Дидактическое пособие "Коробочка добрых дел"
картотека (старшая группа)

Савченко Елена Вадимовна

В помощь воспитателю (технологические картызанятий, аудио, видео материалы по темам недели

Скачать:


Предварительный просмотр:

 дидактическое пособие «Коробка интересных дел»

        Дидактическое пособие «Коробка интересных дел» разработана в соответствии с методической темой  «Сказка» «Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе ДОУ через создание социальной ситуации развития воспитанников, своевременное оказание не директивной помощи, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности», а так же  в соответствии с календарно-тематическим планом детского сада. Данное пособие  рассчитано на детей среднего и старшего дошкольного возраста, и предполагает два уровня сложности.

Содержание «Коробки интересных дел» соответствует теме недели и имеет несколько разделов:

1. «Центры активности» (Дидактический и практический материал по теме недели  по каждому виду детской деятельности);

2. «В помощь воспитателю» (технологические карты занятий, аудио, видео материалы по теме недели в электронном виде);

3. «Для родителей» (советы, рекомендации для родителей по теме недели).

         «Коробка интересных дел» будет способствовать развитию самостоятельности ребёнка, развитию умения ставить перед собой цель и стремиться к её достижению, будет предоставлять  детям свободу выбора.

           Новый инструмент в виде «Коробки интересных дел»  позволит детям выбрать свой маршрут совершения открытий. Коробки  разработаны   по всем тематическим неделям. Содержание коробки соответствует развивающей среде группы.

Пакет дидактических материалов к коробке по каждой теме состоит из  одиннадцати папок  по всем  видам детской деятельности. Дидактический материал представляет собой игры- задания, набор алгоритмов по рисованию, лепке, аппликации,  конструированию, ручному труду, мнемотаблицы для пересказывания и заучивания стихов, ребусы, кроссворды, альбомы по теме для рассматривания, альбомы загадок, стихов, музыкальные произведения для слушания, картотеки подвижных  и коммуникативных игр, видеоклипы, мультфильмы, компьютерные игры. Воспитатель отбирает необходимый материал по теме и раскладывает в 11 папок разного цвета, с яркими маркерами  обозначения центров активности.

Содержание «Коробки интересных дел» соответствует теме недели или проекта.  

Дети выбирают сами, кто будет в течении недели Мастером по интересным делам (дежурные) (Приложение 1). Они раскладывают папки, атрибуты, игры и т.д.  из «Коробки интересных дел»  по центрам, следят за их пополнением, содержанием, сохранностью. Во время вечернего сбора  они сообщают воспитателю и детям, чем необходимо пополнить тот или иной центр. На утреннем сборе Мастера интересных дел отмечают, кто из детей пополнил «Коробку интересных дел» и каким материалом.

В каждом центре имеются «Сигнальные карточки» (Приложение 2), которые помогают детям сделать выбор : сможет ли он справится с выбранным интересным делом сам, или ему понадобится помощь друга или взрослого, с кем он будет выполнять задание.

        При помощи нового инструмента в виде «Коробки интересных дел» дети ежедневно выбирают занимательное дело в любом центре, выполняют его и фиксируют свой выбор и его выполнение в личной Карте интересных дел (Приложение 3), которая является неотъемлемой частью «Коробки интересных дел». В течение недели ребенок реализует задуманное и  фиксирует  в карте то, что  выполнил. В завершении темы недели  проводится итоговое мероприятие (интеллектуальная игра, викторина, обобщающая беседа, мини-конференция) с целью обобщения знаний  и формулировки открытий, которые сделали дети в ходе изучения темы. А также отмечается, кто из детей участвовал в наполнении «Коробки интересных дел» .

              При таком подходе  меняется алгоритм организации самостоятельной  деятельности детей:

          1. Создание развивающей предметно-пространственной среды группы по теме недели (в соответствии с «Коробкой интересных дел»).

2. Утренний сбор с  целью погружение детей в тему,  мотивация детей на итоговое мероприятие и на самостоятельное изучение, используя предложенный дидактический материал.

3. Руководство самостоятельной деятельностью детей. Наблюдение за самостоятельной деятельностью.

4. Проведение итогового обобщающего мероприятия с детьми по теме. Рефлексия детей и педагога

5. Анализ индивидуальных карт интересных дел.        

         Цель разработки: «Коробка интересных дел»  направлена  на создание условий избыточного выбора в предметно-развивающей среде по теме  недели,  на формирование у детей свободного выбора в соответствии со своими интересами и потребностями. Инструмент в виде «Коробки интересных дел»  и её содержательное наполнение стимулируют развитие самостоятельности, способствуют развитию  умения ставить перед собой цель и стремиться к её достижению.        

Роль воспитателя при этом заключается в следующем:

- создание разнообразной развивающей среды по теме недели (подбор материала для «Коробки интересных дел»), постоянном пополнении материалов для продуктивных видов деятельности с привлечением детей и их родителей;

-  оказание детям помощи в выполнении некоторых заданий: помощь с компьютером, прочтение детям инструкций  к  игровым  заданиям;

- поддержка и стимуляция деятельности отдельных детей;

- поддержка детской инициативы;

- оказание помощи в случаях конфликтных ситуаций;

         Анализ  индивидуальных  карт интересных дел позволяет педагогу увидеть направленность интересов детей, уровень развития самостоятельности ребёнка (проявляется  в стремлении и умении  настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия),  позволяет увидеть  сформированность  волевых процессов и произвольность поведения.

         Используя критерии развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, предложенные А.И. Зимней, можно оцифровать  самостоятельность детей старшей или подготовительной группы:

1. Высокий уровень – дети умеют выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых; способны к независимым действиям, обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей присутствует внутренняя мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

2. Средний уровень – дети стараются выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых; стремятся к независимым действиям, но не обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей слабая мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

    3. Низкий уровень - дети не умеют выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых;    не способны к независимым действиям, не обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей отсутствует внутренняя мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Форма аналитической справки может выглядеть таким образом

Аналитическая справка по  теме недели «______________»

Группа № __________

Ф.И.

Выбор

(количество выборов)

Фактическое выполнение

(количество выполненных)

Уровень развития самостоятельности

Примечание

высокий

средний

низкий

1.

2.

                         

 



Предварительный просмотр:

 дидактическое пособие «Коробка интересных дел»

        Дидактическое пособие «Коробка интересных дел» разработана в соответствии с методической темой  «Сказка» «Реализация принципа индивидуализации в образовательном процессе ДОУ через создание социальной ситуации развития воспитанников, своевременное оказание не директивной помощи, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах детской деятельности», а так же  в соответствии с календарно-тематическим планом детского сада. Данное пособие  рассчитано на детей среднего и старшего дошкольного возраста, и предполагает два уровня сложности.

Содержание «Коробки интересных дел» соответствует теме недели и имеет несколько разделов:

1. «Центры активности» (Дидактический и практический материал по теме недели  по каждому виду детской деятельности);

2. «В помощь воспитателю» (технологические карты занятий, аудио, видео материалы по теме недели в электронном виде);

3. «Для родителей» (советы, рекомендации для родителей по теме недели).

         «Коробка интересных дел» будет способствовать развитию самостоятельности ребёнка, развитию умения ставить перед собой цель и стремиться к её достижению, будет предоставлять  детям свободу выбора.

           Новый инструмент в виде «Коробки интересных дел»  позволит детям выбрать свой маршрут совершения открытий. Коробки  разработаны   по всем тематическим неделям. Содержание коробки соответствует развивающей среде группы.

Пакет дидактических материалов к коробке по каждой теме состоит из  одиннадцати папок  по всем  видам детской деятельности. Дидактический материал представляет собой игры- задания, набор алгоритмов по рисованию, лепке, аппликации,  конструированию, ручному труду, мнемотаблицы для пересказывания и заучивания стихов, ребусы, кроссворды, альбомы по теме для рассматривания, альбомы загадок, стихов, музыкальные произведения для слушания, картотеки подвижных  и коммуникативных игр, видеоклипы, мультфильмы, компьютерные игры. Воспитатель отбирает необходимый материал по теме и раскладывает в 11 папок разного цвета, с яркими маркерами  обозначения центров активности.

Содержание «Коробки интересных дел» соответствует теме недели или проекта.  

Дети выбирают сами, кто будет в течении недели Мастером по интересным делам (дежурные) (Приложение 1). Они раскладывают папки, атрибуты, игры и т.д.  из «Коробки интересных дел»  по центрам, следят за их пополнением, содержанием, сохранностью. Во время вечернего сбора  они сообщают воспитателю и детям, чем необходимо пополнить тот или иной центр. На утреннем сборе Мастера интересных дел отмечают, кто из детей пополнил «Коробку интересных дел» и каким материалом.

В каждом центре имеются «Сигнальные карточки» (Приложение 2), которые помогают детям сделать выбор : сможет ли он справится с выбранным интересным делом сам, или ему понадобится помощь друга или взрослого, с кем он будет выполнять задание.

        При помощи нового инструмента в виде «Коробки интересных дел» дети ежедневно выбирают занимательное дело в любом центре, выполняют его и фиксируют свой выбор и его выполнение в личной Карте интересных дел (Приложение 3), которая является неотъемлемой частью «Коробки интересных дел». В течение недели ребенок реализует задуманное и  фиксирует  в карте то, что  выполнил. В завершении темы недели  проводится итоговое мероприятие (интеллектуальная игра, викторина, обобщающая беседа, мини-конференция) с целью обобщения знаний  и формулировки открытий, которые сделали дети в ходе изучения темы. А также отмечается, кто из детей участвовал в наполнении «Коробки интересных дел» .

              При таком подходе  меняется алгоритм организации самостоятельной  деятельности детей:

          1. Создание развивающей предметно-пространственной среды группы по теме недели (в соответствии с «Коробкой интересных дел»).

2. Утренний сбор с  целью погружение детей в тему,  мотивация детей на итоговое мероприятие и на самостоятельное изучение, используя предложенный дидактический материал.

3. Руководство самостоятельной деятельностью детей. Наблюдение за самостоятельной деятельностью.

4. Проведение итогового обобщающего мероприятия с детьми по теме. Рефлексия детей и педагога

5. Анализ индивидуальных карт интересных дел.        

         Цель разработки: «Коробка интересных дел»  направлена  на создание условий избыточного выбора в предметно-развивающей среде по теме  недели,  на формирование у детей свободного выбора в соответствии со своими интересами и потребностями. Инструмент в виде «Коробки интересных дел»  и её содержательное наполнение стимулируют развитие самостоятельности, способствуют развитию  умения ставить перед собой цель и стремиться к её достижению.        

Роль воспитателя при этом заключается в следующем:

- создание разнообразной развивающей среды по теме недели (подбор материала для «Коробки интересных дел»), постоянном пополнении материалов для продуктивных видов деятельности с привлечением детей и их родителей;

-  оказание детям помощи в выполнении некоторых заданий: помощь с компьютером, прочтение детям инструкций  к  игровым  заданиям;

- поддержка и стимуляция деятельности отдельных детей;

- поддержка детской инициативы;

- оказание помощи в случаях конфликтных ситуаций;

         Анализ  индивидуальных  карт интересных дел позволяет педагогу увидеть направленность интересов детей, уровень развития самостоятельности ребёнка (проявляется  в стремлении и умении  настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия),  позволяет увидеть  сформированность  волевых процессов и произвольность поведения.

         Используя критерии развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста, предложенные А.И. Зимней, можно оцифровать  самостоятельность детей старшей или подготовительной группы:

1. Высокий уровень – дети умеют выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых; способны к независимым действиям, обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей присутствует внутренняя мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

2. Средний уровень – дети стараются выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых; стремятся к независимым действиям, но не обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей слабая мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

    3. Низкий уровень - дети не умеют выполнить деятельность без помощи со стороны взрослых;    не способны к независимым действиям, не обладают инициативной, решительностью при выполнении деятельности, у детей отсутствует внутренняя мотивация к деятельности, к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Форма аналитической справки может выглядеть таким образом

Аналитическая справка по  теме недели «______________»

Группа № __________

Ф.И.

Выбор

(количество выборов)

Фактическое выполнение

(количество выполненных)

Уровень развития самостоятельности

Примечание

высокий

средний

низкий

1.

2.

                         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактическая игра "Добро и зло"

Целью дидактической игры является определение по внешнему признаку, поведению, характеру сказочных персонажей- добрый или злой....

Дидактическая игра "Добрый - злой герой"

Д/игра «Добрый – злой герой»Цель: Расширить представления детей о добре и зле, вызвать стремление совершать добрые поступки.Средства: Картинки с изображением добрых и злых герое...

Дидактическое пособие "Доброе солнышко"

Полуплоскостная игрушка – мирилка « Доброе солнышко», представляет собой мягкую игрушку с разноцветными ладошками, где желтый круг — символ доброты, тепла, единения, целостност...

Картотека дидактических игр "Добрые и вежливые слова"

Для обучения и воспитания детей педагоги используют различные формы, одной из которых является дидактическая игра. Существует большое количество форм такой работы, однако основная особенность для всех...

дидактические игры (Добрые дела)

картотека дидактических игр...

Дидактическая игра "Добрые ладошки"

Дидактический материал по развитию нравственно - волевых качеств....

Отчёт о проведенной дидактической игре: «Добрый и злой огонь» с детьми старшей группы

Сформировать у детей понятие, что огонь бывает двух видов: опасным(злым) и приносящим пользу(добрым)...