Статья: "Лепка как средство формирования навыков мелкой моторики рук у детей раннего возраста".
статья (младшая группа)

Кочешкова Галина Николаевна

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

- повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лепка как средство формирования навыков мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Мелкая моторика — это способность выполнять точные и мелкие движения пальцами и кистями рук, в результате скоординированных действий основных систем: костной, мышечной и нервной.

Область мелкой моторики содержит огромное количество различных движений: от самых простых жестов (захват игрушки, до очень сложных движений (рисовать, раскрашивать, писать). И неоспорим тот факт, что развивать ее нужно с раннего возраста. Чем увереннее движение детской руки, тем сложнее движения, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее, и поэтому успешное развитие мелкой моторики важно для формирования полноценной речи и интеллекта детей.

Для формирования мелкой моторики рук детей раннего возраста целесообразно и эффективно применять не только пальчиковую гимнастику, сенсорные действия, но и лепку, т. к. лепка развивает зрительное восприятие, память и способствует развитию образного мышления. Благодаря лепке формируется эстетический вкус, развивается чувство прекрасного.

Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей –на кончиках их пальцев».

В соответствии ФГОС ДО образовательное учреждение должно обеспечить психическое развитие детей в различных видах деятельности. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и, по мере необходимости, изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, две руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой и карандашом. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного освоения. Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:

- повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

- развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

- синхронизируют работу обеих рук;

- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;

- при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Одной из специфических черт лепки является ее тесная связь с игрой. Фигурки, выполненные в объеме, сами по себе стимулируют детей к игровым действиям с ними. Построение НОД в игровой форме углубляет у детей интерес к лепке, способствует общению и взаимодействию со взрослыми и другими детьми. В ходе занятий по лепке дети знакомятся с предметами и явлениями окружающего мира, обучаются родному языку, знакомятся с произведениями художественной литературы, наблюдают за живыми объектами. Создание ребенком даже самых простых скульптур всегда творческий процесс. Так, простой комок глины маленькому ребенку в процессе лепки представляется мячом, солнцем, яблоком. А согнутый глиняный столбик – веткой, хоботом, змеей, дорогой. Занятия лепкой позволяют детям обогащать свой сенсорный опыт, познавая свойства материала, из которого они лепят.

Лепка позволяет развивать в детях различные качества, такие как умственная активность, творчество, художественный вкус и многие другие. Все эти качества служат хорошей основой для формирования в последующем социально-активной личности ребенка.

Формированию мелкой моторики рук должно уделяться серьезное внимание с раннего возраста, т. к. именно в этот период уровень интеллектуального развития очень сильно связан с уровнем развития двигательной активности. Помогая ребенку научиться координировать движения рук, соизмерять движения, мы развиваем его мозг. Именно внешняя стимуляция мозга помогает мозговой активности и росту клеток организма.

Литература:

  1. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности [Текст]/Н. А. Бернштейн. - М., 1966. – 349 с.
  2. Грибовская, А. А, Халезова-Зацепина, Н. Б. Лепка в детском саду, Конспекты занятий для детей 2-7 лет [Текст]/ А. А Грибовская, Н. Б. Халезова-Зацепина.М: ТЦ Сфера, 2013. – 80 с.
  3.  Дашивец, И. В. Развитие мелкой моторики младших дошкольников при введении ФГОС [Текст]/И. В. Дашивец //Педагогика и психология:актуальные вопросы теории и практики: материалы III междунар. науч. –практ. конф. —Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. – С. 94–97.
  4. Доронова, Т. Н., Якобсон, С. Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. [Текст]/Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. – М.: Просвещение 1992. – 143 с.
  5.  Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. [Текст]/М. М. Кольцова. – М., 1973. - 132 с.
  6. Сакулина, Н. П., Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Пособие для воспитателей. [Текст] / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова М.: Издательство «Просвещение», 1973. – 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста по средством нетрадиционной техники рисования" во второй группе раннего возраста

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нетрадиционной техники в  художественно-эстетическом развитии .Период работы  – один  год ( 2017-2018г.)Возраст ...

Игры с прищепками как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

Ранний возраст - это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С. Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем». В данной разработ...

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста. Круглый стол с родителями.

laquo;Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках пальцев»     ...

Игры с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста.

игры с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста...

Пальчиковая гимнастика как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Пальчиковые игры важны для развития малыша. Детские психологи считают, что пальчиковая гимнастика не только развивает речь, но и влияет на ее выразительность, делая интонации более богатыми. Есть мног...

«Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста»

Пальчиковая гимнастика для детей раннего возраста или упражнения для развития пальчиков – эффективный способ развития мелкой моторики пальцев рук. Она положительно влияет на развитие речи, а так...