Знакомство детей старшего дошкольного возраста с отраслью «сельское хозяйство», по средством применения дидактического пособия «навигатор – сельскохозяйственных профессий родного края».
статья (старшая группа)

Статья о отросли "сельское хозяйство" на примере дидактического пособия "навигатор – сельскохозяйственных профессий родного края ", для старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТРАСЛЬЮ «СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО», ПО СРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «НАВИГАТОР – СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОФЕССИЙ РОДНОГО КРАЯ».

Воропаева Ольга Владимировна

воспитатель

муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Центр развития ребёнка-детский сад №8 «Золотая рыбка»

г. Валуйки, Белгородской области

Божкова Наталья Петровна

воспитатель

муниципального дошкольного образовательного учреждения

«Центр развития ребёнка-детский сад №8 «Золотая рыбка»

г. Валуйки, Белгородской области

Сегодня государственная политика нацелена на развитие сельской местности, приумножение числа квалифицированных сельских специалистов, рост числа истинных хозяев земли, способных сохранить село в экологическом, экономическом плане, дать стране качественную и здоровую продукцию, которые полны энтузиазма и действительно способны не только возродить старое, но и перейти к современным технологиям. А начинать эту работу необходимо уже с дошкольного возраста. 

Раннее ознакомление детей с аграрными специальностями создает

прекрасные возможности для того, чтобы в дальнейшем у нас в районе была

молодежь, которая бы внедряла инновационные технологии в сельской

местности. Успех в данном направлении будет, достигнут, если создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире сельскохозяйственных  профессий. Процесс формирования представлений дошкольников о профессиях необходимо строить с учетом современных образовательных методов, технологий и форм работы.

Знакомство детей с сельскохозяйственными профессиями требует планомерной, систематизированной и углубленной работы.

Основными целями и задачами работы по ранней профориентации являются:

создание адаптированной системы работы с дошкольниками по организации ранней профессиональной ориентации на сельскохозяйственные профессии посредством взаимодействия воспитанников, педагогов и родителей с социумом;

 повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через изучение, апробацию и внедрение инновационного опыта работы данного направления;

 обогащение знаниями и представлениями детей о многообразии профессиональной деятельности на селе;

 формирование практических навыков безопасного поведения детей вблизи сельскохозяйственных предприятий через проведение цикла обучающих занятий;

 активизация пропагандистской деятельности среди родителей посредством

включения их в воспитательно-образовательный процесс;

 создание информационного банка ресурсного материала по вопросам

ранней профориентации дошкольников на сельскохозяйственные профессии.

Работая воспитателями на группе для детей с ТНР и понимая, что воспитанники с ОВЗ нуждаются в модификации способов подачи учебного материала с целью более успешного освоения сельскохозяйственных профессий, педагоги в своей повседневной работе используют различные дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, беседы, чтение художественной литературы. Было изготовлено  дидактическое пособие «Навигатор - сельскохозяйственных профессий родного края», с целью повысить знания и представления детей о сельскохозяйственных  профессиях, расширить познавательный интерес к селькохозяйственному труду: фермер, животновод, птицевод, ветеринар, зоотехник, овощевод, садовод, хлебороб, механизатор.

Данное пособие может быть использовано педагогами дошкольного учреждения и родителями, как в индивидуальной работе, так и с подгруппой детей от 4 лет. Методические рекомендации по использованию пособия составлены в соответствии с ФГОС ДО, все задания построены в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. В процессе игр используется личностно развивающий подход взаимодействия детей и взрослого. Пособие помогает расширять представления детей о труде взрослых, помогает продолжать знакомство с сельскохозяйственными профессиями через игровую деятельность.

Задачи:

  • Пробудить интерес к сельскохозяйственной деятельности человека.
  • Обогащать и конкретизировать представления детей о сельскохозяйственной профессиональной деятельности жителей села.
  • Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о роли специальной техники в трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • Развивать связную речь, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, учить понимать значение и мудрость народных пословиц.
  • Обогатить игровой опыт детей.
  • Воспитывать уважение к сельским труженикам, воспитывать интерес к этим профессиям.

Основные достоинства пособия: доступность материала для восприятия дошкольниками;  мобильность, многофункциональность.

Мотивирование  детей на образовательную деятельность с использованием  «Навигатора - сельскохозяйственных профессий родного края» происходит с помощью сказочного момента. Задача ребенка – вращать «куб-навигатор» и отправиться в путешествие в калейдоскоп сельскохозяйственных специализаций, в соответствии с заданием (дидактические игры). Знакомство проходит в игровой форме: «Здравствуйте, дорогие дети! Давайте знакомиться! Я – Куб, но не простой, а куб открытий и путешествий. Перелистывая мои грани  и выполняя интересные задания, вы познакомитесь с увлекательным миром сельскохозяйственных профессий». Методическое пособие «Навигатор - сельскохозяйственных профессий родного края»- представлено  из куба с 5-ю гранями. На каждой стороне куба новая профессия. Благодаря этому пособию дети закрепили свои знания о сельскохозяйственных профессиях,  речь детей стала более развитой и эмоциональной.

На первой грани дети отправляются в путешествие на ферму.  Детей встречает животновод. Задаётся вопрос «Кто такой животновод?» Дети отвечают, что животновод – это человек, которые выращивает и ухаживает за домашними животными. На вопрос, а каких животных выращивают на фермах, дети перечисляют домашние животные, расставляя картинки с животными. Детям предлагается поиграть в дидактическую игру «Что дает животное?»

- Что нам дает корова? Молоко, сметану, творог, сыр, мясо.

- Что нам дает коза? Мясо, молоко, шерсть, сыр.

- Что нам дает свинья? Мясо, сало, шкуру.

- Что нам дает лошадь? На лошади можно ездить верхом, возить грузы, мясо, шкуру.

Предлагается следующая  игровая ситуацию. «Перед вами лежат картинки с изображением животных, живущих на ферме. Поставьте животных одной семьи рядом и расскажите про них. (Козел, коза, козленок; бык, корова, теленок, баран, овца, ягненок). Продолжая работу с пособием, воспитанники играют в дидактическую игру «Кто что ест». Дети называют, чем питаются домашние животные.

Также можно встретить ряд дидактических игр по развитию речи. В игре «Кто больше назовет действий» дети подбирали слова, обозначающие действия изображенного животного. «Что делает собака? – лает, кусает, рычит, сторожит, охраняет, охотится. Что делает корова? – жует, мычит, бодается, дает молоко».

При работе с пособием проводятся такие игры как «Один – много», «Назови ласково», «Кого нет», «Загадай, мы отгадаем».

А животноводу надо помочь посчитать животных. Предложена  игра «Кто, где стоит?». Детям нужно определить, какая по счету стоит лошадь. Дети отвечают, что лошадь по счету третья. Дети считают остальных животных.

А пока считали животных, детеныши разбежались по ферме. Надо детям определить, где они находятся. Жеребенок находится на верху, теленок спрятался внизу, а где находится ягненок?  Поросенок находится справа, теленок находиться слева т.д.  Дети также помогли животноводу собрать сено. Начиная с самой высокой соломы и заканчивая самой низкой.

На одной из граней  игрокуба - можно встретить мини книжку  знакомство с профессией птицевода, отгадывание загадок о домашних птицах. В одном из кармашков  проявляя инициативу, дети строят птицефермы, кормушки и забор и помещают птиц в своих фермах,  выкладывают  птиц и рассказывают о пользе разведения птиц. На гранях «Игракуба-навигатора» находятся карманчики с  дидактическими играми «Назови ласково», «Назови детенышей», «Который по счету».

Открывая следующую страницу куба дети определяют, что здесь мы будем говорить о профессии овощевода. Проигрывая дидактические игры, закрепляем знания детей о профессии овощевода, какими инструментами пользуется овощевод.

В пособии «Новигатор – профессий» происходит знакомство с профессией пчеловода. Играя, закрепляют знания  о профессии пчеловода, что такое пасека, какими инструментами пользуется пчеловод.

Вращая пособие, мы попадаем в мир  очень интересной, важной профессии.  Закрепление знаний о профессии хлебороба, полевода проходят через дидактические игры, беседы.

Весь материал составлен с учетом возрастных требований, что дает детям возможность выбора, развивает самостоятельность при выполнении задания. Воспитанник может сам выбрать наиболее интересную тему в соответствии своим потребностям. Педагог только помогает, объясняет и направляет воспитанника.

Играя в пособие «Навигатор - сельскохозяйственных профессий родного края» у дошкольников сформировались элементарные представления о сельскохозяйственных профессиях, так как сельское хозяйство — жизненно важная отрасль экономики страны.

Список используемой литературы

  1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для воспитателей. – М. : Мозайка – Синтез, 2019.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2020. – 160 с.
  3. Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2021. - 336 c.
  4. Давидчук, А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре: Методическое пособие / А.Н. Давидчук. - М.: ТЦ Сфера, 2020.
  5.  Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание.- 2019.- № 10.- С. 56-63.
  6.  Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2020. - 64с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с профессиями

Мир  профессий -  сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система....

Проектная деятельность на тему: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами родного края посредством изобразительного искусства».

Модель 3-х вопросов Что мы знаем об этом?Что мы хотим узнать?Как мы можем узнать?*Посуда    красивая,    я думаю, из нее не едят, а любуются ею.Саша. *У...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с малой родиной - родным городом

Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут — это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убран...

Комплексно-тематическое планирование «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с Красноярским краем

Основой для методической разработки является создание системы комплексно-тематических мероприятий для детей старшего дошкольного возраста, направленных на знакомство с  историей, культурой, нацио...

«Знакомство детей старшего дошкольного возраста со звуками родного языка»

Открытое  занятие для воспитателей подготовительных групп, с целью ознакомления их с  различными игровыми приемами по обучению детей звуковому анализу слова.  Знакомство ...

Семинар-практикум "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творческими профессиями"

Семинар-практикум "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творческими профессиями"...

Авторское тематическое планирование совместной образовательной деятельности по знакомству детей старшего дошкольного возраста с инженерно-техническими профессиями средствами конструктивно-модельной деятельности

Авторское тематическое планированиесовместной образовательной деятельности  по знакомству детей старшего дошкольного возраста с инженерно-техническими профессиями средствами конструктивно-мо...