План – конспект организованной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной к школе группы «Нарядные лошадки» (изобразительная деятельность). (народная культура и традиции русского народа)
методическая разработка (подготовительная группа)

Баюшева Оксана Вячеславовна

Необходимость приобщения молодого поколения к народной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать традиции народной культуры как одной из составных частей истории Российского государства, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Декоративно-прикладное искусство близко, понятно и интересно детям. А дымковская игрушка – уникальное явление, едва ли не самый популярный среди народных промыслов. Однако нельзя сказать, что об этом промысле известно всё, и уж тем более он недостаточно известен детям дошкольного возраста, которые только познают тонкости народных традиций, искусств и ремесел. Приобщая детей к истокам народной культуры с использованием продуктов народного творчества, мы, педагоги и родители, открываем для них мир дымковской игрушки, помогаем  почувствовать принадлежность к народу с богатейшей историей и традициями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bayusheva_ov_plan-konspekt_i_logika_ood.docx41.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  № 210 «ЛАДУШКИ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

445030, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. ТОЛЬЯТТТИ УЛ. 40 ЛЕТ ПОБЕДЫ Д. 32,

инн 6323091856, кпп 632101001, ТЕЛ/ФАКС  8 (8482)761515, e-mail chgard210@edu.tgl.ru

_____________________________________________________________________________

План – конспект организованной образовательной деятельности

с дошкольниками подготовительной к школе группы

«Нарядные лошадки» (изобразительная деятельность).

(народная культура и традиции русского народа)

Номинация: Методика организации и проведения мероприятий в сфере национальной культуры по воспитанию патриотизма учащихся.

Воспитатель: Баюшева О.В.

г.о. Тольятти 2023г.

Адресат: воспитанники подготовительной к школе группы.

Актуальность: Необходимость приобщения молодого поколения к народной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать традиции народной культуры как одной из составных частей истории Российского государства, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Декоративно-прикладное искусство близко, понятно и интересно детям. А дымковская игрушка – уникальное явление, едва ли не самый популярный среди народных промыслов. Однако нельзя сказать, что об этом промысле известно всё, и уж тем более он недостаточно известен детям дошкольного возраста, которые только познают тонкости народных традиций, искусств и ремесел. Приобщая детей к истокам народной культуры с использованием продуктов народного творчества, мы, педагоги и родители, открываем для них мир дымковской игрушки, помогаем  почувствовать принадлежность к народу с богатейшей историей и традициями.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников  через приобщение к истокам русской народной культуры (Дымковская роспись  как вид декоративно-прикладного искусства)

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с местоположением г. Кирова и р. Вятка на географической карте;  дать общее представление о местоположении основных центров народных промыслов России (ОО ПР)

- формировать умение самостоятельно выбирать приемы и элементы дымковской росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку (ОО ХЭР);

-  продолжать формировать умение составлять целое из частей (ОО ПР);

 Развивающие:

- совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисование кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон (ОО ХЭР);

- развивать умение видеть и  выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи; развивать творчество, фантазию (ОО ХЭР);

- упражнять детей в количественном счете, умении соотносить число с количеством предметов (ОО ПР);

- развивать общую моторику, мелкую моторику рук (ОО ФР);

- развивать диалогическую и монологическую речь (ОО РР);

- развивать словесно-образное мышление, слуховое и зрительное внимание (ОО ПР);

-   дать историческую справку о происхождении названия села Дымково;

- закреплять знания детей об историческом значении понятия «русская ярмарка» (ОО ПР).

Воспитательные:

- воспитывать интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев (ОО ХЭР);

- воспитание положительного отношения и интереса к культурно-историческим ценностям своей страны

- уважение к народной культуре и традициям, чувство любви и гордости к своей стране

- воспитывать интерес к совместной деятельности, направленной  на взаимодействие с родителями  и педагогами в музейном пространстве;

- воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца (ОО СКР);

- воспитывать привычку самостоятельно убирать и приводить в порядок (промыть кисточки  и баночки) материалы изодеятельности (ОО СКР).

Методы и приёмы:

-  практические (обследование, игры, упражнения);

- наглядные (просмотр презентации, рассматривание, специально допущенная ошибка, показ способов действий, работа с алгоритмом);

- словесные (рассказ педагога, беседа, вопросы-ответы, художественное слово, загадки, объяснения).

Материалы и оборудование:

Дымковские игрушки для выставки; 3-4 лошадки для примера разнообразия (элементы узора, цветовое решение); географическая карта России (обозначены основные центры изготовления народной игрушки); запись русской народной песни «Ярмарка», запись русской народной музыки (на время выполнения работы детьми); иллюстрация с изображением ярмарки; карточки–задания для физминутки «Дымковский узор»;  алгоритм поэтапного выполнения работы, атрибуты для п/и «Карусель»; кокошник, красивый расписной платок.

На каждого ребенка: вылепленные из глины лошадки (и побеленные: для грунтовки – белая гуашь с небольшим количеством клея ПВА); набор восковых мелков разных цветов,  карточки с 10 элементами узора дымковской росписи (кольца, круги, точки, прямые и волнообразные линии); полоски белой бумаги размером 5x15см;  фартуки, гуашевые краски разных цветов, тонкие кисточки, ватные палочки, баночки с водой, салфетки, подставки для установки лошадки на время росписи; географические карты РФ на каждого ребенка, лошадки-условные обозначения для географической карты.

Предварительная работа:

- Экскурсия в музей д/с (посещение экспозиции «В гостях у народных мастеров»: знакомство с историей создания дымковских народных игрушек, особенностями их изготовления и оформления умельцами-мастерами  (озвучивание родителями воспитанников страниц тематических альбомов при помощи специальной «говорящей» ручки с МР3 плеером и диктофоном); постановка проблемы  детьми: среди экспонатов дымковских игрушек, о которых они услышали из  рассказа «говорящей» ручки, не хватает некоторых игрушек; принятое детьми решение – самим сделать дымковских лошадок и подарить их музею как новый  экспонат.

- Изготовление (лепка) детьми совместно с родителями из глины лошадки: поэтапное выполнение работы в соответствии с алгоритмом; окрашивание готовых фигурок гуашью белого цвета.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

- Физминутка «Дымковский узор»

- п/и «Карусель»

Игровая

- Д/и «Создай узор»

Продуктивная

- Декоративное рисование на объемной форме

Познавательно-исследовательская

- Рассматривание дымковских игрушек  (+ тактильные ощущения)

- Работа с географической картой

- Работа с алгоритмом поэтапного выполнения работы

Коммуникативная

- Рассказ воспитателя о селе Дымково (историческая справка)

- Беседа о дымковских игрушках

- Д/и «Элементы дымковского узора»

- Беседа о труде русских мастеров

Восприятие художественной литературы и фольклора

- Отгадывание загадки о дымковских игрушках

- Чтение стихотворения о ярмарке

Трудовая

- Уборка материалов после художественного творчества

Музыкально-художественная

- Прослушивание: рус. нар. Песня «Ярмарка»

- Рассматривание иллюстраци по теме «Ярмарка»

- Прослушивание русской народной музыки «Плясовая».

Логика образовательной деятельности

 Изобразительная деятельность

 (декоративное рисование на объемной форме «Нарядные лошадки»)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент:

Воспитатель обращает внимание детей на лошадок, вылепленных и побеленных ранее дома с родителями, предлагает проверить, высохли ли они. Спрашивает о материале, из которого дети лепили лошадок, интересуется, зачем покрывали игрушки белой гуашью.

Обращают внимание на игрушки – лошадки, которые лепили и покрывали белой гуашью ранее. Выясняют при помощи тактильных ощущений, что лошадки высохли, глина стала твердой.

Отвечают на вопросы воспитателя:

- Глина – полезное ископаемое. Ее добывают там, где были или есть реки.

- Покрывали белой гуашью для того, чтобы хорошо был виден узор (ведь глина была темного коричневого цвета).

Создание положительного эмоционального настроя. Интерес к предстоящей деятельности. Умение внимательно слушать взрослого, отвечать на вопросы, рассуждать, высказывать свое мнение. Представление о глине как полезном ископаемом. Интерес к декоративно-прикладному творчеству.

2.

Беседа о народных игрушках (выставка):

 Загадывает загадку:

«Получатся у нас игрушки не простые,

А волшебно-расписные,

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы узор,

Но отвести не в силах взор».

Спрашивает, о какой росписи загадка.

Обращает внимание детей на выставку игрушек, просит рассмотреть их, обратить внимание на красочность, яркость, оригинальность дымковских игрушек (среди них есть игрушка, которая не относится к дымковской). Просит детей доказать, почему одна игрушка не является дымковской. Раздает каждому элементы дымковского узора, просит его назвать, сказать какого цвета, на что похож элемент.

Спрашивает, где делают

Отгадывают загадку. Называют роспись (дымковская).

 Рассматривают игрушки на выставке, любуются узорами.

Обращают внимание на игрушку, которая не является дымковской, объясняют, почему: «У дымковских игрушек круги, овалы, клетки, полоски, точки, прямые и волнистые линии. Все цвета яркие, нарядные праздничные - желтый, красный, оранжевый, синий, зеленый, есть немного черного, но он используется для таких деталей, как глазки, носик…»

Рассказывают, почему село называется Дымково.

Делают вывод:  как много разных дымковских игрушек, но всех их объединяют цвета красок и узоры.

Называют росписи мастеров, которые им известны.

Развитие словесно-образного мышления. Интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев. Развитие внимательности, наблюдательности. Умение видеть и называть характерные особенности дымковской росписи (элементы узора, цветовое решение). Знание названий узоров росписи других народных игрушек.

дымковские игрушки, почему так называется село (при необходимости дает небольшую историческую справку о названии села Дымково). Интересуется, как называется роспись «лишней» игрушки, какие еще росписи знают дети.

3.

Работа с географической картой

- Да, Россия всегда славилась мастерами… (обращает внимание на географическую карту, на которой обозначены основные промыслы декоративно-прикладного творчества). Показывает и называет местоположение на территории России основные центры изготовления предметов декоративно-прикладного творчества.

Уточняет и показывает на карте, где с давних времен изготавливают дымковскую игрушку (в настоящее время – в г. Кирове).

Делает вывод: в каждом из этих городов, где изготавливают народные игрушки, устраивают ярмарки, где мастера показывали свой товар и продавали его.

Предлагает детям стать на некоторое время мастерами по росписи дымковской игрушки, украсить своих лошадок и отвезти их на ярмарку.

Обращают внимание на географическую карту, подходят к ней, внимательно рассматривают. Слушают комментарии воспитателя.

Принимают предложение воспитателя стать мастерами по росписи дымковской игрушки, украсить своих лошадок дымковским узором и отвезти на ярмарку.

Интерес к объекту – географической карте. Представление о величине нашей Родины, о местоположении основных центров народных промыслов России.

4.

Д/и «Создай узор»:

Воспитатель приглашает детей пройти в мастерскую, надеть фартуки и присесть за столы.

- Сегодня мы увидели, что каждый мастер расписывал игрушку по-своему, по своему вкусу, но все дымковские игрушки объединяют характерные элементы росписи. Просит вспомнить, какие. (на магнитную доску – таблица с изображением основных элементов узора – приложение 1).

Сообщает, что у каждого на столах есть наборы восковых мелков, белый лист прямоугольной формы, карточки с изображением всех основных элементов дымковской росписи. Предлагает составить свое изображение дымковского узора.

 Поясняет:

- узор может быть очень простым (2-3 элемента) или более сложным (3 и более элементов).

- элементы чередуются друг с другом;

- могут располагаться по-разному (относительно друг друга: в ряд, в шахматном порядке, в клетке между линиями.)

Задает вопросы: «Миша, сколько элементов ты использовал в узоре? Назови их». «Полина, какие элементы чередуются у тебя в узоре?»

Проходят в мастерскую, надевают фартуки, садятся за столы. Обращают внимание на предметы, которые находятся у каждого на столе.

Вспоминают и называют 10 элементов дымковской росписи.

Дети выбирают элементы узора,  определяются с сочетанием цвета, создают (рисуют) при помощи восковых мелков изображение дымковского узора на листе прямоугольной формы, учитывая свои возможности и желание.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Понимают, что каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому каждая игрушка прекрасна по-своему.

Закрепление знаний об основных элементах узора дымковской росписи. Умение составлять целое изображение из составных частей. Умение самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку. Развитие памяти, внимательности, фантазии и воображения.

5.

Физминутка «Дымковский узор»:

Предлагает немного поиграть:  выполнить действия в соответствии с изображением- заданием на карточках (приложение № 2).

 

Выполняют действия в соответствии с заданиями на карточках.

- Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (1)

- Сколько черточек до точки, столько встанем на носочки (4)

- Наклонились столько раз, сколько уточек у нас. (5), (при наклонах ноги в коленях не сгибать)

- Сколько покажу кружков, столько выполним прыжков (4), (руки на поясе, прыжки на носках)

- Линии волнистые считаем, вместе дружно приседаем, (3) (руки на поясе, спина прямая)

Физическая разрядка, эмоционально положительный настрой. Удовлетворение в двигательной активности. Развитие внимания, общей моторики. Закрепление количественного счета.  Умение соотносить число с количеством предметов.

6.

Знакомство с этапами работы (работа с алгоритмом):

 Воспитатель предлагает расписать своих лошадок, которых лепили из глины. Предлагает рассмотреть алгоритм и рассказать о последовательности выполнения работы (с опорой на алгоритм). (приложение № 3)

Уточняет, при помощи какого предмета можно аккуратно нарисовать точки вокруг кругов.

Дети берут своих лошадок, ставят на подставку,  присаживаются на свои места за столы. Рассматривают алгоритм, поясняют  последовательность выполнения работы (3-4 ребенка):

«Сначала нужно взять тонкую кисточку и черной краской закрасить нос, копыта, хвост, гриву и очень аккуратно – кончиком кисточки – нарисовать глаза. Затем нужно очень хорошо промыть кисточку и перенести придуманный узор из кругов, точек и линий на лошадку. Сначала нужно нарисовать все круги – это лучше сделать ватной палочкой. А потом поставить точки вокруг кругов и дополнить узор линиями (прямыми, волнистыми).

Умение внимательно слушать и слышать говорящего. Развитие мышления, внимательности и наблюдательности. Умение работать по алгоритму, понимать схематичное изображение этапов работы.

7.

Рисование на объемной форме «Лошадка»:

Предлагает перенести  задуманный узор на лошадку, опираясь на алгоритм этапов выполнения работы. Советует быть аккуратными, не забывать поворачивать подставку, на которой находится игрушка и рисовать со всех сторон. Напоминает о соблюдении правильной осанки во время работы.

Включает запись р.н. музыки (приложение № 4).

Оказывает необходимую индивидуальную помощь.

Спрашивает, сумели ли дети перенести свой задуманный узор на лошадку.

Внимательно рассматривают свои узоры, созданные ранее, чтобы «перенести» на лошадку.

Выполняют роспись объемной формы игрушки в определенной последовательности, в соответствии с алгоритмом этапов работы. Наносят узор со всех сторон, поворачивая подставку, на которой находится игрушка. Сохраняют правильную осанку при работе.  Работают под р.н. музыку.

Высказываются, удалось ли перенести задуманные узоры на лошадки.

Умение украшать объемную фигуру элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми и волнистыми линиями). Развитие воображения, памяти, мелкой моторики рук. Умение работать поэтапно в соответствии с алгоритмом. Совершенствование техники рисования гуашевыми красками -  рисование кончиком кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон. Воспитание самостоятельности. Эстетическое отношение к народному искусству. Сохранение правильной осанки. Воспитание усидчивости, умение доводить начатое до конца.

8.

Рефлексия:

Поощряет детей, уточняет, что отвезти готовые игрушки на ярмарку сможет только тот, кто найдет г. Киров, т.е. место, где проводится ярмарка дымковских игрушек. Раздает каждому географическую карту РФ и лошадки-условные обозначения.

Включает аудиозапись «Веселая ярмарка» (приложение № 5).

Сообщает детям, что  в давние времена магазинов не было, и продавали мастера свои изделия на ярмарках. Интересуется у детей, что такое ярмарка.

Предлагает аккуратно выставить на витрине лошадок в ряд, чтобы всем было хорошо видно каждую лошадку. Спрашивает, сколько лошадок привезли на ярмарку. (Надевает кокошник и красивый платок на плечи).

- На ярмарке продавцы нахваливали свой товар, чтобы его быстрее купили: «Подходи, народ честной! Покупай товар любой! Лошадки не простые – дымковские, расписные!».

Сообщает, что на ярмарке не только продавали товар, но и веселились, играли в различные игры. Предлагает прокатиться на «Веселой карусели».

Напоминает о необходимости привести свое рабочее место в порядок (убрать гуашевые краски, промыть кисточки, баночки).

Предлагает детям пополнить коллекцию дымковских игрушек в музее д/с: подарить своих нарядных лошадок в музей.

Для того,  чтобы отвезти свои игрушки на ярмарку, находят на географической карте г. Киров, обозначают это место (лошадкой-условным обозначением). Отвечают на вопрос о ярмарке: «Так раньше на Руси назывался рынок, где продавали разные товары»

 Выставляют аккуратно лошадок в ряд, считают, сколько игрушек привезли на ярмарку.

Соглашаются поиграть в игру «Веселая карусель».

Приводят свое рабочее место в порядок.

Принимают предложение

пополнить коллекцию дымковских игрушек в музее д/с.

Вместе с воспитателями отправляются в музей д/с, пополняют его новым экспонатом, дарят свои дымковские игрушки-лошадки.

Умение анализировать и оценивать свои работы, высказывать свою точку зрения. Закрепление количественного счета. Воспитание интереса и эстетическое отношение к народному искусству. Интерес к и народным играм и художественному творчеству.

Приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию, вовлечение в совместную деятельность, направленную  на взаимодействие детей, родителей и педагогов в музейном пространстве.

Приложения № 1, 2, 3, 4, 5 см в сопроводительной папке.

ООД «Нарядные лошадки» (изобразительная деятельность) может использоваться в учебно-воспитательном процессе детского сада для детей старшего дошкольного возраста. Модель реализации проекта предполагает задействовать различные виды детской деятельности по всем пяти образовательным областям.

ООД  направлена на ознакомление детей с историей народной игрушки, с народными промыслами, исторической родиной которых является Россия; воспитывает любовь к родной стране, патриотические чувства, чувство гордости за народных умельцев своей Родины.

Результаты:

  • Развит интерес к народной игрушке и декоративно-прикладному творчеству народных умельцев России, к культурно-историческим ценностям своей страны;
  • Дети имеют представление о местоположении основных центров народных промыслов России, об историческом значении понятия «русская ярмарка»;
  • Умеют выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи;
  • Развито уважение к народной культуре и традициям, чувство любви и гордости к своей стране;
  • Пополнен музей (экспозиция «Дымковские игрушки») декоративно-прикладного творчества группы (детского сада)  новыми экспонатами.

Литература:

  1. Гришина Т.Н. Приобщение детей к народной игровой культуре// Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2005. - № 1.
  2. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет:рекомендации, планирование, конспекты занятий/ авт.-сост. В.В. Гаврилова, Л.А. Артемьева. – Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры.
  4. Интернет-ресурсы: мастер-класс по истории и созданию дымковской игрушки https://infourok.ru/master-klass-dymkovskaya-igrushka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (Формирование целостной картины мира) Тема: «Народная культура и традиции русского народа»

Я приглашаю вас окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, чем лечились, в какие русские народные игры играли. Народные игры сохранились и дошли до наших дней, в...

Конспект ООД (Формирование целостной картины мира) Тема: «Народная культура и традиции русского народа»

Открытое занятие для педагогов по духовно- нравственному воспитанию 2018...

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ в подготовительной к школе группе . Тема: Народная культура и традиции русского народа

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ  Группа :  подготовительная к школе...

Конспект НОД "Народная культура и традиции русского народа"

Приобщение детей и расширение знаний о народной культуре и традициях русского народа....

Развитие речи в подготовительной группе Тема: «Народная культура и традиции русского народа»

Цель: Закрепить знания детей о некоторых исторических событиях, культуре, развивать устную речь.Задачи:Обучающие: развитие устной речи; расширение знаний о культуре и традициях русского народа; з...