Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ «Арт - терапия как средство развития когнитивных процессов в работе с детьми с нарушениями слуха в дошкольном образовании»
консультация по коррекционной педагогике

Таранова Любовь Борисовна

Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Арт - терапия как средство развития когнитивных процессов в работе с детьми с нарушениями слуха в дошкольном образовании»

(Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ)

Подготовила воспитатель Таранова Л.Б.

      На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.

   Каждый ребенок - это драгоценная жемчужина, и от нас, педагогов зависит, сможем ли мы помочь детям высвободить скрытые возможности ребёнка  и сохранить совершенство и неповторимость каждого из них.  Неповторимость каждого человека не вызывает сомнений, но умение предъявить свою уникальность не сформирована еще у детей дошкольного возраста.

     Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.

Дети, состояние здоровья которых,  препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом, и (или) психическом развитии, и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

     Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна. Мы сегодня поговорим о детях с нарушениями слуха. О  том, как помочь данной категории детей безболезненно адаптироваться в коллективе.

По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью):

Тугоухость - стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Она выражается в различной степени - от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

     В  Федеральном          образовательном  стандарте дошкольного образования  особое внимание уделено внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, позволяющих проводить оздоровление в интересных разнообразных формах. Для себя мы определили работу с применение средств арт-терапии на занятиях с дошкольниками. Основным направлением выбрала  развитие когнитивных процессов с помощью арт-терапии (изотерапия, игровая терапия, музыкотерапия, сказкотерапия). Она позволяет детям познавать окружающий мир, способствует укреплению эмоциональной сферы ребенка, благоприятной атмосферы в процессе обучения.

Арт-терапия - простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре.   Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что формирование и развитие детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста имеет огромное значение для становления личности ребенка, удовлетворения их индивидуальных потребностей.

       Термин арт-терапия (буквально: терапия искусством) вел в употребление Андриан Хилл (1938). Затем этот термин стал применяться ко всем видам терапевтических занятий искусством (музыкотерапия, драматерапия, танцедвигательная терапия и т.п.). Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку. Представителей гуманистического направления арт-терапии Эдит Крамер, Э. Виршоп, М. Бетенски, Р. Сильвер и др. Отечественный опыт применения арт-терапии отражен в работах М.Ю. Алексеевой, Е.Р. Кузьминой, Л.Д. Лебедевой, А.В. Гришиной, Л.А. Аметовой, Е.А. Медведевой, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссаровой, Т.А. Добровольской.

        А.И. Захаров считает,  что дети, которые любят рисовать, отличаются большей фантазией, непосредственностью в выражении чувств и гибкостью суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека или персонажа рисунка и выразить свое отношение к нему, поскольку это же происходит каждый раз в процессе рисования. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам.

       Главное для педагога в работе с детьми ОВЗ в повседневной жизни - это использование как можно больше оздоровительных технологий, ведь они преимущественно просты в использовании, дают воспитанникам большое удовольствие, а главное – имеют эффективное комплексное влияние на формирование их психического,  физического и умственного здоровья. Эти технологии можно использовать в разных организационных видах работы, в повседневной жизни, интегрируя их в различные виды деятельности детей.
Использование арт-терапии  в работе с детьми ОВЗ дошкольного возраста, имеет ряд преимуществ:

- во-первых: психологически безопасна, свободна, не требует оценивания.

-во-вторых: продукт творчества ребенка дает возможность дать ретроспективную оценку (оценку выполненной работы).

-   в-третьих: создает возможности осознания ребенком собственной ценности.

      Важно и то, что арт-терапия является средством невербального общения. Практически каждый ребенок имеет возможность принимать участие в работе, которая не требует от него каких-либо способностей  в разных областях творческой деятельности. Кроме того, «продукты»  арт-терапии являются объективным свидетельством настроений и мыслей ребенка, что позволяет использовать их как диагностику. 

  Цель арт-терапии -   оказание помощи ребёнку, посредством  использования разных видов арт-терапии, которые помогают справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии. Ребенок осваивает один из доступных и приятных для него способов. Использование таких техник арт-терапии, как сказкотерапия, игровая терапия, психогимнастика, изотерапия, музыкотерапия, тканевая терапия способствуют развитию  познавательных процессов. 

Задачи арт-терпии:

наименее болезненный вывод наружу подавленных мыслей и чувств;

адекватный с точки зрения общества выход агрессии и других негативных проявлений человека;

увеличение эффективности психотерапевтического лечения (арт-терапия как вспомогательный метод);

обучение концентрации на ощущениях и чувствах;

облегчение установления социальных контактов;

развитие творческих способностей;

развитие самоконтроля;

повышение самооценки.

Преимущества применения приемов арт-терапии: 

работа не требует от воспитанников каких-либо способностей к изодеятельности;

помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию;

используется для оценки состояния воспитанников; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность;

помогает детям увидеть неповторимость каждого в группе;

царит атмосфера доверия, терпимости и внимания;

помогает принять каждого ребёнка

В нашей работе используются игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы,  стихотворения, песни, использование ИКТ-технологии, что делает интересным и занимательным любое задание, а так же  следующие методы и приёмы для реализации поставленных задач:

-   наглядно-практические;

-   проблемные ситуации;

-   игровые.

Существуют две формы работы с детьми: индивидуальная и групповая. Какую форму выбрать для более эффективной работы с ребенком так же решает педагог.  В своей практике мы используем такие формы работы как:

-   подгрупповые;  

-   работа  парами;

-   индивидуальные.

Развитие когнитивных процессов слабослышащих дошкольников невозможно без формирования восприятия и воспроизведения устной речи. Затрудненность словесного общения, его нарушение является тем решающим условием, которое выступает как главная причина аномального развития. Для детей с нарушением слуха применяются различные виды арт-терапии:

Изотерапия - воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и т. д. В изотерапии можно использовать различные источники рисования, такие как цветные карандаши, краски, пластилин и многое другое.

    Кроме того, нетрадиционные способы творчества помогают ребенку получить от процесса удовольствие и  видеть  конечный результат. Рисунки нравятся не только детям, но взрослым. Самое главное в изотерапии даже не конечный результат, а сам процесс

Игровая терапия -  воздействие с использованием игры.

Данные виды арт-терапии позволяют разнообразить ход занятия, использовать тот способ, который больше нравится ребенку. Игротерапия – выстраивает определенную модель жизни, которая помогает тем, кто участвует в игре,  познать все законы жизни, осознать и развить собственные стратегии отношения ко всем аспектам жизни: предназначению, семье, здоровью, отношению между сверстниками, взрослыми. В данной методике использую разные игры, направленные на развитие  когнитивных процессов,  на сплочение, коллективизм, релаксацию. Игровая терапия позволяет в игре ближе познакомиться с ребенком.

Сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи. В основе сказкотерапии лежит процесс связи между действиями в сказке и реальности. Область применения этого приема не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе как с детьми, так и со взрослыми.

  С детьми мы читаем сказки, слушаем, и импровизируем.  В работе использую пересечение сказкотерапии и тканевой терапии. Сначала мы прочитываем сказку, а затем с помощью тканевой терапии создаем продукт по мотивам сказки.

Куклотерапия   — это метод воздействия  с помощью кукол.   Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, социальзации детей с ограниченными возможностями, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок — родитель. Существует самостоятельное направление, получившее название куклотерапии. Этот метод основан на идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки и любимой игрушки, он базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». В качестве основного приема коррекционного воздействия кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребенка и воспитателя. Ребенок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию.

Музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки.  Музыкотерапия — психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Использую расслабляющую музыку для формирования положительного эмоционального фона.

Также можно использовать различную музыку в соответствии с составленным занятием. Музыка способствует расслаблению мышц, тела, что приводит к хорошей мотивации в работе

Танцетерапия– это вид терапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Игровая творческая детская танцетерапия позволяет разглядеть и принять свои чувства, дать им выход. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур, что влияет на продуктивность деятельности – ее темп и ритм. Ритмичные движения снимают мышечное напряжение, помогают избавиться от чувства неуверенности, повысить самооценку. Танец с детства повышает стрессоустойчивость. Включая танцевально-двигательную терапию в общую систему подхода к организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями, существует вероятность получения максимально положительных результатов.

Песочная терапия -путь к психологическому здоровью. Игра с песком– это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения.

    Кроме педагогов, работающих с детьми ОВЗ, и родителям нужно знать, что в условиях семьи слабослышащий ребенок может овладеть произношением слов, фраз, чтением с губ и умением пользоваться остатками слуха. Если у ребенка имеются остатки слуха, то следует развивать у него навык слушать. Родители должны помнить, что воспитание слабослышащего ребенка в семье требует выдержки, терпения — это длительная и кропотливая работа. Нельзя бросать начатое дело на половине пути. Если что то не получается, то необходимо консультироваться у специалистов. Таким образом, в детском саду проводятся тренинги, семинары, родительские собрания, консультации, направленные на оказание помощи в вопросе развития и поддержки слабослышащего ребенка.

Примерные темы консультаций для родителей:

  1.  «Изобразительная деятельность слабослышащих детей».
  2.  «Как проводить с ребенком досуг».
  3. «Мой ребенок –моя гордость».
  4. «Жизнь ребенка в детском саду».

Мастер-класс для педагогов и родителей:

1.«Научите рисовать ребенка солью».

2.«Мой сказочный герой».

       Опираясь на проделанную работу и результаты, мы пришли к выводу, что арт-терапия позволяет каждому ребенку оставаться самим собой, не испытывать стыда, неловкости или обиды, сравнивая себя с другими, способствует раскрытию внутренних ресурсов организма и психики. 

Занятия с применением арт-терапии развивают познавательные процессы, творческое и пространственное мышление, речь, мелкую моторику рук, умение понимать партнера. Помогают снимать эмоциональное напряжение, негативные эмоции, отработать беспокоящие ситуации. Дают возможность попробовать новые роли, способы поведения и реагирования в определенных жизненных ситуациях, активизируют функцию воображения детей. Ребёнок с богатой фантазией более успешно решает нестандартные задачи, легче переживает неприятности и завоевывает уважение среди сверстников.

  Используемые средства арт-терапии помогают создавать условия для успешного развития творческих способностей, творческого потенциала детей с ограниченными возможностями.

Хочется закончить словами американского психолога, психотерапевта, одного из основоположников гуманистического направления в психологии,

Карла Роджерса «Творчество и терапия частично совпадают: то, что является творческим, зачастую оказывается терапевтичным, то, что терапевтично, часто представляет собой творческий процесс»