Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой»
консультация

Данная консультация предназначена для педагогов ДОО, а также для студентов педагогических вузов и колледжей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou.docx36.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 22 «Голубок» г. Туапсе муниципального образования

Туапсинский район

Консультация для педагогов ДОУ

на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста

с природой зимой»

Составитель: старший воспитатель

Щелкунова Ольга Николаевна

г. Туапсе

«Зимушка-зима» - так ласково называют самое суровое время года. У зимних месяцев были очень красивые обозначения: «ознобень», «лютовей», «ледостав». Ещё в старину подметили, что от характера зимы зависит и характер будущего лета, что нашло отражение в русских пословицах и поговорках: «Много снега – много хлеба», «По зиме ложится лето», «Снег на полях – хлеб в закромах» и др.

         Представление о зиме дошкольники получают во время зимних развлечений, игр, посильного труда, кратковременных наблюдений, прогулок. Чем содержательней и интересней организован досуг на  улице, тем ярче будут  у них представления о зиме.

Своеобразие и красота сезонных изменений в природе производят  на ребенка неизгладимое впечатление. Слова «снег», «холодно» он слышит с ранних лет и связывает их с определенными ощущениями, эмоциями. На этой основе у него рано формируются конкретные представления о явлениях природы.

Между тем самостоятельно маленькие дети не всегда могут правильно осознать даже хорошо знакомые им факты. Поэтому ознакомление дошкольников с природой должно осуществляться при непосредственном и активном участии педагогов.

Ознакомление с наиболее характерными признаками этого сезона происходит во время повседневных и целевых прогулок на участке детского сада или в ближайшем природном окружении.

        Прогулки следует совершать в любую погоду. Даже во время лёгкой позёмки и метели можно на некоторое время выйти на участок: понаблюдать, как ветер подхватывает снег, кружит его, наметает сугробы (сильную метель можно наблюдать из окна, прислушиваясь к завыванию ветра). Дети радуются выпавшему снегу, с восторгом ловят его, незаметно для себя знакомясь с новыми свойствами: белый, пушистый, легкий, холодный, тает. Чтобы это почувствовать, дети должны взять снег в руки. Им можно разрешить это сделать в конце прогулки. Чтобы малыши не брали снег в рот, необходимо объяснить им, что он холодный, очень грязный, потому, что лежал на земле, и поэтому можно заболеть. Наглядным примером этому может стать вода, которая остается после таяния снега в стакане.

Ознакомление с природными явлениями младших дошкольников.

По мере того как зима все больше и больше вступает в свои права, воспитатель обращает внимание детей на то, как много выпало снега, как он медленно, хлопьями ложится на землю, как быстро все вокруг побелело.

Усилить эмоционально-положительное отношение к этому явлению помогут стихотворения (М.Познанской «Снег идет», А.Барто «Снег, снег» и др.), загадки, поговорки.

 Белая, узорная звездочка-малютка,

Ты слети мне на руку, посиди минутку.

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

                                        З. Рождественская

        Постепенно малыши приучаются связывать состояние погоды с одеждой, деятельностью и развлечениями людей. Так, во время сбора на прогулку воспитатель объясняет, что дети и взрослые одеваются зимой тепло, потому что на улице холодно; люди стараются идти быстро, чтобы не замерзнуть.

Воспитатель может предложить детям, подойдя к окну, посмотреть, какая на улице погода, и обсудить, что надо обязательно надеть. Затем педагог может включить в беседу игровой элемент, спросив, например: «А как вы думаете, наша кукла хочет вместе с нами пойти на улицу? Посмотрите, какую одежду я для нее приготовила».

        Наблюдение изменений в природе должно чередоваться с играми, трудом. Малыши совместно с педагогом могут расчищать дорожки, играя в «дворников», «водителей». Благодаря игровым приемам эти занятия для детей особенно привлекательны: у них возникает желание участвовать в общем деле.

        В эти моменты дети активно познают свойства снега, льда, у них формируется любовь к зимней природе, которая своей красотой и многообразием дает много радости и представляет широкие возможности для веселых игр. После снегопада внимание малышей следует обратить на работу дворника, который сгребает снег, посыпает песком тротуар, чтобы не падали люди.

        В теплые дни педагог организует лепку из снега. В присутствии ребят он сооружает постройки из снега, показывает, как скатать снежные шары и сделать из них снежную бабу. Такие игры доставляют детям радость, способствуют накоплению знаний о свойствах снега. Малышам нравится насыпать снег совочками в формочки, выкладывать «пирожки», «мороженое». Можно вылепить фигурки знакомых животных, например кролика.

Мы слепили снежный ком, ушки сделали на нем.

И как раз, вместо глаз, угольки нашлись у нас.

Кролик белый как живой, и с хвостом и с головой…

О. Высотская. «Снежный кролик». 

        В морозный день воспитатель предлагает детям послушать, как скрипит снег под ногами. Чтобы показать им пластичность снега, можно предложить побегать по свежевыпавшему снегу. На следующих прогулках с малышами играют в «Следы», «Кто куда спрятался». Вместе рассматривают следы кошки, наблюдают, какие следы оставляют птицы, пытаются отгадать, кто куда ходил.

        Младшие дошкольники много времени проводят на участке детского сада, поэтому надо спланировать их деятельность так, чтобы она включала занятия и игры со снегом. Можно проводить с детьми формовку из снега. Для этого необходим стол с бортиками, пластмассовые формочки, совочки, фигурки животных, людей. Воспитатель дает детям печатки с изображением елочки, домика, зайца и др. Они называют изображения, а потом печатают на снегу.

        Малышей знакомят со свойствами льда. С детьми можно рассмотреть образовавшийся лед, отметить, что он твердый, гладкий, скользкий, прозрачный. Также педагог в присутствии детей может приготовить цветной лед. Дошкольники с интересом наблюдают, как замерзает подкрашенная вода, разлитая в формочки с опущенным туда концом нитки. Получаются красивые цветные льдинки, которыми можно украсить участок. Так дети узнают, что вода замерзает на морозе.

        Проводятся целевые прогулки  по участку, в процессе которых педагог показывает детям деревья: у них есть ствол и ветки, но листьев зимой нет.

        В уголке природы должны быть карточки с изображением деревьев в разное время года. Придя с прогулки, дети выбирают ту картинку, которая соответствует увиденному на улице. В процессе наблюдений воспитатель учит их видеть красоту заснеженных деревьев и кустарников, объясняет, что они зимой живые, воспитывает бережное отношение к насаждениям.

        Наблюдения за птицами на прогулке делает ее более содержательной в воспитательном отношении. Педагог подкармливает птиц, слетающихся к кормушке, объясняет, что зимой они особенно нуждаются в заботе людей. Со временем малыши начинают принимать непосредственное участие в кормлении птиц и наблюдают за постоянными гостями участка – воробьями. В городских условиях, кроме воробьев, можно увидеть ворон, голубей.

        Для закрепления знаний о птицах можно организовать дидактические игры «Воробушки и автомобиль», «Кто прилетел на кормушку», «Голуби и воробьи» и «Птичий календарь» (в него помещают изображения птиц, прилетающих к кормушке).

        Зимой особую радость доставляют малышам растения, выращенные ими самими.

Начиная с декабря-января дети сажают лук «на зелень». Перед началом посадки надо также продемонстрировать малышам будущие результаты их труда, уточнить: «Это зеленый лук. Кто его ест, тот будет сильным и здоровым». Показывая луковицу, воспитатель говорит, что из нее вырастет зеленый лук. Поясняет, что сверху луковица срезана, чтобы скорее выросли зеленые листочки, а в низу у нее корешки. Дети узнают, что луковицу сажают в ямку корешками вниз, а срезанной частью – вверху. После посадки педагог объясняет, что поливать надо землю вокруг луковицы, и показывает, как это делать.

        Организация деятельности в средней группе

        Наблюдая за природой зимой, дети пятого года жизни учатся понимать последовательность явлений и устанавливать связи между предметами и явлениями природы, например, причинные (временные: солнце светит мало, поэтому стало холодно; когда мороз – замерзают лужи; холодно -  птицы голодают, их надо подкармливать, а также делать простейшее обобщения.

        Расширяя представления дошкольников, воспитатель обращает их внимание на признаки наступающего времени года. Подготавливать детей к усвоению понятия «зима» надо постепенно, на основе накопления у них чувственного опыта и формирования конкретных представлений об отдельных характерных признаках данного времени года.

        В средней группе наблюдение за погодой проводятся ежедневно на прогулках. Воспитатель характеризует погоду зимой тем или иным основным признаком: «солнечная», «снег идет», «холодный ветер», и др. Постепенно и дети начинают употреблять соответствующие определения. Вместе с педагогом они наблюдают за солнцем: светит мало, не греет, поднимается невысоко; в зимний период позже всходит и раньше заходит, дни становятся короче.

        Предложив детям постоять тихо, педагог прохаживается по снегу: «Снег скрипит под ногами, когда мороз». Подкрепляя свои слова, воспитатель берет снег, сжимает его, но снег рассыпается – снежка не получилось. Таким образом, знакомясь со свойствами снега, дети устанавливают простейшие причинные связи: в теплую погоду снег липкий, в морозную – рассыпается.

        Играя в «Следы», ребята узнают о пластичности снега, упражняются в чтении следов на снегу, учатся различать и сравнивать следы воспитателя и свои, а также птиц, кошки, собаки. По следам находят спрятавшихся и угадывают, где ходили «охотники», а где – «звери» (игра «Охотники»).

        Воспитатель закрепляет представления детей о зависимости состояния снега от погоды, предлагая им рисовать и «печатать» на снегу (составлять узоры, картины); отгадывать, что напечатано, нарисовано; придумывать рассказы, связывать «печатание» на снегу с какой-либо сказкой.

        Наблюдение снегопада можно соотнести с впечатлениями, которые дети получили ранее, при иной погоде («сегодня снег падает хлопьями, а вчера – иголочками»). При этом следует помочь им понять, почему снег бывает разным; обратить внимание на красоту падающего снега. Позже им предлагают объяснить, что, в какую погоду и почему можно делать на прогулке (например, сегодня можно лепить, стало теплее – снег липкий).

        Зимой дети следят за тем, как вода замерзает и превращается в лед, а в тепле тает, превращаясь в воду. Во время оттепели следует обращать внимание детей на сосульки. В сильные морозы детей привлекают узоры на окнах. Надо рассказать, что это явление бывает только в морозные дни.

        Усвоение детьми новых знаний должно основываться на непосредственном их общении с природой и быть связанным с интересной, занимательной деятельностью. Так, лепка из снега детьми в данном возрасте носит более разнообразный и самостоятельный характер, чем в младшей группе. Иногда она может быть коллективной.

         Чтобы дети могли точнее определить состояние погоды, наблюдение и беседу с ними лучше проводить в конце прогулки.

        Для закрепления складывающихся представлений о сезонных явлениях в уголке природы необходимо иметь пособие – календарь «Какая сегодня погода?». Для зимнего варианта подбираются картинки соответствующего содержания, которые отражают состояние растительного и животного мира, деятельность детей в данное время года. Работа с календарем проводится после наблюдений на повседневных прогулках. Дети вместе с воспитателем находят картинки и передвигают стрелку на то изображение, которое напоминает погоду текущего дня. Это пособие помогает воспитателю приучить детей к систематическим наблюдениям за состоянием погоды, вызвать интерес к изменениям, происходящим в течение сезона.

        В зимнее время дошкольники наблюдают деревья и кустарники под снежным покровом. Деревья с ветками без листьев хорошо выделяются на фоне неба и белого снега. Воспитатель учит различать деревья по внешнему виду, например, березу, ель, липу, рябину, тополь. Напоминает, что деревья надо беречь и зимой – не затаптывать, не обламывать веток, потому что весной на них появятся новые зеленые листочки.

        Многие дети считают, что почки появляются на деревьях весной. Это не удивительно, потому что они пока не знают, что почки закладываются летом и остаются на ветках в течение всей осени и зимы. В феврале можно поставить в уголке природы в воду веточки березы и тополя. Воспитатель обращает внимание детей на их характерные признаки. Полученные детьми знания закрепляются в дидактических играх: «Узнай по описанию», «Угадай, чего не стало», «Найди такую же» и др.

        Значительно разнообразней, чем в младших группах, могут быть наблюдения за сезонной жизнью птиц в средних группах. Наблюдая за птицами на участке во время зимней прогулки, дошкольники уточняют представления о зимующих птицах (три-четыре вида), особенности их внешнего вида, характера поведения (способа передвижения, издаваемых звуках) и питании. Ребята замечают, какие птицы прилетают на участок постоянно, а какие редко, какой корм они больше любят, сколько съедают; как ведут себя разные птицы. Педагог знакомит их с синицей, снегирем, свиристелем. Дети сравнивают этих птиц с теми, которых они знали раньше (воробьем, вороной, голубем, сорокой, галкой и др.), рассказывают об их характерных признаках.

        Ежедневно на прогулках дети под руководством воспитателя дают птицам их любимый корм (несоленое сало – для синиц, крупа – для голубей, косточка с мясом – для вороны). Знания, полученные на прогулках, необходимо связать с уходом за птицами в уголке природы, с воспитанием заботливого отношения к пернатым.

        На прогулках много внимания надо уделять труду. После снегопада дети расчищают дорожки, сгребают снег для построек и игр. Очистка детьми участка детского сада от снега должна занимать не более 5-6 мин.

        В детском саду должен быть необходимый инвентарь (лопаты, метелки и т.д.). Педагогу надо научить детей правильно им пользоваться. Можно показать детям работу снегоочистительной машины. Сказать, что снег увозят на поля, чтобы весной было больше влаги.

        Организация деятельности в старших группах.

        В старшем дошкольном возрасте пополняются и систематизируются знания о зиме как времени года. Для формирования представлений о влиянии солнца на продолжительность светового времени суток следует использовать специальную модель. На ней в схематическом виде показаны длина дня в разное время года и траектория движения солнца, соответствующая продолжительности дня  в данный  сезон. Для того чтобы дети усвоили, что зимой самые короткие и холодные дни, следует помочь им установить связь между высотой стояния солнца над горизонтом и продолжительностью дня. Можно организовать занятие на тему «Зима» с чтением художественной литературы (К.Д. Ушинский «Зима», «Четыре желания», «Проказы старухи-зимы»; В.В. Бианки «Книга зимы», Н.И. Сладков «Декабрь», «Январь», «Февраль», «Суд над декабрем»), а также дидактические игры с использованием модели «Портрет зимы».

        На занятиях воспитатель вместе со старшими дошкольниками выясняет смысл русских народных пословиц, например: «Зимний денек – воробьиный скок». Можно предложить детям проверить народные приметы. Например, если ночью на деревьях появился иней, то днем снег не выпадет, если снег идет большими хлопьями – к ненастью и мокроте. Следует познакомить детей с народным календарем «Зима» и народными названиями (лютень, студень, просинец, вьговей). Оформление «Зимнего альбома» будет способствовать систематизации занятий детей о зиме как времени года.

        Наиболее характерными признаками зимней природы являются выпадение осадков в виде снега и образование снежного покрова. Дети наблюдают, какую форму имеют снежинки в зависимости от состояния погоды, устанавливают зависимость размеров снежинок от температуры воздуха: чем ниже температура, тем они мельче, меняется их форма. Детям интересно будет узнать, сколько было снегопадов, для этого надо сделать срез лопатой и по темным полосам, которые образуются после каждого снегопада, сосчитать их количество.

        Богатое убранство придают зиме иней и изморозь. Иней бывает, когда после теплой погоды ударит мороз и на предметах оседают пары воздуха в виде кристаллов снега. Изморозь – когда после холодной погоды наступает тепло. Дети устанавливают, чем отличается иней от изморози: изморозь бывает с одной стороны предметов, а иней покрывает предмет со всех сторон.

        Дошкольников следует подвести к тому, что снег для всего живого – теплое одеяло, берегущее от мороза.

                На повседневных прогулках ведется наблюдение за состоянием деревьев и кустарников. На основе сравнения дети распознают их по характерным признакам: кроне, коре, веткам, почкам, семенам. Дошкольники могут определить принадлежность плода, семян соответствующему растению («С чьей ветки детка?»). Зимой проводят целевую прогулку с целью сбора семян на снегу.

        При проведении целевой прогулки «Деревья зимой» дети определяют состояние лиственных и хвойных деревьев в это время года, наблюдают за деревьями в разную погоду. В морозный солнечный день ветки деревьев покрыты инеем. Дети должны знать, что слишком большое количество снега может повредить дереву. После больших снегопадов под тяжестью снега ветки ломаются, поэтому его периодически надо стряхивать. Если после снегопада потеплеет, а потом опять станет холодно, ветки обледенеют. Эти объяснения надо связать с наблюдениями деревьев в гололед, когда ветки кажутся стеклянными и на ветру звонко стучат, покрытые ледяной коркой.

        Таким образом, в процессе повседневных прогулок дети узнают о приспособленности растений к меняющимся условиям среды.

        Дети приобретают знания о пользе снега: он укрывает землю, помогает растениям сохранить семена, спасает животных от холода. Наблюдения за растениями зимой следует сочетать с чтением художественной литературой (Н.Павлова «Деревья зимой», «Зимняя игрушка», И.П.Токмакова «Деревья», С.А.Есенин «Береза» и др.). Рассказ В.Бианки «Под снегом на лугу» поможет закрепить представления, что под снегом растения не гибнут.

        Дидактические игры помогут уточнить и закрепить представления детей о характерных признаках деревьев: «Найди свой дом», «Определи дерево по описанию».

        Белая кора, тоненькие ветки,

Что это такое, угадайте, детки.

Черные пятна на беленькой ножке.

Тонкие ветки, на ветках сережки.

(Береза).

Дети учатся бережно относиться к растениям. Воспитатель рассказывает, что зимой они живые, но «отдыхают», находятся в состоянии вынужденного покоя. Чтобы показать это, в группу приносят ветки деревьев, кустарников (тополя, клена, березы, липы, ближе к весне – ветки сирени, вишне, яблони, черемухи – от 3 до 6), ставят их в воду. Лучше это сделать в середине или конце зимы, чтобы наблюдать сокращение сроков их распускания.

        Для ускорения развития веток можно провести тепловую обработку – поместить концы веток в банку с теплой водой, сверху укутать плотной тканью, держать так ветки до остывания воды. Для лучшего развития ветки можно подкормить, добавив в воду один - два куска сахара, таблетку аспирина или ложку борной кислоты.

        Вместе с воспитателем дети отмечают весь процесс развития: как набухают почки, как они сбрасывают чешуйки, какие листья распускаются на ветках разных растений. В подготовительной к школе группе можно поместить ветки не только с листовыми, но и цветочными почками (они более крупные и округлые, ветки смородины, вербы, ивы). В процессе наблюдений дошкольников подводят к выводу о роли света, тепла и влаги в жизни растений.

        Для формирования знаний о сезонных изменениях в жизни животных и способах их зимовки следует провести занятие «Зимовье животных».

Дошкольники учатся устанавливать связь между наличием пищи и активностью животных и связывают изменения в неживой природе с жизнью животных в холодный период. В ходе занятия дети могут работать с моделью «Зимний лес». Их внимание обращается на определение причины, почему в зимнем лесу мало животных. Можно разыграть представление на тему «Как звери в лесу зимуют». Используя моделирующие действия, воспитатель знакомит дошкольников с выражением «лиса мышкует». Объяснение способа передвижения зайца помогает детям сделать вывод, что таким образом животное спасается от хищников. В конце занятия модель «Роль окраски в жизни животных» поможет понять связь между окраской животных и способами защиты от врагов.

        Беседы, чтение художественной литературы повышают интерес воспитанников к познанию различных сторон жизни животных. Просмотр диафильма «Зима в лесу», обсуждение картины «Зайцы» можно связать с чтением рассказов Л.Н. Толстого «Зайцы», «Русак». Дети могут послушать и «Письма лесника» о жизни белки, зайцев, лис, волков в зимнее время.

        Обращение к речевой логической задаче является толчком, стимулом для развертывания беседы об особенностях внешнего вида, повадках животных, их жизни зимой.

        Особое внимание следует уделить и такому признаку, как неподвижность. Знания о способах зимовки животных можно закрепить средствами дидактической игры «Кто как зимует?». Также детям предлагают «заселить» лес зимующими животными и разделить их на три группы: те, которые зимой спят и не нуждаются в пище, те, которые делают запасы на зиму, и те, которые ведут активный образ жизни и добывают пищу в зимнем лесу.

        Забота детей о птицах, особенно в тяжелую для них зимнюю пору, выражается в подкормке их на участке детского сада и в парке. В этом возрасте дети могут вместе с воспитателем делать деревянные кормушки, заготавливать корм (запасти осенью семена сорных трав, плоды деревьев и кустарников) и подкармливать птиц.

         Следует широко использовать календарь наблюдений за птицами, где с помощью условных знаков дети отмечают их поведение. Беседа «Как помочь птицам зимой?», дидактические игры «Кого чем угостим?», «Кто прилетел на кормушку?» способствуют формированию знаний о способах помощи птицам зимой, воспитанию заботливого отношения к пернатым.

        Для расширения представлений дошкольников о связи сезонных изменений природы и деятельности человека необходимо познакомить их с трудом и бытом людей в зимнее время. Деятельность людей зимой ограничена.

        В условиях города ребятам рассказывают о чистке улиц, отоплении помещений, зимних видах спорта (хоккей, фигурное катание, лыжи и др.). Дети могут составить рассказ, как они играют и трудятся зимой.

        Большое значение следует придавать работе с календарем. Дежурные отмечают состояние погоды, фиксируют такие явления, как замерзание пруда (реки), установление снежного покрова, метель, вид деревьев в разную погоду, повадки птиц в мороз, оттепель. На основе этих наблюдений делают выводы о некоторых закономерностях происходящих явлений. В конце зимы по этим рисункам проводится итоговая беседа. Для закрепления знаний о зиме как времени года можно использовать дидактическую игру «Бывает, не бывает», в которой дети должны продолжить высказывание воспитателя или опровергнуть его. При этом воспитанникам предлагается самостоятельно назвать и описать явления природы, характерные для этого времени года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой"

В консультации говорится о том как надо знакомить детей дошкольнлгл влзраста с природой в зимнее время года...

Опыт работы по теме"Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края".

Эпиграф.« Бедное дитя, если оно выросло не сорвав полевого цветка, не по­мявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется той полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой»

КОНСУЛЬТАЦИЯ«Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой»Своеобразие и красота сезонных изменений в природе производят  на ребенка неизгладимое впечатление. Слова «снег», «холодно» о...

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой

Консультация для педагогов ДОУ о том как знакомить детей с живой и неживой природой в зимний период...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «СТИХИ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ»

Развитие современной поэзии для детей тесно связано с общими процессами, происходящими в литературе последних десятилетий. Ведь поэзия воздействует на читателя одновременно заложенной в ней мыслью и ч...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «СТИХИ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ»

Развитие современной поэзии для детей тесно связано с общими процессами, происходящими в литературе последних десятилетий. Ведь поэзия воздействует на читателя одновременно заложенной в ней мыслью и ч...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с осенними явлениями природы»

Данная консультация предназначена для педагогов ДОО, а также для студентов педагогических вузов и колледжей....