Формирование личностных качеств у дошкольников посредством обогащения образовательной деятельности здоровьеоринтированной кейс-технологией
методическая разработка (старшая группа)

Буряковская Галина Николаевна

Кейс-технология дает возможность дошкольнику приблизиться к практике, взять на себя роль человека, реально принимающего решение, иногда и ошибочные, но коллективный анализ ситуаций выявляет положительные и отрицательные стороны проблемы и направляет на верное ее разрешение. В результате проведения здоровьеоринтированных кейсов дошкольники не только научатся осознанно заботиться о своем здоровье, но и приобретут такие качества личности как целеустремленность, познавательную и физическую активность, а также критическое мышление, коммуникативные навыки, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и коллективно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_iz_opyta_raboty.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование личностных качеств у дошкольников посредством обогащения образовательной деятельности здоровьеоринтированной кейс-технологией

Буряковская Г. Н

воспитатели МБДОУ ДС

№ 57 «Радуга»

Старооскольского городского округа

Дошкольный возраст – это «период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения». Реализация своего «Я» для каждого ребенка становится важнейшей задачей воспитательного процесса в детском саду, организуемого педагогами, создающими необходимые условия для развития личностных качеств воспитанников. Человек как социальная личность формируется в общественной жизни: в обучении, в труде, в общении с людьми. Физическая культура и забота о своем здоровье вносит свой вклад во всестороннее развитие личностных качеств дошкольника. 

У дошкольников формируются поведенческие навыки, которые одновременно с другими факторами, влияют на качество здоровья, его отношение к здоровому образу жизни, культуре питания, на раскрытие физического, социального и личностного потенциала ребенка. Здоровьесберегающие технологии активно внедряются в педагогическую деятельность дошкольников, однако проблема осознанного здоровьеоориентированного поведения дошкольников все еще остается нерешенной, так же как и возможность влияния их на становление личностных качеств. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы детей научим, они должны применять в реальной жизни.

Кейс-технология дает возможность дошкольнику приблизиться к практике, взять на себя роль человека, реально принимающего решение, иногда и ошибочные, но коллективный анализ ситуаций выявляет положительные и отрицательные стороны проблемы и направляет на верное ее разрешение. В результате проведения здоровьеоринтированных кейсов дошкольники не только научатся осознанно заботиться о своем здоровье, но и приобретут такие качества личности как целеустремленность, познавательную и физическую активность, а также критическое мышление, коммуникативные навыки, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи как индивидуально, так и коллективно.

Проблемный характер кейс-диспута «Движение - спутник здоровья» позволяет дошкольникам высказывать свое мнение о пользе физических упражнений, аргументировать свою точку зрения и вступать в дискуссию со своими сверстниками. В подтверждении правильности коллективного вывода дошкольники познакомились с дидактическими играми «Путешествие в страну здоровья», «Как вырасти здоровым», на прогулке поиграли в подвижные игры «Запомни движения», «Попади в цель (болезнь)», «Ловишки с лентами».

Вся деятельность по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни в старшей группе было нацелено на формирование общей выносливости и работоспособности при выполнении двигательных физических упражнений, силы воли и настойчивости при выполнении гигиенических процедур, а также в умении подчиняться социальным и нравственным нормам поведения. Коллективные дебаты научили старших дошкольников не только отстаивать свою точку зрения, но и умению подчиняться решению большинства в коллективе.

Дошкольники 6-7 лет способны адекватно оценить значимость занятий спортом, выполнение гигиенических процедур и необходимость следить за своим правильным питанием для укрепления и сохранения своего здоровья.

Кейс-прогнозирование «Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги – в тепле!» не сразу открылось в значимости и простоте высказывания великого полководца А.В.Суворова. Все процессы в человеческом организме взаимосвязаны, стоит только промочить ноги, как у ребенка начинается насморк и кашель. Поэтому детям приходится проявить силу воли, чтобы не побегать по лужам, дисциплинированность, чтобы не облизать холодную и грязную сосульку, слушаться маму, когда она запрещает снимать шапку в холодную погоду. Чтобы проверить свою выдержку и силу воли воспитатели проводили с детьми игры-эстафеты, подвижные игры «Море волнуется», «Молчанка» и другие упражнения.

Эмоциональному благополучию был посвящен кейс-ролевое проигрывание «И все нам удается, когда душа смеется!». Психологическое здоровье дошкольников – немаловажный фактор детского здоровья. Хорошее настроение, доброжелательная обстановка в среде сверстников влияло на формирование таких личностных качеств как организованность, честь, достоинство и долг. Автор опыта напомнила дошкольникам произведение В.Катаева «Цветик-семицветик», в котором девочка Женя потратила последний лепесток цветка желаний на выздоровление мальчика. Это конечно, сказка, но так хочется помечтать и представить себе такой же семицветик… Воспитатель внесла цветок, у которого столько лепестков, сколько детей в группе. Каждый ребенок придумывал желание, которое касалось сверстников в группе.

Вся проводимая работа в группе опиралась на активное участие родителей в образовательном процессе. Через беседы, консультации, рекомендации взрослые были оповещены раньше детей о предстоящем изучении той или иной темы, что помочь своему ребенку в домашних условиях выполнять рекомендации и решения детского коллектива, принятого при обсуждении. Иногда и родителям приходилось перестраиваться в своих поведенческих предпочтениях и ориентироваться на здоровый образ жизни. Проведение мастер-классов «30 минут на спорт», «Вкусно, полезно и питательно» помогли родителям последовательно включиться в совместную работу детского сада и семьи.

Итоговое оценивание поведения дошкольников по методике Э.Д.Антиповой показало положительную динамику формирования личностных качеств посредством проведения здоровьеориентированной кейс-технологии. У старших дошкольников хорошо развита любознательность, уважение к другим людям, к сверстникам, альтруистичность, у 80% дошкольников проявляются сообразительность, оптимистичность, у 64 % детей сформирована уверенность в себе и целеустремленность и терпение. Использование кейс-технологии для формирования здорового образа жизни помогло создать у детей базовую совокупность знаний и практических навыков, необходимых для ведения правильного образа жизни, привлечение их внимание к своему здоровью, воспитание осознанного стремления следовать принципам здорового образа жизни.

Литература:

  1. Брехман, И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье [Текст] / И.И. Брехман — Л.:Наука, 2013.-123 с. ISBN: 5-278-00214-Х [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001535829
  2. Будже Т. Как помочь воспитателям перейти на новые методы работы с детьми [Текст] / Т. Будже // Справочник старшего воспитателя. 2017. №10.- с.3-6 [Электронный ресурс] – Режим доступа:  https://e.stvospitatel.ru/589435 
  3. Рунова М. А. Движение день за днем. Двигательная активность – источник здоровья детей. [Текст] / М. А. Рунова - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007. – 96с. ISBN 978-5-8252-0055-2 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01003184475

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

тематический Педагогический совет на тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Педагогический совет на тему «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

тематический Педагогический совет на тему: «Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

« Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

презентация к Педагогическому совету на тему«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

Памятная програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»

Памятная програмка проведения Педагогического совета на тему:«Воспитание личностных качеств ребенка - дошкольника посредством театрализованной деятельности»...

Методический семинар «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр с применением кейс-технологии»

Современная жизнь любого человека протекает в русле научно-технического прогресса. Гаджеты, компьютеры сегодня часть жизни, без которой современный человек уже не может обходиться. В связи с этим повы...

Формирование нравственных качеств личности дошкольников посредством современных образовательных технологий

Аннотация к статье.В статье представлен опыт работы педагога-психолога ДОУ по формированию нравственных качеств личности дошкольников посредством современных образовательных технологий. Материалы данн...