Конспект итоговой организованной образовательной деятельности «Воду попусту не лей, дорожить водой умей» с детьми подготовительной к школе группы.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Налейкина Наталья Анатольевна

Интегрированное занятие по экологии и развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie_23.docx33.07 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО  ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

НА ТЕМУ:

«ВОДУ ПОПУСТУ НЕ ЛЕЙ, ДОРОЖИТЬ ВОДОЙ УМЕЙ»

с использованием опытно-исследовательской технологии.

Цель: Выявление знаний, умений и навыков по природному миру и развитию речи.

Задачи: 

Обучающие: способствовать накоплению у детей представлений о свойствах воды, закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значение воды; устанавливать причинно-следственные зависимости;

формировать умение строить разные типы высказывания (описание, повествование, рассуждение); совершенствовать использование объяснительной речи, речи доказательства, использование в речи разных типов предложений (простые, сложные, сложноподчиненые)

Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, связную речь, мышление, умение делать выводы, активизировать в речи детей антонимы, сравнительную степень прилагательных.

Воспитательные: воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща, бережное отношение к воде;

воспитывать звуковую культуру речи;

воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Методические приемы:

1. Словесный (чтение стиха, рассказ, беседа, вопросы, загадки);

2. Наглядный (демонстрационный материал);

3. Практический (самостоятельная работа, динамическая пауза, зрительная гимнастика, физкультминутка);

4. Метод похвалы;

5. Метод контроля (самооценка детьми выполненного задания).

Оборудование и материалы:

демонстрационный материал:  глобус, рисунок-схема «Круговорот воды в природе», иллюстрации «Для чего нужна вода», «Подземные скважины», «Водоочистительные сооружения», схемы «Свойства воды», для опыта:  кубик, шар, два стакана с водой, мука, масло растительное;

раздаточный материал: для каждой пары  четыре стакана с водой, сахар, краска,  две ложки, картинка, стакан с молоком, ароматизированное масло.

Предварительная работа: 

  1. Беседа с детьми о значении воды
  2. Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ»
  3. Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой
  4. Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
  5. Дидактическая игра «Кому нужна вода» (карточки профессий)
  6. Познавательная игра «Где, какая вода бывает?»
  7. Знакомство с круговоротом воды в природе

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Вводная часть (информационно-познавательная)

Воспитатель. Сейчас я вам загадаю загадку, а вы, дорогие ребята,  попробуйте отгадать:

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны
. (глобус )

Основная часть

Звуко-буквенный анализ слова ГЛОБУС (ребенок на доске составляет слово; все дети определяют количество слогов,  поочередно дают характеристику всем звукам)

Воспитатель. А что такое глобус? (ответы детей)

Воспитатель. А как вы понимаете – модель Земли? (ответы детей)

Воспитатель. Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (ответы детей)

Воспитатель. Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша, то есть материки. (показать на глобусе)

Дид/игра. «Подбери слово»

Река глубокая, а море …(глубже)

Озеро широкое, а море …(шире)

Холмы высокие, а горы… (выше)

Дождь сильный, а ливень …(сильнее)

Дорога узкая, а тропинка…(уже)

Воспитатель. Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (ответы детей)

Воспитатель.А что вы знаете о воде? Какая она? ( Дид/игра «Скажи какая?») (ответы детей:  холодная, теплая, горячая, газированная, прозрачная, чистая, грязная, мутная и т.д)

Работа по иллюстрации «Для чего нужна вода?»

(Детям предлагается составить предложения по схемам  (из двух, трех, четырех слов)

Воспитатель.  Кому нужна вода? (ответы детей)

Д/игра «Закончи предложение»

Воспитатель. Вода нужна растениям для того, чтобы

Воспитатель.  Растения получают воду …

Воспитатель. Животные не могут жить без воды, потому что

Воспитатель. Людям нужна вода для того, чтобы…

 (Дети заканчивают предложения , делают выводы)

Ребенок читает стихотворение Н. Рыжоваой  «Вы слыхали о воде?» используя мнемотаблицу.

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

Воспитатель: О каких трех состояниях воды вы услышали в стихотворении? (воспитатель показывает иллюстрацию «Состояние воды»).

Воспитатель: Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

Воспитатель: А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, пресная вода - это вода без солей. А в морях, в океанах, как вы знаете, вода- солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому люди берут воду из подземных скважин -это в посёлках, деревнях. (показ иллюстрации). А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. (показ иллюстрации)

Питьевую воду нужно беречь. Почему? (Дети объясняют)

Воспитатель:  А ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

Воспитатель: А как вода поступает в реку?

Воспитатель: Ребята, что такое круговорот воды в природе? (Объяснения детей)

Воспитатель: Дети, посмотрите на рисунок,

Ребенок делает вывод: когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,     (шагаем на месте)

Наклонились и умылись.                   (наклоны вперед, руки на поясе)

Раз, два, три, четыре,                          (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились.              (встряхиваем руками)

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.                       (круги двумя руками вперед)

Одной, другой – это кроль.                (круги руками вперед поочередно)

Все, как один, плывем как дельфин.     (прыжки на месте)

Вышли на берег крутой                            (шагаем на месте)

И отправились домой.

Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

Воспитатель: Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. 

Прежде чем приступим к нашему исследованию, проведем разминку  для ума

Дид/игра «Противоположности» ВОДА:  горячая-холодная, чистая –грязная, пресная – соленая, мутная – прозрачная, свежая – застоянная

Воспитатель: А еще мы с вами сделаем зрительную гимнастику  (капелька на палочке, воспитатель меняет ее положение, а дети глазами следят за капелькой)

Раз-налево, два – направо,

Три –наверх, четыре –вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

Тренируем мышцу глаз.

Видеть скоро будем лучше ,

Убедитесь вы сейчас!

        

Воспитатель. Все готовы приступить к работе? Начинаем экспериментироватьэ

Опыт 1. Какой формы вода? 

        На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

        

        Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

(На доску вывешивается картинка –символ  свойства)

        Опыт 2. Какого цвета вода? 

        Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

        

        Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. 

(На доску вывешивается картинка –символ  свойства)

        Опыт 3. Вода – растворитель. 

        А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

       

      Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей).

Воспитатель: А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Воспитатель демонстрирует показ опыта.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Физкультминутка

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. 
(Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. 
(Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять
. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)
От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Воспитатель: Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

        Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. 

Воспитатель:Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

        Вывод: не все вещества могут растворяться в воде. 

(На доску вывешивается картинка –символ  свойства)

        

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

        Предложить детям определить, есть ли у воды запах.  (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

        

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску. (На доску вывешивается картинка –символ  свойства)

       

 Опыт 5. Способность воды отражать предметы.

Воспитатель: Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой)

Воспитатель:Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.)

Воспитатель: А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.)

Воспитатель: Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение?                        (Очень плохо, оно размытое)

        Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Заключительная часть

Воспитатель: Уважаемые ученые, наша работа на сегодня закончилась. Превратимся обратно в детей. Вам понравились опыты? (ответы детей). Что особенно понравилось? (ответы детей). Ребята, давайте еще раз вспомним, что мы узнали о воде.

Ответы детей:

- Воду надо беречь.

- Вода имеет три состояния: твердое, жидкое, парообразное.

- Вода – бесцветная.

- Вода – не имеет запаха.

- Вода – безвкусная.

- Вода отражает предметы.

- Вода растворитель.

- Вода необходима всему живому на земле

Воспитатель: Закончу наше занятие пословицей «Воду попусту не лей. Дорожить водой умей».

Литература.

  1. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

  1. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

  1. Рыжова Н.А. Я и природа: Учебно-методический комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: Линка-Пресс, 20017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с учётом национально-культурных особенностей родного края с детьми подготовительной к школе группы «Родина моя»...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по теме «Нева-главная река нашего города» с детьми подготовительной группы.

Цель: познакомить детей с главной рекой нашего города –Невой. Задачи: Образовательные задачи.Показать красоту Невы. Объяснить, почему Неву называют красавицей, труженицей, кормилицей. Совершенств...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности Тема: Звук «С, С`» и буква С с детьми подготовительной логопедической группы.

Цель:  Закрепить знания у детей о звуках «С, С`» и букве С.Задачи:         Коррекционно - образовательные:- совершенствование умения  детей давать аку...

Конспект интегрированной итоговой образовательной деятельности по теме: «На помощь к Звёздной фее» с детьми подготовительной к школе группы №7

Конспект интегрированной итоговой образовательной деятельностипо теме: «На помощь к Звёздной фее» с детьми подготовительной к школе группы №7...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Поможем муравьишке» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Поможем муравьишке» по формированию целостной картины мира с детьми подготовительного возраста предназначен для проведения занятия в ...

Конспект организованной образовательной деятельности ознакомление с окружающим с элементами ручного труда с детьми подготовительной группы. Тема: «Знакомство со школьными принадлежностями».

Познакомить детей со школьными принадлежностями, их названиями и назначением. Продолжать развивать умения сравнивать, обобщать предметы и выделять характерные признаки. Учить детей использовать в...