Значение познавательно- исследовательской деятельности в развитии ребенка
статья

Беляева Марина Викторовна

Значение познавательно - исследовательской деятельности

в развитии ребёнка

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный. Федеральные государственные стандарты дошкольного образования диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Изучив практические и теоретические сведения о детской познавательно-исследовательской деятельности, нами были намечены пути практического осуществления будущего проекта. Было апробировано разработанное перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год с постепенным усложнением познавательных задач. Также создавалась предметно-развивающая среда в группе для проведения опытов и экспериментов. Был разработан цикл совместной организованной деятельности по данному направлению и картотека опытов, игр по экспериментированию.

Образовательная деятельность строилась на принципах развивающего обучения и направлена на развитие мышления, творческих способностей, личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения в соответствии с возрастом, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также совершенствование речи воспитанников.

Организуя экспериментирование с детьми, мы соблюдаем определенные правила:

• все опыты адекватны возрасту детей: содержание каждого эксперимента непосредственно связано с окружающей ребенка действительностью;

• материалы для экспериментирования доступны каждому ребёнку;

• вариативность действий со знакомыми предметами, материалами и веществами;

• положительный эмоциональный настрой;

• поддержка инициативы ребенка;

• условия для проявления детьми речевой активности;

• соблюдение техники безопасности.

Организуя эксперименты с водой, знакомим детей с тем, что вода жидкая, может быть теплой или холодной, может литься, а может брызгать, в воде предметы могут плавать, а могут утонуть. Переливание воды, пускание корабликов, вылавливание игрушек, бросание камушков в воду, собирание воды губкой, ловля рыбок магнитной удочкой – формируют способность к наблюдению, умению делать простые умозаключения, суждения, обобщения: камушек утонул, потому что тяжелый; лодочка плывет - потому что мы дуем на воду.

Зимой знакомили детей со свойствами снега. Для детей было открытием, что снег - это оказывается тоже вода, что он холодный, а если взять в руку, то он тает, а пальчик становится мокрым; также он тает в теплой комнате; из снега можно лепить. Для того чтобы познакомить детей со свойствами песка предложили им пересыпать песок из ладошки в ладошку, закапывать в него мелкие игрушки, просеивать через сито, поливать его водой, делать дорожки, рисовать на песке пальчиками, оставлять следы ладошками или делать отпечатки разными формами и предметами. Узнавая в процессе игр-экспериментов свойства песка, дети понимают, что песок бывает сухой или влажный, приходят к простейшим открытиям.

В работе важно помнить:

ü не заставлять ребенка играть, а создать условия для возникновения интереса к игре;

ü не сдерживать двигательную активность детей;

ü хвалить ребенка за успехи.

 

Результаты проведенной работы показали, что применение исследовательской деятельности оказало влияние на:

·        уровень развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

·        речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение познавательно - исследовательской деятельности

в развитии ребёнка

Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный. Федеральные государственные стандарты дошкольного образования диктуют нам сегодня направление на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.

Изучив практические и теоретические сведения о детской познавательно-исследовательской деятельности, нами были намечены пути практического осуществления будущего проекта. Было апробировано разработанное перспективное планирование экспериментальной деятельности на учебный год с постепенным усложнением познавательных задач. Также создавалась предметно-развивающая среда в группе для проведения опытов и экспериментов. Был разработан цикл совместной организованной деятельности по данному направлению и картотека опытов, игр по экспериментированию.

Образовательная деятельность строилась на принципах развивающего обучения и направлена на развитие мышления, творческих способностей, личности в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения в соответствии с возрастом, видеть и понимать красоту окружающего мира), а также совершенствование речи воспитанников.

Организуя экспериментирование с детьми, мы соблюдаем определенные правила:

• все опыты адекватны возрасту детей: содержание каждого эксперимента непосредственно связано с окружающей ребенка действительностью;

• материалы для экспериментирования доступны каждому ребёнку;

• вариативность действий со знакомыми предметами, материалами и веществами;

• положительный эмоциональный настрой;

• поддержка инициативы ребенка;

• условия для проявления детьми речевой активности;

• соблюдение техники безопасности.

Организуя эксперименты с водой, знакомим детей с тем, что вода жидкая, может быть теплой или холодной, может литься, а может брызгать, в воде предметы могут плавать, а могут утонуть. Переливание воды, пускание корабликов, вылавливание игрушек, бросание камушков в воду, собирание воды губкой, ловля рыбок магнитной удочкой – формируют способность к наблюдению, умению делать простые умозаключения, суждения, обобщения: камушек утонул, потому что тяжелый; лодочка плывет - потому что мы дуем на воду.

Зимой знакомили детей со свойствами снега. Для детей было открытием, что снег - это оказывается тоже вода, что он холодный, а если взять в руку, то он тает, а пальчик становится мокрым; также он тает в теплой комнате; из снега можно лепить. Для того чтобы познакомить детей со свойствами песка предложили им пересыпать песок из ладошки в ладошку, закапывать в него мелкие игрушки, просеивать через сито, поливать его водой, делать дорожки, рисовать на песке пальчиками, оставлять следы ладошками или делать отпечатки разными формами и предметами. Узнавая в процессе игр-экспериментов свойства песка, дети понимают, что песок бывает сухой или влажный, приходят к простейшим открытиям.

В работе важно помнить:

  • не заставлять ребенка играть, а создать условия для возникновения интереса к игре;
  • не сдерживать двигательную активность детей;
  • хвалить ребенка за успехи.

Результаты проведенной работы показали, что применение исследовательской деятельности оказало влияние на:

  • уровень развития любознательности; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  • речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
  • личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

laquo;Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упуститьэтот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка».С. Гин...

«Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.Исследовательская деятельность является стимулом для развития волевых кач...

Консультация для родителей «ЗНАЧЕНИЕ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»

Дошкольный возраст уникален, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка....

Консультация для педагогов «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

Консультация для педагогов «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»...

«Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

Под влиянием исследовательской деятельности активируется воображение, фантазия, предвосхищение, создание новых образов, моделей. Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество – в совокупности ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»

                  Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка»...

Консультация для воспитателей «Значение познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстоит перед ним во всём многообразии и ребёнок приобщается ко всему. Ребёнок пытается...