Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы дошкольников
методическая разработка

Рубцова Ирина Борисовна

Предложенные приемы и методы способствуют благоприятному развитию эмоциональной сферы детей, повышают их психическую устойчивость в социальной среде, а также инициируют становление их эмоционально-регулятивных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл institut_strategii_razvitiya_obrazovaniya_rao.docx18.04 КБ

Предварительный просмотр:

ИНСТИТУТ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РАО

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

ВУНЦ ВВС «ВВА им. профессора Н.Е. ЖУКОВСКОГО и Ю.А. ГАГАРИНА (г. ВОРОНЕЖ)

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ШАНЬДУНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (КИТАЙ)

АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЕ НАУКИ

В ОБРАЗОВАНИИ

Сборник научных статей XVIII Международной

научно-практической конференции

(17-19 апреля 2023 года)

Часть 2

ВОРОНЕЖ

Издательско-полиграфический центр

«Научная книга»

2023

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ

СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО

РУКОВОДИТЕЛЯ И ПЕДАГОГОВ

А.Н. Державина, музыкальный руководитель, И.Б. Рубцова, хореограф

МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад» № 90» г. Воронежа

     Развивать эмоциональную сферу ребенка, научить его осознавать

свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их хорошо получа-

ется через совместную деятельность музыкального руководителя и вос-

питателя. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями осуществля-

ется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специ-

альных музыкальных занятиях, где дети переживают эмоциональные со-

стояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живо-

писью, музыкой. Ценность таких музыкальных занятий состоит в том,

что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают

глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отно-

шению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвиж-

ных игр, элементов психогимнастики, техники выразительных движе-

ний, этюдов, тренингов, мимики и пантомимики, литературных произве-

дений и сказок (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоцио-

нальной сферы ребенка.

     При работе с детьми в данном направлении важно сделать акцент на

развитии следующих умений: умение произвольно направлять свое вни-

мание на испытываемые эмоциональные ощущения; умение различать и

сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер. На груп-

повых занятиях, проводимых психологами, работа идет параллельно по

четырем основным направлениям. Развивающее направление предпола-

гает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формиро-

вание произвольной регуляции поведения. На занятиях используются

следующие методические приемы: словесные и подвижные игры; проиг-

рывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств;

рисование (тематическое и свободное); беседы, направленные на знаком-

ство с различными эмоциями и чувствами; проблемные ситуации.

     Применение групповой формы работы способствует обучению де-

тей отношениям друг с другом и со взрослыми. Также осуществляется

обучение этически ценным формам и способам поведения во взаимоот-

ношениях с другими людьми на основе раскрытия внутреннего мира ре-

бенка, умения в адекватной форме делиться своими эмоциями.

Вот некоторые обучающие способы, приемы, содержание заданий

по развитию и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного воз-

раста:

     1 Рассматривание собственной мимики перед зеркалом. Сознатель-

ное изменение выражения лица и ответ ребенка на вопрос взрослого:

«Что теперь чувствуешь?» - отрабатывается связь между мимическим

проявлением и эмоциональным самочувствием.

     2 Эмоциональный аутотренинг. Через эмоциональную идентифика-

цию с любым персонажем взрослый, голосом и поступками персонажа,

может открывать ребенку его эмоциональный образ, который для него

чаще всего отсутствует, корректировать его, поддерживать позитивные

стороны, снимать неуверенность в проявлении своих эмоций, подчерки-

вать их эстетические стороны и т.п.

     3 Рассказывание сказок, историй (извлеченных из литературных ис-

точников, придуманных взрослым или самим ребенком) от первого лица,

где вместо главного персонажа - «Я»; взрослый старается задержать ре-

бенка на передаче своих внутренних переживаний. Такой рассказ в

группе может подхватываться детьми по цепочке, но каждый, продолжая

сюжет, говорит только от себя.

     4 Проигрывание ситуаций и сюжетов, где от ребенка требуется про-

извольная регуляция эмоций: хладнокровие, эмоциональная выдержка,

овладение своим страхом или неуместным весельем, преодоление неуве-

ренности. Например, принятие ребенком роли спортсмена на чемпио-

нате, когда остальные дети создают эмоционально-выразительный фон

болельщиков. Ребенок-«чемпион» не должен поддаться эмоциональному

воздействию, должен устоять перед общим эмоциональным настроем.

     5 Создание «автопортрета» - рисунок, «фотография» (рисование

своего портрета в игре в фотографию).

     Таким образом, вышеуказанные приемы и методы способствуют

благоприятному развитию эмоциональной сферы детей, повышают их

психическую устойчивость в социальной среде, а также инициируют ста-

новление их эмоционально-регулятивных способностей.

Список литературы

1 Колотилина Н.Н. Досуговая деятельность дошкольников в каникулярные

дни / Н.Н. Колотилина // Дошкольная педагогика. - 2017 .- № 8 .- С. 66-68.

2 Комарова Т.С. Научная школа Г.П. Новиковой «Эстетическое воспитание

личности» / Т.С. Комарова // Педагогическое образование и наука. - 2017 .-

№ 4 .- С. 97-101.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс Тема: Использование арттерапевтических техник для коррекции эмоциональной сферы дошкольника.

Продемонстрировать  способы  применения изотерапевтических  техник, акцентируя  внимание  на  возможности  их  широкого  использования  в  образо...

Методы и приемы развития и коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей и сотрудников детских садов....

Семинар для педагогов Методы и приемы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы у дошкольников

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по профилактике проблем в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников Задачи: - формирование представлений о взаимосвязи...

Эбру арт – терапия как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников.

Эбру арт – терапия как средство коррекции эмоциональной сферы дошкольников....

Методы и приемы работы по коррекции эмоциональной сферы детей с нарушением слуха в дошкольном возрасте

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием ок­ружающего мира: людьми, предметами...

Развитие и коррекция эмоциональной сферы ребенка методами театрализованной игры

Одной из особенностей дошкольного возраста является повышенная эмоциональность ребенка. У детей с ОВЗ, как правило, имеются нарушения в развитии эмоциональной сферы. Театрализованные игры развивают эм...