ПРОЕКТ Тема: «Сказки А. С. Пушкина»
проект (старшая группа)

Саляхетдинова Олеся Викторовна

Актуальность.

Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль в развитие речи дошкольника. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другого вида творчества, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции.    Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _salyahetdinova_proekt_skazki_a.s._pushkina_2021.docx68.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28»

   ПРОЕКТ


Тема:
«Сказки А. С. Пушкина»

                                                             Автор-разработчик проекта: Саляхетдинова О.В.                        

                                                                         

                                                      Руководитель проекта: воспитатель                                

                                                                                                        Саляхетдинова О.В.

  2020-2021 учебный год.

                                                                             

Цель проекта:  Приобщение детей к богатствам русской художественной литературы на примере творчества А. С. Пушкина.

Задачи проекта:

- Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина.
- Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.
- Сформировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта.
- Закрепить правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка.
- Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.
- Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта.
- Воспитывать патриотические чувства, гордость за Россию.

Участники проекта:  дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели, родители.

Предполагаемый результат:   


- Знакомство с жизнью и творчеством А. С. Пушкина.
-  Понимание морали каждой сказки, знакомство с человеческими пороками и добродетелью.
- Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.

- Возрождение домашнего чтения. Повышение у детей интереса к книге.  
- Участие родителей в совместной продуктивной деятельности (изготовление «книжек-самоделок» по сказкам), участие в акции «Подари книгу детям!»

Срок реализации:  март - апрель.

Актуальность.

Художественная литература всегда воздействовала на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика её роль в развитие речи дошкольника. Поэтому, когда мы знакомим ребенка с каким-либо видом творческой деятельности, это положительно влияет на освоение им другого вида творчества, обогащает опыт, вызывает более глубокие чувства и эмоции.    Одним из самых ярких творцов художественных образов, доступных пониманию детей является Александр Сергеевич Пушкин. Творчество А. С. Пушкина открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. У детей развивается мышление и воображение, происходит обогащение эмоций. Огромно его воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так, как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, сказки и стихи А. С. Пушкина воздействуют на личность детей, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и ребенка. Творчество А. С. Пушкина помогает развить ребенку высокий уровень культуры речи, способствует развитию образной речи, восприятию разнообразных сюжетов. Обогащение и активизация словаря направлено на понимание смыслового богатства слова, помогает подчеркнуть его образность. Задача взрослых познакомить детей с творчеством поэта, как можно раньше и сделать его стихи, сказки частью внутреннего мира ребенка.

Содержание работы над проектом по этапам

Содержание деятельности

Ответственные

Сроки выполнения

1-й этап работы - подготовительный

- Изучение справочной, методической литературы.

- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Сказки А.С. Пушкина».

- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

- Разработка проекта.

Пополнение развивающей предметно-пространственный среды:

- Рассказ воспитателя о книгах А.С. Пушкина.

- Пополнить уголок «Библиотека». Внести атрибуты (формуляры, карточки, каталог – указатель, книги).
- Выставка любимых домашних книг А.С. Пушкина.
- Подготовить игровое пособие ширму «Библиотека».
- Внести дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Сказка за сказкой» домино,  
«Найди предмет из сказок А. С. Пушкина», «Какой сказочный герой лишний», «Узнай сказку по иллюстрации», «Найди отличия», лото «Найди героя любимой сказки».
- Игра - круги Луллия по сказкам А.Пушкина.
- Изготовить лепбук «Сказки А.С. Пушкина».

- Пополнить библиотеку книжками-малышками.
- Подготовить  презентации
«Сказки А.С. Пушкина», «История создания книги».
- Подборка стихов, загадок по сказкам А.С. Пушкина.
-
Альбом детских работ «Мой любимый книжный герой».
-
Познавательный маршрут «Читальный зал».

Воспитатели.

Воспитатели, родители.

Воспитатели.

Воспитатели, родители.

Март,
Март.

Март.

Март -
Апрель.

2-й этап работы с детьми - основной

- Организовать непосредственно образовательную деятельность:
Ознакомление с окружающим миром  «А. С. Пушкин – великий русский поэт».
Развитие речи «Сказки А.С. Пушкина»;
Изобразительная деятельность «Мой любимый сказочный герой».

- Выставка книг  со сказками А. С. Пушкина разных изданий.
- Рассказ воспитателя о А.С. Пушкине.

Совместная деятельность воспитателя с детьми:


Беседа с детьми:
- Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?
- Для чего нужны сказки?

- Какие бывают сказки?

- Мое отношение к сказкам.

- Какая ваша самая любимая сказка? Почему?

- Чему учат сказки?

-Почему в сказках животные разговаривают?

- Экскурсия в библиотеку, читальный зал.

- Наблюдение за работой библиотекаря.

- Просмотр презентаций «Сказки А.С. Пушкина», «История создания книги».

Чтение художественных произведений:  

- «У Лукоморья дуб зеленый… ».
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
- «Сказка о царе Салтане».
- «Сказка о рыбаке и рыбке».
- «Сказка о Золотом петушке».
- «Сказка о Попе и работнике его Балде».

-
Прослушивание сказок.

- Дидактические игры:
«Найди предмет из сказок А. С. Пушкина»,
«Какой сказочный герой лишний»,
«Узнай сказку по иллюстрации»,
«Найди отличия»
,

«Мои любимые сказки»,

«Сказка за сказкой» домино,  

лото - сказки «Найди героя любимой сказки».

- Игра «Доскажи словечко».
- Игра - круги Луллия по сказкам А. С. Пушкина.
-
Игра с игровым пособием для сюжетно-ролевой игры «Библиотека», «Книжный магазин».

- Рисование «Мой любимый сказочный герой», «Мои любимые сказки».
- Конструирование  «Книжки-малышки».
- Сюжетно – ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин».
- Отгадывание загадок
по сказкам А. С. Пушкина.
- Заучивание стихов А. С. Пушкина:
«Волшебница-зима»,
«Уж небо осенью дышало… »,
Отрывок из стихотворения «Зимний вечер».
- Игра – драматизация «У Лукоморья дуб зеленый… ».
- Конкурс чтецов (отрывки из произведений А. С. Пушкина).

- Игра – фантазия «Если б я поймал золотую рыбку».

- Просмотр мультфильмов: «Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

- «Книжкина больница» (мастерская по ремонту книг). 

- Ситуативный разговор «Что делать, если ты порвал книжку?».

- Альбом детских работ «Мой любимый книжный герой».
- Выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой».

Самостоятельная деятельность детей:

- Рассматривание иллюстраций по сказкам А.С. Пушкина.

- Раскрашивание раскрасок «Сказки Пушкина».  

-Дидактические игры: «Мои любимые сказки», «Сказка за сказкой» домино,  «Найди предмет из сказок А. С. Пушкина», «Какой сказочный герой лишний»,
«Узнай сказку по иллюстрации»,
«Найди отличия»
, лото - сказки «Найди героя любимой сказки».

-Сюжетно – ролевые  игры «Библиотека», «Книжный магазин».

- Альбом “Берегите книги!” (правила пользования книгой).

- Продуктивная деятельность «Изготовление закладок для книг» (по выбору детей).

-«Книжная ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя – первичное представление о рекламе товара).

-Познавательный маршрут «Читальный зал» (показать работу библиотеки, объяснить, откуда берутся книги, какие опасности подстерегают книгу, если бережно не относиться к ней).

Воспитатели.

Апрель.

Апрель.

Апрель.

3-й этап работы с детьми - заключительный

- Оформление альбома «Берегите книги!».
- Литературная викторина.
- Экскурсия в библиотеку.

- Изготовление лепбука «Сказки А.С. Пушкина».
- Презентация проекта в ДОУ.
- Публикация проекта на сайте ДОУ, в социальной сети (nsportal.ru).

Воспитатели.

Март -

Апрель.

Формы  работы с родителями

- Беседа с родителями «Зачем читать книги?», «Как читать ребёнку книги».

- Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевых  игр.

- Совместная работа по созданию альбома «Ах! Что за прелесть эти сказки! »

- Пополнить уголок  играми.

- Изготовление лепбука  «Сказки А.С. Пушкина».

- Консультации для родителей:
«Сказки А. С. Пушкина в жизни ребенка»,

«Читайте детям книги»,

«Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка»,
«Как правильно читать с ребёнком сказки»,
«Как научить ребёнка любить книги»,
«Зачем читать книги?».

Памятки для родителей:
 
«Сказки на ночь»;
«Чтение – вот лучшее учение».

- Размещение консультаций, памяток  на сайте ДОУ, в социальной сети (nsportal.ru).
- Анкетирование  для родителей «Приобщение детей к чтению».
- Анкетирование родителей о том, какие книги дома читают; есть ли в домашней библиотеке произведения А. С. Пушкина.
- Традиции группы: «Книга напрокат».


Воспитатели, родители.

Март -
Апрель.

                                                                                                                Приложение №1

 Конспект непрерывной образовательной деятельности
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие речи

Подготовительная  группа

Тема НОД: Сказки А.С. Пушкина

Задачи:

- Углублять и расширять знания детей о творчестве А. С. Пушкина.

- Формирование понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.
- Закреплять умение рассказывать о своих любимых книгах.
- Инсценировать любимые фрагменты произведения, загадывать загадки по произведениям Пушкина.
-
 Воспитывать интерес к художественной литературе. 
Оборудование
: магнитная доска, ноутбук, проектор.
Демонстрационный материал: книга – сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с иллюстрациями художника;  картинки  с изображением моря; иллюстрации к сказке художника Дехтерева Бориса Александровича; портрет А.С.Пушкина.

Раздаточный материал: мяч, золотая рыбка игрушка, продукты для изготовления печенья, формочки, посуда для приготовления.

Словарная работа: невод, сварливая, алчная, старче, заругала, бурлящее море, грозная царица.   

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадки:

Тридцать три года — такие дела —
Старуха у моря все пряжу пряла.
А дед неудачной рыбалкою жил.
Что за жилье у них было, скажи?
(Землянка)
Сказка — ложь! Да в ней намек,
Лютой жадности упрек.
В то старуха слезы льет,
В чем стирать нельзя белье.
(Корыто)
Много лет старик рыбачил.
Часто был он без удачи.
Вы ли вспомнить не могли бы,
С чем ходил ловить он рыбу?
(
Невод)
Пару раз старик невод кинул,
Но поймал лишь траву да тину.
Кто, скажите, на раз на третий
Вдруг случайно попался в сети?
(Рыбка)

Как вы думаете, о какой сказке эти загадки?

Вы верно угадали – это сказка о рыбаке и рыбке. А кто же написал эту сказку?
Дети: Александр Сергеевич Пушкин.

Рассматривание портрета А. С. Пушкина. Рассказ воспитателя о  творчестве поэта.

Воспитатель: Правильно, это Александра Сергеевич Пушкин – русский поэт.  Он известен всему миру.  Это имя знает вся Россия, он дорог и близок каждому человеку. Его произведения мы знаем и очень любим.

Родился он очень давно – 6 июня 1799 года, более двухсот лет тому назад в городе Москве. Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки. Сказки он любил с детства. Арина Родионовна, его няня,  знала много сказок и часто  их рассказывала. Она  брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка. Эти сказки маленький Саша  слушать мог подолгу.

Воспитатель: Ребята, чем отличаются сказки от других литературных произведений? (Сказка – это вымысел, где оживают животные, птицы, есть волшебные предметы, сказочные слова, во всех сказках есть начало – жили – были  и концовка – и стали они жить – поживать, да добра наживать.

Воспитатель: А во всех ли сказках добро побеждает зло?
Дети: Добро побеждает во всех сказках.

Воспитатель: Сказки бывают народные и авторские. А сказка А. С. Пушкина написаны в прозах или стихах?
Дети: Сказки А. С. Пушкин написал в стихах.

Воспитатель: Все сказки интересны и поучительны. В них прославляются добрые люди и высмеиваются плохие, злые, жадные. Послушайте, пожалуйста, дети, «Сказку о рыбаке и рыбке», каким красивым языком она написана и постарайтесь запомнить особенные сказочные слова.

Чтение сказки.

Педагог выставляет на экран иллюстрации.
Беседа.
- Кто главные герои в сказке?
(Старик, старуха и золотая рыбка).
- Как вы поняли, каких людей высмеивает в сказке А. С. Пушкин?
(А. С. Пушкин высмеивает жадных людей в этой сказке).
- Как он описывает старуху
? (Вредная, жадная, злая, грубая, сварливая, алчная).
- Как она обращается с мужем?
(Плохо). 
- Какими словами описывается старик?
(Добрый, тихий, жалостливый, беспомощный).
- А как его называет рыбка? (
Рыбка называет старика ласково» старче»).
- А как так получилось, что рыбка стала служить старику?
(Рыбка пожалела старика и обещала  выполнить все, что он скажет, если он отпустит ее).
- Как вы можете описать рыбку? Какая она?
(Рыбка – золотая, добрая, справедливая, умная, красивая, волшебная).
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте немного подвигаемся!
Физкультминутка «Рыбка»

Рыбка плавает в водице,

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать (Медленно сближают ладони.)

Рыбка спинку изогнула (Снова изображают, как плывет рыбка.)

Крошку хлебную взяла.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла. (Снова изображают, как плывет рыбка.)

Воспитатель: «Старика старуха забранила». Как вы понимаете это? (Заругала, накричала).

- Когда человек ругается, какое у него лицо становится? (Сердитое, злое, напряженное, твердое).

- А голос какой? (Резкий, неприятный, страшный, злой).

Воспитатель: Сейчас вы все «старухи», а я – «старик». Покажите мне, как выглядит злая старуха… Хорошо. Руки можно упереть в бока. А теперь вы по очереди кричите на «старика»: «Дурачина ты, простофиля!». Можно ногой топнуть.

Воспитатель: Хорошо. А теперь расслабились, стали мягкими, добрыми, спокойными.

Воспитатель: Как вы думаете, почему море в сказке такое разное?

С каждым желанием старухи море становилось всё темнее, мрачнее, волны выше поднимались.

Воспитатель: Какое первое желание исполнила рыбка? (Дала старухе корыто).

- Обрадовалась старуха новому корыту? Как вы думаете, почему? Какая была старуха? (Злая, жадная, неблагодарная).

- Что она попросила во второй раз? Исполнила рыбка второе желание, но и это не обрадовало старуху. Захотелось ей стать дворянкой. Вы знаете, кто такая дворянка? (Дворяне – люди, которые служат князям и боярам).

- И не успела рыбка исполнить это желание, как старуха уже придумала новое.

-Исполнила рыбка следующее желание старухи: сделали ее царицей.

- Старуха была «грозной царицей». Как вы понимаете это выражение

Как по – другому можно сказать грозная? (Строгая, страшная, злая, суровая, жуткая, хмурая, гневная, разъяренная, яростная, строжайшая).

- А почему рыбка не исполнила последнее желание старухи? (варианты детей).

Воспитатель: Да, ребятки, потому что старуха пожадничала. Ей было всего мало. И она пожелала быть на месте самой золотой рыбки. И из сказки мы можем взять урок: не будь жадным, радуйся тому, что у тебя есть сейчас.

Воспитатель: Как же заканчивается сказка? (Перед старухой опять оказалось разбитое корыто).

  -  С тех пор это выражение стало пословицей для тех людей, которые очень завистливые.

- Чему нас учит эта сказка? (Сказка учит добру, не надо быть завистливым и жадным).

Воспитатель: Какие пословицы подходят для нашей сказки?

- Не тот жаден, у кого мало, а тот, кто хочет большего.

- Многого желать — добра не видать.

- Жадность — всякому горю начало.

Воспитатель: А сейчас можно поиграть. Игра «Исполни желание».

Все встают в круг и передают рыбку под музыку, на ком музыка заканчивается, и рыбка в руках остается, тот должен загадать желание рядом стоящему человеку.

Рефлексия.

О ком мы сегодня говорили?
О какой сказке беседовали?
Чему нас учит эта сказка?

Дети: Сказка учит добру, не надо быть завистливым и жадным.

Воспитатель: Вы молодцы, хорошо отвечали на вопросы.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сделать ваших золотых рыбок из песочного теста. И, когда вы будете их делать, загадайте своё желание, и оно обязательно исполниться.

 

 

                                                                                                                Приложение №2

Конспект непрерывной образовательной деятельности
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
(Рисование)
Подготовительная  группа

Тема НОД: «Мой любимый сказочный герой»

Задачи:

- Учить детей передавать в рисунке образы сказок, характерные черты полюбившегося персонажа.

- Закреплять умение рисовать акварельными красками.

- Развивать образные представления, воображение, творчество.

-Воспитывать  любовь к сказкам.
Оборудование: магнитная доска, плеер.

Демонстрационный материал: иллюстраций с изображением сказочных героев; опорные рисунки с последовательным выполнением  работы.

Раздаточный материал: бумага белая, краски акварель, кисти, простые карандаши.

Словарная работа: сказочный,  герой. 

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Ход НОД:

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да.

Воспитатель: Сказки пришли к нам из глубины веков. Эти сказки бабушки рассказывают своим внукам, а те, когда подрастут и сами станут родителями, расскажут их своим детям. Так и живет сказка вечно, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколения. Сказки никогда не оставят нас равнодушным, увлекая в свой волшебный мир, они делают нас активными участниками происходящего, заставляют переживать вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказки учат нас, что быть жадными и злыми плохо. Зло непременно будет наказано. И наоборот, добрые и бескорыстные герои будут вознаграждены.
Воспитатель: Предлагаю, вам отправиться в путешествие в страну сказочных героев, но сначала нужно отгадать загадки:

Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу,
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка?    (Колобок)

Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.   (Мышка)

Сладкий яблок аромат,
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём.   (Жар-птица)

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?     (Три медведя)

У царя ей быть не место,

Из болота та невеста.

Ивана подружка — царевна… (Царевна-лягушка)

Кто заставил людоеда

В мышку превратиться?

Кто своему хозяину

Мог так пригодиться? (Кот в сапогах)

Ты напрасно дуешь, волк,

Ну какой же в этом толк?

Если быстро не уйдёшь,

То в котёл ты попадёшь! (Три поросёнка)

Физкультминутка

Вышел клоун на арену.

Поклонился всем со сцены.

Вправо, влево и вперёд.

Поклонился всем как мог.

Воспитатель: Ребята, рассмотрите иллюстрации к сказкам,  выполненные  разными художниками.  
Как художники передают характер сказочных героев?
Какие иллюстрации понравились больше всего и почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Расскажите, какие сказки вы знаете и почему?
Ответы детей.  

Воспитатель: Предлагаю  вам нарисовать любимого сказочного героя.
Прежде чем приступить к работе, подумайте, кто будет вашим сказочным персонажем.

Пальчиковая гимнастика

Дружно пальцы встали в ряд  (Показывают ладони)

Десять крепеньких ребят     (Сжимают пальцы в кулак)

Эти два – всему указка   (Показывают указательные пальцы)

Все покажут без подсказки.

Пальцы – два середнячка  (Средние пальцы)

Два здоровых бодрячка.

Ну, а эти безымянны   (Безымянные пальцы)

Молчуны, всегда упрямы.

Два мизинца-коротышки   (Вытягивают мизинцы)

Непоседы и плутишки.

Пальцы главные средь них  (Показывают большие пальцы)

Два больших и удалых  (Остальные пальцы сжимают в кулак)

Дети приступают к работе. При затруднении детям оказывается индивидуальная помощь.

Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим ваши рисунки.
Дети рассказывают о своих любимых сказках, о главных героях сказки.
Воспитатель: Давайте устроим для родителей, воспитателей фотовыставку своих любимых героев и пусть каждый сам узнает этих сказочных героев.

Рефлексия.

Ребята, о чём мы сегодня беседовали?

Что вы  нарисовали в своих рисунках?

Вам понравились рисунки?

Чей персонаж вам понравился больше и почему?
Чей герой получился самым весёлым?
Можно ли догадаться, из каких сказок герои?

Воспитатель: Вместе с детьми делаем выставку «Мой любимый сказочный герой».

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Найди отличия» (тема «Цирк»).

                                                                                                     

                                                                                                       Приложение №3

Беседа  с детьми «Какие бывают книги?»

Задачи:

- Развивать устойчивый интерес к книге, к её оформлению, иллюстрациям.

- Обогащать представления детей о разнообразии книг, жанрах произведений.

- Закреплять правила культурного обращения с книгами.

Ход:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита,
не человек, а рассказывает (Книга)

Воспитатель: Посмотрите, у нас в группе очень много разных книг! Я предлагаю рассмотреть их внимательно: чем же они похожи, а чем отличаются.

(На столе разложить разные по цвету, размеру, толщине книги).

Воспитатель: Для чего же нам нужны книги? (читать, рассматривать иллюстрации, узнавать что-то новое)

Воспитатель: Из чего состоит книга? (Книга состоит из листов бумаги, страниц, которые расположены в определённом порядке, на них буквы и картинки).

Воспитатель обращает внимание на страницы книг, предлагает их погладить рукой.

— Ребята, страницы книги бумажные, а какие свойства имеет бумага мы сейчас проверим (раздать детям листы бумаги и предложить их порвать, помять и т. д.).

— Вот как легко рвётся и мнётся бумага, так же легко могут помяться страницы книги, если обращаться с ними неаккуратно, торопливо, неряшливо.

Как вы думаете, какие правила нужно знать, чтобы правильно обращаться с книгой?

(дети называют и демонстрируют основные правила)

— Возьмите в руки книгу, посмотрите, что ещё есть в ней. Конечно, спереди и сзади книгу закрывает обложка. На ней можно прочитать, кто написал книгу и как она называется.

Обложки тоже бывают самые разные. (Рассматривание нескольких обложек).

— Ребята, если оставить все книги на столе, то нам будет трудно быстро найти ту, которую захочется почитать. (На полочках в книжном уголке).

Давайте расставим все книги на полки. Все сказки поставим на эту полку. Но сначала вспомним, чем сказки отличаются от других произведений? Верно, в сказках есть волшебство, животные умеют разговаривать, есть волшебные предметы и волшебные помощники.

(Ставим сборники сказок на одну из полок)

-А на эту полку мы поставим рассказы. Чем же они отличаются от других произведений?  (В рассказе говорится о том, что случилось в жизни, или могло случиться.  В рассказе нет чудес и сказочных превращений. Рассказ можно придумать о чём угодно). Какие рассказы вы знаете? Кто автор этих рассказов.

А какие произведения будут стоять на третьей полке?  Конечно, это сборники стихов.

— Ребята, посмотрите, у нас остались книги-помощники, которые знают ответы на все вопросы. Это справочники, словари, энциклопедии. Мы ещё не раз к ним обратимся.

— Сегодня мы рассмотрели книги, выяснили, как много разных книг существует в нашей жизни, расставили их по местам, вспомнили жанры литературных произведений и закрепили правила пользования книгами.

 

                Приложение №4

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Цель: формирование представлений детей о библиотеке, закрепление знаний об окружающем мире, умение развивать сюжет игры, воспитание бережного отношения к книге.

Для игры необходимо: оформление игровой зоны книжного  уголка, выставка книг, формуляры, новые книги, телефон, каталог-указатель, фломастеры, кисти, клей, заготовки для закладок, клеёнка, фартук, колпак для доктора.

Действующие лица:

1.      воспитатель (заведующая)

2.      библиотекари

3.      читатели

4.      продавец магазина

5.      «книжкин доктор»

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем играть в интересную игру. Все вы любите, когда вам читают книги. Можно выбрать дома, можно попросить у друга, а можно пойти в библиотеку.

Воспитатель: Я заведующая библиотекой. Я хочу познакомить вас с нашей библиотекой.

Чтобы начать игру, я предлагаю вам отгадать загадки:

Если книгу написал,

Значит ты писатель,

Если книгу прочитал,

Значит ты …(Читатель)

Воспитатель: Молодцы! Как вы считаете,  в библиотеке должны быть читатели? (отв. дет.)

Воспитатель: Кто хочет быть читателем? (дети сами распределяют роли)

Воспитатель: Кто желает быть в игре библиотекарем? (дети предлагают)

Какие отделы есть в библиотеке? (Абонемент, читальный зал, выставочный зал, литературная гостиная, книжкина мастерская). Дети распределяют роли разных отделах.

Воспитатель: Займите свои места.

Воспитатель: Желающий помочь книжкам вылечиться, продлить им жизнь, прошу пройти в «Книжкину» мастерскую и стать книжным доктором, отвечающим за опрятный красивый вид книги.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете откуда поступают книги в библиотеку?(люди приносят, со склада, из других библиотечных фондов, из магазина).

Значит, нам нужен будет продавец книжного магазина или склада.

Кто привозит, доставляет книги в библиотеку?

Ответ: водитель, шофёр.

(дети договариваются о ролях)

Дети начинают игру, выбирают книги.

— Катя, тебе понравилась эта книга?

— Никита, а тебе что понравилось? Вы подойдите ко мне, я запищу вам книгу (библиотекарь заполняет формуляр).

— Можете пройти в интересующие вас залы (дети по желанию распределяются по залам)

— Вы знаете правило пользования книгами? (ответы детей)

—  В нашей библиотеке есть книжкина мастерская. Приглашаем всех желающих помочь в ремонте книг, сделать закладки, чтобы вам было удобно пользоваться книгой (желающие проходят в мастерскую доктора). В библиотеке вы можете познакомиться с новыми, необычными книгами, со старинными книгами, рассмотреть газеты и журналы. После чего дети самостоятельно выбирают и садятся за столы или на диван рассмотреть понравившуюся литературу.

Звонит телефон. Продавец склада (магазина):  -  Добрый день. К нам поступила новая развивающая литература: ребусы, кроссворды, головоломки. Не хотели бы вы приобрести для читального зала? Очень красочные.

Воспитатель: Хорошо, давайте оформим заказ, присылайте курьера.

Шофёр-курьер: Привозит заказ, подписывает его.

Заведующая: Когда вы нам подвезёте заказ?

Шофёр-курьер: Через час.

Воспитатель заходит в читальный зал:-  Ребята, скоро в нашей библиотеке будет новые поступления, мы приглашаем вас  познакомиться с ними. Шофёр-курьер: привёз заказ, подписывает накладную. Проверяет привезённую литературу по накладной.

Дети продолжают игру.

              Приложение №5

Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»

Цель: развитие речи, внимания, памяти, воображения, формирование навыков общения, вежливости, учтивости и внимательности к нуждам другого человека, развитие любви к книге.

На подготовительном этапе игры необходимо обустроить «книжный прилавок». Дети выбирают несколько книг из детской библиотеки, расставляют или раскладывают их аккуратно на столе. Заранее необходимо приготовить «деньги» (фантики, бумажки из цветной бумаги и т.п.) и сумку, в которую покупатель будет складывать товар. Дальше необходимо распределить роли.

1. «Хочу купить самую, самую…» Воспитатель предлагает выбрать книгу: самую толстую или тоненькую, с самыми красивыми и яркими картинками, самую любимую, самую смешную, самую интересную и т.д. Необходимо спросить, почему ребенок выбрал именно ту или иную книгу.

2. «О чём эта книга?» Воспитатель показывает свою заинтересованность той или иной книгой и просит ребенка рассказать о ней. Ребенок вспоминает название, главных героев, кратко или полностью рассказывает сюжет, например, какой-нибудь сказки.

3. «Какую бы книгу вы мне предложили?» Можно разыграть растерянность при виде такого большого ассортимента хороших книжек и попросите детей выбрать для вас книгу на свой вкус. Пусть он обоснует свой выбор.

4. «Мне нужна книга, которая…» Дайте краткое описание книги: цвет обложки, с чего начинается или чем заканчивается сказка, что изображено на первой странице книги и т.д.

5. «Мне необходимо несколько…» Повторение числа и счета. Попросить детей «продать», например, три книжки со сказками, пять книжек-раскладушек, семь книг с толстой картонной обложкой и т.д.

 

 Приложение №6

Тема: «Книжкина больница»

Цель: формирование у детей интерес к книге, ознакомление с правилами пользования книгой.

Задачи:

Показать как можно «лечить» книгу.

Развивать формы сотрудничества друг с другом.

Развивать эмоциональную отзывчивость.

Словарная работа:

Учить детей правильно употреблять глаголы: намазывать, приклеивать, проглаживать. Отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями. Закреплять название частей тела петуха, цвета.

Материал:

Порванная книга, скотч, клей, клеенка, салфетка, полоски бумаги, кисточки, салфетки для рук.

Приложение №7

Анкета для родителей

Приобщение детей к чтению

Уважаемые родители!

Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Исходя из этого очень важно, чтобы в семье были созданы условия для привития любви и интереса к книге, открытия в ребенке "таланта читателя". Цель данной анкеты: определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка, получить представления об организации домашнего чтения.

Прочтите вопросы и подчеркните один или несколько вариантов ответов, которые соответствуют Вашему мнению. Если соответствующего ответа нет, допишите его.

Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

Ваши Ф.И.О. _________________________________________________

Ф.И.О. ребёнка ________________________________________________

1. Волнует ли Вас проблема детского чтения?

а) да (почему?) ________________________________________________

б) нет (почему?) _______________________________________________

2. Нужно ли проводить тематические консультации, семинары для родителей по проблеме детского чтения?

а) да;

б) нет.

3. На Ваш взгляд, семейное чтение – это:

а) литература, интересующая всех членов семьи или её часть;

б) обсуждение прочитанного всей семьей или её частью;

в) чтение вслух для всех членов семьи;

г) когда все члены семьи заняты чтением;

д) другое ____________________________________________________.

4. Читаете ли Вы сами литературу? Если да, то что предпочитаете?

а) да, периодическую литературу (журналы, газеты), познавательную литературу, художественную литературу (нужное подчеркнуть).

б) нет.

5. Читаете ли Вы ребёнку, книги? Если да, то как часто? Если нет, то что Вам мешает?

а) да, ежедневно, несколько раз в неделю, когда просит ребёнок, когда есть время (подчеркните нужное), другое (что именно) ___________________

_____________________________________________________________

б) нет, не хватает времени, моему ребёнку это не интересно, не вижу в этом необходимости (подчеркните нужное), другое (что именно) __________

_____________________________________________________________

6. Кто преимущественно в Вашей семье читает книги ребёнку?

а) мать;

б) отец;

в) другие члены семьи (указать кто) ______________________________

г) все вместе.

7. Беседуете ли вы с ребёнком о прочитанном произведении?

а) да, после каждого чтения;

б) не всегда;

в) нет.

8. Читаете ли Вы с ребёнком произведения для длительного чтения? Если да, то какое последнее произведение Вы прочитали?

а) да, ________________________________________________________.

б) нет.

9. Какие книги предпочитает Ваш ребёнок?

а) сказки;

б) стихи;

в) литературу о природе;

г) энциклопедии, книги познавательного содержания;

д) нет определенных предпочтений.

10. Назовите, пожалуйста, 3 самые любимые книги Вашего ребёнка:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

11. Знает ли Ваш ребёнок имена поэтов и писателей? Если да, то перечислите, каких:

а) да, ________________________________________________________

б) нет.

12. Есть ли у Вас домашняя библиотека? Если да, то назовите, пожалуйста, несколько книг, которые наиболее ценны для Вас и Вашей семьи.

а) да, ________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

б) нет.

13. Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку? Если да, то указать в какую:

а) да, ________________________________________________________.

б) нет.

14. Рассказывает ли Ваш ребёнок о тех книгах, которые прочитали в детском саду?

а) да, очень часто;

б) да, иногда;

в) очень редко;

г) никогда.

15. Вы считаете, что чтение – это:

а) хорошее средство развлечения, время препровождения;

б) полезное занятие;

в) Ваш вариант _______________________________________________.

16. Как Вам кажется, правы ли те, кто считает семейной чтение ценностью национальной культуры?

а) да, эта точка зрения совпадает с моим мнением;

б) нет, я считаю это преувеличение;

в) затрудняюсь ответить.

17. Как Вы думаете, может ли компьютер заменить книгу?

а) да, компьютер удобнее и даёт больше информации, за ним будущее;

б) когда как;

в) нет, книгу ничто не заменит.

18. Как Вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?

а) в дошкольном возрасте;

б) в школе;

в) затрудняюсь ответить.

19. Ваши просьбы, пожелания воспитателям по организации детского чтения в группе ______________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Спасибо за искренние ответы!

Список использованной литературы

  1. А.С.Пушкин. «Стихи и сказки». Изд.Детская литература, М.,1974г.
  2. А.Самарцев. А.С.Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003г.
  3. И.Токмакова. Поговорим с тобой о А.С.Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.
  4. Г.Светлова. А.С.Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.
  5. К.Степанов. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.
  6. Н.И.Попова. Музей-квартира А.С.Пушкина. Лениздат, 1989г.
  7. Журналы «Дошкольное воспитание» № 6-97 г., № 6-98 г., № 6-99 г., № 2, № 6-2000г.
  8. Л.М. Жукова. История о великом поэте Пушкин. Изд. Белый город, М., 2003г.
  9. Л.Жукова. Я памятник воздвиг себе нерукотворный… Стихи о жизни, любви и красоте. Изд. Белый город, М., 2001г.
  10. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»; Издательский дом «Цветной мир».
  11.  Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  12.  Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  13. Карпунина О. Г. «Книжкина больница».
  14. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.– М.: Мозаика-Синтез, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С .Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Что за чудо эти сказки!!! Аппликация по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Ко дню памяти А. С. Пушкина, мы решили оформить выставку детских работ, посвященных творчеству поэта. Для этого з...

"Сказка ложь, да в ней намёк" Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтене"

Сценарий музыкально - театрализованного развлечения по сказке А. С. Пушкина предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Дети рассматривают репродукции иллюстраций к сказке знаменитых русских...

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»

Литературное развлечение по сказкам А.С. Пушкина. Тема: «Огонь, вода и медные трубы… Кому сказки Пушкина не любы?»Задачи: - формировать навыки художественного исполнения различных образов при худ...

Игра-викторина по сказкам А.С.Пушкина "У лукоморья"А.С.Пушкин

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста...

Проект по ознакомлению детей с творчеством А.С. Пушкина. Сценарий музыкально - литературного вечера по сказкам А.С. Пушкина "У лукоморья".

Цель проекта:Познакомить детей с творчеством А.С. Пушкина;         Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в дра...

10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. В детском саду – акция «Сказки А.С. Пушкина – детям» с участием родителей

10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. В детском саду – акция «Сказки А.С. Пушкина – детям» с участием родителей...

10 февраля – день памяти великого А.С. Пушкина. Акция «Сказки А.С. Пушкина – детям»

Сказки А.С. Пушкина близки и дороги, как взрослым, так и детям. Они не похожи одна на другую. Каждая из них по-своему любима не одним поколением....