Консультация для родителей "Игровые техники и упражнения для обучения дошкольников Художественно-выразительной передачи образов персонажей постановки"
консультация (старшая группа)

Денисевич Татьяна Протасьевна

Методы, приемы и упражнения, которые помогут ребенку научиться перевоплощаться, играть, любить театр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_teatr.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Игровые техники и упражнения для обучения дошкольников художественно-выразительной передачи образов персонажей постановки

           

            Мне хочется начать словами Светланы Ивановны Мерзляковой

«Театр – это волшебная страна, в которой ребёнок радуется, играя, а в игре познаёт мир».

            А сейчас мы проверим, какие вы знатоки театра. 

1. В какой стране появился первый театр? (В Греции)

2. Как называли в старину первых актеров на Руси? (скоморохами)

3. Главное место в театре? (сцена)

4. Как называются шторы, которые закрывают сцену? (Занавес)

5. Перерыв во время спектакля? (Антракт)

6. Объявление о спектакле? (Афиша)

7. Что такое мимика? (Выражение лица, отражающее эмоциональное состояние)

8. Что означает слово «жесты»? (это движения, передающие чувства и мысли)

9. Когда отмечается Международный день театра? (27 марта)

10. Что такое декорация? (Художественное оформление театральной сцены)

11. Искусство изменения внешности актера специальными жировыми красками, которые наносятся на лицо (гримм)

12. Первое представление спектакля? (премьера).

13. Что такое репетиция? (подготовка, пробное исполнение сцен)

14. Что такое аншлаг? (объявление у кассы театра о том, что все билеты проданы)

15. Боковая «Одежда сцены», за ними стоят и ждут выхода действующие лица (кулисы)

 

        Театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Она позволяет решать вопросы развития личности, активизирует словарь, развивает монологическую и диалогическую речь ребенка, способствует умению организовывать общение со сверстниками, умению внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Театрализованная деятельность — это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип: учить играя.

         Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

       Театрализованная деятельность детей может быть организована:

-   в утренние и вечерние часы;

- в виде занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности и т. д.);

- как специальные занятия в рамках занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

        Содержанием театрализованной деятельности является не только знакомство детей с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, для передачи выразительного образа героя. В этом процессе большую помощь педагогу оказывают театрализованные этюды и упражнения.

        Существует огромное количество театрализованных упражнений и этюдов, которые направлены:

- во второй младшей группе на формирование простейших образно-выразительных умений (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);

- в средней группе на обучение элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

- в старшей группе на совершенствование художественно-образных исполнительских умений;

- в подготовительной группе на развитие творческой самостоятельности в передаче образа, выразительности речевых и пантомимических действий.

Перечень групп театрализованных упражнений и этюдов:

1. Упражнения на напряжение мышц:

2. Упражнения на снятие мышечного напряжения;  

3. Упражнения на развитие воображения;  

4. Упражнения на развитие внимания и памяти;  

5. Этюды на выразительность интонации, жестов, движений и мимики.  

 

Театрализованные упражнения и этюды на практике.

 

1. Упражнения на напряжение мышц:

1. «рубить» дрова;

2. нести очень «тяжёлый» чемодан;

3. «поднимаем» тяжёлую штангу.

4. моем окна

5. собираем грибы

2. Этюды и упражнения на движение.

«Походка на пружинных ногах». «Хромота». «Не разбудить» (пройтись по комнате, взять предмет и тихонько выйти из комнаты). «Вор» (пройтись крадучись, с опаской оглядываясь, схватить предмет и скрыться).

«Движение» обучающихся по комнате, стараясь не задеть друг друга. «Перемещение» с предметами в руках (со стульями, не задевая друг друга).

Этюд «Изобрази жестом»

Цель: развитие выразительности жестов, движений, мимики.

Дети, стоя в кругу, жестами изображают слова, которые им называет педагог: «высокий», «маленький», «там», «я», «до свидания», «здравствуй», «нельзя», «иди сюда», «уходи отсюда», «тише» и др

Этюд «Глухая бабушка»

Ребенок разговаривает с глухой бабушкой (роль бабушки исполняет педагог), которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо разговаривать при помощи рук, так как она ничего не слышит. Бабушка спрашивает: «Где Саша?» (называет имя любого ребенка), «Чьи это книги?», «Чьи игрушки?», «Где мама?» и т.п. ребенок жестами отвечает.

Этюд «Тише»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит котенок. Детям предлагается так перейти дорогу, чтобы не разбудить котенка, знаками показывая друг другу: «тише!».

Этюд «В магазине зеркал»

    Ситуация. В магазин зеркал вошла девочка Маша, увидела себя в зеркало и топнула ногой – отражение ответило ей тем же. Затем строила различные гримасы. Детей разбить на пары, одному из них отвести роль зеркало. Задача состоит в том, чтобы второй ребёнок с точностью повторял всё, что показывает первый.

            Можно предложить ребятам пофантазировать и выполнить действия на заданную тему. Но попросите, чтобы эти действия были расширенными.

- «Мою пол». Пусть ребёнок не просто представит, что у него в руках швабра и тряпка, и он моет, а несёт ведро, берёт швабру и тряпку, полощет тряпку в ведре, выкручивает, навешивает на швабру и моет. Затем опять выполаскивает тряпку, выкручивает, выливает воду из ведра, разворачивает тряпку и вешает сушить. Этюд на память физических действий заключается в том, что у ребёнка нет в руках настоящей тряпки, швабры, ведра – это всё воображаемые предметы, которые необходимо представить. Если ребёнку будет сложно выполнять действия, позвольте ему в руки взять настоящую швабру, ведро, тряпку. Пусть проведёт с ними действия, а затем без них. 

- Зашиваю кофту (взять иголку, нитки, оторвать определённой длины нить, вдеть в иголку, взять вещь и зашить, затем, оторвать нить, вернуть иголку с ниткой на то место, где взяли, посмотреть на вещь, оценить).

- Пью чай. Каждый день мы пьём чай, казалось бы, чего проще показать, как берём чайник, завариваем чай, достаём из шкафа чашку, наливаем чай, кладём сахар, размешиваем. Но это всё не так-то и просто. А ещё чай горячий, ребёнку необходимо попытаться это передать. Замечательно будет, если он сделает и бутерброд.

- Ловлю рыбу. Ловить рыбу — это не просто взять удочку, сесть и сидеть какое-то время. Пусть возьмёт наживку, наденет на крючок, а потом ждёт.

Ситуации могут быть разными: долго не клевала, а потом поймалась большая рыба или вначале поймал несколько рыбёшек, а потом клевать рыба перестала, необходимо передать эмоции. Предложите обстоятельства: пошёл дождь или жарко, постоянно кусают комары.

3. Упражнения на снятие мышечного напряжения.

     Дети в большинстве своем от природы скованны, сжаты или наоборот очень «раскрепощены», что порой не могут себя остановить и сконцентрироваться. Это сказывается на их характере поведения. Для снятия мышечного тонуса предлагаем следующие упражнения:

   Постепенно напрягать тело, например, от ступней до колен, потом освобождать. Напряжение и освобождение рук. Менять расположение тела по сигналу.

 1.   Кулак - сосредоточить всю энергию в кулаке, стараясь ударить.

 2.  Злость (напряжение и освобождение мышц тела).

 3. «Красим забор»

 4. «Достаём предмет с высоко расположенной полки»

 5. «Спящий человек» («заснуть» на стуле);

 6. «Цветок» (потянулись вверх всем телом, руками – «цветок радуется солнцу», сбросить кисти рук вниз – «солнце пряталось, цветок поник», согнули руки в локтях – «цветок сломался»; весь корпус, руки и голова наклонились - «цветок завял»);

 7. «Веревочка» (руки в стороны - «веревки упали», руки сбросить и болтаются пока не остановятся);

8. «Стойкий оловянный солдатик – тряпичная кукла».

4. Упражнение на развитие внимания, памяти.

В тесной взаимосвязи с вниманием находится память. Поэтому мы сразу работаем в двух направлениях. Память имеет важное значение для театрализованной деятельности.

  • «Хлопки в ладоши» Дети хлопают в ладони, когда воспитатель говорит слово, о котором договорились в начале игры.
  • «Лови - не лови» Воспитатель кидает мяч и дети ловят, если слово подходит под признак («живое – не живое», «съедобное - не съедобное», «летает - не летает»…)
  • «Выполни движение» Воспитатель дает задание на память выполнить ряд движений:

 1-руки вверх, 2-хлопок над головой, 3-руки вниз.

  • «Кто ушел?» Дети стоят в шеренге, водящий ребёнок отворачивается. Кто-то уходи. Водящий говорит кто.

Маленький ребёнок не запомнит все предметы, которые находятся в незнакомой комнате.

      Для развития памяти можно предложить такие задания, как запомнить, что находится на столе, что поменялось, какой предмет, или какая вещь исчезли, может быть появилась новая вещь, определить какая именно. Осмотреться и запомнить, что находится в комнате, перечислить, или задаются определённые вопросы, например, сколько стульев находится в данном помещении, или в определенном месте, что нарисовано на картине, которая висит на стене и т.д.

       Дальше предложите быть внимательными друг к другу. Посмотреть друг на друга, запомнить, кто в чём одет, какая обувь, какая причёска, заколки, серёжки и другие детали. Через несколько минут приглашайте к себе ребёнка, пусть повернётся спиной к остальным ребятам и задавайте вопросы. Например, у скольких девчонок сегодня заплетены косички, сколько человек сегодня пришли в джинсах, что нарисовано на футболке у Вани и т.д.

        Поставить за ширму всех участников занятия, только, чтобы была видна обувь. Один из участников пытается назвать, как можно имён ребят, кому из них принадлежит обувь.

5. Упражнение на развитие воображения, фантазии.

Его цель: развитие фантазии, творческой активности. Ребёнок не должен мыслить односторонне.

1.   «Закорючки» Рисуем друг для друга закорючки. Меняемся листочками и превращаем закорючки в рисунок.

2. «Небылицы» Предложить ребёнку нарисовать предмет, или животное, или растение, которого не существует, и рассказать про него. Предложить ребенку придумать, что он будет делать на выходных, вечером. Придумать такое, что на самом деле быть не может.

3. «Смешинки» Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет какой-либо предмет напр. кастрюля. Нужно быстро ему придумать смешное название (напр. варилка) (ложка- черпалка, телевизор - всезнайка, фен - задувайка, мясорубка - крутилка, веник - пылегонялка).  

 

А теперь переходим к приемам, которые непосредственно связанны с театральной деятельностью.

6. Это этюды на выразительность интонации, жестов, движений и мимики.

1. Что такое мимика? Это выражение лица, выражающее эмоциональное состояние (радость, грусть, человек проснулся, кот испугался, собака злится).

Цель этого упражнения - развитие выразительного движения мышц лица.

  • «Эмоции» (показать, как грустите, злитесь, удивляетесь);
  • «Фрукты» (показать «кислый лимон», «сладкое яблоко»);

2. Что такое пантомима? Это передача чувств и мыслей всем лицом и всем телом.

Цель: развитие выразительности движения тела и лица. Эти упражнения нужны, чтобы дети не выполняли движения как роботы.

  • «Разговор через стекло» (Показать руками или пальцами): «иди сюда», «уходи», «благодарю», «согласен», «не согласен», «стой на месте!», «давай, помиримся», «я тебя люблю!», «я боюсь».
  •  «Стихи без слов»

Воспитатель читает стих, ребёнок изображает

Белка в тележке  

Везет орешки.  

Кудрявый барашек  

С букетом ромашек.  

Катит медвежонок  

Мёду бочонок,  

А кот полосатый  

Принес двух мышей.

  • «Зверята» (изображать зверей движениями).

«Отгадай профессию» (по характерным движениям и позе);

«Отгадай, каким образом происходило путешествие» (на лодке, самолёте, поезде и пр.);

«Отгадай, какая на улице погода»

«Определи по походке прохожего» (балерина, солдат, очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т.д.)

  •  

3. Что такое интонация? Это передача чувств, своё отношение к чему-либо интонацией голоса.

·      «Мы поставим в печь пирог» 

Повторить эти слова как медведь (низким голосом, медленно, растопырив лапы).

Сказать как старушки Бабки-ежки. (Сгорбиться, руки дрожат, голос дрожит, ехидный взгляд).

Сказать как лисичка. (Показывая лапки, виляя хвостом, двигая плечами, строить хитрые глазки).

Сказать как мышки. (Тоненьким высоким голоском, движения показывать пальчиками).

Упражнения развитие детской пластики «Жила-была змейка».

 Жила-была змейка (Плавное движение правой рукой снизу вверх)

Посмотрела в одну сторону (повернуть кисть вправо)

Нет никого. (покачать кистью)

В другую сторону. (повернуть кисть влево)

Нет никого.(покачать кистью)

Уползла. (опустить руку)

Выползла другая змейка. (Плавное движение левой рукой снизу вверх)

Посмотрела в одну сторону. (повернуть кисть влево)

Нет никого. (покачать кистью)

 В другую сторону. (повернуть кисть вправо)

Нет никого. (покачать кистью)

Уползла. (опустить руку)

Выползли обе змейки. (Плавные движения двумя руками)

Посмотрели в одну сторону (повернуть кисти в разные стороны)

Нет никого. (покачать кистью)

Посмотрели в другую сторону. (Повернуть кисти в центр)

«Здравствуй, змейка, как дела» (змейки открывают ротики – смыкать, размыкать пальцы)

«Голова пока цела» (говорит другая рука)

«Давай песенку споем?»

«Давай!» «Ля-ля-ля» (поют) Поет высоким голосом. А потом низким.

«Что-то ты плохо поешь?»

 «Это ты» (спорят низким и высоким голосом, открывают ротики)

 «Нет ты!» «Нет ты!»

 «Ты» «Ты»

Кто кого обидел первый?

«Ты меня» «Нет ты меня»

Кто кого ударил первый?

«Ты меня» «Нет ты меня»

 Вы же раньше так дружили?

«Я дружил» «И я дружил»

Что же вы не поделили?

 «Я забыл» «И я забыл»

Одной из проблем в д/с является исполнение ролей отрицательных персонажей. Это несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети – в большинстве случаев – хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестных. Поэтому следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все: и дети, и взрослые – артисты, которые должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли, причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

    Важнейшей частью методики работы с детьми является заключительная часть спектакля. Педагог говорит: «В нашем спектакле роли исполняли замечательные, заслуженные артисты нашей группы: перечисляет ...» и родители должны наградить каждого исполнителя бурными аплодисментами.

      Уважаемые педагоги! В ходе нашей консультации мы убедились в огромном развивающем значении театрализованных упражнений и этюдов, они помогут педагогу раскрыть и развить творческие способности детей, раскрепостить их, а это значит, что дети не будут бояться «сцены», и их роли будут яркими выразительными, неповторимыми.

            Закончить нашу встречу хочется замечательными словами выдающегося педагога-психолога Бориса Михайловича Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения при обучении дошкольников в хоккей.

"НЕ ПРОПУСТИ МЯЧ ЗА КРУГ".Играющие с клюшками становятся по кругу диаметром 5 метров, на расстоянии4 шага друг от друга. Каждый чертит вокруг себя небольшой кружок, за пределы которого он не выходит. ...

Потешки для произвольных упражнений по обучению дошкольников плаванию

Игровой метод широко известен в физическом воспитании. На занятиях по плаванию с  детьми  обязательно применяются игры и развлечения на воде, которые позволяют успешно не только решить специ...

Консультация для родителей. « Развитие речи детей раннего возраста средствами художественной выразительности».

Влияние художественного текста на развитие речи детей раннего возраста несомненно велико. Происходит постепенное овладение родным языком, у ребенка формируется правильное восприятие художественно...

"Использование занимательных игр и упражнений для обучения дошкольников грамоте"

Каждый поступающий в школу ребенок должен хорошо овладеть грамотой....

Использование дидактических игр и упражнений в обучении дошкольников по теме «Организация безопасной жизнедеятельности детей»

Тема организации безопасной жизнедеятельности детей   дошкольного возраста на сегодняшний день является   очень актуальной.                  ...

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений, в обучении дошкольников по теме: "Организации безопасной жизнедеятельности детей"

Задача взрослых - научить предвидеть опасные ситуации, чтобы избежать их, а в крайних случаях – быть к ним максимально готовым.Во-первых, детям нужно дать необходимые знания об общепринятых чело...