Отчет по самообразованию "Экологические игры -как средство экологического воспитания дошкольников. Развлечение "Азбука Природы"
методическая разработка

Агатова Вера Васильевна

Экологическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В процессе игры дети лучше усваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, систематизировать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию воспитателя Агатовой Веры Васильевны

2023г.

«Экологические игры как средство экологического воспитания  дошкольников».

Цель работы по самообразованию :

-создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития;

-объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через экологические игры.

-обосновать влияние экологических игр на эффективность формирования экологической культуры у дошкольников;

-продолжать повышать педагогический уровень и профессиональную компетентность;

-внедрять в свою работу новейшие методы в воспитании и обучении детей;

-привлекать родителей воспитанников к работе по экологическому воспитанию детей.

Актуальность темы:

Актуальность проблем, связанных с воспитанием экологической культуры бесспорна, так как детский сад является начальной ступенькой к освоению детьми "азбуки природы». Именно в этот период ребенку необходимо научиться ориентироваться в природе, беречь ее и приумножать.

Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Экологические игры влияют на получение, систематизацию и закрепление знаний о природе и окружающей среде, а также способствуют формированию у детей бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы. Именно посредствам игры формируются у детей моральные навыки поведения в природе.

Развлечение «Азбука природы»

Цель: развитие экологической грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их экологической культуры.

Задачи:

- способствовать формированию у обучающихся знаний о природе , делать выводы, доказывать своё мнение.
- развивать экологическую этику обучающихся, этики ответственности их в отношении с природой, мышления, внимания.
: 
- образовать у обучающихся чувство ответственности за состояние окружающей среды;
- выстраивать гражданскую позицию «Земля – это наш дом, а дом всегда нужно беречь и охранять»

        

                                                Ход  

Ритуал приветствия Здравствуй!

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое

Здравствуй вольный ветерок

Здравствуй маленький дубок

мы живем в одном краю

всех я вас приветствую

 Воспитатель. Быть частичкой природы – это прекрасно!  Какой прекрасный и удивительный мир нас окружает - леса, поля, реки...   Это природа .Родина для каждого из нас начинается с близкого: с родных людей и той природной среды, в котором мы растем, живем. А надо ли беречь природу? Вы знаете кто такие эколята? Эколята –  это дети, которые берегут и защищают природу, им свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней.  Я знаю таких ребят – эколят. Давайте познакомимся с ними поближе. 

Дети: Здравствуйте ребята! Мы эколята – дошколята – обычные дети, ходим в детский сад»Гнёздышко» ! Мы любим, охраняем и бережем природу, любим  свой город, свою Родину. А вы любите природу? Ребята, а вы хотите стать тоже защитниками природы? Мы подготовили  для вас задания. Поиграйте с нами, наши игры очень познавательные.

Воспитатель:  Конечно, мы знаем много интересного.

1.Сначала разминка

Какое дикое животное очень похоже на собаку? (Волк)

Пингвин – птица или нет? (птица)

У какого дерева ствол белый? (берёза)

Животное, которое строит дом на реке. (бобр)

Какое самое большое животное, обитающее в море? (кит)

 Я знаю интересную игру «Эколята в мире растений», ответьте на вопросы из нашей замечательной книги.

1) Расту в оврагах, на лугу,
     Если тронешь - обожгу.
     Горда, неприхотлива
     Зелёная .

Правильный ответ: крапива

2) Что, скажите, за растение

Все считают сорняком?

У кого цветки-колючки

Прицепляются шипом?

Кто в природе повсеместно

Сам себя распространяет

И нередко, при болезнях,

Многим людям помогает?

От детишек до старух.   Как зовут его? …

Правильный ответ:  лопух

3) Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки?

          Правильный ответ: чистотел

4)Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот.

          Правильный ответ :черника

5)Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

          Правильный ответ :клюква

6)На лесной полянке

Красуется Татьянка:

Алый сарафан,

Белые крапинки. (земляника)

         https://cs1.livemaster.ru/storage/0a/16/969e527201526c3a42f5c0fc3aq2--materialy-dlya-tvorchestva-chistotel-trava-chistotela-bolshog.jpg

-Все это растения, а растут эти растения в наших просторах Курской области https://fsd.multiurok.ru/html/2019/02/05/s_5c59e189d3249/img26.jpg

Игра  «Сложи картинку»

Воспитатель:  На столах лежат разрезные картинки их надо собрать. https://shareslide.ru/img/thumbs/618bfb2833e1b5d94fb698492974b702-800x.jpgДавайте разделимся на две команды, подойдем к столам.  (4 картинки : лиса, белка, кабан, волк)

Какие вы молодцы, что у вас получилось? Каких животных вы собрали?  Все эти животные живут в наших лесах.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/10/26/s_5bd352ad6ea37/img6.jpg


А сейчас немного отдохнем, встали поудобнее, смотрим и повторяем за мной!

.Физкульминутка про зверей

Дети –эколята . А мы очень любим играть в игру  «Экологический светофор.

Мы тоже в нее сейчас поиграем. Давайте сядем на полянку, возьмите в руки кружки зеного и красного цвета, вот так (показываю).

Я буду читать вам стихи, а вы выберите правильный ответ и поднимите нужный кружок: зеленый – помогаете природе, красный – вредите ей.

1.    Пять зеленых лягушат

В речку броситься спешат.

А ребята не лежат,

Ловят банкой лягушат.

Пусть живет лягушка в доме,

Здесь ей лучше, чем на воле.         «красный».

2.    Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит.                  «Красный».

 

3В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой.

В крутом овраге под горой

Мы чистили родник студеный.     «зеленый».

 

     

   4. Колкую, зеленую

Срубили топором,

Из лесу душистая

К нам приходит в дом.               «красный».

5.Посадили деревце у себя во дворе.

Пусть растет зеленое,

Лист резной, лист резной.

Поливаем деревце часто, часто мы

Чтоб оно со временем

Дало нам плоды.                               Зеленый.

 

6.  Бутылки и банки бросаем в походе,

                  Не разлагается мусор в природе.

                  Пришли через год на полянку

                  И обнаружили свалку.               «красный».

Ребята эта игра – правила как надо вести себя на природе, запомните их.

Воспитатель: спасибо ребята игры у вас действительно интересные и познавательные.

Встаем. Давайте поиграем в игру. «Летает, плавает, бегает»

                          https://school592.ru/wp-content/uploads/1/a/5/1a5652fe2e9327dce6486f4a28ed0eed.jpeg 

Воспитатель: Я вам буду называть животное , а вы покажете ,как оно передвигается: медведь, заяц, щука, белка, лиса, сорока, воробей. Молодцы.

Заключительная часть:

 Сколько мы сегодня повторили, в какие интересные игры мы играл?  Ребята вы тоже много знаете о природе нашего края. Сегодня  играя повторили растения, животных и правила поведения на природе.

Всех детей благодарю, и медали вам дарю!

Медали с надписью «Юный защитник природы!».

 Вы тоже стали  защитниками природы.

Ритуал прощание Эстафета дружбы

Взяться всем за руки и передать, как эстафету рукопожатие. Я передаю вам свою дружбу, и она идет от Маши к Саше, и т.д. Я чувствую что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей.

Ребята, запомните:

«Земля – это наш дом, а дом всегда нужно беречь и охранять»

Вывод:

В заключении своей работы я хотела бы сказать, что экологические игры занимают важное место в экологическом воспитании детейЭти игры можно использовать во всех режимных моментах: на занятиях, на прогулке, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной деятельности детей и т. д.

Экологическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В процессе игры дети лучше осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать, систематизировать.

Экологические игры повышают интерес детей к занятиям, способствуют сосредоточенности, что помогает лучше усвоить материал программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника

Введение Актуальность данной темы заключается в том, что экологическому воспитанию уделяется особое внимание, так как в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры личности, ч...

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников.

Сообщение воспитателя на педсовете о роли дидактической игры в воспитании дошкольников....

Статья на тему: Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольника

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. П...

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...

Мастер-класс с аудиторией взрослых «Экологические игры как средство экологического воспитания дошкольников»

Если взрослый сам любит природу и бережно к ней относится, он может передать эти чувства и детям. Научить детей видеть красивое – дело сложное. Вовлекая ребенка в область своих переживаний по по...