Индивидуализация образовательного процесса с детьми раннего возраста по средствам методики ковролинография.
материал (младшая группа)

Франц Наталья Владимировна

Индивидуализация образовательного процесса с детьми раннего возраста по средствам методики коврлинография

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуализация образовательного процесса

 с детьми раннего возраста по средствам методики ковролинография.

Нет совершенно двух одинаковых детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т. д. Сегодня мы живём в постоянно меняющемся и обновляющемся мире. На данный период времени в системе дошкольного образования проявляются и оформляются новые тенденции, одной из них является индивидуализация образования детей. Образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, что является одним из условий ФГОС ДО. Инновационный метод ковролинография является универсальным средством с неограниченными возможностями для решения этой проблемы, а также многих других, таких как  речевое  развитие, развитие мелкой моторики, а также для сенсорного развития. Новизна состоит в том, что отработанная методика работы с ковролинографом позволяет его использовать в различных видах деятельности: в  образовательной деятельности, в совместной деятельности, в режимных моментах, в ознакомлении малышей со сказкой, а особенно в индивидуальной работе.  Данный метод оказывает благотворное влияние не только на развитие речи, мелкой моторики, сенсорного развития, но и на психическое развитие ребёнка. А так же одним из факторов создания в группе ковролинографа стало  то, что я работаю с маленькими детьми. В своей работе  люблю использовать игры на липучках и обратила внимание, что  детям нравятся такие игры, даже сам процесс (экспериментирования) приклеивание и отрывания картинок.

 Сразу пришло в голову сделать в  группе специальное место, где дети смогли бы свободно играть с играми на липучках. Так и появилась в нашей группе  «Говорящая стена» (она представляет собой ковролиновое полотно - ширина 1 метр, длинна 2 метра), расположенный на уровне  детей в доступности для каждого ребёнка. (А это переносной ковролиногроф для демонстрации)

   Создавая, дидактический материал в первую очередь, я оформила подборку сказок, согласно программе.

Любая картинка на ковролинографе как бы оживает (Показ сказки « Грибок»), предметы можно обыгрывать. Показывая сказку даже всей группе  детей очень легко вести индивидуальную работу. Маленьким, а так же гиперактивным детям очень трудно удерживать внимание даже 5 минут, а использование показа с включением действий самого ребенка удовлетворяет его естественную потребность — воспринимать и действовать одновременно. Подобная смена видов деятельности с включением двигательного анализатора активизирует внимание детей, поддерживает интерес к занятию. Видя, что ребёнок теряет внимание, я предлагаю помочь ребёнку расставить героев сказки (например: сказка «Репка») последовательно. Дети лучше запоминают сюжет сказки, а после – и сами с удовольствием пересказывают текст с использованием картин.

   С помощью ковралинографа можно подвести ребенка к пониманию вначале простого сюжета картины, а потом и более сложного. Малышу легче понять сюжет, который на его глазах и создается. При индивидуальной работе с использованием ковралинографа внимание ребенка легче сосредоточить на картине, проще приспособить содержание речи взрослого к уровню речевого развития ребенка и его индивидуальным особенностям. Но самое главное, в этом случае у малыша появляется больше возможности самостоятельно действовать с картиной. Огромную роль играет ковролинография при ознакомлении с предметным миром и миром природы. Мы можем моделировать различные игровые ситуации, которые происходят в мире природы.

 Так например знакомясь с дикими животными, ребёнок, выставляя картинку называет кто это, а воспитатель дополняет  картинку деревьями, для того чтобы ребёнку было понятней, что эти животные живут в лесу. Так же по алгоритму изучаем домашних животных, используя домик (можно к домику добавить людей). Изучая с детьми овощи, фрукты так же добавляем деревья и грядки, давая детям понятия, что овощи растут на огороде, а фрукты на деревьях. Выучив названия предметов посуды можно добавить сервировку стола.

   Изучая виды транспорта особенно с детьми, которые не могут долго их запомнить,  добавляю облака для воздушного транспорта, для наземного - полосу в виде дороги, для водного транспорта – «море». В дальнейшем для быстрого и лучшего запоминания правил дорожного движения, с помощью изображений моделирую различные картины дорог: проезжая часть с пешеходным переходом, тротуары и т.д.

   При ознакомлении с предметами, так же использую ковролинограф. Изучая с детьми предметы мебели, дети не только учат название мебели, но и учатся элементарному моделированию. Например: Для того чтобы сесть за стол, нужно рядом с ним поставить стул. Во время игры (при использовании фигурки человека, сказочного персонажа или животного) проводиться индивидуальная работа над употреблением глаголов: сесть, лечь, повесить, положить и т.д., а так же употребление предлогов.

   Хочу представить дидактические игры, (Разрезные картинки) направленные на работу в малых группах (не более двух человек), которые необходимы отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм. Правильно подобранные игры помогают ребёнку с низким уровнем развития поверить в свои силы, почувствовать себя успешным. Детям с высоким уровнем развития, такие игры помогают воздействовать на зону ближайшего развития.

   Понимая значимость развития сенсорных эталонов у детей раннего возраста, ковролинограф, в первую очередь, направлен на развитие сенсорных способностей. Ребенок берет в руки фигуру или персонажа, осматривает его, проводит тактильный анализ, производит элементарные действия с ним, при этом ребенок выделяет цвет, форму, размер. По формированию сенсорных эталонов в своей работе использую такие игры как: «Цветные соты», «Подбери заплатку», «Разложи по баночкам», «Изучаем цвета», « Рыбки в аквариуме», «Собери пирамидку», «Посади цветочки», «Собери по цвету», «Что лишнее», «Большой, маленький», «Найди свой домик»   и другие. Причем все это происходит динамично и наглядно, что очень привлекает внимание малышей.

   Так как в моей группе много не говорящих детей, а так же говорящих совсем плохо, считаю для себя ковролинограф не заменимый по развитию речи. Играя с ребёнком в любую из ранее представленных игр я конечно же всё сопровождаю речью. Но у меня есть специальные игры, которые требуют от ребёнка проговаривания, это такие игры как: «Кто что ест?», «Чьи детки?», «Что лишнее?» и другие.

   Использование ковролинографа в по изобразительной деятельности помогает  развивать воображение, чувство композиции. Для этого я использую такие игры как: «Укрась платье», «Иголки ёжику», «Лучики для солнышка», «Травка зеленеет», «Цветы на поляне» и другие.

   Так же в моей группе есть ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. И здесь работа с ковролинографам остается средством с неограниченными возможностями. При тесном взаимодействии с учителем – логопедом мы подбираем игры, которые необходимы на данном этапе работы, например: при постановке определённого звука, при изучении предлогов и т.д.

   Индивидуализация обучения часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, я использую представившуюся возможность и индивидуально реагирую на каждого ребенка (или на небольшие группы детей). Например: два ребенка поспорили из-за картинки, которая вдруг понадобилась им обоим. Обучив их некоторым навыкам искусства переговоров, даю важный индивидуализированный урок, который обычно является более эффективным, поскольку мое вмешательство происходит очень своевременно.

     Конечно, работа по осуществлению индивидуального подхода к детям - трудная, она требует от нас терпения и бесконечных творческих поисков.   Я очень рада, что нашла для себя такой метод.  Я первый раз работаю с детьми раннего возраста и   вся моя работа основывается на индивидуальном подходе, обеспечивая эмоциональное благополучие воспитанников через общение с каждым ребенком, уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям. Создавая в группе позитивный, доброжелательный микроклимат, развиваются коммуникативные способности детей, формируются первичные навыки взаимодействия со сверстниками, а в дальнейшем формируется крепкий детский коллектив. Индивидуализация образовательного взаимодействия позволяет создать условия для активной коррекции и развития воспитанников, определяющих, в свою очередь, успешный школьный старт ребенка.

   Свое выступление хотела бы завершить словами одного из классиков отечественной педагогики Антона Семеновича Макаренко: «Воспитывает все: люди, вещи, явления…» А в дошкольных образовательных организациях могут воспитать даже стены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя группы раннего возраста «Подвижные игры с детьми раннего возраста, как средство активизации двигательной активности».

-повысить уровень профессиональной компетенции в образовательной области «Физическое развитие»;-развивать основные движения средством  подвижной игры.- укреплять здоровье детей, спосо...

Использование на улице развивающих игр из подручных материалов, с детьми раннего возраста, как средство развития познавательных процессов.

Методическая разработка, где предложены игры из подручных материалов , которыми можно занять ребенка на улице, и которые, при этом, развивают: большую моторику, речь, воображение, двигательную активно...

Игры с водой с детьми раннего возраста с элементами методики М.Монтесори

Игры с водой с детьми раннего возраста с элементами методики М.Монтесори....

Консультация для педагогов «Использование интеграции в образовательной деятельности с детьми раннего возраста как средство развития творческих способностей».

Интеграция- одна из важнейших и перспективных направлений становления современного образования. Собственно «интеграция» означает объединение несколько учебных предметов в один. Таким образ...

Игры с платочками с детьми раннего возраста, как средство речевого, физического и психического развития.

Платочки – самое, наверное, простое дидактическое пособие, которое есть в каждом детском саду, а тем более в доме.Их можно сшить, а можно и использовать обыкновенные носовые платочки.Чем же они ...

Использование технологии подвижных игр в работе с детьми раннего возраста как средства физического и социально-коммуникативного развития

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребёнка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Увлекательн...