Статья «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через театральную деятельность в ОУ и семье»
статья (средняя группа)

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_teatralizatsii.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Силютина Дарья Владимировна

(воспитатель, МБОУ СОШ №17, г. Бийск)

«Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста  через театральную деятельность в ОУ и семье»

В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность одна из самых  доступных  видов  искусства для  детей, она  дает  возможность ребенку удовлетворить его любые желания  и интересы, знакомиться с окружающим миром во всем его многообразии,  активизировать  словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная   деятельность  является  неисчерпаемым  источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте: «Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.

Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста  через театральную деятельность в ОУ и семье».

 Создание условий для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста  через театральную деятельность в ДОУ и семье. Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности и совершенствование коммуникативных качеств личности детей через обучение вербальным и невербальным видам общения. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.

Задачи:

Работа с детьми.

1.         Создавать условия для развития творческой активности детей младшего дошкольного возраста, участвующих в театрализованной деятельности.

2. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ)

3. Обучать детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

5. Знакомить детей младшего возраста с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).

6.Развивать все компоненты, функции и формы речевой деятельности.

7. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

8. Совершенствовать познавательные процессы.

Работа педагога.

1.        Повысить        собственный        уровень        знаний        путём        изучения        необходимой литературы по данному направлению.

2.        Включить        театрализованную        деятельность        в        воспитательно- образовательный процесс группы.

3.        Разработать        перспективный        план        работы        с        детьми        и        родителями        по данному направлению.

4.        Оформить в группе центр активности «Сказка – наш друг», создать картотеку театрализованных игр для детей младшего  дошкольного возраста.

5.        Разработать различные формы работы с родителями по данной тематике (спектакли, мастер – классы, родительские собрания).

Работа с родителями.

1.        Изучить, насколько готовы родители к активному сотрудничеству по данной теме (анкетирование).

2.        Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка, творческих способностей.

3.        Привлечь родителей к театрализованной деятельности совместно с детьми.

Этап работы над темой самообразования:  2года.

Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность я начала с создания  развивающей предметно-пространственной среды в  младшей группе. Для детей младшего возраста был оформлен уголок ряженья с атрибутами-костюмами: сарафанами, платочками, головными уборами, ширма. Также изготовила настольный театр «Репка», «Колобок», приобрела театр би-ба-бо «Курочка Ряба», мягкий настольный театр «Курочка Ряба».

Оформила книжный уголок. Куда поместила книги разной направленности: потешки, сказки, произведения, соответствующие возрасту детей. Были приобретены аудиосказки на. Оформлена  картотека «Пальчиковые игры».

В работе с детьми младшего  возраста предпочтение отдаётся театрализованной деятельности, потому что она помогает быстрее адаптироваться к детскому саду. Малыши охотно изображают различных животных, с удовольствием перевоплощаются в котят, собачек, маленьких козлят и т.д. Драматизация – одна из групп театрализованной игры. В играх – драматизациях ребенок – артист самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли.

В игре – драматизации ребенок использует какой–либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Формируя интерес к играм – драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

  Каждый день я   ребятам читала произведения из  разных жанров, стараясь голосом и мимикой передать характер героев.

Вместе с ребятами мы обыгрывали потешки («Кисонька - мурысонька», «У Алёнки в гостях» и другие), произведения А. Барто («Зайка», «Бычок»), имитировали движения различных животных (кошечка, лисичка, медведь, волк и других животных). А также драматизировали сказки – «Курочка ряба», «Репка». Конечно же, малыши ещё не в совершенстве передают образы героев, но они очень стараются. А какое удовольствие это им доставляет! Чтобы дети развивались творчески в играх-драматизациях, я предлагала им поиграть с игрушками-зверушками, пофантазировать, как с ними можно обыграть различные действия. А ещё ребята, самостоятельно использовали театр на фланелеграфе, разговаривали от имени героев сказок, действовали с картинками - героями.

Рассмотрев альбом «Эмоции и чувства», дети показывали разные эмоции людей: радость, грусть и другие. В игровых упражнениях имитировали движения, бабушки, дедушки, внучки. В подвижных играх «Солнышко и дождик», «Воробушки и автомобиль», «Лошадки», «Мыши и кот», «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята», «Котята и щенята», «Зарядка зверей» и других имитировали движения животных и птиц. С помощью физ.минуток также передавали движения животных («Конь меня в дороге ждёт», «Три мишки», «Медвежата в чаще жили», «Жил-был зайчик»).

В течение года работала с детьми над этюдами. Этюды – это своеобразная школа, где дети постигают основы актёрского мастерства. Вместе с детьми мы ходили по полу, как по луже, по горячему, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички подслушивали, о чём в избушке говорит кот с петушком. С помощью этюдов малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

Затем мы имитировали цепочку последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя – весёлые матрёшки захлопали в ладоши и стали танцевать, зайчик увидел лису и испугался, непослушный котёнок обжёг себе лапу и расплакался.

В зависимости от времени года дети  имитировали, как листочки летят по ветру и падают на дорожку, как ветер поднимает снежинки, которые кружатся в воздухе.

Следующая ступень в работе – это бессловесная игра-импровизация с одним персонажем. Текст читает воспитатель, и дети импровизируют. Нами были показаны потешки «Заинька, попляши», «Едем, едем на лошадке», «Привяжу я козлика», «Кошкин дом», стихотворение И. Токмаковой «Как на горке снег, снег».

Также в работе с детьми я использовала игры на развитие слуха («Угадай по звуку», «Угадай, кто поёт?»), на развития звукоподражания («Зверята», «Кто как кричит»), на формирование речи (игры с пальчиками), которые в дальнейшем помогли лучше передать характер персонажа.

С целью эмоционального восприятия и яркого проживания героев сказок в течение года дети слушали произведения устного народного творчества, литературные произведения, аудиосказки, пели песни о петушке, воробушке, осени и зиме, колыбельные. А также рисовали и лепили для сказочных героев или по произведениям («Тили-тили-тили бом! Загорелся Кошкин дом!» - рисование  красками и поролоном, «Заборчик для петушка», «Выросла репка», лепка: «Вкусные морковки для зайки», «Миски для трёх медведей», «Лепим колобка», аппликация: «Украсим варежку для лисоньки», «Катится колобок по дорожке»).

С целью формирования актёрского мастерства, обучения кукловождению мною были показаны разные сказки на фланелеграфе, настольный и пальчиковый театр. Проведены игры «Гуси», «Жучка», «Зайчик», «Курочка», «Веселятся все игрушки», где дети обучались приёмам кукловождения.

Вместе с детьми мы продолжили драматизировать сказки: «Курочка Ряба», «Репка», а так же попробовали показать сказку «Теремок» в процессе образовательной деятельности. Делали утреннюю гимнастику по сказкам «Три медведя», «Колобок».

В течение года активно взаимодействовали с родителями воспитанников: анкетирование, консультации, папки передвижки, в следствие чего повысилась компетентность родителей по вопросу развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста, родители изготовили различные виды театров для детей, с удовольствием играют с с детьми дома в театрализованные игры.

Результатом процесса самообразования явилось пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.

Все запланированные виды деятельности с детьми и  родителями воспитанников в течение  учебного года проведены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Влияние развивающей среды на развитие творчемких способностей дете дошкольного возраста...

Развитие творческих способностей детей младшего возраста посредством театрально-игровой деятельности

Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества, она понятна и близка ребёнку...

Доклад на педагогический совет Тема "Развитие творческих способностей детей посредством приобщения к театральной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Доклад на педагогический совет в ДОУ. Известно, что творческие потенциалы заложеныи существуют  в каждом человеке и сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методо...

статья на тему:“Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.”

Огромная роль в воспитании и развитии детей дошкольного возрастапринадлежит игре - важнейшему виду деятельности.Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в...

Статья - "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

СТАТЬЯ -Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности...

Статья: "Развитие творческих способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста с помощью нетрадиционного рисования."

Данная статья написана в помощь родителям для ознакомления с нетрадиционными техниками рисования дома с детьми....

Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».

Статья на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста дошкольного возраста».В настоящее время в нашем...