Методическая разработка на тему: «Организация развивающей предметно–пространственной среды в работе с детьми младшего возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Свешникова Екатерина Александровна

В стратегии развития воспитанников одним из важных направлений является создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с реализуемой программой.

Специально подготовленная и созданная взрослыми развивающая среда занимает решающую роль в жизни ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_razvivayushchey_predmetno.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему:

«Организация развивающей предметно–пространственной среды в работе с детьми младшего возраста»

Автор: Свешникова Екатерина Александровна

В стратегии развития воспитанников одним из важных направлений является создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с реализуемой программой.

Специально подготовленная и созданная взрослыми развивающая среда занимает решающую роль в жизни ребенка.

Возрастные особенности младшего возраста возраста диктуют особые требования к организации предметной среды, которая должна способствовать развитию детей. От того, какая среда окружает ребенка, во многом зависит его физическое, интеллектуальное и эстетическое развитие.

 

Заботясь о создании благоприятного, психологического комфорта и возможности самореализации детей группе мы определили шесть основных зон детского развития.

 

1 Зона – это зона познавательного развития, в которую входят дидактические игры и материалы по развитию сенсорных эталонов; игры на развитие мелкой моторики, логического мышления; а также дидактические пособия, наглядные материалы по ознакомлению детей младшего возраста с окружающим миром.

Все представленные пособия, игры, наглядные материалы как фабричного изготовления, так и, созданные руками педагогов и родителей из подручного, бросового и других материалов.

2 Зона – зона экспериментирования, в которой дети учатся экспериментировать с различными предметами и природными материалами. Организуя игры с песком и водой, мы знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов и закрепляем элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развиваем мелкую моторику ребенка. Малыши любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их.

Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый-холодный, сухой-мокрый, тонет-не тонет, пустой-полный и многое другое.

3 Зона – зона художественно – эстетического развития. Младший возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть не только традиционные материалы такие как: фломастеры, мелки, наборы карандашей, тонированная бумага, раскраски, трафареты, обычный и пенопластовый пластилин, тесто и формочки для лепки, гуашь простая и пальчиковая, восковые мелки, разнообразные конструкторы, но и нетрадиционные материалы: печатки, ватные палочки, мыльные пузыри, световые планшеты, самодельные гравюры, пластилиновые заплатки.

 4 Зона – создана с целью организации театрализованной деятельности и сюжетно – ролевой игры, где мы знакомим наших воспитанников с различными видами театра: театр на палочках; настольный театр; куклы Би-Ба-Бо; театр из фетра и ткани; театр на магнитах; сказка на стаканчиках и ложках. Наличие разных видов театра позволяет воспитателю организовать показ простейших видов театра и привлечь каждого ребенка. Дидактические пособия играют важную роль в познавательном и речевом развитии.

Содержание данного уголка позволяет формировать начальные навыки ролевого поведения и связывать сюжетные действия с ролью. С помощью взрослого дети выполняют несколько игровых действий объединенных сюжетной канвой: «семья», «парикмахерская», «больница», «шофер». Так у детей раннего возраста зарождаются первые предпосылки к сюжетно – ролевым играм, решаются задачи коммуникативного развития и социализации малышей.

На ряду с книгами, расположенными на полках размещены наборы предметных и сюжетных картинок, игры по познавательному и речевому развитию, подборка потешек, стихов, загадок, пальчиковых гимнастик, звуковые планшеты с аудио сказками. Наши малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки. Здесь же размещены тренажеры для дыхательных упражнений и зрительных гимнастик: султанчики, снежинки, бабочки, шарики, трубочки. Это помогает решать задачи по речевому развитию.

5 Зона - Зона двигательной активности.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В зоне двигательной активности расположено современное, яркое оборудование для проведения подвижных игр, утренней гимнастики, а также для самостоятельных игр и индивидуальной работы с детьми по физическому развитию.

6 Зона – Зона музыкального развития, где есть такие музыкальные инструменты как: металлофон, гармошка, балалайки, бубны, погремушки, колокольчики, трещотка, барабанная стойка, свистульки, дудочки.

Много радостных минут доставляют детям игры с музыкальными книгами, планшетами, музыкальным домом, что способствует развитию фонематического слуха и чувства ритма.

Важно отметить, что развивающая среда оснащена новыми, интересными, нестандартными пособиями и материалами, ориентированными на современного ребёнка.

Функции развивающей предметно-пространственной среды в группе:

Младшая группа

  • познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
  • коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
  • оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
  • творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

 

2. Основные понятия

«Развивающая предметно-пространственная среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

«Безопасность материалов и оборудования»  обеспечение ребенка такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

«Детская игра» – вид непродуктивной деятельности ребенка, где основной мотив находится непосредственно в процессе самой деятельности. В соответствии с их специфическими характеристиками выделяются два основных вида игры – сюжетная и игра с правилами.

«Игрушка» — предмет, используемый или специально изготовленный для игры. Классифицируются как в соответствии с сюжетообразующей функцией: атрибуты, обозначающие игровую роль (или фигурки-персонажи), предметы оперирования (обозначающие события-действия персонажа), маркеры пространства (обозначающие игровое пространство), так и с мерой условности (реалистические, прототипические и условные).

Насыщенность среды – разнообразие материалов и оборудования, пособий, инвентаря, обеспечивающих двигательную активность, игровую, познавательную, исследовательскую творческую активность, экспериментирование с доступными материалами.

Полифункциональность среды - предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды и наличие полифункциональных предметов для использования в разных видах деятельности.

Трансформируемость среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

Вариативность среды – наличие различных пространств, материалов, игр, игрушек, оборудования и периодическая сменяемость материала.

Доступность среды – свободный доступ детей раннего возраста, к игрушкам, материалам, оборудованию.

«Сертификация» наличие санитарно-эпидемиологического заключения (сертификата), который подтверждает безопасность материалов и оборудования.

Создавая насыщенную развивающую среду в группе, мы стремимся соблюдать все принципы и подходы по ее организации:

Все материалы соответствуют возрасту, адекватны целям развития, находятся в свободном доступе и безопасны для малышей.

Содержание образовательных уголков систематический меняется в соответствии с комплексно – тематическим планированием и интересами воспитанников, также обеспечивается возможность использования игрового оборудования в разных игровых ситуациях и разных видах детской активности, как мальчиками, так и девочками.

В  группе каждый ребёнок имеет возможность свободы выбора деятельности, в которой он сможет сам получать знания об окружающем мире, развивать воображение, таланты и способности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка на тему: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста»

Обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды, как способ реализации основной образовательной программы ДОУ"

Содержание. Функции предметно-пространственной среды.Принципы создания и использования предметно-пространственной развивающей средыХарактеристика отдельных элементов среды и обоснован...

Методическая разработка по теме: "Построение развивающей предметно-пространственной среды и оснащение центра музыкального развития"

В методической разработке даются рекомендации по построению развивающей предметно-пространственной среды и оснащению центра музыкального развития в группе....

Методическая разработка на тему «Использование форм и методов тестопластики в работе с детьми дошкольного возраста»

         Работа с дошкольниками почти всегда направлена на преобразование и развитие физических и когнитивных возможностей ребенка. Сензитивный период в развитии дошкол...

Представление опыта работы на тему "Организация развивающей предметно-пространственной среды через проектную деятельность"

Представление опыта работы на тему "Организация развивающей предметно-пространственной среды через проектную деятельность"...

Представление опыта на ГМО по теме "Организация развивающей предметно-пространственной макро-среды территории детского детского сада"

1.        Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный интерес к насыщению и об...

Выступление на тему «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста»

Проблема развития предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении неоднократно выступала предметом исследования специалистов в разных областях знаний. Правильно организованная развивающая предметн...