Система работы по формированию проектной деятельности в дошкольном учреждении
статья

 Проектная деятельность в ДОУ является уникальным способом обеспечения сотворчества, сотрудничества взрослых и малышей. Она позволяет реализовывать личностно-ориентированный подход к воспитанию и образованию. Проектная деятельность в ДОУ способствует развитию творческих способностей дошкольников, превращает их в активных участников всех событий, происходящих в детском саду  Проектная деятельность в ДОУ обладает определенной структурой, признаками, выполняет несколько функций, не заменяет образовательную и воспитательную программу, используемую для детей дошкольного возраста, а дополняет ее. Проектная деятельность в ДОУ – это деятельность по продумыванию и организации педагогического процесса в рамках конкретной темы, обладающей социально значимым результатом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по формированию проектной деятельности в дошкольном учреждении

1. Требования к проектной деятельности

 Проектная деятельность в ДОУ является уникальным способом обеспечения сотворчества, сотрудничества взрослых и малышей. Она позволяет реализовывать личностно-ориентированный подход к воспитанию и образованию. Проектная деятельность в ДОУ способствует развитию творческих способностей дошкольников, превращает их в активных участников всех событий, происходящих в детском саду [1;с.37]. Проектная деятельность в ДОУ обладает определенной структурой, признаками, выполняет несколько функций, не заменяет образовательную и воспитательную программу, используемую для детей дошкольного возраста, а дополняет ее. Проектная деятельность в ДОУ – это деятельность по продумыванию и организации педагогического процесса в рамках конкретной темы, обладающей социально значимым результатом. Данная педагогическая технология способствует освоению дошкольником окружающей среды. [7;с.29] В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит — применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат [5, c.20]. Планирование любой проектной деятельности должно начинаться с обсуждения вопросов: - Для чего? - Зачем? - В какой форме следует реализовывать продукт? Проектная деятельность в ДОУ важна еще и тем, что учит детей четко распределять и планировать свое время. Важно научить их так распределять проект по определенному временному отрезку, чтобы на решение каждого этапа проблемы оставалось достаточное количество времени. На каждом из этапов должны использоваться личностно-ориентированные технологии, так как способности каждого ребенка могут значительно отличаться от аналогичных у сверстников [3;с.65]. 6 Методы и приемы:  словесные методы (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа);  наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение) - эта группа методов является в моей работе ведущей, но применяется в комплексе с другими;  практические (опыт, упражнение). Средства: экскурсии, интернет ресурсы, фотоматериалы, познавательные центры в группах, детские коллекции, эксперимент, наблюдение, библиотека познавательной литературы. В практической деятельности садика мы прорабатываем такие виды проектов: - исследовательские, предполагают проверку некоего предположения (гипотезы) с использованием наблюдения или эксперимента, например, «Вода – это жизнь!» (Приложение № 1); - информационные – направлены на сбор и анализ информации о каком-либо явлении, объекте, например «Зоологический памятник природы – Ирека» (Приложение № 2). - творческие проекты направлены на совместное творчество детей и взрослых, они могут выполняться в игровой форме. Большой интерес у дошкольников вызывает работа, связанная с художественным творчеством, конструированием. Например, можно придумать музыкальный проект к новогодним праздникам, например, «Концерт для мам», спектакль для малышей; - приключенческие, игровые, предполагают активное вовлечение малышей в работу. Каждый участник творческой группы получает определенную роль, реальную возможность проявить свои индивидуальные способности. Такой вариант деятельности способствует формированию самостоятельности дошкольников, помогает воспитателю формировать навыки работы в команде, развивать коммуникативные способности каждого воспитанника ДОУ. 1.2. Этапы работы над проектом В методике осуществления учебного проекта Н.Ю. Пахомовой представлены четыре этапа работы: – погружение в проект; – организация деятельности; – осуществление деятельности; – презентация результата. 7 Степень активности педагога и детей на разных этапах разная. Так на 1-м и 4-м этапе велика роль педагога, во время 2-го и 3-го этапа дети осуществляют работу самостоятельно, а педагог находится рядом как консультант. На 1-м этапе педагог пробуждает интерес к теме проекта, помогает выделить проблемное поле, проблемные цель и задачи. На 4-м этапе – педагог учит делать анализ деятельности (способы решения) и отношений [8;с.38]. Зуйкова М.Б., Л.С. Киселева Л.С., Т.С. Лагода Т.С., Т.А. Данилина Т.А., обобщив исторический опыт проектной работы с детьми дошкольного возраста, выделили основные этапы разработки проектов: 1) целеполагание – педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный период времени; 2) разработка проекта – составление плана деятельности по достижению цели: – к кому обратиться за помощью (взрослому); – в каких источниках можно найти информацию; – какие предметы использовать (принадлежности, оборудование); – с какими предметами научиться работать для достижения цели; 3) выполнение проекта – практическая часть; 4) подведение итогов – определение задач для новых проектов. Евдокимова Е.С. предлагает поэтапное развитие и уровни проектной деятельности детей дошкольного возраста [Евдокимова Е. С.; 22]. Этапы, алгоритмы действий и уровни проектирования ребенка Этапы проектирования и алгоритм действий Уровень проектирования и его характеристика 1 этап (до 5-ти лет) Подражательноисполнительский уровень 1 шаг Ситуация удивления, отвечающая потребностям детей, обозначение взрослым проблемы Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ребенку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. 2 шаг Определение взрослым цели проекта, мотивация 3 шаг Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного 8 плана 4 шаг Совместное движение взрослых и детей к результату 5 шаг Совместный анализ выполнения проекта, осмысление результата 2 этап (к концу 5-го года) Развивающий уровень 1 шаг Выделение (взрослыми или детьми) проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон Накапливается определенный социальный опыт. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать педагога и сверстников. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, у них развивается самоконтроль. Дети способны достаточно адекватно оценить поступки, как собственные, так и сверстников; они принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата 2 шаг Совместное определение плана проекта, предстоящей деятельности, прогнозирование результата 3 шаг Планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослых, определение средств и способов реализации проекта 4 шаг Выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослых 5 шаг Обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач 6 шаг Совместно с детьми определение перспектив проектирования 3 этап Творческий уровень проектирования 1 шаг Выделение проблемы (детьми либо взрослыми), отвечающей потребностям детей или обеих сторон Высокий уровень интереса, обусловленный познавательным и личностным развитием 2 шаг Самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата 3 шаг Планирование деятельности детьми (при возможном участии взрослого как 9 партнера), определение средств реализации проекта 4 шаг Выполнение детьми проекта, творческие споры, достижения договоренности, взаимообучение, помощь детей друг другу 5 шаг Обсуждение результата хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач 6 шаг Определение перспективы развития проектирования На основе материалов П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, Н.П. Капустина и моего опыта работы описана система действий воспитателя и детей старшего дошкольного возраста. Этапы Действия воспитателя Действия детей Выбор проблемы проекта Изучает интересы детей Дети предлагают интересующие их проблемы или то, что они хотят узнать Отбирает проблемы (темы) и предлагает их детям Обсуждают и принимают общие решения по выбору проблемы (темы) Выбор решения проблемы Предлагает выбранную проблему (тему) Обсуждают и принимают решения проблемы (темы) Принимает участие в определении решений проблемы, фиксирует их в технологической карте Предлагают разные варианты решения проблемы. Каждый выбирает одну из предложенных Формирование команд проектировщиков (творческих групп) Проводит организационную работу по формированию детей в команды, выбравших себе конкретные виды деятельности Группируются в соответствии с видами деятельности Подготовка материалов к исследовательской деятельности: формулировка Воспитатель заранее может разработать задания, вопросы для поисковой деятельности и материалы Принимают участие в разработке заданий или обсуждении вопросов, предложенных 10 вопросов, заданий для групп, отбор материалов (литература, оборудование и др.) воспитателем Определение формы выражения итогов проектирования Принимает участие в обсуждении или предлагает готовые Обсуждают формы предоставления результатов деятельности: альбом, концерт, выставка рисунков и др. Реализация проекта Консультирует, координирует, стимулирует работу Осуществляют задуманную деятельность. Оформляют результаты работы Презентация Организует презентацию, консультирует Представляют полученные результаты, рассказывают о своей работе Рефлексия Оценивает свою работу по педагогическому эффекту в педагогической деятельности Учатся адекватно оценивать результат и деятельность: свою и команды. Учатся видеть и определять свою функциональную и социальную роль. Определяют другую проблему, которая вытекает из решенной Выделяют три основных этапа в развитии проектной деятельности: Первый этап. Подразумевает «подражание и исполнение», причем реализация этого метода возможна только в случае работы с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе организация проектной деятельности в ДОУ предполагает участие детей «на вторых ролях», когда они делают что-то или по прямому предложению взрослого педагога, или же попросту подражают ему. Важно, что такой подход не противоречит самой природе ребенка. Дело в том, что в этом возрасте у детей существует стремление привлечь внимание взрослого, наладить с ним хорошие отношения. 11 Второй этап. Это время развития, а реализация данного способа начинается с возраста в 5–6 лет. В это время дети характеризуются тем, что уже способны на организованную самостоятельную деятельность, могут оказывать друг другу необходимую в данный момент помощь. Ребенок уже намного реже обращается с просьбами к воспитателю, старается активнее налаживать взаимодействие с собственными сверстниками. У детей уже имеется самоконтроль и самооценка. Таким образом, организация проектной деятельности в ДОУ на этом этапе должна учитывать, что ребенок может адекватно оценивать и осознавать как свои действия, так и поступки сверстников. Стоит помнить, что они уже видят и оценивают проблему, способны уточнять достигаемую цель, а также выбрать те средства, которые оптимально способствуют достижению требуемого преподавателем результата. Самое важное обстоятельство заключается в том, что они уже способны не только на механическое обсуждение предлагаемых преподавателем тем, но и на собственные проекты[2;с.48]. Третий этап. Это уже время настоящего творчества, которое характерно для детей в возрасте 6–7 лет. Необходимо создать такие условия обучения, которые не будут отталкивать от решения сложных проблем, при которых ребенку было бы комфортно выбирать темы для своих проектов, а также методы и время работы над ними. Вся работа по проектной деятельности в ДОУ отражена в программе кружка «Дети и проект в детском саду». Срок реализации 2 года, рассчитана на старший дошкольный возраст. Для успешного усвоения программы в дополнительной образовательной деятельности численность детей в группе кружка не должна составлять более 6 человек. Занятия проводятся 1 раз в неделю, с октября по апрель. Продолжительность занятий - не более 25 минут. Заключение Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свой творческий потенциал, показать свою индивидуальность. Все это 12 крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Очевидно, что проектная деятельность дает возможность организации эффективного взаимодействия специалистов ОУ при работе с разными детьми. Однако это возможно только при знании и соблюдении условий эффективности проектной деятельности. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе. Библиографический список 1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 112 с 2. Валясэк Б. Метод проектов как творческая работа педагога. // Первое сентября, № 9–2015, с. 12–15. 3. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. — Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2016. 4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 64 с. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание, № 3, 2017, с. 20–24. 5. Л.С. Киселева, Т.А.Данилова, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» - М.;АРКТИ, 2016 6. Пахомова Н. Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, № 1, 2014. — с. 42. 7. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие. — М.: Аркти, 2015. — 80 с. 8. Циценко В. С., Красноперова Т. Н. Организация проектной деятельности в ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 384-387.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Проект представляет собой практические рекомендации сопровождения технологии проектирования, в которой представлена логика конкретных шагов и действий при проектировании, критерии оценки развития иссл...

"Проектная деятельность в дошкольном учреждении"

В статье представлены теоретические материалы по организации и внедрению проектного метода в работе педагогического коллектива...

Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении

Одной из наиболее эффективных инновационных педагогических технологий в наши дни становится метод проектов. Этот метод актуален, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать получен...

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ»

Управленческий проект по внедрению проектной деятельности в дошкольном учреждении «Методическое сопровождение внедрения проектной технологии в ДОУ».Старший воспитатель Фоменко Т.А....

Квалификационная работа "Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении"

В работе представлены теоретические предпосылки методического руководства проектной деятельностью в ДОУ и практическая работа по выявлению эффективности методического руководства проектной деятельност...

«Использование проектной деятельности в дошкольном учреждении»

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идт...