"ШАГАЕМ ВМЕСТЕ» (программа по организации ранней помощи детям и их семьям)
рабочая программа

Чернухина Светлана Викторовна

Содержание программы предполагает организацию оказания помощи родителям  в формировании педагогических компетенций, необходимых для содействия в развитии  у детей раннего возраста (1,5-2 года) навыков, необходимых для социализации и адаптации в обществе, через совместную деятельность с ребёнком во время занятий в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№1 «Сказка»

«ШАГАЕМ ВМЕСТЕ»

(программа по организации ранней помощи детям и их семьям)

Разработала:

Чернухина Светлана Викторовна

Мегион 2022

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка        3
  2. Общая характеристика содержания программы        4
  3. Реализация программы и критерии оценки        7
  1. Этапы реализации        7
  2. Критерии и показатели эффективности программы        7
  1. Тематический план программы        9
  2. Практическая значимость программы        21

Заключение        22

Список литературы        23

Приложение 1 (Матрица оценки уровня социализации)        25

Приложение 2 (Конспект занятия «Подарки осени. Часть 1.»)        26

Приложение 3 (Конспект занятия «Зима»)        30

Приложение 4 (Конспект занятия «Ёлочка»)        34

1        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Аннотация

Программа «Шагаем вместе» разработана для организации ранней помощи семьям, воспитывающих детей от 1,5 до 2 лет, в рамках оказания комплексной помощи в развитии этих детей из семей:

  • находящихся в трудной жизненной ситуации, выявленных организациями социального обслуживания,
  • где родители обеспокоены развитием или поведением ребёнка.

Содержание программы предполагает организацию оказания помощи родителям                      в формировании педагогических компетенций, необходимых для содействия в развитии                   у детей раннего возраста (1,5-2 года) навыков, необходимых для социализации и адаптации в обществе, через совместную деятельность с ребёнком во время занятий в дошкольном учреждении.

Актуальность

Согласно распоряжению Правительства РФ от 31.08.2016 №1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года», необходимость развития ранней помощи в Российской Федерации обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для детей, находящихся в социально опасном положении. Раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.

Возраст от рождения до трёх лет является периодом интенсивного и стремительного развития, формирования базовых человеческих функций, личностной и познавательной сфер (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. и др.). Этот бурный процесс развития человека не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма (спонтанно), одних природных задатков для этого недостаточно, нужны дополнительные воздействия со стороны воспитывающих ребенка людей.

В нашей работе мы уделяем особое внимание развитию детей 1,5-2 года, так как они готовятся к поступлению в дошкольное образовательное учреждение. Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность — основные достижения данного возраста. иК двум годам нормально развивающийся ребенок должен понимать значения практически всех слов, относящихся к окружающим его предметам (около 300 слов), может играть в элементарные логические и тематические игры, способен составлять план действий на сравнительно небольшой промежуток времени, ходить самостоятельно; нести что-то в руках, тянуть или что-то толкать; поднимать ногу на ступеньку; строить из 2-4 кубиков пирамидку; самостоятельно кушать; частично развиваться без помощи взрослых;

«подражать» действиям взрослых (читать книгу, разговаривать по телефону; смотреть телевизор и т.д.). Этому способствует постоянное и разнообразное общение взрослых с ребенком. Для успешности такого взаимодействия взрослый должен быть готов к данному периоду взросления ребёнка как теоретически, так и практически. Часто родители не могут оказать достаточную помощь своему ребёнку в этот короткий период интенсивного развития, что подтверждается современными исследованиями (Галигузова Л.Н., Крючева Я.В., Стребелёва Е.А. и др.).

В рамках нашей программы под понятием «ранняя помощь» понимается оказание комплексной помощи семьям с детьми раннего возраста (1,5-2 года), направленной формирование физического и психического здоровья и благополучия ребёнка, включение его в среду сверстников и жизнь сообщества; сопровождение и поддержка семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей).

2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ Целевая аудитория: семьи с детьми раннего возраста (1,5-2 лет).

Цель Программы заключается в расширении компетенций родителей (законных представителей) детей в возрасте от 1,5-х до 2-х лет для успешной социализации этих детей посредством оказания социальных услуг в условиях ранней помощи.

Достижение данной цели планируется через реализацию следующих задач:

  1. Оказание практической помощи родителям в развитии навыка взаимодействия с ребёнком в целях стимулирования к познанию мира, освоения навыка учиться, развития творческих навыков.
  2. Содействие родителям в освоении компетенций по физическому развитию ребёнка достаточного для социализации уровня.
  3. Помощь родителям в освоении навыков, направленных на успешное социальное взаимодействие ребёнка, управление ребёнком своим поведением, участие в жизни семьи и общества.
  4. Оказание индивидуальной консультативно-психологической помощи родителям по вопросам развития ребёнка и взаимодействия с ним.

Научное обоснование Программы опирается на положения культурно- исторической теории Л.С. Выготского и его учеников, которые рассматривают раннюю помощь ребёнку как совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования (Блюмина М.И., Катаева А.А., Стребелёва Е.А., др.). Также основополагающим является утверждение, что возраст от рождения до трёх лет является периодом интенсивного и стремительного развития, формирования базовых человеческих функций, личностной и познавательной сфер (Выготский Л.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. и др.). Для обоснования программы берутся и утверждения специалистов, в исследованиях которых подчёркивается особая роль семьи, разных факторов семейного воспитания, таких как индивидуальные особенности родителей, характер детско- родительских отношений, родительские позиции, педагогическая компетентность родителей (Галигузова Л.Н., Забрамная С.Д., Егорова Т.А., Стребелёва Е.А. и др.). Также принимаются во внимание современные исследования, в которых рассматривается такое понятие, как педагогический потенциал, проявляющийся в родительских позициях, потребностях, возможностях, и которые свидетельствуют о необходимости формирования общей стратегии помощи ребёнку и семье (Ишмуратова Е.М., Крючева Я.В., Югова О.В.).

Нормативно-правовой базой данной программы являются следующие документы: Конвенция ООН о правах ребёнка, Федеральный закон Российской Федерации № 124-ФЗ

«Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённая Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 № 1839-р, методические рекомендации по созданию программ и планов развития ранней помощи в субъекте Российской Федерации, утверждённые Минтрудом России в апреле 2018 года.

Система методических принципов, на основе которой реализуется программа, выбрана в соответствии с её целью, задачами и включает в себя:

  • принцип личностной ориентированности, заключающийся в учёте особенностей семьи с ребёнком раннего возраста, а также личностных особенностей ребёнка, мотивации родителей и ребёнка, самоорганизации семьи, уровня интеллекта и психологических особенностей ребёнка 1,5-2 лет;
  • принцип профессиональной направленности, проявляющийся в учёте особенностей ребёнка при педагогическом взаимодействии с ним;
  • принцип максимальной активности, предполагающий вовлечение родителей и ребёнка в различные виды деятельности с учётом его особенностей;
  • принцип добровольности, подразумевающий отсутствие принуждения ребёнка и родителей к участию в реализации программы;
  • принцип доступности, осуществляющийся в виде адаптации занятий к ребёнку и семье с учётом реальных возможностей (психические особенности, физические и пр.);
  • принцип системности, означающий проектирование, конструирование занятий по программе как единого курса (системное содержание занятий, чередований различных видов деятельности с учётом особенностей возраста детей, системность контроля прогресса);
  • принцип соответствия материала, выражающийся в соответствии развивающего материала возрастным особенностям ребёнка 1,5-2 лет;
  • принцип открытой обратной связи, заключающийся в свободном выражении оценки и отзывов законными представителями ребёнка раннего возраста о процессе реализации программы.

Считаем, что все вышеперечисленные принципы взаимно перекликаются и дополняют друг друга, а потому их полная реализация будет способствовать формированию готовности детей раннего возраста (1,5-2 лет), находящимся в социально опасном положении, к социализации и переходу в образовательное учреждение.

Методы и формы ведения занятий выбирались исходя из их выраженной практической направленности. В ходе реализации программы применяется комплекс методов работы на занятиях, который включает: информирование (представление новых знаний в удобной форме – игровой для детей, консультативная для родителей), методы диагностики (тестирование, наблюдение, опрос), системный анализ, обобщение, методы моделирования, методы активного социально-психологического обучения (элементы социально-психологического тренинга), методы формирования сознания личности (объяснение, разъяснение, метод примера, беседа, рассказ), методы организации деятельности (упражнение, инструктаж, наблюдение, метод поручений, сюжетно-ролевая игра, мозговой штурм).

Ожидаемыми результатами реализации программы являются:

  • повышение качества взаимодействия родителя с ребёнком;
  • повышение уровня развития педагогических компетенций у родителей;
  • повышение мотивации у родителей к успешной социальной адаптации ребёнка;
  • проявление более высокого по сравнению с началом реализации программы уровня развития навыков, необходимых для успешной социализации у ребёнка (самообслуживание, коммуникативные навыки, ориентация в пространстве и т.д.);
  • психологически стабильная и благоприятная обстановка в семье.

Достижение ожидаемых результатов осуществляется через такой важный фактор в раннем развитии как игровая рутина.

Игровые рутины

Для детей раннего возраста характерны игры с многократно повторяющимися действиями. Например, ребенок в 14 месяцев много раз строит башню из кубиков и других предметов. В два года это может быть повторяющаяся последовательность сюжетных действий, например, кормит всех своих кукол. Циклическое повторение

игровых действий в игре ребенка составляет основу развития ребёнка в раннем возрасте. Развитие циклического взаимодействия, или игровые рутины, это базовая техника, в первую очередь, направленная на развитие взаимодействия и коммуникации у детей, однако, на ее основе, можно решать и другие задачи.

Технология игровых рутин тесно переплетается с технологией прелингвистического средового обучения.

Игровая рутина – это создание ситуация совместной игры с повторяющимися игровыми действиями ребенка и взрослого, действия которых происходят поочередно. Мы выделяем три типа игровых рутин:

Зеркальная рутина, при которой взрослый и ребенок по очереди совершают одинаковые или относящиеся к одной категории действия. Например,

  • катание мяча от ребенка к взрослому и обратно;
  • игра в зеркало, когда один строит гримасы на лице, а другой ему подражает;
  • или вокальная игра, где взрослый и ребенок произносят похожие звуки по очереди.

Инструментальная рутина, при которой взрослый совершает недоступное ребенку действие, после чего ребенок стимулирует взрослого повторить свое действие снова. Например,

  • взрослый выдувает мыльные пузыри, а ребенок их ловит и снова просит дуть мыльные пузыри взрослого
  • взрослый качает ребенка на качелях или у себя на коленях, когда останавливается – ребенок просит о продолжении.

Процедуральная рутина, при которой взрослый и ребенок по очереди совершают различающиеся действия, образующие связанную последовательность. Например,

  • ребенок собирает в машину кубики и везет на стойку, а взрослый – это строительный кран, поднимает кубики и строит дом.

Во всех трех типах игровых рутин должны присутствовать поочередные действия ребенка и взрослого. Задача взрослого ограничить свои действия, четко выделив очередь, передавать инициативу ребенку и ждать действий от ребенка, когда настала его очередь, а также научится читать сигналы ребенка о продолжении взаимодействия или иные сигналы и реагировать на них.

Объём Программы составляет

  • 36 групповых комплексных занятий. Периодичность занятий – 1 раз в неделю.

Продолжительность комплекса занятий 45 минут (3 модуля по 15 минут).

  • индивидуальное консультирование родителей по вопросам развития ребёнка, взаимодействия с ним – по запросу родителей (законных представителей).

Продолжительность реализации программы – 9 месяцев.

Ресурсное обеспечение Программы:

  • кадровое: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолого. Для повышения эффективности мероприятий программы могут привлекаться профильные специалисты учреждений здравоохранения и образования, представители общественных организаций, волонтёры.
  • методическое: информационные и просветительские материалы (буклеты, памятки, листовки, интернет-ресурсы).
  • материально-техническое: кабинет для проведения психолого-педагогических занятий (релаксационно-игровая комната с необходимым набором инструментов: тематические игрушки, иллюстрации, аудиопроигрыватель, наборы геометрических фигур, песочный стол с подсветкой и др.), кабинет для проведения творческих занятий (кабинет со столами и стульями подходящего размера для детей данного возраста, наборы карандашей, красок, пластилина, доски и инструменты для лепки, влажные салфетки для очищения рук, клей-карандаш, кисти, наборы цветной бумаги, картона, пуговиц, демонстрационные материалы и др), кабинет для проведения занятий по физическому развитию (кабинет с мягким половым покрытием, мягкие модули для физической

активности, деревянная лавочка для тренировки равновесия, наборы мячей, дорожки для стимулирования стоп, демонстрационный материал и др.).

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

  1. Этапы реализации Программы

Реализация программы включает три этапа:

Первый – подготовительный. На данном этапе происходит выявление нуждающихся в ранней помощи семей, формируется команда специалистов; осуществляется первичная диагностика детей раннего возраста (1,5-2 лет); изучаются особенности детей (особенности здоровья, психического и физического развития).

Второй этап – процессуальный. В ходе этапа осуществляется реализация программы

«Шагаем вместе».

Третий этап – итоговый. На данном этапе производится анализ эффективности проведённой работы. Выбирается дальнейшая стратегия по результатам диагностики: требуется дальнейшая работа, либо родителям необходимы краткосрочные консультирования.

  1. Критерии и показатели эффективности программы

Оценка эффективности программы производится путём сравнения данных стартовой и итоговой диагностики уровней развития навыков, необходимых для успешной социализации ребёнка раннего возраста (1,5-2 лет).

При проведении оценки специалисты опираются на ряд принципов диагностики

детей раннего возраста:

  1. принцип комплексного подхода, который означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребёнка и охватывает не только познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, соматическое состояние;
  2. принцип динамического изучения, опирающийся на концепцию Л.С. Выготского о двух уровнях умственного развития ребёнка – актуальном и потенциальном, т.е. зоне ближайшего развития;
  3. принцип качественного анализа данных, получаемых в процессе психологической диагностики, включает в себя отношение испытуемого к заданиям, способы ориентировки в условиях задания, характер его ошибок, отношение к результату своей деятельности;
  4. принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии. Данный принцип используется на протяжении реализации всей Программы.

Оценивание сформированности навыков, позволяющих успешно социализироваться, у ребёнка раннего возраста происходит по следующим критериям:

  • Моторное развитие – степень владения ребёнком опорно-двигательной системой своего тела (крупная и мелкая моторика).
  • Социальное        взаимодействие        –        умение        взаимодействовать        со        знакомыми        и незнакомыми взрослыми, другими детьми.
  • Зрительное        и        слуховое        реагирование        –        степень        реагирования        ребёнка        на предъявляемые зрительные и слуховые раздражители.
  • Речевое развитие – уровень владения речью.
  • Игровая деятельность – способность ребёнка включаться в групповую игру, играть с предложенными игрушками в одиночестве, самостоятельно занимать себя.

Бланк оценивания представлен в Приложении 1.

При выставлении оценок по каждому показателю предлагается использовать трехбалльную шкалу. Показатель соответствует 2 баллам, если он развит очень хорошо и ярко выражен, проявляется часто и в различных видах деятельности. Показатель соответствует 1 баллу, если он заметно выражен, но проявляется не постоянно. Показатель соответствует 0 баллов, если он выражен слабо либо отсутствует.

Результаты оценивания фиксируются в матрице оценки уровня развития навыков, необходимых для социализации, у ребёнка раннего возраста, представленной в Приложении.

На основе оценки по показателям обозначенных критериев выделены три уровня: оптимальный (высокий) уровень – достаточный уровень владения навыками; допустимый (средний) уровень – недостаточный уровень владения навыками;

критический (низкий) уровень – навыки отсутствуют.

Динамика уровней прослеживается с помощью интегративного коэффициента готовности (К) в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1. Оценка уровня развития навыков, необходимых для социализации, у детей раннего возраста.

Уровень

Значение интегративного коэффициента готовности

Оптимальный

0,7 < К < 1

Допустимый

0,5 < К < 0,7

Критический

0 < К < 0,5

Интегративный коэффициент уровня обладания навыками, необходимыми для социализации, у ребёнка раннего возраста (1,5-2 лет) определяется отношением суммарного количества баллов введённых пяти показателей к максимально возможному суммарному количеству баллов по всем показателям равному 10.

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

Проведение комплексного занятия длится 45 минут (3 модуля по 15 минут).

  1. Модуль познавательного развития (педагогом-психологом);
  2. Модуль художественно-эстетического развития (социальным педагогом);
  3. Модуль физического развития – (инструктором по физической культуре).

Не дел я

Тема

Лексическое наполнение занятия

Содержательное наполнение занятия

Домашнее задание

Познавательное развитие

Художественно- эстетическое развитие

Физическое развитие

Вспомнить, какие игровые ритуалы есть в Вашей семье, придумать новые, быть готовыми поделиться ими (в группе, на занятии)

1.

Знакомство с собой

Я, человек, голова, шея, туловище, живот, руки, ноги, Лицо, нос, глаза, рот, уши, волосы, имя.

Один, два, первый, второй, оба.

Солнышко, круг, жёлтый

  1. Ознакомительное упражнение «Это я»
  2. Д/и «Покажи на себе и на маме»
  3. Упражнение

«Обезьянка»

  1.         Упражнение «Что это?»
  2. Д/и «Чего не хватает?»
  1. Упражнение с зеркалом (Кто это?)
  2. Д/игра «Это я!»
  3. Развитие графической моторики (по трафарету) «Точка, точка, запятая…»
  4. Рисование поролоновыми штампиками «Лучики

для солнца»

  1. Музыкальная разминка

«Здравствуйте ладошки»

  1. Упражнение

«Части тела»

  1. Упражнение

«Пальчики» (самомассаж)

2.

Семья

Мама, папа, дочка, сын, сестра, брат, ребёнок, дети, взрослые, один, много, большой, маленький

  1. Упражнение

«Здравствуй, семья»

  1. Упражнение «Кто это?»
  2. Д/и «Все вместе»
  3. Упражнение «Сколько
  1. Ознакомление с худ. литературой (Виктория Нестерова «Дома

бывают разные…»)

  1. Пальчиковая гимнастика «Семья»
  1. Музыкальная разминка

«Здравствуйте ладошки»

  1. Комплекс игровых

Обвести ладошки ребёнка, родителей, бабушек, дедушек,

нас?»

5.        Игра «Чья мама?»

3. Аппликация «В нашем доме»

упражнений

«Семья»

других родственников, вырезать, сравнить их по размеру, обращая внимание

ребёнка на различия и сходства.

3.

Семья

Бабушка, дедушка, мы, вместе, семья, родные

  1. Ознакомительная игра

«Про кого это?»

  1. Упражнение «Наши имена»
  2. Д/и «Чьи вещи?»
  3. Упражнение

«Помирились»

  1. Ознакомление с худ. литературой (Лев Квитко «Бабушке»)
  2. Лепка «Оладушки для бабушки»
  1. Музыкальная разминка

«Здравствуйте ладошки»

  1. Комплекс игровых упражнений

«Семья»

4.

Домашние животные: кошка, собака

Кошка, котёнок, собака, щенок, «гав- гав», «мяу-мяу».

Мордочка, усы, лапы, шерсть, шубка, клубок, мягкий, пушистый.

Молоко, косточка, сосиска.

  1. Рассматривание картинки «Животное с детёнышами»
  2. Д/и «Есть у кошки и у меня»
  3. Сказка «Репка»
  4.         Игра «Покормим хомяка»
  1. Рассматривание

животных (игрушки)

  1. Пальчиковая гимнастика «Котята»
  2. Рисование ватными палочками «Полосатый кот»
  1. Музыкальная разминка
  2. Подвижная игра

«Кошка»

  1. Дыхательная гимнастика

«Голоса

животных»

Посмотреть вместе с ребёнком

мультфильм

«Котёнок по имени Гав», впечатлениями

поделиться в группе.

5.

Домашние животные: лошадь, корова, свинья

Лошадь, корова, свинья, «и-го-го»,

«му-му», «хрю-хрю». Трава, вода. Зелёный

  1. Пальчиковая гимнастика «Прогулка животных»
  2. Д/и «Кто это?»
  3. Игра «Кто как общается?»
  4. Д/и «Найди маму»
  5. Упражнение «Чья тень?»
  1. Ознакомление с худ. литературой (А. Барто

«Я люблю свою лошадку»)

  1. Рассматривание

животных (игрушки)

  1. Рисование поролоновыми штампиками

«Пятнышки на спинке у красивой свинки»

  1. Музыкальная разминка
  2. Подвижная игра

«Лошадка»

  1. Дыхательная гимнастика

«Курочка»

Закрепить с

детьми знания и навыки по звукоподражан ию домашним животным (Кто так разговаривает?/ Как разговаривает

…?)

6.

Птичий двор

Курица, петух,

цыплята, гусь, гусыня,

1. Рассматривание птиц (игрушки)

1. Показ настольного театра р. н. сказки

1. Музыкальная разминка

Посмотреть вместе с

гусята, утка, селезень, утята, домашние птицы, птичий двор

  1. Д/и «Кто это?»
  2. Игра «Кто как голос подаёт?»
  3. Упражнение «Птичьи детки»
  4. Рисование на песочном столе «Корм для

цыплят»

«Курочка Ряба»

2. Ручной труд «Золотое яйцо»

  1. Игровые упражнения

«Птичка»

  1. Дыхательная гимнастика

«Летят утки»

ребёнком развивающий мультфильм

«Домашние птицы».

7.

Осень

Осень, листья, солнце, небо, тучи, дождь, лужи. Красный,

жёлтый

  1.         Рассматривание картин осенней тематики
  2. Упражнение

«Листочки за окном»

  1. Игра «Покажи цвет»
  2. Упражнение

«Капельки в ладошку»

  1.         Д/и «Какого цвета дерево?»
  2. Игра «Найди солнце»
  1. П/и «Листопад»
  2. Рисование «Лист на ладони» (с использованием губки)
  3. Аппликация «Осенний ковёр из листьев»
  1. Музыкальная разминка
  2. Подвижная игра

«Овощи на грядке»

  1. Дыхательная гимнастика

«Осень»

Собрать на семейной прогулке осенний букет (лист), фото представить в группе.

8.

Подарки осени (ч.1) (см.

Приложение 2)

Помидор, лук, капуста, огурец, картошка.

Круг, овал.

Зелёный, красный, жёлтый.

  1. Рассматривание овощей (цветовые характеристики, сравнение с геометрическими фигурами)
  2. Д/и «Подбери фигуру»
  3. Игра по развитию мелкой моторики

«Разрезай-ка!»

  1. Игровое упражнение

«Сварим борщ»

  1. Сюрпризный момент
  2. Ознакомление с окр.миром
  3. Эксперимент

«Раздеваем капусту»

  1. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
  2. Аппликация «Корзина»
  1. Музыкальная разминка
  2. Подвижная игра

«Овощи на грядке»

  1. Дыхательная гимнастика

«Косим траву»

Принести экспонат на выставку

«Весёлый урожай».

9.

Подарки

Яблоко, груша, банан,

1. Рассматривание

1.        Игровое упражнение

1. Музыкальная

Приготовить

осени (ч.2)

ягоды, геометрические фигуры, цвета.

фруктов (цветовые характеристики, сравнение с геометрическими фигурами)

  1. Д/и «Волшебный мешочек»
  2. Игровое упражнение

«Подбери фигуру»

«Вкусный эксперимент»

2. Аппликация «Компот»

разминка

  1. Игровые упражнения

«Фруктовая корзинка»

  1. Дыхательная гимнастика «В лес по ягоду пойдём»

дома с ребёнком

какое-либо блюдо из указанных фруктов (коктейль,

салат, выпечка и др.). Фото представить в группе.

10.

Животные в лесу

Заяц, лиса, волк, медведь, ёж, белка

  1. Ознакомительная игра

«Путешествие в лес»

  1. Игровое упражнение

«Найди орехи»

  1.         Д/и «Найди, кто остался один»
  2. Упражнение «Покажи животное»
  1. Рассматривание

животных (игрушки)

  1. Развитие графической моторики (по трафарету) «Узнай меня!»
  2. Лепка «Гостинцы для ёжика»
  1. Музыкальная разминка
  2. Игровые упражнения

«Лесные жители»

  1. Дыхательная гимнастика

«Медвежонок»

По возможности побывать с ребёнком в лесу, сделать фото,

представить в группе.

11.

Птицы в лесу

Кукушка, сова, дятел, зяблик, насекомые: червячок, муха, жучок

  1. Д/и с демонстрацией иллюстраций «Какие птицы живут в лесу?»
  2. Упражнение по звукоподражанию
  3. Аудиальная игра «Чей голос?»
  4. Д/упражнение «Кто больше?»
  5. Игровое упражнение

«Полетели»

  1. Рассматривание картин с изображением птиц
  2. Пальчиковая гимнастика «Орех»
  3. Рисование ватными палочками «Ягоды для птиц»
  1. Музыкальная разминка
  2. Игровые упражнения

«Лесные жители»

  1. Дыхательная гимнастика

«Кукушка»

Просмотреть дома видео об изученных птицах, обозначить пройденную информацию, представить в группе.

12.

Человек и

Крупа, хлеб, крошки,

1. Сюрпризный момент

1. Ознакомление с худ.

1. Музыкальная

Сделать

птицы

зерно, зёрнышки, сало, корм, кормушка, пёрышко, воробей, ворона, голубь, снегирь, синица

«Откуда пёрышко?» (обыгрывание

предмета)

  1. Д/и «Птицы в городе»
  2. Упражнение «Чья тень?»
  3. Упражнение по звукоподражанию

литературой (З. Александрова «Мы кормушку смастерили…»)

  1. Пальчиковая гимнастика «Крошки на окошке»
  2. Аппликация «Столовая для птиц»

разминка

2. Игровые упражнения

«Птичка»

1. Дыхательная гимнастика

«Летят утки»

кормушку для птиц,

представить в группе.

13.

Зима (см. Приложение 3)

Зима, снег, снежинки, холодно, белый, сугробы

  1. Ознакомление с произв.искусства (Ивана Шишкина

«Зима»)

  1. Упражнение «Зимняя картина»
  2. Д/и «Тень снежинки»
  3. Упражнение с песком

«Всё засыпал снег»

  1. Ознакомление с произв.искусства (Ивана Сурикова

«Зима»)

  1. Пальчиковая гимнастика «Снежные ладошки»
  2. Рисование ватными палочками «Снегопад»
  1. Музыкальная разминка
  2. Игровые упражнения

«Зимние забавы»

  1. Дыхательная гимнастика

«Снежинки»

Рассмотреть с ребёнком иллюстрации известных произведений, по возможности посетить

выставку.

14.

Зимние забавы

Горка, лёд, санки, ледянки, снежки, снеговик, лопатка, лыжи, коньки

  1. Ознакомительная

беседа с демонстрацией иллюстраций

  1. Д/игра «Найди пару»
  2. Конструирование

«Санки»

  1. Упражнение с песком

«Почистим дорожки от снега»

  1. Рассматривание картин (серия «Зимние

забавы»)

  1. Аппликация «Весёлый снеговик» (с использованием ватных дисков)
  1. Музыкальная разминка
  2. Игровые упражнения

«Зимние забавы»

  1. Дыхательная гимнастика

«Снежинки»

Посетить с ребёнком зимние места активного отдыха,

представить

фото в группе.

15.

Ёлочка (см. Приложение 4)

Ёлка, иголка, бусы, игрушки, шары, хоровод, звезда, конфеты.

Треугольник.

  1. Демонстрация и ознакомление с тематическим предметом занятия
  2. Игра «Ёлочки разные»
  1. Рассматривание игрушки-атрибута (ёлка)
  2. Сюрпризный момент

«Наряжаем ёлку»

  1. Музыкальная разминка
  2. Игровые упражнения

«Ёлочка»

Нарядить дома ёлку, прислать фотографию новогодней тематики

Нарядная/наряд

  1. Д/и «Выложи ёлочку»
  2. Упражнение

«Конструктор ёлочки»

3. Лепка «Шарики на ёлку»

3. Дыхательная гимнастика

«Вьюжка»

16.

Новый год

Праздник, Дед Мороз, Снегурочка, подарки, хоровод, карнавал, костюм

1. Рассматривание игрушек-атрибутов (Дед Мороз, Снегурочка, новогодние шары)

  1. Упражнение «Найди снежинки»
  2. Д/и «Найди тень от игрушки»
  3. Упражнение «Почини игрушку»
  1. Чтение новогодних стихотворений и рассматривание картинок
  2. Объёмная аппликация

«Сугроб»

  1. Музыкальная разминка
  2. Игровые упражнения

«Елочка»

  1. Сюрпризный момент (приход Деда Мороза и Снегурочки)

Выучить с ребёнком

стихотворение на новогоднюю тематику, по возможности представить видео в группе.

17.

Игрушки

Мяч, пирамидка, неваляшка, кубик. Звонкий, скачет, прыгает, катается,

наклонять, собирать, разбирать, строить. Большой, средний, маленький. Больше- меньше. Ванька- встанька. Один, два, три. Круглый,

квадратный. Цвета.

  1. Ознакомительная беседа с

демонстрацией тематических иллюстраций

  1. Упражнение «Башня»
  2. Игра «Собери пушинки в чашки»
  3. Упражнение «Два мяча»
  4. Упражнение «Покажи игрушку»
  1. Эксперимент «Урони неваляшку»
  2. Пальчиковое рисование

«Разукрасим неваляшку»

  1. Музыкальная разминка
  2. Игровые упражнения

«Кукла»

  1. Дыхательная гимнастика

«Красивая игрушка»

Прочитать вместе с

ребёнком цикл стихотворений А. Барто

«Игрушки», выбрать любимое,

представить в группе.

18.

Кукла

Кукла, нарядная, платье, банты, туфли, одежда, обувь, обувать, одевать

  1. Демонстрация куклы, обращение внимания на детали
  2. Д/и «Где кукла?»
  3. Упражнение «Сравни»
  4. Д/и «Больше, меньше,
  1. Рассматривание куклы
  2. Рисование ватными палочками «Платье в горох»

5. Ручной труд с макаронными

  1. Музыкальная разминка
  2. Игровые упражнения

«Кукла»

  1. Дыхательная

Дома по возможности проиграть процесс одевания куклы.

такой же»

изделиями «Бусики»

гимнастика

«Красивая игрушка»

19.

Одежда для куклы

Одежда, платье, куртка, пальто, шуба, шапка, шарф,

варежки, штаны, брюки, колготки, кальсоны, носки,

пушистый, тёплый, мягкий, согревать, украшать.

  1. Ознакомительная д/и

«Соберёмся в гости»

  1. Игра «Парные картинки»
  2. Упражнение «Большой
  • маленький»
  1. Упражнение «Надеваю
  • снимаю»
  1. Д/и «А это можно сейчас надеть?»
  1. Рассматривание одежды куклы
  2. Аппликация

«Наряжаем куклу»

  1. Музыкальная разминка
  2. Игровые упражнения

«Кукла»

  1. Дыхательная гимнастика

«Гладим белье»

Привлечь ребёнка к

раскладыванию одежды, озвучивания названия

предметов одежды и их назначения.

20.

Обувь для куклы

Обувь, пара, тапочки, туфли, сапоги, валенки, ботинки, сандалии, кроссовки.

  1. Игра с сюрпризным моментом «Что в сундуке?»
  2. Упражнение «Подбери пару»
  3. Упражнение

«Четвёртый лишний»

  1. Д/и «Найди тень»
  2. Игра «Куда поставить ботинки?»
  1. Ознакомление с худ. литературой (чтение стихотворения М. Пластова «Ботинки»)
  2. Барельефная лепка

«Обувь для сороконожки»

  1. Игра с прищепками

«Сапожная щётка»

  1. Музыкальная разминка
  2. Игровые упражнения

«Кукла»

  1. Дыхательная гимнастика

«Идем по лужам»

Посетить с ребёнком

магазин обуви, обращая внимание

ребёнка на

детали обуви, её название.

21.

В гостях у куклы: мебель

Мебель, стол, стул, кровать, диван, кресло, кровать,

шкаф, полка, понятия:

«на», «под», счет 1-3, основные 4 цвета

  1. Упражнение по сюжетной картинке
  2. Игра «Собери целое»
  3. Упражнение «Сколько стульев?»
  4. Упражнение «Что пропало?»
  5. Игра «Стульчики для зверят»
  1. Сюжетно-ролевая игра

«Укладываем куклу спать»

  1. Рисование ватными палочками «Матрас в полосочку»
  1. Музыкальная разминка
  2. Игровые упражнения

«Кукла»

  1. Дыхательная гимнастика

«Идем по лужам»

Привлечь ребёнка к домашней уборке

(вытирание пыли), с названием предметов мебели и их

назначения.

22.

В гостях у куклы: посуда

Посуда, тарелка,

большая, маленькая, круглая, ложка, вилка, нож, кастрюля, чайник, чашка с

блюдцем, закрепление 4основных цветов

  1. Ознакомительное упражнение по сюжетной картинке
  2. Пальчиковое упражнение

«Помощники»

  1. Дидактическая игра

«Что для чего?»

  1. Упражнение «Часть и целое»
  1. Чтение произведения С. Капутикян «Маша обедает»
  2. Аппликация из ватных дисков «Накроем на стол»
  1. Музыкальная разминка
  2. Игровое занятие

«В гостях у куклы»

Привлекать ребёнка к накрыванию стола, с названием предметов посуды, их назначением, фото

представить в группе.

23.

Папины помощники

Помогать, помощники, инструменты, молоток, пила, ключ

  1. Рассматривание тематической иллюстрации
  2. Д/и «Найди тень от инструмента»
  3. Д/и «Что лишнее»
  4. Упр. «Поставь машины в гараж»
  1. Чтение тематического стихотворения
  2. Аппликация

«Открытка для папы»

  1. Музыкальная разминка
  2. Игровое упражнение

«Сильный как папа»

  1. Дыхательная гимнастика

«Пилим дрова»

По возможности организовать совместную деятельность

папы и ребёнка с изученными инструментами, фото

представить в группе.

24.

Мамины помощники

Помогает, убирает, моет, стирает, готовит, поздравляем

  1. Д/и «Я это могу»
  2. Игра «Моем посуду»
  3. Упражнение «Один- много»
  4. Упражнение «Разложи мыло»
  5. Упражнение

«Полотенца»

  1. Игра с пением «Мы платочки постираем»
  2. Рисование поролоновыми штампиками «Цветы маме. Открытка»
  1. Музыкальная разминка
  2. Игровое занятие

«Мамины помощники»

Привлечь ребёнка к

празднованию международног о женского дня, фото

представить в группе.

25.

Хлеб –

Зёрнышко, мука, хлеб,

1. Ознакомительная

1. Рассматривание

1. Музыкальная

Дома

всему голова!

булка, батон, пирожное, пирожки, баранки, пряники, прорастать, собирать, перемолоть, просеять, испечь

беседа «Как из зёрнышка булка выросла»

  1. Д/игра «Бутерброд»
  2. Упражнение «Найди тень»
  3. Игровое упражнение с песком «Просеем муку»

тематической иллюстрации

2. Лепка «Баранки»

разминка

2. Игровое занятие

«Пекари»

приобщить ребёнка к выпечке,

сфотографиров ать, фото

представить в группе.

26.

Музыкальны е инструмент ы

Музыка, инструменты, погремушка, колокольчик, бубен, барабан, металлофон, гармошка, громко, тихо, быстро,

медленно

  1. Рассматривание тематической иллюстрации
  2. Д/и «Оркестр»
  3. Упр. «Звучи – молчи»
  4. Д/и «Узнай музыкальный

инструмент по звуку»

  1. Пальчиковая гимнастика «Играем на фортепиано»
  2. Пальчиковое рисование

«Гармошка»

  1. Музыкальная разминка
  2. Игровое занятие

«Весёлый оркестр»

  1. Дыхательная гимнастика

«Духовые инструменты»

Организовать домашний оркестр с использование м имеющихся игрушечных

муз.инструмент ов, фото

представить в группе.

27.

Весна

Просыпается. Листочки, первые цветы, ручеёк, капельки,

  1. Ознакомительная беседа с

демонстрацией иллюстраций

  1. Д/и «Договори»
  2. Д/и «Что изменилось?»
  3. Игровое упражнение

«Пробуждение природы»

  1. Рассматривание картин и слушание муз. Вивальди «Весна»
  2. Лепка «Капельки- дождинки»
  1. Музыкальная разминка
  2. Игровое занятие

«Весенняя капель»

Организовать выход на природу с обращением внимания ребёнка на изученные лексические опоры, фото

представить в группе.

28.

Транспорт: машина

Машина, грузовая, легковая, груз, верх,

1. Д/и с сюрпризным моментом «Где

1. Чтение стих. А.Барто

«Грузовик»

1. Музыкальная разминка

На прогулке обращать

низ, большой, маленький, геометрические

фигуры, основные цвета

спряталась машина?»

  1. Рассматривание тематической иллюстрации
  2. Д/упражнение «Кто больше?»
  3. Конструирование

«Грузовик»

  1. Д/и «Гараж»

2. Аппликация

«Грузовик»

2. Игровое занятие

«Путешествие на машине»

внимание ребёнка на

проезжающие машины, называя их.

29.

Транспорт: автобус

Автобус, водитель, пассажиры, геометрические

фигуры, основные цвета, направления (направо, налево, вниз, вверх)

  1. Ознакомительная игра

«Пассажиры»

  1. Рассматривание тематической иллюстрации
  2. Д/и «Сложи картинку»
  3. Ролевая игра

«Автобус»

  1. Пальчиковая игра

«Транспорт»

  1. Пальчиковое рисование

«Весёлый автобус»

  1. Музыкальная разминка
  2. Игровое занятие

«Путешествие на автобусе»

По возможности организовать поездку с ребёнком на рейсовом

автобусе, фото представить в группе.

30.

Транспорт: самолёт

Самолет, вертолет, летит, иллюминатор, геометрические

фигуры, основные цвета, направления

  1. Демонстрация тематических иллюстраций
  2. Д/и с пуговицами

«Самолеты»

  1. Д/и «Сложи вертолет из геометрических

фигур»

  1. Упражнение по звуковому восприятию

«Взлётная полоса»

  1. Чтение стих. А. Барто

«Самолет»

  1. Лепка «Самолет»
  1. Музыкальная разминка
  2. Игровое занятие

«Путешествие на самолёте»

Просмотреть видео о различных видах летательных аппаратов.

31.

Транспорт: кораблик

Кораблик, лодочка, моряки, капитан, спасательный круг,

1. Ознакомительная игра

«Морское путешествие»

  1. Динамическая игра

«Моряки»

  1. Аппликация «Плывет-
  1. Музыкальная разминка
  2. Игровое

Просмотреть мультфильмы о моряках,

штурвал, счет от 1-3, значение понятий:

«над», «под», «возле»,

«сверху», «снизу», различие и называние основных цветов,

геометрических фигур

  1. Д/и «Сколько парусов»
  2. Д/и «Кораблик»
  3. Д/у «Разноцветные кораблики»

плывет кораблик»

занятие

«Путешествие на корабле»

морских путешествиях. Впечатлениями поделиться в группе.

32.

Насекомые: бабочка

Бабочка, крылья, летает, круг, овал, прямоугольник, много, один, два, три, основные цвета,

большая, маленькая

  1. Ознакомительная д/и

«Гусеницы становятся бабочками»

  1. Д/и «Разложи бабочек»
  2. Конструирование

«Выложи бабочку из геометрических фигур»

  1. Упражнение «Посади бабочку на цветок»
  1. Пальчиковая гимнастика «На полянке»
  2. Пальчиковое рисование «Бабочка – красавица»
  1. Музыкальная разминка
  2. Игровое упражнение

«Цветочная поляна»

  1. Дыхательная гимнастика

«Цветочки»

На прогулке рассмотреть появившихся насекомых, обратить внимание

ребёнка на их отличия.

33.

Насекомые: божья коровка

Божья коровка, вверху-внизу,

большой-маленький, красный, черный

  1. Ознакомительная игра

«На летнем лугу»

  1. Д/и «Божья коровка и лесенка»
  2. Д/и «Сверху – вниз»
  3. Д/и «Кто большой, а кто маленький»
  1. Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»
  2. Лепка барельефная

«Сделай точки божьей коровке»

  1. Музыкальная разминка
  2. Игровое упражнение

«Цветочная поляна»

  1. Дыхательная гимнастика

«Божья коровка»

Просмотреть мультфильм о божьей коровке, постараться найти насекомое на прогулке.

34.

Насекомые: пчела

Пчела, мед, улей, цветок, нектар, крылья, хоботок,

большой, средний, маленький, круг, овал, один , два, три, цвета,

  1. Ознакомительная д/и

«Путешествие пчел»

  1. Упражнение на развитие обоняния

«Как пахнут цветы»

  1. Д/и «Покажи, где
  1. Муз.ритмическое упр.

«Пчелки»

  1. Аппликация «Пчёлки на цветочках»
  1. Музыкальная разминка
  2. Игровое упражнение

«Цветочная поляна»

Дома просмотреть познавательное видео о жизни пчёл, впечатлениями

геометрические фигуры.

спрятано»

4. Упражнение с песком

«Собираем мёд»

3. Дыхательная гимнастика

«Пчелка»

поделиться в группе.

35.

Здравствуй, лето!

Ягода, малина, клубника, смородина, сладкая, кислая, собирать, искать,

мыть, варить, сушить, заготавливать

  1. Чтение сказки В. Степанова «Мишкина малина»
  2. Рассматривание тематических иллюстраций
  3. Д/и «Какой компот»
  4. Зрительное упражнение «По ягоды»
  1. Слушание песенки «По малинку в сад

пойдем!»

  1. Исследование

«Попробуй на вкус»

  1. Пальчиковая гимнастика «За ягодами»
  2. Пальчиковое рисование «Варенье»
  1. Музыкальная разминка
  2. Игровое занятие

«Здравствуй, лето!»

Поделиться в группе фото ребёнка в летней обстановке.

36.

На рыбалке

Лето, тепло, рыбка, плавает, хвостик, плавничок, водоросли, аквариум.

  1. Демонстрация тематических иллюстраций
  2. Д/и «Вот такая рыба!»
  3. Игра с предметами

«Рыбалка»

  1. Занятие с песком

«Подводный город»

  1. Сюрпризный момент

«Ведёрко рыбака»

  1. Сюжетная игра «Пять маленьких рыбок…»
  2. Рисование ватными палочками «Где прячутся рыбки»
  1. Музыкальная разминка
  2. Игровое упражнение

«Ловим рыбок больших и маленьких»

  1. Игровое упражнение

«Рачки»

По возможности организовать ребёнку присутствие на рыбалке, фото представить в группе.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ

Апробировано в практике дошкольного учреждения содержательное наполнение программы.

Разработан критериально-оценочный аппарат социализации детей раннего возраста (1,5-2 года), их готовности к поступлению в ДОУ.

Внедрено социальное сопровождение семей, где родители (законные представители) обеспокоены развитием своего ребёнка раннего возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема ранней помощи семьям, с детьми от 1,5 до 2 лет, где родители обеспокоены развитием ребёнка, на сегодняшний день является достаточно актуальной.                    К сожалению, многие родители, даже имея лёгкий доступ к обширным библиотекам знаний, не умеют выстраивать взаимодействие с ребёнком от 1,5 до 2 лет настолько эффективно, чтобы помочь своему малышу социализироваться, подготовить его к поступлению в ДОУ, вовремя заметить особенности развития и обратиться к нужным специалистам для предотвращения и/или решения возникших трудностей.

Данная программа способствует решению вопросов социализации детей 1,5-2 лет, родители которых обеспокоены развитием своего ребёнка; их подготовке для поступления в ДОУ; предотвращению и/или решению возникающих трудностей в развитии ребёнка данного возраста.

Программа может использоваться социальными педагогами, педагогами- психологами учреждений образования не только в целях социализации детей 1,5-2 лет, но и для улучшения взаимодействия и взаимопонимания между родителями (законными представителями) и детьми раннего возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аксёнова, Л.И. Абилитационная педагогика: учебное пособие для вузов / Л.И. Аксенова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 377 с.
  2. Аксёнова, Л.И. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л.И. Аксенова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 377 с.
  3. Бутко, Г.А. Развитие системы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях образования и здравоохранения [Текст] / Г.А. Бутко, Т.А. Кательсон, С.П. Олту // Вестник Мининского университета. – 2019. – Том 7, №4.
  4. Бутко, Г.А. Создание современной образовательной среды для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в службе ранней помощи [Текст] / Г.А. Бутко, С.П. Олту // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. -

№66-3. – С. 30-34.

  1. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 281 с.
  2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 160 с.
  3. Голубева, Л.Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Л.Г. Голубева, М.В. Лещенко, К.Л. Печора; под ред. В.А. Доскина, С.А. Козловой. – М.: Академия. – 2002. – 192 с.
  4. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. – М.: Каро. – 2016. – 336 с.
  5. Краткое руководство по методам ранней помощи / А.М. Казьмин, Е.А. Петрусенко, Г.А. Перминова, А.И. Чугунова [Электронный ресурс] // http://psycentre26.ru
  6. Лучшие практики оказания ранней помощи детям и их семьям: каталог. – М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2021. – 132 с. – Эл.издание
  7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования детей» / [Е.А. Стребелёва и др.]; под ред. Е.А. Стребелёвой. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 182 с. + Прил. (248 с.: ил.).
  8. Развитие системы ранней помощи в Красноярском крае: актуальность межведомственного подхода. Проблемы становления и перспективы развития: сб. материалов научно-практической конференции (Красноярск, 3-4 апреля 2019 г.) / ред.совет: Е.И. Астраханцева, О.И. Аскарина, О.М. Матвеева, В.Г. Сухих, В.А. Чеха, Е.А. Сидоренко. – Красноярск: КГКУ «РМЦ», 2019. – 200 с.
  9. Рязанова, А.В. Семья с особым ребенком: внутренние процессы и социальные отношения // Аутизм и нарушения развития. – 2011. – Том 9. № 2. С. 1–17. / А.Рязанова [Электронный ресурс] // www.dorogavmir.ru
  10. Смирнова, Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3-х лет / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова. – М.: АНО

«Психологическая электронная библиотека». – 2007. – 129 с.

  1. Стребелева, Е.А. Психолого-педагогическая поддержка семьи ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Учебник / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. – М.: Инфра-М. – 2020. – 184 с.
  2. Теория и практика службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями от 0 до 3 лет и их родителям: сборник материалов / под ред. С.П. Бережная – Кемерово: Издательство «Практика», 2018. – 89 с.
  3. Хрущева, Н.Н. Формы оказания ранней помощи родителям детей младенческого и раннего возраста с ОВЗ [Текст] / Н.Н. Хрущева // Специальное образование. – 2017. -

№6. – С. 201-204.

  1. Югова, О.В. Вариативная модель ранней коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям [Текст] / О.В. Югова // Специальное образование. – 2017. - №1. – С.53-67.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

(рекомендуемое)

Матрица оценки уровня социализации

№ п/п

Ф.И.О.

Количество баллов по показателям

Значение интеграти вного коэффици ента социализа ции

Уровень

Моторное развитие

Социальное взаимодействие

Зрительное        и слуховое реагирование

Речевое развитие

Игровая

деятельность

Показатели развития:

  • Моторное развитие – степень владения ребёнком опорно-двигательной системой своего тела (крупная и мелкая моторика).
  • Социальное        взаимодействие        –        умение        взаимодействовать        со        знакомыми        и незнакомыми взрослыми, другими детьми.
  • Зрительное        и        слуховое        реагирование        –        степень        реагирования        ребёнка        на предъявляемые зрительные и слуховые раздражители.
  • Речевое развитие – уровень владения речью.
  • Игровая деятельность – способность ребёнка включаться в групповую игру, играть с предложенными игрушками в одиночестве, самостоятельно занимать себя.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

(рекомендуемое)

Конспект занятия «Подарки осени. Часть 1.»

Блок познавательного развития

Цель: Демонстрация родителям способов стимулирования у детей познавательной активности через знакомство детей с характерными признаками сезона сбора урожая.

Задачи:

  1. Формировать у родителей навык взаимодействия с ребёнком в направлении развития познавательной активности ребёнка.
  2. Представить        родителям        способы        формирования        знаний        об        отличительных признаках времени года путём практической реализации дидактической игры.
  3. Расширять объём знаний у детей об отличительных признаках овощей.
  4. Развивать воображение, мышление, память, конструктивное восприятие.
  5. Воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к природе.
  6. Продолжать формировать навыки успешного взаимодействия между родителем и ребёнком.

Оборудование:

  • список детей;
  • игровой набор овощей «Режем овощи»;
  • иллюстрации геометрических фигур;
  • большая кастрюля;
  • влажные салфетки.

Демонстрационный материал:

  • настоящие овощи;
  • изображения геометрических фигур.

Раздаточный материал:

  • игровой набор «Режем овощи».

Словарная работа: помидор, лук, капуста, огурец, картошка. Круг, овал. Зелёный, красный, жёлтый.

Ход занятия

Приветствие.

  1. Рассматривание        овощей        (цветовые        характеристики,        сравнение        с геометрическими фигурами)

Родителям и детям демонстрируются овощи, предлагается самостоятельно называть представляемые овощи, стимулировать ребёнка на повторение названия.

Далее называются отличительные особенности каждого овоща. Дети побуждаются к повторению за взрослым, самостоятельному называнию.

Детям разрешается брать овощи в руки, рассматривать, сравнивать.

  1. Д/и «Подбери фигуру»

Демонстрируются        изображения        геометрических        фигур,        стимулируется        сравнивание овощей с фигурами.

  1. Игра по развитию мелкой моторики «Разрезай-ка!»

Детям предлагается набор из деревянных игрушек в виде овощей, которые можно разделить с помощью деревянного ножа пополам. Родителями демонстрируется процесс разрезания, предлагается ребёнку выполнить действие вместе с родителем, затем самостоятельно.

  1. Игровое упражнение «Сварим борщ»

- Сколько овощей вы нарезали! Ой, как много! А давайте из этого сварим борщ. Кто знает, какие овощи нужно класть в борщ?

Педагог предлагает складывать необходимые овощи в кастрюлю, называя необходимый овощ. Родители демонстрируют выполнение, затем совместно с ребёнком выполняют действие, стимулируя на самостоятельное выполнение.

Блок художественно-эстетического развития

Цель: Познакомить родителей с методами формирования у детей знаний о сезонных изменениях в природе, представления о дарах осени через интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество, социализация, физическое развитие.

Задачи:

  1. Демонстрировать родителям методы развития у детей представлений об овощах; формирования умения узнавать, называть, различать их (визуально, на ощупь).
  2. Воспитывать познавательный интерес к природе у детей.
  3. Формировать умение слушать воспитателя, взаимодействовать друг с другом. Активизировать речевую деятельность.
  4. Развивать мелкую моторику, сенсорные ощущения детей, зрительное и слуховое внимание, память.
  5. Развивать начальные представления о геометрических фигурах (круг, овал), цвете (зелёный, жёлтый, красный).
  6. Учить располагать изображение на бумаге; упражнять в аккуратном наклеивании деталей и пользовании клеем.
  7. Представить родителям способы развития зрительного и слухового восприятия, внимания, воображения, мелкой моторики рук, наглядно-образного мышления, чувства цвета и ритма.

Оборудование:

  • список детей
  • флеш-карта с музыкальным сопровождением
  • магнитофон
  • магнитная доска с магнитами
  • столы
  • стулья
  • указка

- поднос

Демонстрационный материал:

  • свежие овощи: лук, капуста, огурец, картошка, помидор
  • муляжи овощей: лук, капуста, огурец, картошка, помидор
  • демонстрационные картинки: лук, капуста, помидор, огурец, картошка
  • геометрические фигуры: круги разного цвета и размера, овал
  • корзина 2 шт.
  • мягкая игрушка заяц

Игровой материал:

  • игра по развитию мелкой моторики «Разрезай-ка» (разделочные доски, ножи, муляжи овощей)

Раздаточный материал:

  • карточки-заготовки для аппликации
  • клей
  • влажные салфетки
  • ручки
  • бахилы

Словарная работа: помидор, лук, капуста, огурец, картошка. Круг, овал. Зелёный, красный, жёлтый.

Ход занятия

Приветствие.

  1. Сюрпризный момент

В гости приходит заяц, приносит в корзинке гостинцы (овощи).

  1. Ознакомление с окружающим миром

Рассматривание овощей, характеристика по форме, цвету, размеру.

  1. Эксперимент «Раздеваем капусту»

Работа с пословицей «Закутан ребёнок в сто пелёнок»

  1. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» Мы капусту рубим-рубим. (движения прямыми ладонями) Мы капусту трём-трём. (потереть ладони друг о друга) Мы капусту солим-солим. (сложить пальцы в щепотку) Мы капусту жмём-жмём. (сжимаем-разжимаем кулачки
  2. Занятие – аппликация «Овощи в корзине»

Показ воспитателя, самостоятельная работа детей и родителей

Блок физического развития

Цели: Демонстрировать родителям методы воспитания физического здоровья, стремления к ведению ЗОЖ.

Задачи:

  1. Формировать у детей умение повторять движения за инструктором, взаимодействовать друг с другом. Таким образом демонстрировать родителям способы взаимодействия с ребёнком для развития его навыков общения, социализации, познавательной и физической активности;
  2. Формировать у детей умение выполнять ходьбу, бег, основные развивающие движения; закреплять двигательные навыки.
  3. Вызывать эмоционально-радостное настроение у детей и желание ежедневно выполнять физические упражнения.
  4. Демонстрировать родителям способы обучения детей ориентироваться в пространстве.
  5. Развивать дыхательную мускулатуру, способствовать развитию правильного ритмичного дыханию и произнесения звуков.

Оборудование:

- список детей;

  • флеш-карта с музыкальным сопровождением;
  • магнитофон;
  • спортивное покрытие пола;
  • лавочка,
  • маленькие мячики,
  • корзина.

Ход занятия

Приветствие.

  1. Музыкальная разминка

Мы ногами топ-топ,        Топать ногами, поднимая ноги выше колена.

Мы руками хлоп-хлоп! Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик. Раз — сюда, два - туда, Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали, Руки кверху все подняли.

Сели - встали, сели - встали, Ванькой-встанькой словно стали.


Хлопать в ладоши,

Закрывать открывать глаза, Поднимать плечи вверх,

Повороты вокруг себя вправо-влево

Сели, Сгибая колена. Встали. Руки подняты вверх.

Сели, со сгибом колена. Встали.

Выпрямились, расправили плечи, руки отпущены вниз.

  1. Игровые упражнения «Овощи на грядке».

Дети стоят в кругу лицом друг к другу (родители стоят за спиной у детей) повторяя упражнения за инструктором. Родители помогают детям ориентироваться в пространстве, учиться запоминать лево, право, верх, низ.

На огород мы побежим

Что растет там, поглядим. Под листочками на грядке – Огурцы играют в прятки.

Дождик мой водить начнёт – Всех заметит, всех польет.

Тыква глянула хитро:

Надо было брать ведро! Я уже большою стала – Для поливки лейки мало. И зеленая стрела –

Очень быстро подросла – Жаль, нельзя взлететь стреле – Крепко держит лук в земле.

Смотрит с грядки грустно-грустно – Белоснежная капуста: Целый месяц солнце грело,

А она не загорела.


Бег по кругу друг за другом. Ходьба по скамье.

Выстраиваются по линейке, выполняют наклоны туловищем вправо, влево.

Встают ровно, прикрывая голову ладонями.

Наклоняют        голову вправо-влево. Собирают мячики в корзину.

Встают на носки.

Поднимают руки вверх. Сжимают кулачки.

Приседают.

Встают руки вверх, тянемся к солнцу

Отпускаем руки, поднимаем плечи (изображая удивление)

  1. Дыхательная гимнастика

Инструктор предлагает малышам «покосить траву»: ноги на ширине плеч, руки опущены. Читаем стишок, а дети, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.

Зу-зу, зу-зу, Косим мы траву. Зу-зу, зу-зу,

И налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

Вместе быстро, очень быстро Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу.

Пусть ребѐнок встряхнѐт расслабленными руками, повторить с начала 3 – 4 раза.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

(рекомендуемое)

Конспект занятия «Зима»

Блок познавательного развития

Цель: Демонстрация родителям способов стимулирования у детей познавательной активности через знакомство детей с особенностями времени года зима.

Задачи:

  1. Формировать у родителей навык взаимодействия с ребёнком в направлении развития познавательной активности ребёнка.
  2. Представить        родителям        способы        формирования        знаний        об        отличительных признаках времени года путём практической реализации дидактической игры.
  3. Расширять объём знаний у детей об отличительных признаках зимы, как времени года.
  4. Развивать воображение, мышление, память, конструктивное восприятие.
  5. Воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к природе.
  6. Продолжать укреплять эмоциональную связь между родителем и ребёнком.

Оборудование:

  • список детей;
  • демонстрационные иллюстрации;
  • ватные шарики, вата;
  • специальный стол для занятий с песком;
  • фигурки домов, машинок, людей, зверей и деревьев для занятий с песком;
  • влажные салфетки.

Демонстрационный материал:

  • иллюстрация картины И.Шишкина «Зима»;
  • изображения снежинок;
  • изображения засыпанных снегом деревьев.

Раздаточный материал:

  • ватные шарики;
  • вата;
  • иллюстрации «тени» снежинок.

Словарная работа: зима, снег, холодно, белый, сугробы, снежинка.

Ход занятия

Приветствие.

  1. Ознакомление с произведением искусства (Иван Шишкин «Зима») Демонстрация иллюстрации картины И.Шишкина «Зима», обращение внимания на детали картины, привлечение родителей к озвучиванию характерных для зимы деталей, к привлечению внимания детей.
  • как вы думаете, какое настроение сейчас у деревьев? Они весёлые или грустные?
  • а можно сказать, что деревья сейчас спят?
  • кто ещё зимой спит?
  1. Упражнение «Зимняя картина»

  • Мы с вами посмотрели, какие деревья бывают зимой. Давайте теперь превратимся в деревья. Какое вы дерево?
  • А кто из вас будет деревом, а кто станет ветром, снегом, холодом?

Родителям и детям предлагается «превратиться в деревья» (или родитель, или ребёнок

«становится деревом»). Один принимает позу дерева, второй засыпает дерево «снегом» (ватой, ватными шариками).

  • Давайте посмотрим, похожа ли наша «картина» на картину художника.
  1. Дидактическая игра «Тень снежинки»

  • А из чего состоит снег? (Представляется изображение снежинки)
  • Давайте поищем тень от снежинки. У вас есть картинки теней, подберите ту тень, которая соответствует показываемой снежинке. (Представляются различные изображения снежинок. Родители обращают внимание детей на особенности изображения, учат ребёнка сравнивать детали изображений).
  • Много-много маленьких снежинок собираются вместе и получаются сугробы снега.
  1. Упражнение с песком «Всё засыпал снег»

  • Давайте с вами засыплем снегом улицу нашего маленького города, сделаем сугробы. (Родители с детьми приглашаются к песочным столам, на которых выставлены фигурки домов, машин, зверей, деревьев. Родители показывают, как идёт «снег», засыпая игрушечную улицу песком. Далее ребёнку предлагается самостоятельно устроить

«снегопад».

Блок художественно-эстетического развития

Цель: Познакомить родителей с методами формирования у детей знаний о характерных признаках зимы.

Задачи:

  1. Демонстрировать родителям методы воспитания познавательного интереса к природе, восприятию музыкальных произведений.
  2. Формировать у детей умение слушать воспитателя, взаимодействовать друг с другом, активизировать словарный запас и речь через художественное слово. Таким образом демонстрировать родителям способы взаимодействия с ребёнком для развития его навыков общения, социализации, познавательной и творческой активности.
  3. Представить родителям способы развития зрительного и слухового восприятия, внимания, воображения, мелкой моторики рук, наглядно-образного мышления, чувства цвета и ритма.
  4. Познакомить родителей с нестандартным способом рисования, тем самым расширить варианты взаимодействия с ребёнком для его развития (рисование ватными палочками методом тычка (точечным методом).

Оборудование:

  • список детей;
  • флеш-карта с музыкальным сопровождением;
  • магнитофон;
  • магнитная доска с магнитами;
  • столы;
  • стулья;
  • указка;
  • стаканчики;
  • ёмкости для гуаши;

- поднос.

Демонстрационный материал:

  • демонстрационные картинки: зимние пейзажи;
  • вата;
  • корзинка.

Раздаточный материал:

  • карточки-заготовки для рисования;
  • заготовки картонные, тесьма;
  • ватные палочки;
  • гуашь белая;
  • влажные салфетки;
  • ручки;
  • бахилы.

Словарная работа: зима, снег, холодно, белый, сугробы, снежинка.

Ход занятия

Приветствие.

  1. Ознакомление с окружающим миром. Литературное чтение

Чтение отрывка из стихотворения Ивана Сурикова «Зима» Белый снег пушистый

В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится.

И под утро снегом Поле забелело,

Точно пеленою Всё его одело.

  1. Упражнение по развитию мелкой моторики «Снежок»

  • Ребята, наступила зима. На улице холодно. Деревья без листьев стоят. Идёт снег. А что у меня в корзинке? Снежинки

Давайте с вами слепим снежки.

Снежок

Раз, два, три, четыре, - загибаем пальчики по одному Мы с тобой снежок лепили, - «лепим» двумя руками Круглый, крепкий,  - чертим руками круг

Очень гладкий, - одной рукой гладим другую

И совсем, совсем не сладкий.  - грозим пальчиком

  1. Занятие – рисование «Снегопад»

Представьте, что в нашем городе пошёл большой-большой снег – не просто снежинки, а целый снегопад. Давайте сделаем с вами много-много снега.

Показ педагога техники рисования, самостоятельная работа детей и родителей

Блок физического развития

Цели: Демонстрировать родителям методы воспитания познавательного интереса к восприятию музыкальных произведений, физическим упражнениям.

Задачи:

  1. Формировать у детей умение повторять движения за инструктором, взаимодействовать друг с другом. Таким образом демонстрировать родителям способы взаимодействия с ребёнком для развития его навыков общения, социализации, познавательной и физической активности;
  2. Обучить детей выполнять повороты туловища в стороны, движения руками;
  3. Формировать навык ходьбы по кругу, друг за другом;
  4. Обогащать двигательный опыт детей, развитие мышц ног и спины.

Оборудование:

- список детей;

  • флеш-карта с музыкальным сопровождением;
  • магнитофон;
  • спортивное покрытие пола;
  • ватные комочки.

Приветствие.

  1. Музыкальная разминка

Мы во двор пошли гулять Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную лепили.


Ход занятия

Ходьба на месте Имитировать лепку комков

Птичек крошками кормили,        Крошить хлебушек всеми пальчиками С горки мы потом катались.        Присесть, встать

А еще в снегу валялись.        Сесть на пол Все в снегу домой пришли,        Отряхиваться

Съели суп и спать легли.        Производить движения воображаемой ложкой, положить

руки под щеку

  1. Игровые упражнения «Зимние забавы».

Дети стоят в кругу лицом друг к другу (родители стоят за спиной у детей) повторяя упражнения за инструктором.

Закружились, полетели Все снежинки выше ели. Выше клёна, выше крыши, Выше сосен, дома выше.

Вот летят снежинки вправо, Вот летят снежинки влево.

Вверх летят, внизу кружатся, Как им скажет королева.

Королеве снежной надо,

Чтоб весь день они кружились,

А потом чтоб тихо, плавно Все на землю опустились.


Повернуться вокруг себя, идти за инструктором по кругу. Поднимаем руки вверх, делаем фонарики. Тянемся вверх за кончиками пальцев.

Остановились. Ноги стоят на ширине плеч, разворачивая плечи вправо-влево, делаем фонарики (крутим кистями рук)

Делаем фонарики, поднимая руки вверх и опуская вниз с наклонами туловища.

Кружимся на месте. Расставляя руки в стороны. Отпускаем руки. Приседаем.

  1. Дыхательная гимнастика

Ребёнок держит в руке снежинку (ватный комочек) на раскрытой ладошке, делает спокойный вдох носом, плавный выдох ртом, губы сложенные трубочкой. Щёки не надувать.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

(рекомендуемое)

Конспект занятия «Ёлочка»

Блок познавательного развития

Цель: Демонстрация родителям способов стимулирования у детей познавательной активности через знакомство детей с деревом ель, его особенностями.

Задачи:

  1. Формировать у родителей навык взаимодействия с ребёнком в направлении развития познавательной активности ребёнка.
  2. Расширять объём знаний у детей об отличительных признаках дерева ель.
  3. Развивать воображение, мышление, память, конструктивное восприятие.
  4. Воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к природе.
  5. Продолжать учить бесконфликтному взаимодействию в группе.

Оборудование:

  • список детей;
  • демонстрационные иллюстрации;
  • веточки ели;
  • набор плоских геометрических фигур зелёного цвета;
  • разрезанные изображения ёлок.

Демонстрационный материал:

  • демонстрационные картинки: «Ёлка», «Смешанный лес», «Еловый лес».
  • еловые веточки.

Раздаточный материал:

  • наборы разрезанных картинок;
  • наборы плоских геометрических фигур зелёного цвета.

Словарная работа: ёлка, зелёная, иголки, треугольник, высокий, низкий.

Ход занятия

Приветствие.

  1. Демонстрация и ознакомление с тематическим предметом занятия

Демонстрация и рассматривание еловых веток, иллюстраций елей, елового леса.

  • Ёлка – это дерево. Оно растёт в лесу. У него есть веточки. Веточки колючие, потому что вместо листьев на ёлке растут иголки. Потрогайте ёлочку.
  • Какого цвета ёлка? Зелёная
  • Как называются листочки на ёлке? Иголки
  1. Дидактическая игра «Выложи ёлочку»

  • А теперь давайте посмотрим картинки с ёлочками. Ой! Они сломались. Поможете мне собрать картинки с разными ёлочками?

Родителям и детям предлагается совместно выложить картинки с изображением ёлочек из разрезанных частей.

На первом этапе родители с ребёнком выкладывают картинку из 8-10частей. На втором этапе родитель предлагает ребёнку сложить картинку из 2-4 частей самостоятельно, при необходимости предлагая свою помощь.

  1. Игра «Ёлочки разные»

Рассматривание иллюстраций различных елей, обращение внимания на различия между деревьями.

  • А теперь давайте представим, что мы все стали ёлочками. Наши руки – это веточки. Руки нужно поднять вверх или опустить вниз, чтобы было похоже на ёлочку?
  • А какая ёлочка среди нас самая высокая?
  • Самая низкая ёлочка это кто?
  • Давайте станем еловым лесом. Какие ёлочки будут расти в середине леса? А какие по краям?
  1. Упражнение «Конструктор ёлочки»

Демонстрация изображения ёлки и треугольника, сравнение и указание сходства. Родителям        предлагается        совместно        с        ребёнком        сконструировать        из        различных геометрических фигур ёлочку, обращая внимание ребёнка на названия геометрических фигур.

Блок художественно-эстетического развития

Цель: Познакомить родителей со способами творческой работы с детьми по тематике новогоднего праздника.

Задачи:

  1. Формировать знания об отличительных признаках дерева ель.
  2. Развивать воображение, мышление, память, любознательность детей.
  3. Воспитывать познавательный интерес и бережное отношение к природе.
  4. Продолжать учить приёмам лепки: отщипывание, скатывание, прикрепление к плоской поверхности.

Оборудование:

  • список детей;
  • флеш-карта с музыкальным сопровождением;
  • магнитофон;
  • магнитная доска с магнитами;
  • столы;
  • стулья;
  • указка.

Демонстрационный материал:

  • демонстрационные картинки: «Ёлка», «Новогодний хоровод»;
  • новогодние игрушки, искусственная ёлка.

Раздаточный материал:

  • карточки-заготовки для лепки;
  • пластилин;
  • дощечки для лепки;
  • влажные салфетки.

Словарная        работа:        ёлка,        бусы,        игрушки,        шары,        хоровод,        звезда,        конфеты, нарядная/наряд.

Ход занятия

Приветствие.

  1. Ознакомление с окружающим миром. Рассматривание игрушки-атрибута

Демонстрация и рассматривание искусственной ёлки.

  • Зимой к нам приходит самый главный праздник – Новый год. Это волшебный праздник. В этот праздник в домах ставят ёлки.
  • Какого цвета ёлка? Зелёная
  • На Новый год ёлку принято наряжать игрушками.
  • Ёлку и игрушки покупают в магазине. Живые ёлки продолжают расти в лесу, а мы покупаем искусственные ёлочки, чтобы не рубить и не губить деревья.
  1. Сюрпризный момент «Наряжаем ёлку»

Предложение родителям вместе с детьми выбрать ёлочную игрушку и повешать на искусственную ёлку.

  • Посмотрите, какая наша ёлка стала нарядная!
  • А ёлочка на бумаге не наряжена. Давайте украсим её тоже.
  1. Занятие-лепка «Бусы на ёлку»

Демонстрация родителям способов раскатывания пластилина и формирования шариков. Родители показывают детям, помогают им в «украшении» изображённой ёлочки.

Блок физического развития

Цель: Ознакомление родителей с приёмами физического развития ребёнка, формирования и совершенствования двигательных навыков, развитие мотивации к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья ребенка.

Задачи:

  1. Развивать у родителей навык взаимодействия с ребёнком по направлению здорового физического развития малыша;
  2. Подготовить организм ребенка к предстоящей нагрузке, формировать умение выполнять ходьбу, бег, основные развивающие движения; закреплять двигательные навыки.
  3. Вызывать эмоционально-радостное настроение у детей и желание ежедневно выполнять физические упражнения.
  4. Научить дыхательной гимнастике.

Оборудование:

- список детей;

  • флеш-карта с музыкальным сопровождением;
  • магнитофон;
  • спортивное покрытие пола.

Ход занятия

Приветствие.

  1. Музыкальная разминка

Чтобы нам не потеряться Нужно за руки держаться. Отправляемся мы в лес,

Ждет нас много в нем чудес.

Ходьба в колонне друг за другом 10 сек.

По сугробам мы шагаем, выше ножки поднимаем! По сугробам мы идем, и ничуть не устаем.

Ходьба с высоким подниманием колена 10сек.

Холодно в лесу зимой побежали все за мной.

Бег        в        колонне        по        одному        за инструктором 10 сек.

  1. Игровые упражнения «Елочка»

Дети стоят в кругу лицом друг к другу (родители стоят за спиной у детей) повторяя упражнения за инструктором. Родители помогают детям ориентироваться в пространстве, учиться запоминать лево, право, верх, низ.

Елочка большая!

далее развести руки в разные стороны,

отпустить вниз - 4 раза.

Мы сегодня принесли Яркие игрушки.

Здесь конфеты и шары, Пряники хлопушки

Вы        игрушки        доставайте        елку        вместе украшайте.

Стоя, ноги на ширине плеч руки опущены вниз. Наклон (внизу у пола выполнить движение кистями рук «берем игрушки»); выпрямиться, вывести руки вперед-вверх

– движение кистями «вешаем игрушки» – 4 раза.

Распушила елка лапы, Стала красоваться.

А мальчишки и девчонки Стали улыбаться.

Руки опущены вниз, раздвигаем пальчики рук. Ставим руки на пояс, широко улыбаемся.

  1. Дыхательная гимнастика «Вьюжка»

Инструктор предлагает родителям и малышам изобразить, как дует вьюга. Вдох носом, пауза, на выдохе произносим [у] от тихого звучания к громкому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о Службе ранней помощи детям от 0 до 3 лет с нарушениями в развитии (риском нарушений) и их семьям, организованной на базе МКДОУ "Малиновский детский сад"

1. Общие положения:            1.1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности Службы ранней помощи Муниципального казенного...

Семинар - совещание "Формы и механизмы взаимодействия по организации ранней помощи детям в Курской области"

14 июня 2019 года на базе ОКУ «Курский     областной центр психолого – педагогического, медицинского и социального сопровождения» (Отделение развития и реабилитац...

Комплексный и междисциплинарный подход. Проведение оценочных процедур и разработка индивидуальных программ ранней помощи ребенку и его семье.

Материал представлен в рамках курсов повышения квалификации "Организация комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей раннего возраста в региональной системе ранней помощи&qu...

Организация и содержание работы по вопросу организации ранней помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ

В статье представлен опыт работы ДОУ по вопросу организации и содержания ранней помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ...

Организация службы ранней помощи детям с ментальными проблемами развития в условиях консультационного пункта дошкольного образовательного учреждения».

В данной статье рассказывается о работе консультационного пункта, его специалистов, функционирующего на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад № 209»...

"Организация ранней помощи детям с риском возникновения РАС".

quot;Коррекционнразвивающая работа с детьми с РАС на начальном этапе образования"...