Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Наша Родина-Россия»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Серикова Галина Николаевна

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей в     

подготовительной группе «Наша Родина-Россия» 

 

конспект

непосредственной образовательной деятельности по нравственно- патриотическому воспитанию

на тему : «Моя Родина – Россия» для детей подготовительной к школе группы

воспитатель 1 квалификационной категории Серикова Галина Николаевна

г. Новошахтинск, 2023г.


 

Цель: Формирование патриотических и гражданских чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные: Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как родной стране.

Закрепить знания детей о государственных символах России – флаге, гимне, гербе. Формировать уважительное отношение к государственным символам России. Познакомить с официальными символами г. Новошахтиинска.

Воспитательные: Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста патриотические чувства к своей стране и родному краю. Гордость за родную страну, любовь и бережное отношение к своей отчизне. Умение работать в коллективе.

Развивающие: Развивать диалогическую речь, память, мышление и творческие способности детей. Развивать творческое воображение, способности к композиции.

Словарная работа: (активизация словаря) государственные символы, Родина, Отчество, Россия, герб, флаг, гимн, скипетр, держава.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» во взаимодействии с образовательными областями «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Предварительная работа: Беседы на темы «Наша страна – Россия», «Главный город нашей страны», беседы о российской символике; чтение стихотворений, пословиц, поговорок, чтение русских народных сказок; прослушивание гимна, показ презентаций о народных праздниках, одежде, быте; знакомство с географической картой России.

Материалы, оборудование:

Глобус, карта России, мультимедийная презентация, цветная бумага, ножницы, салфетки, клей, кисточки.


 

Ход занятия

Слайд 1

I .Вводная часть

Под фонограмму песни «С чего начинается Родина» дети входят в зал и встают полукругом.

Воспитатель: – Ребята вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим!

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Воспитатель: – Ребята что это такое? (глобус)

А что такое глобус? (модель земли)

А что на нём изображено? (моря, океаны, страны)

(на глобусах изображают очертания суши и водных объектов, рельеф материков и дна Мирового океана, реки, границы государств, города).

На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия.)

Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

I I. Основная часть

Воспитатель: -Ребята, а что нужно сделать что бы лучше узнать нашу Родину? (отправиться в путешествие)

Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по бескрайней Родине – России. А завершиться оно в детском саду. Как вы думаете, а на чём можно отправиться в путешествие? (на самолёте, автобусе, поезде, теплоходе.)

Слайд 2

-Я предлагаю отправиться в путешествие на поезде, который уже нас ждет. Но для того, чтобы занять места в вагоне, надо приобрести билеты. А цена билета – одна улыбка. Давайте дружно друг другу улыбнемся.

Билеты куплены – занимайте места в вагоне. Дети садятся в «поезд»

Воспитатель: – А что бы нам было не скучно ехать давайте поиграем!

Пальчиковая гимнастика «Моя страна»

Посмотрю на карту я:

(вытягивают вперед прямые ладони)

Вот российская земля.

(поочередно соединяют одноименные пальцы рук)

Есть леса тут и озера,

Горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия,

(крепко сжимают в «замок»)

Ты же Родина моя!

(прикладывают руки к груди)

Слайд 3

Воспитатель:-В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Она расположена в двух частях света: в Европе и в Азии. Какими омывается тремя океанами? ( Северным Ледовитым, Тихим и Атлантическим).

-Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко.

Слайд 4

Первая остановка «Родина»

Воспитатель: – Как вы думаете, что такое Родина?

(Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш д/с и улицы нашего дома. Родина у каждого человека одна).

Воспитатель:- Правильно ребята. Родина –это, что объединяет всех людей живущих в одной стране.

Воспитатель: – Русский народ придумал очень много красивых, умных поговорок и пословиц о Родине, любви к ней. Давайте сейчас вспомним эти пословицы.

Человек без Родины что соловей без песни.

Нет в мире краше Родины нашей.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Тот герой кто за Родину горой.

Жить – Родине служить.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Родина поучает – Родина выручает.

Воспитатель: Ребята, чему учат нас эти пословицы? (Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов).

Д\игра «Сложи из букв название нашей страны»

Воспитатель:- Ребята вам нужно сложить из букв слова: Россия, Родина.

Воспитатель:-Что нужно делать для того, чтобы наша Родина оставалась сильной и красивой? (Любить, беречь, защищать, сохранять ее богатства.)

-Как называются люди, которые стоят на страже Родины? (Защитники Отечества)

Слайд 5,6,7,8

Воспитатель: – Границы России проходят и по суше, и по воде. В нашей стране более тысячи городов (великое множество городов). Послушайте и посмотрите на экран, как они называются: Санкт-Петербург, Саратов, Нижний Новгород, Самара, Волгоград , Новосибирск и множество других.

-В каком городе мы живем? (Мы живем в городе Новошахтинске.)

А в каких городах вы бывали? (Ответы детей).

Воспитатель:- Граждане России называются … (россияне).

В каждой стране есть главный город называется столицей.

Столица России – город …(Москва). Слайд 9

А как вы думаете, почему Москва является столицей нашей Родины – главным городом нашей страны? (Предположительные ответы детей).

В Москве расположена главная площадь страны Красная площадь. По большим праздникам здесь проходят военные парады. В Москве принимаются все самые главные и важные решения для нашей страны. Слайд 10

А кто управляет такой могучей и сильной страной? (Президент).

В Москве, в Кремле находится резиденция нашего президента. Как зовут нашего президента? (Владимир Владимирович Путин). (Показ фото президента).Слайд 11

-Ребята , давайте с вами поиграем. Ответь, пожалуйста, на мои вопросы? Будьте внимательны.

Д\игра «Какой, какая, какое?»

Город в России — российский город.

Деревня в России – российская деревня.

Паспорт гражданина России — российский паспорт.

Москва — столица России – российская столица.

Народ, который живет в России – российский народ.

Наша Родина, какая она? — Необъятная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая, огромная.

Воспитатель: -У каждой страны есть отличительные знаки – государственные символы. Скажите, какие государственные символы вы знаете? (флаг, гимн, герб).

Слайд

Вторая остановка : «Официальные символы нашей страны – России». Флаг.

Слайд 12

Воспитатель: -А что такое флаг? (Это прикрепленное к древу полотнище определенного размера и цвета).

Воспитатель: Российский флаг –символ доблести и чести российского народа.

А где флаг России можно увидеть? ( Развивается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников, на военных парадах, на кораблях, на самолетах, спортивных соревнованиях).

-А какие цвета мы видим на полотнище российского флага? (Белый, синий, красный).

-Что вам напоминает белая полоса? (Белоствольные берёзы, снег, облака, ромашки на лугу).

-А синяя что напоминает? (Небо, реки, озёра, моря).

-В России много, много озер и рек. Какие крупные реки России вы знаете? ( Волга, Ока, Енисей, Лена, Обь, Амур). Какое самое глубокое озеро нашей страны? (России- Байкал).

Ну, а красная полоса, что вам напоминает? (Цвет солнца, огня, тепла).

Воспитатель: –Цвета флага выбраны не случайно. Они связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, использовались для украшения праздничной одежды.

Воспитатель:

Белый цвет – березка,

Синий – неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет (В. Степанов)

Воспитатель:-Белый цвет обозначает мир и чистоту, синий – небо и верность, красный огонь и отвагу.

Поехали дальше.

Слайд 13

Третья остановка «Официальные символы нашей страны – России». Гимн.

Воспитатель: второй государственный символ – государственный гимн.

А что такое гимн? (Гимн посвящён нашей стране, ее бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории. В гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Это торжественная песня страны).

-Когда звучит гимн страны – нужно встать и слушать его стоя, так мы проявляем свое уважение к нашей Родине.

Воспитатель: -Ребята , давайте исполним гимн нашей страны

Россия — священная наша держава,

Россия — любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава —

Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!


 

Державная – это значит независимая страна.

Твое достояние – это значит право на все времена.

Отечество – это значит страна где жили предки: бабушки и дедушки.

Братских народов союз вековой: что в нашей стране живет много разных народов и все они живут дружно.

Воспитатель: А какая природа в России мы сейчас покажем.

Физкультминутка «Наша Родина — Россия»

В нашей стране горы высокие, (тянемся на носочках вверх)

Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)

Степи широкие, (раскидываем руками)

Леса большие, (руки вверх)

А мы — ребята вот такие! (показываем большой палец)

Слайд 14

Воспитатель: – ну что же едим дальше. Четвертая остановка. «Официальные символы нашей страны – России». Герб.

Воспитатель: -Герб – это отличительный знак государства.

Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе?

Вот золотой двуглавый орел на фоне щита красного цвета. Правой лапой он сжимает скипетр, в левой лапе-держава. Над головой орла-золотая корона. Посмотрите на крылья орла – они тоже золотого цвета, похожи на солнце. Солнце всегда было символом добра, справедливости. На груди орла изображен щит, на щите всадник.

Воспитатель:-Какого цвета конь? (Белого)

-Какого цвета плащ у всадника? (Синего)

-Какого цвета щит? (Красного)

0Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный. (Цвета государственного флага России)

Всадник Георгий Победоносец . издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества.

Воспитатель: -Что в руках у Георгия Победоносца? (Серебряное копье)

Этим копьем он поражает черного змея, а верный конь топчет змея копытами. Змей – символ зла. Так наш герб символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость

-А где можно увидеть герб? (Он изображается на флагах, печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах). Слайд 15

Воспитатель:- Государственный герб можно увидеть на границе нашей страны. Его помещают на пограничных столбах , и когда люди из других мира приезжают в нашу страну, то видят наш герб и флаг и сразу понимают, что попали в Россию. Слайд 16

Слайд 17

Остановка пятая «Официальные символы города Новошахтиинска».

Воспитатель: – У каждого города нашей необъятной родины тоже есть официальные символы –герб, гимн, флаг.


 

Флаг г. Новошахтинска – Флаг города представляет собой прямоугольное полотнище (соотношение высоты и длины — 1:2)

Слайд 18

Гимн г. Новошахтинска – Автором слов гимна города Таганрога является А. Боженко, автором музыки – В. Сердюк.

Слайд 19

Герб г. Новошахтинска –Герб-это отличительный знак города. Появился он в 2001 году, 29 июня. Утверждён решением Новошахтинской городской Думы.


 

Д/игра «Разрезные картинки»

Ребята делятся на две команды: 1 -собирает герб России, 2 -герб г. Новошахтинска.

III Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, походите к столам, мы с вами сделаем красивую коллективную аппликацию «Флаг России».

На столе лежит все, что нужно вам для аппликации. Вы должны вырезать сердечки, аккуратно наклеить на картон, чтобы у вас получился вот такой флаг.

Воспитатель: -Молодцы , ребята! Проходите на свои стульчики и присаживайтесь.

Воспитатель: -Наше путешествие подошло к концу. Где мы сегодня были? (путешествовали по родной стране).

-О чем вы узнали в путешествии? (Официальные и неофициальные символы страны)

-Что означают цвета российского флага? ( Белый цвет обозначает мир и чистоту, синий – небо и верность, красный огонь и отвагу).

-Что такое гимн? (Самая главная песнь страны)

-Что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей).

-Что символизирует наш герб? (Победу добра над злом).

-Будущее нашей страны России во многом зависит от вас ребята, от того, как сильно вы будите любить свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать , когда станете взрослыми.

Воспитатель: Спасибо всем. Наше занятие закончено.

Список литературы

1.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России»- «Издательство Скрипторий 2003»- 2008.

 


 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Наша Родина- Россия»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:Образовательные:Систематизировать знания детей о России. Закрепить знание детей о Москве – столице России, о государстве...

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Наша Родина-Россия»

Задачи:Образовательные:Систематизировать знания детей о России. Закрепить знание детей о Москве – столице России, о государственной символике: гербе и гимне, флаге РФ (о значении цветов Российск...

Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Наша Родина- Россия»

Систематизировать знания детей о России. Закрепить знание детей о Москве – столице России, о государственной символике: гербе и гимне, флаге РФ (о значении цветов Российского флага). Уточнить пр...

Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Наша Родина- Россия - Москва»

Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Наша Родина- Россия - Москва»...

Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Наша Родина - Россия»

Цель: Воспитание любви к своему Отечеству, Родине. Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину.Задачи:ОбразовательныеОбобщить и систематизировать...

Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Наша Родина- Россия»

Открытое занятие по нравственно-патриотическому воспитанию детей.БеседыИгрыИтог...

Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Наша Родина- Россия»

Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Наша Родина- Россия»...