РМО учителей начальных классов и воспитателей ДОУ по теме: Портрет выпускника детского сада
учебно-методический материал

выступление на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rmo_s_uchitelyami_2018g.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок» г. Велижа

  (РМО учителей начальных классов и воспитателей ДОУ)

   Портрет выпускника  детского  сада

                                               

Подготовила: В. С.  Версина, воспитатель

МБДОУ детский сад №5 «Теремок»

г.Велижа

2018 г.

Слайд 2

Одним из результатов работы любого дошкольного образовательного учреждения является выпускник – дошкольник, готовый к обучению в школе, имеющий достаточный уровень развития для успешного освоения им основной общеобразовательной программы начального общего образования.

Слайд 3

При этом готовность к обучению в школе рассматривается как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность, где физическая готовность определяется состоянием здоровья ребенка, развитием физических навыков и качеств; психологическая готовность определяется эмоционально - личностной (произвольность поведения, учебно - познавательная мотивация, формирование самооценки), интеллектуальной (развитие образного мышления, воображения и творчества, основы словесно-логического мышления) и коммуникативной готовностью (развитие мотивов и элементарных навыков общения со взрослыми и сверстниками).

Слайд 4

Построение модели выпускника детского сада, которая бы удовлетворяла и педагогов ДОУ и учителей разных школ, куда поступают выпускники, на протяжении последних лет было проблематично в связи с использованием в образовательных учреждениях разных вариативных программ и технологий.

Слайд 5

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования позволяет определить (спрогнозировать) образ выпускника - результаты освоения основной образовательной программы независимо от того, в каком бы образовательном учреждении, ребенок его не получал, для обеспечения ребенку того самого равного старта, который позволит ему успешно осваивать основную образовательную программу начального общего образования.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, содержание основной образовательной программы дошкольного образования реализуется по основным направлениям развития ребенка:

Слайд 6

  1. СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
  • Социализация, развитие общения
  • Ребенок в семье и в обществе
  • Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
  • Формирование безопасности
  1. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
  • Развитие речи
  • Чтение художественной литературы
  1. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
  • Двигательная активность (физкультурные занятия)
  • Формирование здорового образа жизни
  1. ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
  • Приобщение к искусству
  • Изобразительная деятельность
  • Конструктивно – модельная деятельность
  • Музыкальная деятельность
  1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
  • ФЭМП
  • Развитие познавательно – исследовательской деятельности
  • Ознакомление с предметным миром
  • Ознакомление с социальным миром
  • Ознакомление с миром природы

Слайд 7

На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед первоклассником, акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность».

В процессе освоения программного содержания у детей развиваются физические, интеллектуальные и личностные качества:

личностные качества - качества, характеризующие развитие личностной сферы (мотивация, произвольность, воля, эмоции, самооценка), в том числе морально - нравственное развитие;

 физические качества – качества, характеризующие физическое развитие, а также антропометрические показатели;

 интеллектуальные качества – качества, характеризующие развитие интеллектуальной сферы

Классификация качеств на физические, личностные и интеллектуальные условна, т.к. для формирования любого вида требуется системное развитие ребенка, т.е. в процессе освоения образовательной программы у детей развиваются интегративные качества.

Слайд 8

Впервые на уровне нормативного документа во ФГОС ДО в качестве одного из приоритетов целевых ориентиров дошкольного образования выделены предпосылки учебной деятельности. Это - универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие социальную успешность дошкольников при переходе к школьному обучению, а, значит, и преемственность дошкольного образования и начальной школы. Для педагога важно понять, что в основе формирования УУД лежит «умение учиться» путем активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.                         Слайд 9

В дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки, которые представлены 4 блоками.             Личностные УПУД (Сформированы  познавательные мотивы учебной деятельности, предпосылки моральных норм и правил поведения)      Познавательные УПУД ( Проявляет любознательность, использует знаково-символические средства, владеет логическими операциями, использует речевые средства для решения познавательных задач)                              Регулятивные УПУД (Умеет работать по правилу, по образцу, добиваться полученного результата, способен регулировать свое поведение)      Коммуникативные УПУД (Умеет слушать и вступать в диалог, взаимодействует со сверстниками, участвовать в коллективном обсуждении)

Слайд 10

Вот портрет  дошкольника, готового к обучению в школе:

Линия развития

Показатели развития (интегративные качества)

Физическое развитие

Физическое развитие соответствует возрастным нормам.

  • Физически развит, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками:
  • проявляет интерес и потребность в двигательной активности;
  •  владеет основными видами движений на уровне, соответствующем возрасту;
  •  достаточно развиты физические качества (выносливость, сила, быстрота, ловкость);
  • Сформированы ценности здорового образа жизни:
  • имеет представления о собственном теле, владеет способами ухода за ним;
  •  имеет элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания, закаливания, физических упражнений, соблюдения режима дня;
  •  проявляет желание заботиться о своем здоровье

Познавательное развитие

Сформированы представления об окружающей действительности в соответствии с возрастом детей

  • Проявляет любознательность, познавательную активность:
  • интересуется новым, неизвестным в окружающем мире;
  •  задает вопросы взрослому, любит экспериментировать;
  •  способен самостоятельно действовать; в случаях затруднения обращается к взрослому;
  •  проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности, способен использовать различные источники информации, способствующие самостоятельной деятельности;
  • принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
  • Сформированы интеллектуальные умения, адекватные возрасту:
  •  владеет логическими операциями - анализа, сравнения, классификации, обобщения; способен устанавливать связи и зависимости между объектами и явлениями окружающего мира, делать умозаключения и выводы;
  • применяет самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим;
  •  способен к решению творческих и интеллектуальных задач; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем); предложить собственный замысел и воплотить его.
  • Сформирована произвольность и опосредованность психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия в соответствии с возрастом

Речевое развитие

  • Речь выпускника: 
  • словарный запас, грамматическая речь соответствует возрасту; достаточно развит фонематический слух;
  •  адекватно использует вербальные и невербальные средства общения;
  •  владеет диалогической речью, конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
  •  использует речь как инструмент мышления;
  • способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
  • Может выучить небольшое стихотворение;
  •  Умеет связно и последовательно пересказывать небольшие сказки и рассказы; 

Социально— коммуникативное развитие

  • Развито положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру: 
  • имеет представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
  •  имеет представление о семье, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
  •  имеет представление об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
  • Проявляет самостоятельность, инициативность в разных видах деятельности
  • Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
  • Проявляет интерес к взаимоотношениям людей, их эмоциональному состоянию, умеет распознавать эмоциональное состояние окружающих близких и друзей, выражать свои эмоциональные ощущения и переживания;
  • Владеет приемами и навыками межличностного общения.
  • Проявляет навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
  • Сформированы предпосылки морального развития в соответствии с возрастом:
  • имеет первичные ценностные представления о моральном и неморальном поведении (хорошо, плохо);
  •  способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных представлений о морали;
  •  принимает и соблюдает элементарные моральные нормы и правила поведения;
  • соблюдает правила этикета, правила поведения на улице, в общественных местах;
  • может давать этическую оценку сверстникам, персонажам игр, литературных произведений за соблюдение или нарушение моральных норм поведения;
  •  проявляет бережное отношение к окружающей природе, окружающему миру.
  • Проявляет положительное отношение к разным видам труда
  • Соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены

Художественно - эстетическое развитие

  • Проявляет эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности при восприятии объектов природы, слушании музыки, при ознакомлении с произведениями художественного и изобразительного искусства.
  • Имеет первичные представления о традициях народного творчества с учетом регионального компонента.
  • Сформированы основы художественно - творческой деятельности: проявляет интерес, способен предложить собственный замысел и воплотить его;
  • Сформированы основы музыкальной деятельности.
  • Сформированы умения создавать художественный образ с помощью вербальных и невербальных средств выразительности в театрализованной и игровой деятельности.

Универсальные предпосылки учебной деятельности:

  • Личностные УПУД:
  • Сформированы познавательные мотивы учебной деятельности, внутренняя позиция школьника; сформированы предпосылки моральных норм и правил поведения, принимает и соблюдает социальные и этические нормы поведения.
  • Познавательные УПУД:
  • Проявляет любознательность и познавательную активность;
  • Способен решать проблемы творческого и поискового характера; использует знаково –символические средства представления информации, владеет логическими операциями; использует речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
  • Регулятивные УПУД:
  • Владеет умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкци.
  • Сформированы основы целеполагания (способен принимать и сохранять (ставить) цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата).
  • Способен регулировать свое поведение в соответствии с требованиями со стороны взрослых и представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо».
  • Коммуникативные УПУД: 
  • Умеет слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в вышеуказанных нормативных документах позволяют выработать единые подходы преемственности детского сада и школы, обеспечить непрерывность образовательного процесса. Это, в свою очередь, позволит школам, как преемникам дошкольной ступени образования строить свою работу на достижениях ребенка - дошкольника и осуществлять свою образовательную деятельность, используя и развивая его потенциал.

Слайд 11

«Быть готовым к школе – это не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.

                                             

                                                                                                 А.Л.Венгер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум с воспитателями и учителями начальных классов на тему «Детские конфликты»

Семинар-практикум направлен на формирование целостного подхода к решению задач социально-личностного характера в контексте приемственности между дошкольным и начальным образованием....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Вебинар «Формирование у детей математических и естественно - научных представлений» (для учителей начальных классов, воспитателей дошкольных отделений и методистов)

Вебинар «Формирование  у детей математических и естественно - научных представлений» (для учителей начальных классов, воспитателей дошкольных отделений и методистов)ПРЕДМЕТ: Окружающий мир«Звери-...

«ЗВУКОВОЙ ДОМИК» НАГЛЯДНО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЯМ-ЛОГОПЕДАМ, УЧИТЕЛЯМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЕТСКИХ САДОВ, РОДИТЕЛЯМ

        Наглядно-дидактическое пособие «Звуковой домик» предназначено для фронтальной, подгрупповой и индивидуальной работы с детьми 5-7 лет; направлено на развитие фонетико...

Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем в подготовительной логопедической группе (для учителей начальных классов) «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»

Конспект НОД учителя-логопеда совместно с воспитателем в подготовительной логопедической группе (для учителей начальных классов)«До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»...

Семинар по вопросам преемственности в работе детского сада и школы для воспитателей и учителей начальных классов Лицея №7. Мастер - класс на тему: «Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на занятиях по развитию речи детей 6-7 лет».

Цель: применение здоровьесберегающих технологий и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.Задачи:обучить детей приёмам сохранения здоровья:восстановления сил...