Педагогический совет : «Развитие и педагогическая поддержка игры как ведущей деятельности дошкольника»
методическая разработка

Меренцова Елена Олеговна

Педсовет: Игра в современном дошкольном образовании.

Слайд1. Название

Слайд 2.

Старший воспитатель: В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Большинство педагогов, педиатров, нейрофизиологов разных стран приводят все новые доказательства того, что игре принадлежит важная роль в развитии ребенка. Депривация (лишение возможности удовлетворить основные потребности ) в дошкольном возрасте это игровая деятельность, разрушительна для нормального развития. Только в  игровой деятельности формируются главные новообразования дошкольного детства: произвольное поведение, творческое воображение, самосознания. Именно в игре развивается общение, формируются межличностные отношения и коммуникативные способности детей.

Однако, несмотря на эти общепризнанные аргументы игра все больше вытесняется из системы дошкольного образования. Почему это происходит? Как обстоят дела с игровой деятельностью в нашем учреждении? Именно эти и другие вопросы мы будет рассматривать на данном педагогическом совете.

Слайд 3.

Причины ухода игры из дошкольного детства достаточно очевидны.

1.Прежде всего, это непонимание развивающего значения этой детской деятельности самими взрослыми. Игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, которому противостоит целенаправленное обучение и овладение полезными навыками. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра.

2.Еще одной причиной сокращения доли игры является отсутствие разновозрастных детских сообществ. Раньше игра возникала спонтанно, без воздействия взрослых, поскольку передавалась от старшего поколения детей к младшим (во дворах, в многодетных семьях и других разновозрастных группах). В настоящее время, когда преобладают однодетные семьи и контакты младших детей со старшими практически отсутствуют, естественные механизмы трансляции игры нарушены, а взрослые не могут взять на себя функцию приобщения к игре.

3.Характерным явлением современности стала маркетизация детства. Изобилие товаров и развлечений для детей формируют установку на потребление. Так игрушки все чаще перестают быть средством игры и превращаются в товар, который взрослые приобретают для детей. Только 6% игрушек реально используются ребенком.

4.Доминирующим занятием дошкольников стал просмотр мультфильмов, художественные достоинства и развивающий потенциал которых в большинстве своем весьма сомнительны. Это занятие интенсивно вытесняет игру как более активную и творческую форму деятельности.

Однако одной из главных причин «ухода игры» из дошкольного образования является подмена игры игровыми формами обучения.

Слайд 4.

При проведении непосредственно образовательной деятельности мы используем различные «игровая форма»: ролевая игра, путешествия, эксперимент, интегрированные, комплексные, конкурсы , КВН, викторины: Что , Где , Когда, Звездный час,.; применяем игровые технологии: Воскобовича, Кьюзенера, Карапушки, Музейная педагогика.

Игра  становится. более «полезной» и направленной на усвоение знаний, умений и навыков а  не самостоятельной деятельностью (притом ведущей).

В связи с этим хотелось бы четко обозначить отличия игры как самостоятельного вида деятельности от игровых форм обучения. Таблица по отличиям

Возьмите файл под номером 1. Подчеркните в левой колонке словосочетания которые указывают на игру как на  самостоятельную форму деятельности, а в правой словосочетания которые указывают на игру как форму обучения.

Так в чем же основные различия между игрой как самостоятельной формой деятельности и игровой формой обучения?

  1. это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать или прерывать ее. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей. Удовольствие приносит сам процесс, а не результат или оценка (никто не оценивает хорошо или плохо он построил). Дети сами создают воображаемую ситуацию и придумывают свои правила которым и следуют. Это проба на что я способен и что я могу сделать с предметами.
  2.  В случае игровых форм обучения действия ребенка направлены преимущественно на оценку взрослого, и ведущей здесь становится мотивация достижения, которая всегда порождает сравнение с другими и конкурентные установки.

Слайд 5. Проблемы

Прямым следствием дефицита игры является целый комплекс проблем которые вы видите на экране. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту.

Возьмите файл под № 2. Для каждой возрастной группы определите цели, задачи, развитие игры, особенности развивающей предметно пространственной игровой среды(РППС)

Слайд 6.

Что же делать? Как исправить сложившеюся ситуацию?

1.Учитывая мощный развивающий потенциал игры, образовательная программа для дошкольников должна предусматривать специальное время для этой деятельности (не менее 1–2 ч) и возможность свободного и содержательного общения детей. Не секрет, что педагоги часто отмечают, что на свободную игровую деятельность нет времени. Его катастрофически не хватает. В режиме дня на самостоятельную игровую деятельность отводится время во время утреннего приема с 6.30 до 8.00; во время дневной и вечерней прогулки, после дневного сна, можно использовать перерывы между занятиями.

2. Еще одним важным условием развития игры является адекватная предметно - пространственная среда. Такая среда предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных предметов (мебели, тканей, мягких модулей и пр.) для самостоятельного построения игровой ситуации. Полифункциональность среды и игровых материалов, наличие предметов-заместителей (природного или бросового материала, многофункциональных игрушек) также стимулируют создание игровых замыслов.

3. Но, конечно, главным условием формирования игры является позиция взрослого - воспитателя, его игровая компетентность. Данное понятие трудно определить, хотя оно является базовой составляющей квалификации дошкольного педагога.

Слайд 7.

Рассмотрим, что включает в себя способность взрослого приобщать детей к игре.

Прежде всего, это – креативность и развитое воображение: умение придумать сюжет, педагог сам должен уметь играть. Для этого нужны специфические личные качества: артистичность, эмоциональная выразительность и – что особенно важно –серьезное отношение к игровой ситуации т.к. дети  верят в то, во что играют.

Еще одно важное качество воспитателя, способствующее игре, – тактичность и чуткость. Нельзя давая указания и контролировать действия детей. Здесь важно быть непосредственным участником действия, удерживая в то же время общий план и замысел.

Самый важный и тонкий момент при руководстве игрой – это соблюдение меры собственной активности, понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когда подыграть детям, а когда «уйти в сторону» и ограничиться скрытым наблюдением. И конечно, для дошкольного педагога важно знание разнообразных игр – фольклорных, народных и современных. Посредником в передаче этой культуры детям должен выступить, прежде всего, дошкольный педагог.

И конечно, для дошкольного педагога важно знать какие существуют классы игр, виды игр и их подвиды. Передаю слово Елене Анатольевне.

Слайд 8.

Воспитатель: «Классификация игр» + таблица с классификацией

Слайд 11.

Педагог - психолог: Уважаемые педагоги возьмите файл под №3. Перед вами классификация игр по Новоселовой. Внимательно изучите. Вам необходимо определить в каком возрасте возникает тот или иной подвид игры. Например: общение с людьми, с какого возраста начинается (с 1 года и т.д.) во всех клетках ставим плюс.

Каждый подвид игры начинается в определенном возрасте.

Слайд 12. Проверка. По инициативе ребенка

Слайд 13. Проверка. По инициативе взрослого

Слайд 14. Проверка.  Народные игры

Слайд 15 .

Заключение:

Следует отметить, что в последнее время во всем мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры. 1 февраля 2013 г. ООН объявила о принятии Комментария к ст. 31 Конвенции о правах ребенка, провозглашающей право на игру [6]. Инициатором принятия Комментария стала Международная ассоциация игры (IPA – InternationalPlayAssociation). В этих комментариях содержится призыв противостоять тревожным тенденциям современного детства, которые подвергают опасности детское развитие, и принять меры по осуществлению долгосрочных программ, обеспечивающих право ребенка на игру.

Слайд 10.

Заключительное слово заключительное заведующей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_igra.pptx2.76 МБ
Файл pedsovet.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет: «Развитие и педагогическая поддержка игры как ведущей деятельности дошкольника» МБДОУ ДС «Чебурашка» г. Волгодонска

Слайд 2

Вопросы для рассмотрения на педсовете: Развивающее значение игры. Причины ее редукции в дошкольном образовании. Игра и игровые средства обучения. Отличия. Игра как деятельности и как форма обучения. Условия формирования и развития игровой деятельности в системе дошкольного образования.

Слайд 3

Причины редукции (упрощения, ухода) игры в дошкольном образовании: ориентация взрослых на обучение дошкольников; отсутствие разновозрастных детских сообществ; маркетизация (ориентация на потребление, рыночные отношения) детства; экспансия (расширение зоны влияния) современных СМИ и видеопродукции для детей.

Слайд 4

Игра - самостоятельная форма деятельности Игровые формы обучения И гра

Слайд 6

Условия способствующие возвращению игры :

Слайд 7

Позиция воспитателя, его игровая компетентность

Слайд 8

« И гры обычных функций» «Игры специальных функций» Т ворческие (придуманные самими детьми) И гры с правилами Классификация игры Ф. Фребель П.Ф. Лесгафт Н.К. Крупская К. Гросса У мственные игры Сенсорные игры Моторные игры Имитационные (подражательные) Подвижные ( игры с правилами)

Слайд 9

Классификации детских игр ИГРЫ Творческие С правилами режиссерские сюжетно-ролевые театрализованные строительные дидактические подвижные

Слайд 10

Классификация игр детей дошкольного возраста (по С.Л. Новоселовой ) Народные игры Игры возникающие по инициативе взрослого Игры возникающие по инициативе ребенка Сюжетные самодеятельные игры Сюжетно – отобразительные Сюжетно – ролевые Режиссерские Театрализованные Игры – экспериментирования Игры с природными объектами Игры с игрушками Игры с животными Досуговые игры Интеллектуальные Игры-забавы Театрализованные Празднично – карнавальные Компьютерные Обучающие игры Сюжетно – дидактические Подвижные Музыкально – дидактические Дидактические Досуговые игры Игрища Тихие игры Игры - забавы Обрядовые игры Семейные Сезонные Культовые Тренинговые игры Интелектуальные Сенсомоторные Адаптивные

Слайд 11

Сюжетно-ролевые игры: бытовые сюжеты; производственные и общественные темы; героико-патриотические темы; на темы литературных произведений.

Слайд 12

Классификация игр ( С.Л.Новоселова ) Классы игр Виды игр Подвиды игр Возрастная адресованность ( годы жизни детей) 1 2 3 4 5 6 7 Игры, возникающие по инициативе ребенка Игры-экспериментирования С природными объектами + + + + С животными и людьми + + + Общения с людьми + + + + + + + Со специальными игрушками для экспериментирования + + + + + + + Сюжетные самодеятель ные игры Сюжетно- отобразительные + + Сюжетно-ролевые + + + + + Режиссерские + + + + Театрализованные + + +

Слайд 13

Классификация игр ( С.Л.Новоселова ) Игры, связанные с исходной инициати вой взрослого Обучающие игры Автодидактические предметные + + + + + + Сюжетно-дидактические + + + + + Подвижные + + + + + + Музыкальные + + + + + + Учебно-предметные дидактические + + + + Досуговые игры Интеллектуальные + + + Забавы + + + + + + Развлечения + + + + Театральные + + + Празднично-карнавальные + + + + + Компьютерные + + + + Классы игр Виды игр Подвиды игр Возрастная адресованность (годы жизни детей) 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 14

Классификация игр ( С.Л.Новоселова ) Игры народные, идущие от исторических традиций этноса Обрядовые игры Культовые + Семейные + + + + + Сезонные + + + + + Тренинговые игры Интеллектуальные + + + Сенсомоторные + + + + + + + Адаптивные + + + + + Досуговые игры Игрища + + Тихие + + + + + + + Забавляющие + + + + + + + Развлекающие + + + + + Классы игр Виды игр Подвиды игр Возрастная адресованность (годы жизни детей) 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 15

М еры обеспечивающие право ребенка на игру (Конвенция о правах ребенка): − обеспечение специального места, времени и оборудования для игры с участием квалифицированных специалистов ; − создание для взрослых программ поддержки игры; − создание возможности игрового взаимодействия между детьми разных возрастов, социальных слоев, разных национальностей, физических и интеллектуальных возможностей ; − сохранение и распространение традиционных фольклорных игр; − обеспечение всех детей, включая детей с особыми нуждами, разнообразием игровых сред, адекватных игрушек и игровых материалов.

Слайд 16

Педагогический совет: «Развитие и педагогическая поддержка игры как ведущей деятельности дошкольника» МБДОУ ДС «Чебурашка» г. Волгодонска



Предварительный просмотр:

Игра в современном дошкольном образовании.

Слайд1 Название

Слайд 2.

Старший воспитатель

В современной дошкольной педагогике одной из самых острых является проблема игры. Ценность игры для детского развития признается практически всеми специалистами. Большинство педагогов, педиатров, нейрофизиологов разных стран приводят все новые доказательства того, что игре принадлежит важная роль в развитии ребенка. Депривация (лишение возможности удовлетворить основные потребности) в дошкольном возрасте это игровая деятельность, разрушительна для нормального развития. Только в  игровой деятельности формируются главные новообразования дошкольного детства: произвольное поведение, творческое воображение, самосознания. Именно в игре развивается общение, формируются межличностные отношения и коммуникативные способности детей.

Однако, несмотря на эти общепризнанные аргументы игра все больше вытесняется из системы дошкольного образования. Почему это происходит? Как обстоят дела с игровой деятельностью в нашем учреждении? Именно эти и другие вопросы мы будет рассматривать на данном педагогическом совете.

Слайд 3.

Причины ухода игры из дошкольного детства достаточно очевидны.

1.Прежде всего, это непонимание развивающего значения этой детской деятельности самими взрослыми. Игра все чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, которому противостоит целенаправленное обучение и овладение полезными навыками. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра.

2.Еще одной причиной сокращения доли игры является отсутствие разновозрастных детских сообществ. Раньше игра возникала спонтанно, без воздействия взрослых, поскольку передавалась от старшего поколения детей к младшим (во дворах, в многодетных семьях и других разновозрастных группах). В настоящее время, когда преобладают однодетные семьи и контакты младших детей со старшими практически отсутствуют, естественные механизмы трансляции игры нарушены, а взрослые не могут взять на себя функцию приобщения к игре.

3.Характерным явлением современности стала маркетизация детства. Изобилие товаров и развлечений для детей формируют установку на потребление. Так игрушки все чаще перестают быть средством игры и превращаются в товар, который взрослые приобретают для детей. Только 6% игрушек реально используются ребенком.

4.Доминирующим занятием дошкольников стал просмотр мультфильмов, художественные достоинства и развивающий потенциал которых в большинстве своем весьма сомнительны. Это занятие интенсивно вытесняет игру как более активную и творческую форму деятельности.

Однако одной из главных причин «ухода игры» из дошкольного образования является подмена игры игровыми формами обучения.

Слайд 4.

При проведении непосредственно образовательной деятельности мы используем различные «игровая форма»: ролевая игра, путешествия, эксперимент, интегрированные, комплексные, конкурсы , КВН, викторины: Что , Где , Когда, Звездный час,.; применяем игровые технологии: Воскобовича, Кьюзенера, Карапушки, Музейная педагогика.

Игра  становится. более «полезной» и направленной на усвоение знаний, умений и навыков а  не самостоятельной деятельностью (притом ведущей).

Елена Ивановна

В связи с этим хотелось бы четко обозначить отличия игры как самостоятельного вида деятельности от игровых форм обучения. Таблица по отличиям

Возьмите файл под номером 1. Подчеркните в левой колонке словосочетания которые указывают на игру как на  самостоятельную форму деятельности, а в правой словосочетания которые указывают на игру как форму обучения.

Так в чем же основные различия между игрой как самостоятельной формой деятельности и игровой формой обучения?

  1. это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать или прерывать ее. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей. Удовольствие приносит сам процесс, а не результат или оценка (никто не оценивает хорошо или плохо он построил). Дети сами создают воображаемую ситуацию и придумывают свои правила которым и следуют. Это проба на что я способен и что я могу сделать с предметами.
  2.  В случае игровых форм обучения действия ребенка направлены преимущественно на оценку взрослого, и ведущей здесь становится мотивация достижения, которая всегда порождает сравнение с другими и конкурентные установки.

Слайд 5. Проблемы

Прямым следствием дефицита игры является целый комплекс проблем которые вы видите на экране. Для того чтобы выполнить свою ведущую роль и действительно стать средством развития ценных личностных качеств, сама игра должна иметь определенный уровень развития, соответствующий возрасту.

Возьмите файл под № 2. Для каждой возрастной группы определите цели, задачи, развитие игры, особенности развивающей предметно пространственной игровой среды(РППС)

Слайд 6.

Что же делать? Как исправить сложившеюся ситуацию?

1.Учитывая мощный развивающий потенциал игры, образовательная программа для дошкольников должна предусматривать специальное время для этой деятельности (не менее 1–2 ч) и возможность свободного и содержательного общения детей. Не секрет, что педагоги часто отмечают, что на свободную игровую деятельность нет времени. Его катастрофически не хватает. В режиме дня на самостоятельную игровую деятельность отводится время во время утреннего приема с 6.30 до 8.00; во время дневной и вечерней прогулки, после дневного сна, можно использовать перерывы между занятиями.

2. Еще одним важным условием развития игры является адекватная предметно - пространственная среда. Такая среда предполагает гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных предметов (мебели, тканей, мягких модулей и пр.) для самостоятельного построения игровой ситуации. Полифункциональность среды и игровых материалов, наличие предметов-заместителей (природного или бросового материала, многофункциональных игрушек) также стимулируют создание игровых замыслов.

3. Но, конечно, главным условием формирования игры является позиция взрослого - воспитателя, его игровая компетентность. Данное понятие трудно определить, хотя оно является базовой составляющей квалификации дошкольного педагога.

Слайд 7.

Рассмотрим, что включает в себя способность взрослого приобщать детей к игре.

Прежде всего, это – креативность и развитое воображение: умение придумать сюжет, педагог сам должен уметь играть. Для этого нужны специфические личные качества: артистичность, эмоциональная выразительность и – что особенно важно –серьезное отношение к игровой ситуации т.к. дети  верят в то, во что играют.

Еще одно важное качество воспитателя, способствующее игре, – тактичность и чуткость. Нельзя давая указания и контролировать действия детей. Здесь важно быть непосредственным участником действия, удерживая в то же время общий план и замысел.

Самый важный и тонкий момент при руководстве игрой – это соблюдение меры собственной активности, понимание того, когда нужно взять на себя ведущую роль, когда подыграть детям, а когда «уйти в сторону» и ограничиться скрытым наблюдением. И конечно, для дошкольного педагога важно знание разнообразных игр – фольклорных, народных и современных. Посредником в передаче этой культуры детям должен выступить, прежде всего, дошкольный педагог.

И конечно, для дошкольного педагога важно знать какие существуют классы игр, виды игр и их подвиды.

Слайд 8.

Воспитатель: «Классификация игр» + таблица с классификацией

Слайд11.

Педагог – психолог: Уважаемые педагоги возьмите файл под №3. Перед вами классификация игр по Новоселовой. Внимательно изучите. Вам необходимо определить в каком возрасте возникает тот или иной подвид игры. Например: общение с людьми, с какого возраста начинается (с 1 года и т.д.) во всех клетках ставим плюс.

Каждый подвид игры начинается в определенном возрасте.

Слайд 12. Проверка. По инициативе ребенка

Слайд 13. Проверка. По инициативе взрослого

Слайд 14. Проверка.  Народные игры

Слайд 15 .

Заключение:

Следует отметить, что в последнее время во всем мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры. 1 февраля 2013 г. ООН объявила о принятии Комментария к ст. 31 Конвенции о правах ребенка, провозглашающей право на игру [6]. Инициатором принятия Комментария стала Международная ассоциация игры (IPA – InternationalPlayAssociation). В этих комментариях содержится призыв противостоять тревожным тенденциям современного детства, которые подвергают опасности детское развитие, и принять меры по осуществлению долгосрочных программ, обеспечивающих право ребенка на игру.

Слайд 10.

Заключительное слово предоставить заведующему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Игра как ведущая деятельность дошкольника"

консультация для родителей "Игра как ведущая деятельность дошкольника"...

Выступление на педагогическом совете Развитие речи детей с ТНР через театрализованную деятельность.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в...

«Психолого-педагогическое сопровождение игры , как ведущей деятельности дошкольников»

laquo;Психолого-педагогическое сопровождение игры , как ведущей деятельности дошкольников»...

Выступление на педагогическом совете «Развитие познавательной активности ребенка в опытно-исследовательской деятельности с объектами живой и неживой природы»

Природа наделила человека таким качеством как любознательность: стремление узнавать новое, ставить вопросы и искать на них ответы. Поэтому мы можем говорить о том, что ребенок от природы исследователь...