонкой моторики. | П/и «На окошке в горшочках» | 1. Беседа по сюжетной картине «В уголке природы». 2. Игра «Сложить картинки». 3. Игра «Какой? Какие?». | Предметные картинки по теме «Комнатные растения». Тетрадь Н. В. Нищева №1. Цв. карандаши. | |||||
28 25-29 | 28 | Дикие животные и птицы. | Существительные: нора, заяц, берлога, лиса, белка, бельчонок, зайчонок, медведица, голова, шея, туловище, хвост, ласточка, грач, чиж, хвост, перо, клюв. Прилагательные: мохнатый, рыжий, серый, голодный, коричневый. Глагол: рычать, мычать, грызть, выть, прыгать, летать, сидеть, кормить. | 1. Употребление предложно-падежных конструкций. 2. Употребление существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят. 3. Образование существительных единственного и множественного числа. | П/и «Ласточки летели» | 1. Игра «Что изменилось?». 2. Игра «Найдём детёнышей». 3. Игра «Один-много». | Предметные картинки по теме «Дикие птицы и животные». Кормушка для птиц. | |||||
АПРЕЛЬ | ||||||||||||
29 1-5 | 29 | Космос. | Существительные: Земля, Луна, Солнце, космос, звезда, ракета, космонавт, телескоп. Прилагательные: солнечный, лунный, земной, звездный, космический. Глагол: лететь, взлетать, приземляться, отражать. Наречия: далеко - близко, высоко – низко, темно – светло, ярко – тускло. | 1. Антонимы. 2. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. 3. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. | П/и « Ракета » | 1. Игра «Скажи наоборот». 2. Игра «Один-много». 3. Игра «Сложить картинку». | Предметные картинки по теме «Космос». Разрезные картинки. | |||||
30 8-12 | 30 | Домашние животные и птицы. | Существительные: пёс, кошка, бык, птенец, детёныш, селезень, утка, петух, перо, шерсть, пух, когти, нога, лапа, свинья, овца. Прилагательные: забавный, маленький, большой, жёлтый. Глагол: поить, чистить, ухаживать, кормить. | 1. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия. 2. Составление простых предложений. 3. Употребление существительных с суффиксами –онок, -ок. 4. Развитие речевого слуха, внимания. | П\и «Тузик» | 1. Беседа по сюжетной картинке «Собака со щенятами». 2. Игра «Кто какую пользу приносит?». 3. Игра «У кого кто?». | Предметные картинки по теме «Домашние птицы и животные». | |||||
31 15-19 | 31 | Водный транспорт. | Существительные: катер, парус, корабль, теплоход, яхта. Прилагательные: водный, длинный, красивый, короткий. Глагол: идти, плывёт, гудеть. | 1. Называть части целого предмета. 2. Образование форм единственного и множественного числа имен существительных. 3. Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже. | П\г «Кораблики» | 1. Игра «Части и целое». 2. Игра «Путешествие». 3. Игра Один-много». | Предметные картинки по теме «Водный транспорт». Игрушки: катер, корабль. | |||||
32 22-26 | 32 | Игрушки. | Существительные: игрушка, мяч, машина, кубики, конструктор, пирамидка, кукла. Прилагательные: пластмассовая, деревянная, резиновая, плюшевый, железная, красивая, соломенная. Глагол: играть, собирать, бросать, катать, ломать. | 1. Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия. 3. Составление описательного рассказа. 4. Развитие зрительного восприятия и внимания. | П\и «Мячик» | 1. Игра «Большой-маленький». 2. Игра «Расскажи». | Предметные картинки по теме «Игрушки». Тетрадь Н. В. Нищева №1. Цветные карандаши. | |||||
29-3 | Резервная неделя | |||||||||||
МАЙ | ||||||||||||
6-10 | Резервная неделя | |||||||||||
13-17 | Резервная неделя | |||||||||||
20-24 | Резервная неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!
Тематический стенд -консульиация на тему здоровьесберегающие технологии...
Здоровый ребёнок - счастливый ребёнок!
тематический стенд- консультация по здоровьесберегающим технологиям...
Физическое развитие ребёнка с Синдромом Дауна в условиях Дома ребёнка специализированного.
Потенциальные возможности детей с синдромом Дауна чрезвычайно велики, но мы лишь недавно научились приемам, позволяющим реализовывать их максимально полно. Особенно благодарной в этом смысле оказалась...
Консультации для родителей: "Какую музыку стоит слушать ребёнку"; "Влияние классической и народной музыки на здоровье ребёнка"; "Музыка как ключ к общению и взаимопониманию с ребёнком"
консультация для родителей...
родительское собрание "Здоровый ребёнок-счастливый ребёнок"
конспект родительского собрания, в ходе которого расскрываются разнообразные методы и приёмы, используемые в детском саду для оздоровления маленьких жителей нашей планеты. К собранию была создан...
Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»
Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...
Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"
В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и возможно кому это пригодится....