Методическая разработка "Развитие детей дошкольного возраста ( с 3 до 7 лет) посредством ознакомления с мультипликационным фильмами"
методическая разработка

Чеховская Татьяна Анатольевна

В данной разработке представлен материал, позволяющий более эффективно передавать знания детям с использованием более широких средств мультипликации. Материал содержит принципы подбора и критерии отбора педагогами и родителями мультфильмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Развитие детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет)

посредством ознакомления с мультипликационными фильмами».

Разработала: Чеховская Татьяна Анатольевна, воспитатель.

Одна из целей в развитии детей - это поиск более эффективных способов передачи знаний. Решение её может быть связано с широким использованием средств мультипликации.

Коррекционно- развивающие возможности их использования состоят в том, что они:

  • усиливают наглядность и тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала
  • динамичность, красочность и яркость мультфильмов, просмотр которых сопровождается выразительным озвучиванием героев, музыкой, вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает её чувственную основу.

Необычность состоит в том, что реальность переплетается с фантастическим. Многие сюжеты идентифицируются с личным опытом ребёнка.

Задачи:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
  • развитие интересов детей, любознательности, воображения и творческой активности,
  • владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря,
  • формирование элементарных представлений о видах искусства; стимулирование сопереживания персонажам мультипликационных произведений.

        В данном материале взяты за основу фильмы киностудии «Союзмультфильм» и те, которые созданы по мотивам литературных произведений, изучаемых по программе «От рождения до школы» ( п/р Н.Е Вераксы).

Принципы подбора мультфильмов:

- по возрасту,

-длительность по времени: 3-4 года.-1-2 раза в месяц по 10-15 минут,

                                               4-5 лет- 2-3 раза в неделю, 20 минут,

                                               5-7 лет- 1 раз в неделю, 25-30 минут,

- выбор персонажей ,

- выбор вида мультфильма (рисованный, кукольный и т.д.) .

-выбор направления развития ребёнка (нравственный, познавательный и т.д.)

                                               

Критерии отбора мультфильмов по возрасту.

Для детей младшего дошкольного возраста (3-5 л.):

-детям очень близки образы животных – зайка, лисичка, волк, котик, собачка, птички и т.д., а также снеговик, Дед Мороз, Снегурочка, лесовик. Сначала знакомим с такими персонажами по картинкам, фотографиям, чтобы они были и легкоузнаваемые в мультиках. Образы должны быть чёткие, яркие, понятные детям.

-учитываем, что между персонажами должны быть очень простые диалоги, а также простой сюжет, характерно многократное повторение (обычно 3 раза) какой- либо сценки. Постепенно появляются элементы для познания нового ( «Айболит», «Бременские музыканты», «Крошка Енот» ), для закладывания фундамента нравственного воспитания («Что такое хорошо и что такое плохо», «Мойдодыр»), оценивания поступков героев  («Волк и 7 козлят», «Федорино горе», «Про бегемота, который боялся прививок»).Также постепенно появляются произведения с более развёрнутым сюжетом ( «Винни- Пух, «Приключения Незнайки» и т.д.) и с канвой поучительных историй , через которую дети самостоятельно смогут оценивать поступок героя («Мама для мамонтёнка», «Вот какой рассеянный» и т.д.)

Для детей старшего дошкольного возраста (6-7 л.) подбираем мультфильмы, которые:

- учат думать, анализировать, не только оценивать чужие поступки, но и проецировать их на себя,

-присутствуют многоплановые сцены («Снежная королева»), развёрнутые сюжеты («Тайна третьей планеты», диалоги («Мороз Иванович»),

 -знакомят с многообразием: мира животных ( «Слонёнок», «Львёнок и черепаха»,), одежды, быта ( «Царевна- лягушка», «Василиса Прекрасная», «Сказка о мёртвой царевне»), интерьера («Домовёнок Кузька», «Кошкин дом»), истории («Илья Муромец и Соловей-разбойник» ),природы («Серебряное копытце») и т.д.

Критерии (примерные) отбора мультфильмов педагогами:

- в соответствии с прочитанными произведениями ( по  изучаемой Программе),  с лексической темой, сезоном, большими праздниками  ( по календарю), формирующимися отношениями в детском коллективе и т.д.

Критерии (примерные) отбора мультфильмов родителями:

-с учётом возраста, сезона, с опорой на прочитанные детям или с детьми произведениями, интересами ребёнка, часто задаваемыми вопросами детей, возникновения проблемной ситуации (поступки, познавательный интерес) и т.д.

Просмотр мультипликационных фильмов способствует:

  • музыкальному развитию детей- слушают песни героев, со временем начинают подпевать («Трям, здравствуйте», «Просто так», «По дороге с облаками» и т.д.)»;
  • эстетическому развитию- входят в мир прекрасного, многие мультипликационные фильмы созданы на основе произведений Васнецова В.М.», видят красоту русской природы- лес, поле -в разные времена года, одежды;
  •  познавательному развитию-изучают мир животных;
  • получают географические представления («Снежная королева», «Умка» «Волшебник Изумрудного города»);
  • речевому развитию - учатся владеть речью как средством общения и культуры; пополняют активный словарь.

Просмотр не должен быть спонтанным. К этому ребёнка следует готовить планомерно: прочитать литературное произведение (особенно классическое), обсудить. Целесообразнее сделать так, а не наоборот, т.к. во многих мультфильмах содержание литературного произведения сокращается или немного искажается или какой-либо отрывок вовсе не включается. Выяснить, что ребёнку хотелось бы увидеть, что непонятно.

После просмотра снова обсудить. Нарисовать, что запомнилось или понравилось больше всего. Можно взять раскраски или слепить любимых героев.

Литература:

«Мультфильмы в детском саду» А.А.Гуськова (ТЦ Сфера, 2010).

Программа «Мультфильмы- о главном» ( 2015)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста с анималистической живописью посредством пластилинографии

В данном материале представлен конспект занятия для дошкольников по теме "Животные холодных стран", посредством работы в технике Пластилинография у детей формируются не только представления об окружаю...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАНАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ...

инновационный проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления с родным городом".

"Формирование у детей  старшего дошкольного возраста  нравственно-патриотических чувств  посредством ознакомления с родным городом"....

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения посредством использования ИКТ

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения посредством использования ИКТ...

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКОЙ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА

Создание  данного проекта направлено на более углубленное усвоение знаний и умений в повседневной жизни. Важно  привить детям любовь к математике, показать ее значение , ее важное участие во...

Консультация для родителей ""ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах Саранска возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа постра...