«Развитие речи детей дошкольного возраста через игровую деятельность» (из опыта работы)
статья (младшая группа)

Бубнова Валентина Григорьевна

Статья из опыта работы по развитию речи через игровую дечятельность во второй младшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_rebyonka_imeet_isklyuchitelnoe_znachenie.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Волчихинский детский сад №2»

«Развитие речи детей дошкольного

возраста через игровую деятельность»

(из опыта работы)

Из опыта работы

воспитателя МКДОУ

«Волчихинский детский сад №2»

Бубновой В.Г.

Развитие речи ребёнка имеет исключительное значение. У детей младшего дошкольного возраста плохо развита речь, выразительность (интонационная речь), эмпатия (умение распознать эмоциональное состояние человека по мимике, движениям). Помочь им в этом можно через игровую деятельность, которая помогает у детей развивать речь, память, внимание, мышление, преодолевать робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Игровая деятельность творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, приковывает внимание, развивает умение сосредоточиваться. Она никого не оставляет равнодушным, потому что напоминает малышу те привычные игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни. 

В своей работе ежедневно использую различные виды игр, с помощью которых развиваем речь детей.

С помощью дидактических игр активизирую словарь детей. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание. В связи с этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должен освоить ребёнок. С помощью дидактических игр активизирую словарь детей.

Использую в работе настольно – печатные игры: «Парные картинки», «Лото» и т.д. В таких играх формируется речь, закрепляются знания детей о растениях, животных и т.д.

Важное значение в развитие речи детей играют сюжетно- ролевые игры. При своевременном формировании сюжетно-ролевой игры дети начинают играть группами, вступают в ролевое взаимодействие. Изначально дети подражают тому, что им показывает и говорит воспитатель,  но со временем они начинают самостоятельно организовывать игру, вступают в диалог, переносят действия с одного предмета на другой. В процессе игр побуждаю детей к называнию предметов, используемых ими, проговариванию действий, которые они выполняют.

Игр очень много, они могут быть самыми разными, но особое место среди них занимают подвижные. Всестороннее влияние подвижных игр на развитие ребёнка трудно переоценить. Игры нередко сопровождаются стихами, песенками, которые дети повторяют во время игры. Обязательно вовлекаю в игру даже застенчивых детей, которые в игре раскрывают свои возможности, у них развивается речь, дети учатся общаться с окружающими. 

При проведении «Утреннего круга» использую пальчиковые игры. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, они способны улучшить произношение многих звуков, чем лучше работают пальцы и кисть в целом, тем лучше ребенок говорит.

Особую роль в развитии речи ребенка играют словесные игры, они знакомят детей с окружающим миром, обогащают его словарный запас. Играя со словами, дети учатся образовывать новые слова при помощи приставок и суффиксов, упражняются в словоизменении.

Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно- регулирующих функций речи и движения, являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков.

Хороводная игра- это целый комплекс игровых упражнений, включающих в себя  пение, свободные движения и декламацию стихов. В хороводных играх активизируется речь детей, закрепляя правильное произношение поставленных звуков в связном речевом потоке.

Чем полезны развивающие игры? Они стимулируют познавательную активность детей, активизируют мышление, обогащают словарный запас, закрепляют правильное произношение звуков, развивают память и внимание, улучшают коммуникативные качества.

 В своей работе использую дыхательные упражнения. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система- это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

 «В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е.И. Тихеева.  Насыщая групповое пространство, мы заботимся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, в движении и в общении. Группы должны быть оснащены современным игровым оборудованием, которое включает наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.

В группе также оформлен речевой уголок. Нами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования грамматического строя, связной речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у дошкольников знаний о правилах безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность (из опыта работы)

Анализ статистических данных, проведенных совместно с сотрудниками ГИБДД, позволил выделить основные причины дорожных нарушений...

«Развитие творческой личности дошкольника через театрализованную деятельность» (из опыта работы)

Театр - синтез искусств. Музыка, хореография, актёрское искусство, изобразительное творчество – компоненты, из которых состоит сценическое действо. Кроме того, детский театр является эффективным средс...

Рекомендации для родителей: "Развитие речи младших дошкольников через игровую деятельность"

Данные рекомендации могут быть использованны как часть родительского собрания в младшей группе детского сада...

Развитие быстроты и ловкости через игровую деятельность (из опыта работы)

Развитие быстроты и ловкости через игры-эстафеты (старший дошкольный возраст)....

Развитие речи младших дошкольников через игровую деятельность

Развитие речи младших дошкольников через игровую деятельность...

Консультация для родителей: «Развитие речи у дошкольников через игровую деятельность»

У детей дошкольного возраста происходят значительные изменения как в развитии отдельных психологических процессов (памяти, мышления и т. д.) в отношениях с окружающими (взрослыми, сверстника...