Консультация "Игровые модели на формирование чувства ритма с использованием неоформленного материала"
консультация по музыке

Семёнова Татьяна Александровна

     В музыке мы встречаемся со звуками долгими и короткими. Чередования их, одинаковых или разных по длительности, образуют ритм. Чувство ритма - одна из музыкальных способностей, без которой, практически, невозможна никакая музыкальная деятельность.

    Ребенок, который слышит ритм, выделяется среди других. Ему присуща чуткость в восприятии музыки, ее настроении и характере. У дошкольника улучшаются музыкальный слух, музыкальная память, внимание, развиваются ловкость, точность, координация движений, моторика. Таким образом, можно сказать, что ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. А формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t_igrovye_modeli_3_moe.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые модели на формирование чувства ритма с использованием неоформленного материала

        В музыке мы встречаемся со звуками долгими и короткими. Чередования их, одинаковых или разных по длительности, образуют ритм.

        Ритм – набор разных по длительности звуков, исполненных в определённой последовательности. Каждая нота, звуча определённое количество времени, объединяется с другими, и они образуют ритмический рисунок. Ритм не измеряется в общепризнанных системах измерения; длительность звучания каждой ноты измеряется относительно других нот в том же ритмическом рисунке: каждая нота звучит длиннее или короче предыдущей в 2,4,8 раз. Чувство ритма - одна из музыкальных способностей, без которой, практически, невозможна никакая музыкальная деятельность.

        Ребенок, который слышит ритм, выделяется среди других. Ему присуща чуткость в восприятии музыки, ее настроении и характере. У дошкольника улучшаются музыкальный слух, музыкальная память, внимание, развиваются ловкость, точность, координация движений, моторика. Таким образом, можно сказать, что ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. А формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Неоценимую помощь в этом оказывают игровые модели с использованием неоформленного материала.

Конечно, огромными развивающими возможностями обладает ансамблевое музицирование. Все мы знаем, что игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость в большей мере, чем сольное исполнение.  Она учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению - это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, воспитывает чувство коллективизма.

    В своей работе, наряду с традиционными музыкальными инструментами, я использую и неоформленный материал, который, на мой взгляд, является очень удачным и доступным. Его нет необходимости искать, покупать. Он всегда найдется дома в виде пустых пластиковых бутылок, контейнеров из-под йогуртов, капсул от киндер-сюрпризов, мусорных пакетов и многого другого. А пластиковые стаканчики, одноразовые тарелочки, султанчики из целлофановых пакетов в сочетании с музыкой при умелом использовании превращаются в настоящую игровую модель, которую я очень часто использую в работе со своими воспитанниками. Не секрет, что каждый из нас, занимаясь с детьми, ставит перед собой цель: как разнообразить занятия, досуги, сделать их более интересными, увлекательными, найти какую-то «изюминку».  Игры со стаканчиками, пластиковыми тарелочками, султанчиками могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Они очень нравятся дошкольникам.         Главный принцип работы – использование всего простого, элементарного, доступного детям.

Так, например, в процессе игры со стаканчиками и пластиковыми тарелочками у дошкольников развиваются:

  • Сообразительность, находчивость, любознательность;
  • Навыки самостоятельной работы;
  • Моторная ловкость и координация движений;
  • Необходимые навыки и умения в пространственной ориентации: слева, справа, снизу, сверху, сбоку;
  • Речевая деятельность (выполнение упражнений под речетатив);
  • Музыкальные способности: чувства ритма и темпа; согласование движений с характером музыкального произведения.

Игры с одноразовыми стаканчиками и пластиковыми тарелочками воспитывают у детей:

  • Чувство ответственности, собранности;
  • Доброжелательное отношение друг к другу;
  • Умение действовать в коллективе.

Игра «Маленькие ушки»

Цель: развитие внимания, умения сочетать свои действия с текстом. 

Дети сидят на полу в кругу, у каждого в руках два стаканчика. 

Ход игры:

Маленькие ушки                   (поставить стаканчики  на голову)

Превратились в мушки,        (вращать стаканчиками  в воздухе)

А потом в лягушки,              (стучать стаканчиками  справа – слева по      

по полу)

И в колотушки,                     (стучать стаканчиком о стаканчик)

И в топотушки,                     (стучать стаканчиками  по полу)

И в потягушки.                     (потянуться руками)

Игра сопровождается музыкой на усмотрение музыкального руководителя

Игра «Козлик»

Цель: развитие чувства ритма, умение выразительно изобразить образ героя.

Дети стоят в кругу, у каждого в руках два стаканчика
Ход игры:

Вышел козлик погулять, свои ножки поразмять (сделать рожки на голове)
Козлик ножками стучит  
(стучать торцом стаканчиков друг о друга)

По - козлиному кричит: Бе-е-е!  (сделать рожки на голове)

Игра сопровождается музыкой на усмотрение музыкального руководителя

Музыкально – ритмическая игра

со стаканчиками за столом

Цель: развитие музыкального слуха, чувства ритма.

Ход игры:

На столе стоят 3 стакана вверх дном. Играющие садятся за стол. Под музыку польки начинают передвигать стаканы «против часовой стрелки» по кругу: Один раз передвинули, 3 хлопка и так повторили 4 раза.

Далее музыка сменяется и вместе с музыкой меняются движения:

Две руки хлопнули по столу, затем в ладоши, поменялись местами по кругу «против часовой стрелки». Так повторяется, пока не сменится музыка на первую часть. И повторяем все сначала. Движения можно менять.

Музыкально-ритмическая игра с тарелочками «Часики»

Цель: развивать чувство ритма, слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры:

Музыкальный руководитель:
Друзья мои, прислушайтесь… вы ничего не слышите? (ответы детей)
Время-времечко бежит,
Отдохнуть теперь велит.
Шепчут часики вот так:
ТИК-ТАК, ТИК-ТАК!
Мы тарелочки возьмем

Как часики стучать начнем!

Вы за мною повторяйте

От меня не отставайте!

Музыкальный руководитель отстукивает тарелочками не сложный ритмический рисунок, все дети одновременно повторяют ритм своими тарелочками.

Музыка«Часики» из м/ф «Фиксики»

     Выполняя упражнения с различными предметами, малыши учатся изменять способ действия. Играя с султанчиками, дошкольники могут раскрывать  ладошки, изменять  положение кистей рук; детские пальчики выполняют разные движения.

Как можно поиграть с султанчиком?

Поставить султанчики (по два на каждого ребенка в корзину).

  • Обратить внимание какие они разноцветные, как много ленточек у султанчика. Их можно потрогать, погладить, а если потрясти палочкой, ленточки зашуршат. Можно прислушиваться к шуршанию и произнести на выдохе «ш-ш-ш». Можно выполнять с султанчиками следующие движения:
  • -стоя на месте, покачаться как «матрешка» (переступать с ноги на ногу), кружиться как юла;
  • -поочередно пошуршать султанчиками около одного и другого уха;
  • -присесть, постучать одновременно двумя палочками об пол, встать, поднять султанчики и покачать их над головой;
  • -пройти между султанчиками как «петушок», пройти, перешагивая через султанчики;
  • -остановиться около своих султанчиков и постоять на одной ноге;
  • -ходить и качать султанчиками поочередно правой и левой рукой;
  • -лежать на животе, султанчики в вытянутых вперед руках. Поднять одну руку вверх, опустить, потом другую.
  • Что еще можно делать с султанчиками? Показать «танец» султанчика, перекатывая палочку между ладошками: «А султанчик еще может танцевать!».
  • Показывать и одновременно объяснять детям последовательность действий: положить палочку на ладошку, пальчики выпрямить, сверху накрыть другой ладошкой. Затем руки повернуть так, чтобы султанчик смотрел вверх, и двигать ладошки поочередно вперед и назад.
  • В процессе игры у детей с одной стороны, закрепляются навыки и умения, полученные на физкультурных занятиях, с другой-углубляется потребность в познании нового, совместных действиях и переживаниях.

Музыкально-подвижная ритмическая игра

«Передай султанчик»

Цель: развивать у детей зрительное внимание, ориентацию в пространстве, чувство ритма.

Ход игры:

Дети встают в круг, перед каждым ребенком на полу лежит султанчик.

Раз, два, три, четыре (хлопают в ладоши)

Приготовимся играть(2 хлопка по коленям 2 щелчка руками)

Мы будем султанчик передавать!(берут султанчики с пола)

Он от нас, а мы за ним!(дети передают султанчики кругу на раз-два).

Догоняем, догоняем

И сейчас его поймаем!

Звучит веселая музыка, дети свободно бегают по залу. По сигналу встают в кружки по цвету султанчиков.

     Использование неоформленного материала на музыкальных занятиях в ДОУ увлекательно, требует от ребенка  наблюдательности, воображения, фантазии,  умения подмечать характерные черты жизненных образов. Внесение элементов новизны в привычную обстановку, привлечение к ее преобразованию детей способствуют развитию у воспитанников музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, свободы, инициативности, творческого воображения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование чувства ритма у старших дошкольников

Материал для практической деятельности по теме "Чувство ритма"...

Формирование чувства ритма у дошкольников при помощи занимательных игр и ритмических упражнений.

Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и много другое подчинено определенному ритму.Ритмическая способность занимает о...

Статья "Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему н...

Презентация "Использование неоформленного материала в самостоятельной деятельности дошкольника"

Творческая деятельность с неоформленным материалом в воспитательно-образовательном процессе предусматривает работу с воспитанниками по развитию изобразительных способностей, нестандартного мышления, т...

Формирование чувство ритма у детей.

laquo;Упражнения по развитию музыкально-ритмического чувство».Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность...

«Использование дидактических игр и игровых упражнений по формированию чувства ритма, рифмы как средство повышения мотивации у детей с ОВЗ».

Многие русские и зарубежные исследователи отмечают, что нарушение фонематического восприятия, а, следовательно, чтения и письма у детей с ОНР обусловлены совокупностью дисфункций: недостаточной сформи...

Мастер - класс по теме "Способы использования неоформленного материала в детской игре "

Регулярное пополнение группы неоформленным материалом способствует интересу детей к игре, пробуждает их фантазию и развивает творческие способности....