Патриотическая игра "Моя Россия - мой народ"
методическая разработка (подготовительная группа)

Панова Наталья Владимировна

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в данном возрасте ситуативные. Детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления  могут  угаснуть. Педагоги, поддерживая интерес детей к истории России, народам, проживающим в стране, их промыслам создают развивающие условия  в разных видах деятельности. Одним из видов такой деятельности является патриотическая игра "Моя Россия - мой народ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskaya_igra_moya_rossiya_-_moy_narod.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Большое путешествие по карте России – это знакомство с этнографической картой нашей страны. Маршрут «большого путешествия по карте России» охватывает различные природно-климатические зоны (тундра, тайга, горы, степь), что позволяет привлечь внимание детей к разнообразию окружающего мира и целостность народной культуры (основные занятия народа, костюм, культура праздника, игры, сказки…).

Гтпотеза. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, России,  но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории России, символике, достопримечательностях, будут знать народы, которые населяют Россию, начнут проявлять интерес к жизни, сказкам, играм народов России и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполненными [1].

- формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.

- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.

 - развивать интерес к страноведческим знаниям;  

Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в данном возрасте ситуативные. Детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления  могут  угаснуть. Педагоги, поддерживая интерес детей к истории России, народам, проживающим в стране, их промыслам создают развивающие условия  в разных видах деятельности.

 В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети  знакомятся с фольклором народов России. В танцевальной деятельности, при исполнении национальных танцев с различными перестроениями у детей развивается чувство ритма, умение передавать характер музыки через движение. Всё это  позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате данной работы у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Задачи: 

- углублять и уточнять представления о Родине — России;

-  развивать чувство гордости за достижения отдельных россиян и России в целом;

- формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);

- закреплять и расширять представления о столице России – Москве;

- о государственных праздниках, о собственной принадлежности к государству;

- дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России;

- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину.

     - способствовать формирование у детей интереса к народам России;

     - познакомить детей с некоторыми особенностями разных народных культур;

     - познакомить детей с разнообразными природно-климатическими зонами, флорой и фауной подчеркивая тесную  

       связь окружающего мира с жизнью человека;

     - познакомить детей с традиционными народными подвижными играми, фольклором, сказками;

     - развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Предполагаемый результат:

     - Итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.

     - Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

     - Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.

      - Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

      - Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.

Словарная работа: национальность, промыслы, утварь.

Организационный момент

 Владимир Степанов «Необъятная страна» (читают все дети, заходим в зал, изображая полёт на самолёте, «смотрим в бинокль», приветствуем гостей, рассаживаемся на стулья)

Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

- Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране и о людях, проживающих в ней. Как называется наша страна? (Россия)

Наша Родина очень большая, красивая и богатая. Россия – огромная страна. По территории она больше таких стран, как Канада или Китай, США или Индия. А Франция или Германия могли бы разместиться на нашей территории более 30 раз (показывает на карте).

Работа с картой игра «Найди на карте» (прикрепи ярлык – название)

Найди на карте:

 Уральские горы (горы, которые разделяют Европу и Азию), озеро Байкал (самое большое, чистое пресноводное озеро),

Река Волга (одна из крупнейших рек земного шара, и самая большая и полноводная река в Европе),

река Обь (вторая по величине река России, с языка народов коми переводится, как снег или снежный сугроб, питание – таяние снегов),

река Лена (река, расположенная целиком в области вечной мерзлоты, в переводе с эвенкийского «большая река»),

город Москва (столица России)

город Челябинск (город, в котором мы живём)

Работа с картой

Народы России

«Кто где живёт» (найди на карте)

Россия – большая страна. Неудивительно, что в России проживают люди многих национальностей. Конституция России – главный закон нашей страны – начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации… ». Вдумайтесь в эти строки. Они говорят о том, что в России много национальностей, но все они – один народ. Так говорит главный закон. Так устроена наша жизнь. Так сложилась наша история.

Владимир Степанов «Российская семья» (читает ребёнок)

Живут в России разные          

Народы с давних пор.              

Одним – тайга по нраву,          

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один - черкеску носит,

 Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой  - оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех - одна.

- Назовите национальности, с которыми мы с вами познакомились. Русские, татары, башкиры, буряты, калмыки, чукчи, якуты, ханты, чеченцы, осетины.

- Это все народности? (Нет)

- Всего около 190 национальностей проживают в России.

Русские (народ составляет основу России, саму её душу. Особое значение в сплочении народов нашей страны играет великая русская культура – язык, наука, музыка, живопись. Человек любой национальности знает, ценит и любит Пушкина, Толстого, Чайковского. Русский язык является государственным языком на всей территории России. Ведь разным народам приходится вместе работать, учиться, служить. Вот почему русский язык называют языком межнационального общения).  

Татары (чьё приветствие «Исянме сез» - «живы ли вы?» Эта фраза восходит к тяжёлым временам захвата Казани войсками Ивана IV, когда татарский народ жил в очень тяжёлых условиях. Приходя в гости, татары спрашивали друг у друга: «Живы ли вы?» - «Исянме сез»

Башкиры – коренной народ Республики Башкортостан. Одежда из овчины с множеством узоров на халате. Праздник в честь прилёта грачей – Каргатуй.

Буряты – народ, проживающий около озера Байкал. Коренной народ Сибири. Жили в переносных жилищах – юртах, причиной этому служил кочевой образ жизни (переезжают с места на место).

Калмыки - коренное население республики Калмыкия. Народный музыкальный инструмент – домбра. Основное занятие – животноводство.

Народы севера (чукчи, якуты, ханты)-

Загадка: Всё кругом белым – бело

Снегом белым замело.

Валит снег из низкой тучи,

День и ночь мороз трескучий.

Ветра свист, метелей вой-

Край холодный, ледяной? (Север)

- Какие народы Севера вам знакомы? (чукчи, якуты, ханты)

 Занимаются оленеводством, рыболовством, сбором ягод и грибов. Ездят на оленьих и собачьих упряжках. Шьют одежду из оленьих шкур. Жилище – чум, иглу, яранга.

Народы Кавказа (чеченцы, осетины)  – очень гостеприимный народ, проживает у Чёрного моря, в горах Кавказа. Народный танец – лезгинка. Выращивают виноград. Жилище – сакля из камней и глины. Национальный хлеб – лаваш. Делают посуду из глины.

На Кавказе любят

 Музыку и пляски.

На конях джигиты

 Скачут без опаски.

- Где проживает самое большее количество народностей России? (в Европейской части России)

- Почему? (лучшие условия для проживания: тепло, плодородная земля). Щедро одаривает нас своими богатствами родная природа.

- Что дают плодородные земли? (пшеницу, подсолнечник, травы лекарственные)

- Что берёт человек из рек и озёр? (рыбу, раков)

- Чем богаты леса? (древесиной, ягодами, грибами, разными видами птиц и зверей).

Страна славится – своим народом. Знаменита Россия ещё и тем, что с незапамятных времён живут здесь казаки – искусные войны, защитники. Пословица о казаках: «Жить – Родине служить!» Первые поселения появились на реке Дон – донские казаки. Есть и Оренбургские казаки.  Защищали свою землю от набегов кочевников. Дом – курень , значит круг. Курень донских казаков – мазанка. Главный – атаман. Общий сход казаков – Казачий круг. Оружие казака – сабля, шашка, кинжал. Воевали казаки на лошадях.

Народная игра «Юрта»

Юрта, юрта, круглый дом, побывайте в доме том!  (дети становятся в круг вокруг водящего, водящий кружится вокруг себя)

Гости явятся едва (подняли руки)

В печку прыгают дрова (наклонились, подкладывают)

Печка жарко топится (прыгают в круг)

Угостить торопиться (прыгают из круга)

Ладушки, ладушки (вытягивают руки вперёд, хлопают в ладоши)

Съешь мои оладушки! (водящий кружится, старается хлопнуть (поймать) по ладошкам)

Жилища народов России

Игра «Кто, где живёт»

Изба, юрта, мазанка, курень, иглу, чум, яранга, юрта, сакля.

«Магазин народных сувениров»

Игровое действие которой заключается в покупке сувенира, который продается при условии правильного определения ребенком, в какой республике сделан этот предмет, из какого материала, каково его назначение и особенности. Такая игра способствует закреплению знаний о прикладном искусстве разных народов нашей страны.

Итог:

Все мы живём в одном большом доме, который называется Россия, и в этом доме нам нельзя ссориться, а надо жить в согласии и дружбе, уважая традиции и культуру каждого народа.

Стихотворение  Николая Константиновича Доризо «Родина твоя» (читает ребёнок)

Есть на земле священные границы,

Но пограничных нет на них солдат.

Через границы те бежит пшеница.

На них в обнимку яблони стоят.

Ты их пройдешь и даже не заметишь,

Что на другую землю ты пришел.

На всем пути друзей хороших встретишь

Из кишлаков, станиц, из дальних сел.

Везде найдешь, с кем думой поделиться

И с песней вдоль по улице пройти.

Есть на земле священные границы.

И есть на свете ДРУЖБА без границ!

  1. Рындина Л.В. Проект «Народы России» руководитель проекта МКДОУ ДС № 1

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Народы России. Славянский народ.

Обычаи, культура, традиции славянского народа  России....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НАРОДЫ РОССИИ -Бурятский народ.

Цель: Познакомить детей с народом России – бурятами.Задачи:Познакомить детей с обычаями и традициями бурятского народа.Воспитывать уважение к людям других народоРазвитие внимания, мышления,...

Патриотический праздник «В единстве народов – единство России» Защита проекта «Россия –родина моя»

Данный материал может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям и педагогам детского сада. Проект проводился в рамках задачи по патриотическому воспитанию дошкольников. Участники воспитанни...

Проект « РОССИЯ - РОДИНА МОЯ !» Тема: Какие народы живут в России. Дружба народов мира.

РОССИЯ – самая многонациональная страна. На её территории проживает более 180 народов. При этом русские составляют около 80 % населения (около 111,0 млн из 142,9 млн в 2010 г...

Проект «Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников к народам разных национальностей России - День черкесского костюма»

Цель проекта: Формирование представлений у детей о национальном черкесском костюме посредством познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности....

Проект ко дню Единства России «Мудрость народа – в народах России» Подготовила музыкальный руководитель - Магомедова Фатима Рустамовна

Сегодня, как никогда актуальны вопросы нравственного воспитания детей.Времена меняются, но вечным остаётся стремление человека к добру, любви,  красоте, истине…Дошкольный возраст – ф...