Конспект занятия на развитие коммуникативной функции речи у детей с ТМНР
план-конспект занятия

Фатьянова Оксана Викторовна

Конспект занятия на развитие коммуникативной функции речи у детей с ТМНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия на развитие коммуникативной функции речи у детей с ТМНР

Тема занятия: «Животные».

Цель занятия: развитие коммуникативных навыков у неговорящих детей с ТМНР.

Задачи: развитие способности к использованию невербальных компонентов коммуникации; развитие умения слушать собеседника; развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики; развитие функции голоса и речевого дыхания; развитие звукоподражаний; развитие воображения, памяти и мышления, развитие слухового внимания, развитие графических навыков.

Оборудование: игрушка котенка, предметные картинки диких и домашних животных, «Волшебные палочки - моталочки», доска – вкладыш (круг, квадрат), колокольчики, прищепки, бумажные снежинки.

Ход занятия:

Заходим  в кабинет, педагог звенит колокольчиком, проговаривая:

« Колокольчик звенит, всем

«Здравствуй» говорит».

Ребенок берет колокольчик, звенит, повторяя за педагогом действия.

Здороваемся с гостями.

Динь - дон, динь - дон,
Что за странный перезвон     

Звеним колокольчиками

Колокольчики сейчас
Замолчали, не звенят.

Кладем колокольчики на ладошку

(Повторяем 2-3 раза).

К нам кто-то торопится в гости, но прежде тебе надо отгадать загадку.

Мягкие лапки,
На лапках царапки….

(кот, мяу – мяу).

Приходит котенок Тим. Играем с ним.

Игра «Если да – похлопаем, если нет - потопаем».

У кошки – котята? (хлопаем);  

У собаки – телята? (топаем);

У лисы – лисята? (хлопаем);     

У волка – волчата? (хлопаем);

У коровы – щенки? (топаем);   

У медведя – козлята? (топаем);

У ежа – ежата? (хлопаем);       

У козы – бельчата? (топаем).

Ой, смотри, малыши  потерялись, надо помочь им найти мам. Поможем малышам найти своих мам?

2. Упражнение «Мамы-малыши».

Раскладываем картинки.(кошка – котенок).

Воспитатель: О, смотри-ка, малыши потерялись и нужно помочь им найти своих мам. Поможем им найти их?  Выполняет упражнение. Воспитатель: молодец, помог животным, но  им снова нужна твоя помощь. Дикие и домашние животные перепутали свои домики, поможем им добраться до своего дома?

3.Упражнение «Кто где живет, и кто что ест».

Ребенок выполняет упражнение. Разделяем картинки  диких и домашних животных. Воспитатель: Молодец! Дикие животные живут в лесу, проводи их до домам. А домашние животные живут рядом с человеком, человек кормит животных. Покорми наших животных.  Ребенок проводит линии 

4. Упражнение «На что похоже?».

Воспитатель: Посмотри во что котенок хочет играть? (доска – вкладыш, круг) .

На что это похоже?  Это мячик 

Собираем их по частям. Как мячик прыгает?

оп-оп-оп, молодец! Повторяем.

Посмотри, во что еще хочет поиграть котенок? (доска – вкладыш, квадрат).

На что это похоже? На кубик.

Во что будет играть котенок? Кубик и мячик.

5. Упражнение «Волшебные палочки – моталочки».

Играем с котенком. Достаем для него мячик и кубик.

Показываем, что мячик – круглый, он катится, а кубик – квадратный, он не катится.

6. Дыхательное упражнение «Колокольчик».

Воспитатель: с чем еще котенок хочет поиграть? С колокольчиком. Как колокольчик звенит?

Динь - дон, динь - дон,
Что за странный перезвон.

Дуем на колокольчик, чтобы он звенел.    

Воспитатель: Еще с чем будет играть котенок? Со снежинкой.

Мы снежинку увидали-

Со снежинкою играли.

(кладем снежинку на ладонь, вытягивают руку вперёд фокусируя на ней взгляд)

Снежинки вправо полетели,

Глазки вправо посмотрели.

(отводим руку со снежинкой вправо, проследить движение взглядом)

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

(Отвести снежинку влево, проследить взглядом)

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал...

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз. Ребенок смотрит вверх и вниз попеременно)

остаем снежинку, выходим из-за стола.

Всё! На землю улеглись...

(Покружиться со снежинками и присесть на пол, опустить снежинку на пол).

Глазки закрываем.

(Закрываем  глаза ладонями наложенными друг на друга)

Глазки отдыхают.

(складываем снежинки на стол).

Воспитатель: А теперь давай покажем нашим гостям, как умеют говорить части тела.

8. Упражнение «Как говорят части тела».

Покажи:

—   как рука «Привет»;

—   как говорят плечи «Я не знаю»;

—   как говорит палец «Иди сюда»;

—   как ноги капризного ребенка требуют «Я хочу!», «Дай мне!»;

—   как говорит голова «Да» и «Нет»;

—   как говорит рука «Садись!», «Повернитесь!»,

—   «До свидания».

Давай позвеним  колокольчиками, попрощаемся:

—  «Колокольчики звенят,

—   «До свидания!» говорят».

Ручка наша говорит до свидания и котику, и гостям.

Понравилось тебе играть?

Позовем еще котика в гости?

Котик прощается с ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию интонационной выразительности речи у детей дошкольного возраста.

Основная цель занятия «Приключения в сказочном королевстве»: учить детей использовать интонационные умения (пользоваться высотой, силой голоса, выделять голосом ударное слово, изменять темп, ритм, тем...

Круглый стол «Практические рекомендации по организации различных видов деятельности в работе с детьми с ОВЗ» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Развитие коммуникативной функции речи на занятиях продуктивной деятельностью»

Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, помогает ребенку осваивать духовный и материальный мир, реализовывать  творческие способности детей дошколь...

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речиПредлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой...

методическая разработка «Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования элементов мнемотехники»

laquo;Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка...

конспект занятия на развитие коммуникативной функции речи у неговорящих детей с ОВЗ

конспект составлен с учетом психофизиологических особенностей детей со сложной структурой дефекта...

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи

На сегодняшний день одним из приоритетных направлений в образовательной сфере является работа с детьми дошкольного возраста по активизации их речевой деятельности, профилактике и предупреждению возник...

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи у детей первой младшей группы

Конспект ООД по развитию речи у детей в первой младшей группе на тему: "Я Зайка, а ты кто?"...