Проект "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
проект (старшая группа)

Саляхетдинова Олеся Викторовна

Актуальность

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Автор: Саляхетдинова О.В.  МКДОУ «Д/с №32»

Пояснительная записка

 

Актуальность

Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.

В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Конечно, некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. Поэтому в детском саду на данном этапе необходимо создать определенную наглядную основу, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.

Цель проекта: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.

Задачи для детей:

  • формировать у детей представления о профессиях взрослых, структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
  • помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
  • формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
  • стимулировать развитие познавательно-исследовательских, коммуникативных, творческих способностей детей.
  • обогащать РППС (сюжетно-ролевые игры, дидактические игра, книжный материал, альбомы по конкретной профессии и т.д.) специальным оборудованием и игровым материалом согласно теме проекта.

Алгоритм ознакомления с профессией:

  • Название профессии.
  • Место работы.
  • Материал для труда.
  • Форменная одежда.
  • Орудия труда.
  • Трудовые действия.
  • Личностные качества.
  • Результат труда.
  • Польза труда для общества.

Путеводитель по профессиям:

  • Старшая группа 5-6 лет: детям показывают результаты труда, его общественную значимость, добавляются профессии учителя, работников сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли и др.

Ожидаемые результаты работы с детьми по вопросу ранней (детской) профориентации:

  • у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
  • активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,
  • сформируется чувство уважения к людям разных профессий.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Продолжительность: проект рассчитан на 1 год.

 

Используемые образовательные технологии:

  1. Технология проектной деятельности (Л.С.Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
  2. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Игра - это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
  3. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является своего рода инновационной. Интеграция–это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность. На основании анализа изученных работ, учёта современных образовательных технологий можно определить цель и задачи работы по ранней профориентации детей.
  4. Информационно-коммуникационные технологии. В детском саду на данный момент это: компьютер, мультимедийный проектор, ноутбук, принтеры, сканер, магнитофоны, фотоаппарат, видеокамера (разработка информационных развивающих пособий, игр).
  5.  Образовательная технология «Ситуация» - технология деятельностного метода. Организация развивающих ситуаций, в которых дети сталкиваются с затруднениями, фиксируют то. Что у них пока не получилось, выявляют причины затруднений, выходят на формулировку задач, а затем в активной деятельности делают свои первые «открытия»

 

Реализация проекта

Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:

I этап (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ) сентябрь-октябрьпроведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.

 II этап (ПРАКТИЧЕСКИЙ) ноябрь-март: реализация тематического плана через экскурсии по ДОУ, ближайшему окружению, посещение социальных структур, организация игровой деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий.

один блок:

I блок  - старшая  группа «Профессия моих родителей»

III.  этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП – апрель

Итоговым продуктом заключительного этапа работы станет создание и презентация альбомов в совместной деятельности ребенка и его семьи. праздники, выставки, оформление с/р игр.

Организация деятельности воспитателем

Проектная деятельность

 

Проектная деятельность.

Реализация проекта «В мире профессий».

В течение года

Содержание образовательной деятельности (работа воспитателя)

 

 

Творческая мастерская «Разработка картотеки видеоматериалов, игр, упражнений по ознакомлению детей с профессиями.

В течение года

 

 

Ярмарка педагогических идей: презентация продуктов деятельности по разработке материалов в контексте профориентации детей дошкольного возраста.

Март

 

 

Деятельности с детьми

Мероприятие

Срок реализации

Стар

   гр

Беседы

Чтение художественной литературы
Экскурсии по детскому саду

Наблюдение за работой взрослых в ДОУ
Дидактические игры
Рассматривание альбомов

Просмотр презентаций

В течение

года

Экскурсии на производство

Сюжетно ролевые игры

Виртуальные экскурсии
Встречи с интересными людьми

Просмотр видеофильмов родителей «Моя профессия»

Фотоколлаж «Профессии моих родителей»

Встречи

Мастер классы родителей

Выставка творческих рисунков «Кем я хочу быть!»

 

 

 II этап _- ПРАКТИЧЕСКИЙ

I блок «В мире профессий моих родителей»  (5-6)

Сроки

Подраздел

Цель

Формы организации

с/р игра, беседа экскурсия

Сентябрь

Экскурсия по детскому саду

Создание проблемной ситуации в ходе экскурсии по детскому саду  «Кто работает в детском саду»

Экскурсии

Октябрь

Что мы знаем о профессиях взрослых?

Создание проблемной ситуации  «Что мы знаем о профессиях взрослых?»

Беседа

Ноябрь

Повар

Формировать представление о труде повара, трудовых процессах, познакомить с предметами бытовой техники. Воспитывать уважение к труду взрослых, результатам их труда.

Делает фарш с помощью электрической мясорубки, лепит котлеты, пирожки, нарезает овощи с помощью овощерезки, готовит разные блюда

Экскурсия
Мастер - класс

Декабрь

На почту

Формировать представление у детей о работе почты, ее сотрудниках

Экскурсия

Январь

В мастерскую к швее

Формировать представление у детей о работе кастелянши (швеи) в детском саду. Шьет костюмы, чинит, измеряет и т.д.

Экскурсия
Сюжетно-ролевая игра

Февраль

В магазин цветов

Продавец

Флорист

Формировать у детей представление о труде работников магазина – продавцом, флористом.

Продавец – это человек, который продает нам цветы.
Флорист – это человек, который делает букеты из цветов.

Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда.

Экскурсия
Мастер - класс Сюжетно-ролевая игра

Март

Изготовление итогового продукта –альбома о профессиях

Издания фотоальбомов «Почта, магазин, виды тканей, «Кто такой повар»

Книжки-малышки

Март

Дизайнер

Формирование представлений детей о творческих профессиях, в том числе модельера-дизайнера одежды, швеи, интереса к коллективной, игровой, познавательно-исследовательской деятельности. Развивать творческие способности, побуждать к самостоятельному выбору художественного оформления деталей одежды интерьера. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до завершения. Представления детей о профессии «дизайнер»: направления профессии, назначение профессии, инструменты

Беседа

Сюжетно-ролевая игра

Итог

Издание фотоальбома «Профессии моих родителей»

Используемая литература

  1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ / Е.С.Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.
  2. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем / Н.Ю.Ерофеева // Журнал «Завуч». - 2000. - №3.
  3. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие / В.Н.Журавлева. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
  4. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие // Л.С.Кисилева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.
  5. Бутылкина Г. Все профессии нужны все профессии важны. // Ребенок в детском саду. - 2004. - №1. - С. 64.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"

Отчет о работе МКДОУ д/сад села Новогромово в выборе будущей профессии детьми старшего дошкольного возраста...

Родительское собрание «Кем быть: профориентация детей дошкольного возраста.»

Мотивация родителей   к решению проблемы профориентации детей дошкольного возраста, привлечение родителей к участию в процессе профессионального самоопределения детей....

ПРОЕКТ по использованию современных технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста Тема: «Деятельность детей в игровом центре «Кафе»

Проект помогает познакомить детей с работой кафе, расширить представления о работе сотрудников общепита....

Выступление на районном семинаре «Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста» «Встреча с интересными людьми», апрель 2019г.

Опыт работы педагогов МКДОУ "Д/с № 30"  "Встреча с интересными людьми" представлен на районном семинаре  для зам.зав. по УВР, 24.04.2019...

Проект по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Детям о профессиях лесного хозяйства»

Проект по ранней профориентации   «Детям о профессиях лесного хозяйства»  предназначен для работы с детьми....

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....