«Петровский сундучок»
материал (подготовительная группа)

Паршина Мария Александровна

Дидактическое пособие «Петровский сундучок» на доступном для старшего дошкольного возраста уровне познакомит с наиболее важными событиями в истории правления царя Петра I.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района Санкт – Петербурга

 «Петровский сундучок»

Составитель:

Паршина Мария Александровна, учитель – логопед

Санкт – Петербург

2023

Введение

Актуальность темы: дидактическое пособие «Петровский сундучок» на доступном для старшего дошкольного возраста уровне познакомит с наиболее важными событиями в истории правления царя Петра I.

Адресат: воспитанники подготовительного дошкольного возраста, педагоги, семьи воспитанников.

Цель: способствовать формированию у старших дошкольников представлений о деятельности Петра I.

Задачи:

Образовательные:

–  закреплять знания детей о делах Петра Великого;

Развивающие:

– развивать познавательные способностей детей, логическое мышление и связную речь.

Воспитательные:

-воспитывать чувство гордости за прошлое нашего города СПб;

– воспитывать уважение к труду и профессиям Петра I.

Пояснение инновационности:

Новизна заключается в разработке использования с дошкольниками настольно – печатного квеста, который будет закреплять знания о деятельности Петра I. Квест, как уникальная игровая технология, позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды заданий. Он поможет активизировать мыслительные процессы дошкольников в игровой форме. По структуре сюжета квест – линейный, который построен по цепочке. Разгадаешь одно задание – перейдёшь к следующему, и так, пока не дойдёшь до финиша. В своей игре мы совместили квест - путешествие с ИКТ технологиями, через использование QR – кодов. Символ «книга» с QR – кодом на пенале – это проверка ответа или подсказка для выбора дальнейшего задания. В зависимости от знаний детей, может меняться тематический материал в настольно – печатном квесте.

Основная часть (описание работы):

Разработана настольно – печатная игра «Петровский сундучок» по типу квест. Игра рассчитана на 2-4 участника. Эта игра – командная. В коробке находится 6 пеналов. На всех пеналах есть знаки – символы. Пеналы в коробке расположены в разнобой. Игроки начинают игру с пенала, где нарисована стрелочка. В каждом пенале четыре варианта на одно задание, а ответ будет один у всех игроков. Выполнив задание и получив подсказку, они найдут знак – символ на следующем пенале и продолжат квест.

Пенал №1 «Старт» (зелёная стрелочка), задание «Что сначала, что потом». Игроки ищут зашифрованное слова по буквам – подсказкам.

Дидактическая задача: составить целое из двух частей и распределить карточки в соответствии со сменой их временных отрезков.

Игровые действия: поиск для своей пары картинки и раскладывание картинок по порядку.

Материал: четыре карточки, разрезанные пополам.

Руководство: игроки раскладывают все карточки на столе картинками вверх, необходимо составить карточки из двух половинок, догадаться и разложить их по порядку («Что было сначала, что потом»). На каждой картинке складывается портрет Петра I (ребёнок, юноша, мужчина и памятник «Медный всадник»).  Игроки ищут подсказку и читают слово «Пётр». Они рассуждают «Пётр I – это царь, который построил наш город». Это подсказка к следующему пеналу с символом «Шапка Мономаха».

Пенал №2 «Шапка Мономаха», задание «Четвёртый лишний?»

Цель: классифицировать предметы по определенным признакам

Игровые действия: находить лишний предмет и объяснять, почему он лишний

Материал: набор карточек из четырёх предметов, три предмета связаны общим признаком, а четвёртый лишний.

Руководство: Игроки называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор. Помидор, перец, огурец, картошка (картошка лишняя, потому что корнеплод и растёт в земле); сирень, акация, шиповник, дуб (дуб лишний, потому что это дерево, а остальные картинки – кусты); банан, ананас, манго, мандарин (мандарин лишний, потому что это цитрус); ромашка, клевер, василёк, тюльпан (тюльпан лишний, потому что это садовое растение, а остальные картинки – полевые цветы).  Они делают вывод, что все лишние растения привёз из других стран Пётр I, их выращивали в Ботаническом саду. Подсказка к следующему пеналу со знаком «Ботанический сад».

Пенал №3 «Ботанический сад» (игра «Мозаика»)

Цель: составить целое из частей.

Игровые действия: поиск частей картинок

Материал: четыре картинки, разрезанные на четыре части, фишка, кубик

Руководство: игроки берут по одной части от сюжетной картинки: картинка лесорубы, Андреевский флаг, корабль мачтовый, памятник «Царь - плотник». Остальные карточки перемешиваются и раскладываются по кругу в центре стола. Игроки ставят фишку   на любую карточку. По очереди бросают кубик и передвигается по часовые стрелки. Задача игроков собрать части своей сюжетной картинки. В конце игры каждый составляет рассказ по своей сюжетной картинки . Например, «При Петре I заготавливали лес для строительства кораблей»; «В нашем городе стоит памятник «Царь – плотник», он изображает Петра I с топором в руках, который трудиться над постройкой лодки»; «Лесорубы рубят деревья для постройки кораблей»; «Мачтовые корабли строили в Адмиралтействе для российского флота», «Андреевский флаг – символ флота, который находится на военных кораблях и на Адмиралтействе».

Игроки делают вывод, что все картинки связаны с Адмиралтейством. Берут пенал с символом Адмиралтейства – кораблик на шпиле.

Пенал № 4 «Кораблик Адмиралтейства» (игра «Прочитай слово по цифрам»)

Цель: соотносить букву с цифрой

Игровые действия: прочитать слово, расставив цифры по порядку («Цифры по порядку расставляйте, полученное слово вслух прочитайте»).

Материал: у игроков карточка, где на верхней полоске буквы, а на нижней – цифры.

Руководство: Игроки должны расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово (фонтан, статуя, дворец, парк).

Они рассуждают, что всё это можно увидеть в Летнем саду. Ищут пенал с символом «Решётка Летнего сада»

Пенал №5 Символ «Решётка Летнего сада» (игра «Зашифрованное слово»)

Цель: соотносить буквы с различными значками

Игровое действие: прочитать слово

Материал: карточки с заданием.

Руководство: игроки берут карточки, на них зашифрованное слово в решётке, рядом есть шифр. Дети разгадывают слова (куранты, пушка, ангел, монета) .

Они рассуждают, что все эти предметы можно встретить в Петропавловской крепости и ищут соответствующий символ на пенале.

Пенал № 6 Символ «Петропавловская крепость» (игра «Сложи картинку» и «Парочки – профессии Петра I»)

Цель: составление силуэтного изображение из частей; обобщать картинки и развивать зрительную память и внимание

Игровое действие: составлять целое из частей; подбирать пару одинаковых карточек.
               Материал: на рубашке карточек разрезная новогодняя ёлка, с другой стороны  профессий Петра I (токарь, плотник, кузнец, шкипер, садовод, артиллерист бомбардир)

Руководство: игра «Разрезные картинки». Игроки берут разрезанные карточки, внимательно рассматривают каждую часть, составляют целое изображение (новогоднюю ёлку) и рассуждают, что Пётр I приказал отмечать праздник Новый год. 

Игра «Парочки». Карточки раскладываются по 4-6 штук в ряд рисунками вниз. Первый игрок открывает любые две карточки. Если на них изображён один и тот же рисунок, игрок берёт их себе и открывает другие две карточки. Если карточки не сошлись, их кладут на место рисунком вниз. Ход переходит к следующему участнику. Карточки нужно открывать по одной, а не парами. Когда непарные картинки возвращаются на место все стараются запомнить, где какая картинка лежит. Игра закончена, когда разобраны все карточки. Выигрывает тот, кто соберёт больше парочек.

Литература:

  1. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, «Игры и упражнения по развитию умственных способностей к детям дошкольного возраста», Москва, «Просвещение», 1989 г
  2. Г. Т. Алифанова, «Первые шаги», СПб, «Петербургская новая школа», 2000 г
  3. Елена Литвяк «Летний сад», Москва, ООО «Издательский дом «Фома», 2014 г
  4. К. А. Кочегаров «Пётр Великий», «Русское слово», 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Петровские гуляния

фольклорный праздник...

«О чем рассказывают скульптуры богини Афины у Петровских ворот?»

-Обогащать представления детей о значении Триумфальных ворот и о символическом значении Петровских ворот и декоративной скульптуры, украшающей их.           - Разви...

«Наш город - Лосино-Петровский. Прогулка по родному городу».

Конспегруппект ООД по направлению "Коммуникация" в старшей логопедической  группе. Материал для логопедов и   воспитателей....

Познавательно-речевой проект"Декабристы в Петровском Заводе"

Каждый уважающий себя гражданин должен знать историю своей Родины.Цель создания проекта - необходимость приобщения детей к изучению родного края, родного города, ознакомление с памятными местами...

Конспект "Петровский Петербург"

В конспекте представлены материалы и варианты заданий по теме: Петровский Петербург...

Презентация "Петровские ворота"

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Петровские ворота". Рассказ для дошкольников о первых треумфальных воротах Санкт-Петербурга....

Реализации этнокультурного компонента через УМК «Семейский сундучок», «Бурятский сундучок», «Казачий сундучок»

В нашем детском саду проводится работа по Учебно- методическому комплекту «Семейский сундучок», «Бурятский сундучок», «Казачий сундучок»...