Ведущая деятельность детей в разных возрастных периодах
материал

Хинич Ксения Владимировна

Ведущий вид деятельности (термин А.Н. Леонтьева) – это деятельность индивида, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности.

Важно понимать: какой именно вид деятельности выступает ключевым в тот или иной возрастной период. Именно это поможет подобрать оптимальные пути взаимодействия с воспитанником, обозначить ключевые задачи этого взаимодействия, понять, на чём необходимо сосредоточить внимание педагогу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vedushchie_vidy_deyatelnosti.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущая деятельность детей в разных возрастных периодах

Ведущий вид деятельности (термин ввёл А.Н. Леонтьев) – это деятельность индивида, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности. Таким образом, на каждом возрастном этапе выделяется в качестве ведущей тот вид деятельности, который соотносится с социальной ситуацией развития (специфической для каждого возраста системой отношений индивида с окружающим миром) и позволяет к окончанию того или иного этапа сформировать психологические новообразования (устойчивые психические функции, которые обусловлены ходом возрастного развития человека и присущи определенному его этапу).

Рассмотрим в формате таблицы ведущие виды деятельности, характерные для каждого возрастного этапа во взаимосвязи с социальной ситуацией развития и психологическими новообразованиями.

Период

Возраст

Социальная ситуация развития

Ведущий вид деятельности

Психологические новообразования

Младенчество

0 – 1 год

Освоение норм отношений между людьми

Эмоциональное (непосредственно-эмоциональное) общение со взрослым – общение ребёнка со взрослыми

людьми, осуществляемое вне совместной предметной деятельности.

.

Ходьба, первое слово

Ранний возраст

1 – 3 года

Усвоение способов деятельности с предметами

Предметно-манипулятивная деятельность – деятельность ребёнка

с разнообразными игрушками и окружающими предметами не в

полном соответствии с их социально-культурным назначением и без активного

взаимодействия со взрослыми.

Кризис «Я сам»

Дошкольный возраст

3 – 6(7) лет

Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми

Игровая деятельность (вид игры: сюжетно-ролевая) – сочетание игровой деятельности с общением, имитирующее определенную социальную ситуацию и характерные для неё формы ролевого поведения участников.

Произвольность поведения

Младший школьный возраст

6(7) – 10(11) лет

Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности

Учебная (учебно-познавательная) деятельность – сочетание учебной деятельности и межличностного общения, определяющее познавательное развитие.

Произвольность всех психических процессов, кроме интеллекта

Средний школьный возраст

10(11) – 14(15) лет

Освоение норм и отношений между людьми

Интимно-личностное общение в учебной и др. видах деятельности (профессионально-личностное общение) – сочетание общения на личные темы и

совместной групповой деятельности по интересам; построение близких отношений с товарищами на основе морально-этических норм.

Чувство взрослости, возникновение представлений о себе не как о ребёнке

Старший школьный возраст (ранняя юность)

14(15) – 16(17) лет

Освоение профессиональных ЗУН

Учебно-профессиональная деятельность, самоопределение – особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей.

Профессиональное и личностное становление


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для воспитателей на тему: "Ведущая деятельность детей в разных возрастных периодах"

Информация будет интересна и полезна как воспитателям, так и родителям, т.к игра - основная форма организации жизни ребёнка....

Доклад «Роль воспитателя в формировании речи детей в разные возрастные периоды дошкольного детства 3-5 лет».

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью-это показатель его профессиональной подготовленности....

Труд детей в разные возрастные периоды.

Для того, чтобы вырос ответвенный ученик, а затем и ответственная личность, к труду необходимо приучать с 3 -х лет....

Ведущая деятельность в разных возрастных периодах.

Ведущая деятельность- это такая деятельность , развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на определенных стадиях его р...

Ведущая деятельность детей в возрастных периодах

Ведущая деятельность детей в возрастных периодах Ведущая деятельность — деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие личности ребенка (Н.А. Леонтьев)....

Развитие речи детей в разные возрастные периоды

Консультация для родителей по развитию речи детей разных возрастов...