Программа самообразования «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики и активизации речевой деятельности у детей с ОВЗ»
материал

Таранова Любовь Борисовна

Тема саморазвития по повышению  уровня  компетентности и профессионализма в изучении развития  мелкой моторики рук детей с ОВЗ через использование нетрадиционных техник рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_netraditsionnoe_risovanie.docx44.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Программа саморазвития

Тема:

«Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики и активизации речевой деятельности у детей с ОВЗ»

Воспитатель: Таранова Любовь Борисовна

г.Покачи, 2019

Программа саморазвития

Тема: «Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики и активизации речевой деятельности у детей с ОВЗ»

«Истоки способностей и дарований детей –

на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие

 руки с орудием труда, сложнее движения,

 ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее…».

Василий Александрович Сухомлинский

Пояснительная записка

Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день. Учеными (В.М. Бехтеров, Л.С. Выготский, С.Д Забрамная, В.С. Мухина) давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается  и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, т. к. стимулируя центры отделы мозга, отвечающие за движения пальцев рук, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь, которые близко расположены друг к другу. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти  сферы  у  данной  категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ.

 Исходя из актуальности выбранной темы, была определена проблема: выявление и создание условий для обеспечения эффективности работы по развитию мелкой моторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. По мнению И.М. Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, где обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования, ведь по рисункам детей можно проследить, как развивается ребенок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Большую роль отводится использованию нетрадиционного рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию. Рисование нетрадиционными способами (нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции) – это увлекательная, завораживающая деятельность.

   Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает мелкую моторику руки и творческие способности, вызывает целый комплекс эмоций, проявляет характер ребёнка, его индивидуальность, позволяет применять многообразие способов и средств рисования, прививает любовь к изобразительному искусству. Применение нетрадиционных техник – это использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Данные техники хороши тем, что они доступны маленьким детям, позволяют быстро достичь желаемого результата и вносят определенную новизну в деятельность детей, делают её более интересной и увлекательной. Нетрадиционные материалы и техники способствуют развитию у ребёнка не только образного мышления, но и самоконтроля, усидчивости, внимания, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, тактильного и эстетического восприятия, а также мелкой моторики рук. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

В процессе манипуляции с нетрадиционными материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что способствует развитию тактильной чувствительности, повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук (их мускулатуры и координации движений)

Происходит развитие наглядно – образного мышления, активизация речевой деятельности детей.

За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.

Обучение детей с ОВЗ нетрадиционным техникам в изобразительной деятельности, является перспективным направлением коррекционно-педагогической работы.

Цель:   повышение  уровня  компетентности и профессионализма в изучении развития  мелкой моторики рук детей с ОВЗ через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  • изучить литературу по данному вопросу;
  • создать благоприятные условия для развития мелкой моторики у детей с помощью нетрадиционных техник рисования;
  • развивать внимание, воображение, интерес к творческой деятельности посредством использования нетрадиционных техник рисования;
  • объединить усилия педагогов и родителей для  совместной работы по развитию мелкой моторики у детей. 
  • познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования;
  • научить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа;
  • сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, познакомить их с играми и упражнениями, многообразием нетрадиционных техник рисования, предоставить практические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой
  • моторики рук.

Предполагаемые результаты:

  • динамика развития мелкой моторик;
  • применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности;
  • пополнение различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности;
  • у детей должен повыситься уровень развития мелкой моторики, будут выполнять задания ,требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук;
  • научатся применять изученные техники ,приемы и материалы в непосредственно-образовательной самостоятельной деятельности;
  • проявлять интерес, желание к творчеству ,эстетики;
  • активное участие и помощь родителей в работе по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного рисования различными предметами;
  • проведение открытого мероприятия для педагогов, как результат работы по теме самообразования;
  • участие детей в различных конкурсах в интернет ресурсах;
  • публикации результатов своей работы по теме самообразования в интернет ресурсах;
  • создание дидактических игр по теме самообразования и группового уголка.

Для реализации поставленных задач определила следующие этапы работы:

Этапы  работы по теме самообразования :

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Знакомство с теоретическими знаниями о нетрадиционной технике рисования, изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.

2. ОСНОВНОЙ - апробация различных подтехнологий и методик организации работы с детьми и их родителями, подбор консультаций.

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ- подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования.

ПРАКТИЧЕСКАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ:

1.Изучение методической литературы и электронных ресурсов, повышение профессионального уровня,

прохождение курсов повышения квалификации, создание методических разработок и их публикация на профессиональных сайтах, участие в профессиональных конкурсах, изучение опыта работы коллег через интернет-ресурсы, создание мини - музея с предметами для нетрадиционного рисования , пополнение предметно-развивающей среды художественного уголка в группе. проведение диагностики, разработка и реализация проектов, обобщение опыта на педсоветах, МО.

2.Работа с родителями предусматривает:

создание лэпбука, просвещение родителей через публикации, консультации, размещение информации на стендах в родительских уголках, выступления на родительских собраниях с участием родителей в мастер- классах, анкетирование, совместное оснащение группы и мини – музея бросовым, материалом, выставки детского творчества с использованием нетрадиционных техник рисования, конкурсы по проведению рисунков посредством нетрадиционного рисования.

3.Работа с педагогами предусматривает: оформление консультаций по теме развитие мелкой моторики рук и использование нетрадиционных техник рисования, показ открытого мероприятия, мастер класс для воспитателей, фотоотчёт,

4. Презентация освещения своей работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

В процессе манипуляции с нетрадиционными материалами идёт естественный массаж биологически активных точек, расположенных на ладонях и пальцах рук, что способствует развитию тактильной чувствительности, повышению уровня развития зрительно-моторной координации, коррекции мелкой моторики рук  (их мускулатуры и координации движений). Движения рук совершенствуются под контролем зрения и кинестетических ощущений, что помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов.

В процессе работы по мере тренировки движений рук совершенствуется состояние речи детей, расширяется кругозор и словарный запас, появляется познавательный интерес и желание действовать с нетрадиционным материалом, усидчивость и аккуратность.

Существует много техник нетрадиционного рисования, привлекающих своей простотой и доступностью. Для работы не требуется владение привычными инструментами (кисти и карандаши), когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются гораздо лучше, чем инструменты художника.

Необычность техник состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь результата и каждая из них - это маленькая игра. Круг внимания ребенка сужается и сосредотачивается на малой зоне и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Кроме того, такие занятия не утомляют ребёнка, а стимулируют положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывают радостное настроение у детей, способствуя ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей.

Виды нетрадиционных техник рисования , которые будут использованы в системе работы над темой.

«Рисование пальчиком»

ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

«Рисование ладошкой»:

ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.

«Оттиск печатками из пробки или ластика.»

Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.

«Печать по трафарету»

Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.

Рисование с использованием клея

Приклеивание ватных дисков и раскраска их, рисование клеем на наждачной бумаге, рисование крупами.

"С использованием скотча, изоленты".

На большой твёрдой поверхности наклеиваем скотч или изоленту в различном направлении. Потом закрашиваем и снимаем скотч.

"Рисование шариком попрыгунчиком".

В небольшой поднос , на котором заранее приклеена бумага, капаем понемногу различного цвета гуашь и катаем в нём шарик , держась за бортики подноса. Ребёнок может и покатать рукой.

"Рисование в файле"

В файл добавляем несколько разного цвета гуашь и можно крепить его к какой -то твёрдой поверхности , так чтобы ребёнок смог подходить и нажимать на него. Краски начнут смешиваться.

"Рисование пеной для бритья"

Наносим пену на бумагу и равняем её по всей поверхности. Затем наносим несколько капель разного цвета краски и можно зубочисткой смешать, а можно и нет( на усмотрение) . Далее берём трафарет или просто лист и прикладывая, прижимаем и получается отпечаток на листе. Но нужно убрать лишнюю пену аккуратно с рисунка. Это принцип монотипии , но только с использованием пены для бритья.

"Рисование разноцветными камешками Марблс по трафарету"

Дети рисуют различные фигуры и выкладывают по ним камешки. Также можно создать трафареты по которым дети будут выкладывать или дополнять изображение.

"Рисование счётными палочками и спичками".

Выкладывание различных образов на бумаге можно по трафарету, можно развивать фантазию ребёнка. Сам ребёнок придумывает образ и выкладывает.

"Рисование по квадратам"

Изображение предмета с помощью закрашивания на листе квадратов в пикселях.

"Монотипия обычная".

Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

"Рисование с применением кружочков от дырокола".

"Отпечатки предметами".

Воздушные шары, конструктор, вилкой, пупырчатой клеёнкой, половинками овощей и фруктов, ребром картона,

расчёской, нитками, намотанные на предмет ( каталка, спичечный коробок и т. д), пластмассовыми стаканчиками, колёсами от машины, ребром картона, вырезанные фигуры на овощах, дном пластмассовых бутылок.

«Кляксография трубочкой, пипеткой, кисточкой»

– это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат... Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле). Хочется отметить, что с помощью данного вида рисования хорошо, получается, изображать различные деревья (получаются замысловатые стволы, ветки и т.д.). Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

"Скатывание бумаги"

Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Далее можно предложить детям на выбор разноцветные краски и раскрасить эти приклеенные шарики.

«Оттиск смятой бумагой»

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

«Точечный рисунок»

Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.

«Набрызг»

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

«Отпечатки листьев»

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

«Поролоновые рисунки"

Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).

«Тычок жёсткой полусухой кистью»

Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

«Рисование мелками»

Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится

мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.

«Разрисовка маленьких камешков»

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх, и приносить немалую пользу ее хозяину.

«Метод ниткографии»,

Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

«Рисование на мокрой бумаге, салфетке»

Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

«Коллаж»

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д.

«Рисуем с помощью открыток»

В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.

«Тканевые изображения»

В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.

«Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги»(фольга)

В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.

«Восковые мелки или свеча+акварель» Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным

Формы работы с детьми:

Беседы

Восприятие художественной литературы

Рассматривание наглядно – иллюстративного материала

Игры (дидактические, настольно –печатные, на мелкую моторику, самомассаж и массаж пальцев рук и др.)

Экскурсии (музей, школа искусств и др.)

Наблюдения

Продуктивная деятельность

Выставки детских рисунков

Ожидаемый результат: предполагаю, что к выпуску в школу у детей

Повысится уровень развития мелкой моторики, будут способны выполнять задания, требующие достаточной точности

и согласованности движений кистей рук.

Изучат и освоят техники работы с нетрадиционными материалами, будут применять изученные техники, приёмы и

материалы в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности.

Будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности.

Перспективный план на 2019- 2021 учебный год

Сроки

Содержание деятельности

Форма предоставления результатов

Сентябрь

1.Изучение литературы по теме: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования» Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

2.Планирование работы по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования»

Составление плана по самообразованию.

3.Работа с детьми: Пополнение уже имеющихся знаний детей о нетрадиционной технике рисование. Знакомство с новыми видами нетрадиционных техник рисования.

4.Конспект НОД на тему: « Дождливая погода» - рисование на салфетках с применением воды.

Формулировка темы, выделение стержневой  проблемы и целевой установки с учётом возрастных особенностей

детей 5-6 лет.

Октябрь

1.Сбор материала по нетрадиционной технике рисования для детей старшего возраста из интернет источников. Разработка НОД для дошкольников. Изучение литературы по дидактическим играм с использованием нетрадиционных техник. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009. г

2.Разработка картотеки дидактических игр и физминуток с использованием пальчиковой гимнастики в старшей  группе по нетрадиционному рисованию

3.Работа с детьми:

Конспект НОД на тему: « Листопад» - рисование печатками листьев.

Ноябрь

1.Разработка анкеты и консультации для работы с родителями по теме самообразования.

2. Проведение родительского собрания с консультацией на тему « Важность нетрадиционного рисования для развития мелкой моторики рук дошкольника» . Разработанная анкета для родителей с целью выявления интереса детей к изобразительной деятельности. Предложение совместного сбора материалов для создания мини-музея в группе по нетрадиционному рисованию.

3. Работа с детьми:

Конспект НОД на тему: « Рябинка» - рисование пучком из ватных палочек.

Пополнение предметно – развивающей среды в художественном уголке.

Декабрь

. Продолжение изучения литературы по заданной теме :

Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.

2. Конкурс для родителей с детьми, по проведению рисунков в нетрадиционной технике рисования на зимнюю тематику.

3.Работа с детьми:

Конспект НОД на тему: « Первый снег»- рисование снежинки мятой бумагой (фольгой), тычком кисточки и печатком

2.Оформление информационного уголка для родителей на тему: « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Январь

1.Пополнение художественного уголка дидактическими играми.

2. Первый этап подготовки к созданию мини-музея. (выбор расположения и оформления).

Работа с родителями: консультация по теме « Рисуем без кисточки».

3.Работа с детьми:

Конспект НОД на тему: « Моя тёплая одежда зимой» - монотипия.

Изготовление "Лэпбука" для родителей по теме самообразования.

Февраль

1.Изучение литературы Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.

2. Второй этап по созданию мини-музея. Пополнение материалом совместно с родителями.

3. Работа с детьми:

Конспект НОД на тему: « Папин праздник» - коллаж с использованием различных видов нетрадиционной техники. ( паралон, ребро картона, рисование нитками на спичечном коробке, воздушные шары, кружки от дырокола, набрызг).

Разработка картотеки пальчиковых игр используемых на занятиях по нетрадиционному рисованию. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Март

1.Продолжение изучения методической литературы

Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.

2.Пополнение информацией в родительском уголке

3. Работа с детьми :

Конспект НОД : «Подарок любимой маме» - рисование восковыми мелками и акварелью.

Конкурс рисунков родителей с детьми на весеннюю тему в нетрадиционной технике рисования.

Апрель

1.Пополнение своего блога в интернет- ресурсе по теме самообразования.

2. Консультация для педагогов ДОУ на тему» Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» - презентация.

3. Работа с детьми:

Конспект НОД на тему: «Украсим вазу для цветов» - рисование разноцветным песком в пластмассовом стаканчике.

.Родительское собрание с целью демонстрирования и проведения мастер класса с родителями посредством нетрадиционных техник.

Май

1. Определить какими предметами нужно будет дополнить мини- музей в следующем году

2.Работа с детьми:

Конспект НОД на тему: « Что это может быть» - пофантазировать и дорисовать.

4.Проведение диагностики в старшей  группе по методу Соснина С. П.

5.Подведение итогов в своей педагогической мастерской, в работе с родителями, с детьми, с педагогами. Определить задачи для продолжения работы над темой в следующем году.

3. Проведение открытого мероприятия НОД для педагогов по теме самообразования. Выставка детских работ с использованием нетрадиционных техник рисования в средней группе.

ПЛАН РАБОТЫ

 по самообразованию

 на 2020 – 2021 у.г

Сроки

Содержание деятельности

Форма предоставления результатов

Сентябрь

1.Продолжать изучение литературы по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного рисования.

2.Разработка дидактических игр и физминуток с использованием пальчиковой гимнастики по нетрадиционному рисованию в старшей группе.

3.Консультация для родителей на тему «Нетрадиционные виды техник рисования в подготовительной  группе»

4.Работа с детьми:

Конспект НОД на тему: « Грибы, овощи, фрукты в лукошке» - рисование с использованием половинки картона. Отпечатки овощей и фруктов.

Создание творческого проекта в старшей группе по теме самообразования.

Октябрь

1. Изучение литературы Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007

2.Консультация для родителей: « Развитие творческих способностей ребёнка ».

3.Работа с детьми:

Конспект НОД на тему: « Букет – осенняя фантазия». Рисование различными предметами ( конструктором, ватными палочками, листочками, мятой бумагой).

Пополнение мини – музея новыми предметами для нетрадиционного рисования.

Ноябрь

1.Консультация для воспитателей : « Изобразительная деятельность в ДОУ – это важно!»

2.Работа с детьми: « Птицы на ветке рябины» - рисование с использованием ладошки.

Пополнение художественного уголка дидактическими играми.

Декабрь

1 Памятка для родителей « Дидактические игры по нетрадиционному рисованию»

2. Конкурс рисунков, поделок для родителей на новогоднюю тематику с использованием нетрадиционной техники рисования.

3. Работа с родителями: Анкета на тему «Уголок рисования ребёнка дома».

4. Конспект НОД на тему: « Зимушка»- рисование клеем и набрызгом.

Выступление на педсовете  для педагогов с презентацией на тему «Нетрадиционные техники рисования в старшей группе»

Январь

1. Советы родителям: «Как и чем заинтересовать ребёнка для творчества в изобразительной деятельности».

2. Работа с детьми:

Конспект НОД на тему: « Снежинки» - рисование клеем. манкой, солью, рисом.

Пополнение художественного уголка дидактическими играми.

Февраль

1.Работа с детьми:

Конспект НОД на тему: « Поздравляем пап» - открытка пластилинография.

2.Анкета для родителей: « Творческие способности вашего ребёнка»

Пополнение материалом своего блога в интернет ресурсах.

Март

1.Изучение литературы

2.Работа с детьми:

Конспект НОД на тему « Цветы для мамы»- рисование печатью дном бутылки и расчёской.

Рекомендации родителям по созданию художественного уголка дома.

Апрель

1.Продолжать изучение литературы.

Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011

2 Консультация для родителей « Важность развития мелкой моторики рук для детей дошкольного возраста».

3.Работа с детьми:

Конспект НОД на тему: « Весенние Цветы» - ниткография

.Мастер класс для педагогов детского сада.

Май

1.Работа с детьми:

Конспект НОД на тему: « Салют в честь дня Победы»- техника рисования- граттаж.

2.. Проведение диагностики по методике Соснина С. П.

3. Заключительный этап и подведение итог по созданию мини- музея

4. Результаты диагностики.

Подведение итогов работы по теме самообразования.

Выставка детских работ с помощью нетрадиционных техник в старшей группе

Выводы:

- развитие мелкой моторики - это не стихийный, самостоятельно протекающий процесс, а специально созданные условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующие развитию движений рук;

- включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами, благодаря чему осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка;

- использование в деятельности пальчиковых игр и упражнений, дидактических игр, нетрадиционных материалов, техник и индивидуального дифференцированного подхода способствовало развитию у детей мелкой моторики рук;

- считаю наиболее приемлемым использование в работе нетрадиционных техник изображения, т.к. дети получают не только знания и навыки, но и радость и удовольствие;

- многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации.

В своей дальнейшей работе я буду продолжать использовать нетрадиционные материалы и техники в изобразительной деятельности, с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

Если для обычного ребенка уровень развития мелкой моторики — это один из важных показателей готовности к школе, сформированности устной и письменной речи, то для ребенка с ОВЗ это, прежде всего его социализация.

Неразвитая речь затрудняет общение со сверстниками и с взрослыми. Таким детям трудно овладеть навыками самообслуживания и трудовой деятельности. В связи с этим актуальность развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья трудно недооценить. Необходима полноценная коррекционная работа по развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ. Хочется отметить, что подобная работа возможна лишь при условии систематичности и тесного взаимодействия всех участников педагогического процесса, сопровождающих ребенка с особыми образовательными потребностями.

Считаю, что данное направление в работе с обучающимися со сложным дефектом является перспективным. Планирую сделать подборку мастер-классов  и занятий по использованию нетрадиционных техник в работе с данной категорией детей.

Методической литература по теме:

1. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.

2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.

3. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.

4. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития - Академия холдинг», 2004 г.

5. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

6. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.

7. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.

8. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».

9. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009

10. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

11. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

12. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010

13. Г.Н .Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

14. И. А . Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.

15. К.К .Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

16. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта"

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

«Использование нетрадиционной техники рисования, как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста»

laquo;Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальн...

Кружковая работа «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА» (или «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ»).

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей 2-4 лет способствует формированию интеллектуальных способностей, рече...

Консультация для педагогов Использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики и активизации речевой деятельности у детей с ОВЗ.

Присущие детям с ОВЗ грубые нарушения мелкой моторики препятствуют формированию у них целенаправленности в поведении и деятельности, резко снижают их работоспособность. В связи с этим актуальны поиски...